Речевые формы аграфии. Оптическая дислексия и дисграфия Осложнения и последствия
Сенсорная аграфия.
Нарушение фонематического слуха неизбежно ведёт к нарушению звуко-буквенного анализа. В этих случаях написание может быть совсем распавшимся и тогда больной не может написать ни одной буквы или слова как в самостоятельном письме, так и со слуха. При меньшем поражении написание изобилует литеральными и вербальными парафазиями, звуки заменяются больным по фонематическому правилу.
Центральным механизмом сенсорной аграфии является нарушение акустического восприятия речи, её фонематического слуха. Центральным дефектом является распад всех видов написания, и прежде всего написания со слуха.
Вклинической картине сенсорной аграфии наблюдается полная утрата способности к написанию или грубые литеральные параграфии, представляющие собой замену оппозиционных звуков в акустическом восприятии.
Впсихологической структуре написания нарушается сенсомоторный уровень организации этого процесса в звене звукоразличения и вторично нарушается лингвистический уровень: звуки, слова, предложения, тексты. Контрольные функции за написанием также нарушаются, но не как вид целенаправленной деятельности, а из-за дефектов фонематического слуха. Сенсорная аграфия протекает в синдроме сенсорной афазии . При сенсорной аграфии нарушаются: а) слуховое написание, б) самостоятельное написание, в) списывание более сохранно, но оно также нарушается, замещаясь побуквенным списыванием, а нередко копированием.
Афферентная моторная аграфия
При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария наблюдается афферентная моторная афазия и аграфия. В акте написания обязательно участвуют скрытые артикуляции. При афферентной моторной аграфии больные из-за нарушений речевых кинестезий теряют артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению.Центральным механизмом нарушения написания являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляторных движений и к невозможности чётко отдифференцировать звуки по их кинестетическим основам, что и ведёт к центральному дефекту при написании – нарушению написания отдельных звуков, близких по способу и месту образования.
В клинической картине этих нарушений написания у больных обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются: 1) замены одних звуков другими; 2) пропуски согласных при их стечении; 3) пропуски гласных в словах; 4) пропуски целых слогов из середины слова. Обычно больные жалуются на то, что они не «чувствуют» этих звуков. В психологической картине нарушения обнаруживаются дефекты сенсомоторного уровня в структуре написания, в звене звукоразличения, но и по другим основаниям – из-за дефектов кинестетической основы написания.
Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме афферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой влияют и на написание. При этой форме нарушаются все виды написания, кроме списывания.
Эфферентная моторная аграфия
Поражение или дисфункция задних отделов средней и нижней лобных извилин в левом полушарии приводят к эфферентной моторной аграфии. Процесс написания отдельных букв не представляет никаких трудностей; трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, то есть денервационных механизмов.
Центральным механизмом является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведёт к дефектам переключения с одного звука на другой в процессе речи и с одного знака на другой – в письменной речи. Нарушение процесса переключения является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии.
В клинической картине этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при написании, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте – перестановки букв в слове; затем – пропуски букв, обозначающих гласные или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописание слов. Трудности больные испытывают и при выкладывании из букв отдельных слов.
Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства написания характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). У больных нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать « в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать слова в предложения. Даже в процессе списывания, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок. Сам процесс списывания приобретает характер развёрнутого, осознанного и побуквенного написания; больные проговаривают при этом каждый звук и слог.
Неречевые формы аграфии
Оптическая аграфия
Нижнетеменные и затылочные отделы коры левого полушария связаны с интеграцией зрительного опыта и его пространственной организацией. Поражение этих участков мозга приводит к нарушению оптического и оптико-пространственного восприятия и образов-представлений букв, что лежит в основе нарушений написания по типу оптических аграфий. Этот вид аграфии рассматривается в синдроме гностических расстройств. Наиболее часто встречающимися в клинике оптических аграфий являются оптическая, оптико-пространственная и оптико-мнестическая формы нарушений написания.
Сущность всех оптических аграфий в том, что графема нарушается как зрительный и зрительно-пространственный образ представления. В них нарушается перешифровка звука в букву.
Поражение нижнетеменных отделов ведёт к дефектам окуализации зрительно-пространственного образа и графемы, что и является центральным механизмом нарушения написания при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях нарушается пространственное расположение элементов буквы. Особые трудности при написании букв с пространственной ориентацией (и-п, е-э, б-д и др.), что является центральным дефектом . Данное нарушение написания входит в синдром расстройств пространственных восприятий и образов-представлений . У больных есть трудности ориентировки в пространстве: они не могут найти свою палату, правильно надеть рубашку, путают левое и правое, низ и верх.
Вклинической картине на первое место выступают литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы. В психологической картине на первое место выступают дефекты пространственных образов-представлений и нарушения координирования элементов букв в пространстве при их написании.
Другой тип оптической аграфии заключается в утере обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук; графема при этом перестаёт выполнять функцию обозначения определённого звука. Больные с этой формой аграфии хорошо вычленяют звуки речи, но у них распадается константный и обобщённый образ буквы, что и является центральным механизмом данной оптической аграфии. Центральным дефектом в этом случае является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-п-н, ш-и-п, с-х-к, б-в-р и т. д.).
В клинической картине оптической аграфии наблюдаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной на другую, сходную по рисунку (литеральные оптические параграфии), замедленность и произвольность процесса написания.
В психологической картине для этой формы аграфии характерно, с одной стороны, размытость образа буквы, дефекты вычленения её существенных компонентов, несущих на себе значение, то есть микрознаки (б-в, и-й, н-п и т.д.), а с другой – распад обобщённого образа буквы и замена его конкретным, единичным и присущим только данному субъекту (некоторые, например, могли писать букву Д только как д, букву Р – только как р и т.д.). Из-за дефекта обобщённости образа буквы эти больные испытывали трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (Д, D, д). При этой форме аграфии нередко остаётся более сохранным написание одним каким-то шрифтом. Нарушаются такие виды написания, как самостоятельное и диктант, а списывание остаётся сохранным.
Этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии.
Алексия
Оптическая алексия
Оптическая алексия часто в составе синдрома оптической агнозии или оптико-пространственных нарушений и нередко – в синдроме оптико-мнестических расстройств.
Известны два вида этой формы алексий: вербальная и литеральная. Центральным дефектом при литеральной алексии является распад чёткого значения отдельных букв. Больные с трудом узнают буквы, путают их по оптически близким признакам, неправильно воспринимают их пространственную ориентацию или не узнают совсем. При этом особенно грубо нарушается восприятие букв внутри рукописных слов, где все буквы слиты воедино.
Вторым видом оптической алексии является вербальная алексия . Все трудности возникают при чтении слов. Больной не может объединить буквы в единое целое, не узнавая слова и схватывая его отдельную часть (обычно корневую), и замещает его прочтение догадкой о смысле. Нередко оптическая алексия протекает при нарушении речи. Тогда на первый план выступают трудности буквенного знака с его звуковой характеристикой: больной утрачивает значение буквы, забывает её наименование, путает наименование близких по оптическому рисунку букв. Нарушение взаимодействия речи и зрительного восприятия ведёт к оптико-мнестической алексии , при которой центральным дефектом выступает амнезия на буквы и слова при чтении. При оптико-мнестической алексии обнаруживаются ошибки называния, узнавание букв и слов со слуха даёт меньшее число ошибок. При этой форме алексии нередко возникает угадывающее чтение. Оказывается, что при возрастании влияние контекста число ошибок уменьшается, скорость чтения увеличивается. Иногда оптическая алексия проявляется лишь в замедлении темпа чтения, то есть дезавтоматизации процесса. Чтение приобретает произвольный характер, становится аналитическим, послоговым, и тогда чётко прослеживается «угадывающее чтение».
Сенсорные формы алексии
Нарушение чтения часто идёт в синдроме сенсорной афазии. Процесс узнавания слов остаётся сохранным, в то время как звуковой анализ и синтез читаемого слова оказывается нарушенным, а часто невозможным. Многие слова для больного оказываются лишь системой знаков, не имеющей звуковой основы. Невозможность узнать смысл слов посредством звуко-буквенного анализа превращает процесс чтения в угадывание. Сенсорная алексия наступает вследствие нарушения процесса звукоразличения из-за дефекта акустического восприятия, что является центральным механизмом и центральным дефектом сенсорной алексии. Этим объясняется появление при чтении литеральных замен, паралексий.
Дефекты акустического восприятия приводят не только к заменам одних фонем на другие, но и полной невозможности синтезировать звуки в слово, к невозможности понять его значение.
Моторные формы алексии
Эти формы алексии связаны с дефектами моторной стороны речи и протекают в синдроме эфферентной и афферентной моторной афазии.
При эфферентной моторной афазии устная речь грубо нарушена из-за патологической инертности в двигательных процессах. Возникающие при этом дефекты переключения и персеверации нарушают устную речь, а также чтение, которое может оказаться менее нарушенным, чем устная речь. Больной узнаёт и называет буквы, правильно повторяет отдельные звуки, воспринимает слово целиком и понимает его значение. Чтение становится нередко угадывающим из-за дефекта переключения. В этом случае центральным механизмом нарушения чтения являются дефекты переключения. В первую очередь нарушается звуко-буквенный анализ из-за персевераций, являющихся центральным дефектом при этой форме алексии.
Другая картина нарушения чтения при афферентной мотороной афазии. Центральным дефектом в этом случае являются дефекты кинестетической основы артикуляций; иннервация артикуляции теряет здесь свою избирательность и возникают типичные замены одних звуков на другие, близкие. Контроль над чтением у этих больных сохранён, они знают о своих ошибках и пытаются их исправить. Как и при эфферентной мотороной алексии нарушается звуко-буквенный анализ (центральный дефект), но уже из-за дефектов кинестетической основы речи. Чтение становится резко дезавтоматизированным, всё внимание больного приковано к перешифровке оптических знаков в нужные артикуляции, поэтому понимание отстаёт от восприятия. Артикуляционные трудности приводят нередко к подмене подлинного чтения угадывающим на основе отдельных фрагментов слова. Больные при чтении постоянно прибегают к сравнению только что прочитанного материала с ранее прочитанным. Наименьшие трудности понимания обнаруживаются при сохранении «внутреннего чтения» коротких слов и фраз, которое помогает понимать читаемое.
При всех формах алексии общая стратегия её преодоления – это преодоление механизма нарушения.
Мы видели, что письмо в настоящее время рассматривается в психологии как сложный психический процесс, имеющий свое психологическое содержание, непростую структуру и характеризующийся особыми путями его формирования у детей, а также сложное взаимодействие с мозгом. Естественно, что и нарушение такого психического процесса при поражениях мозга не может быть простым и тем более связанным с поражением какого-либо участка мозга. На сегодняшний день известно, что письмо, нарушаясь вследствие поражения мозга, имеет разные формы, которые зависят от того, какое звено в структуре письма нарушено, что в свою очередь связано с локализацией очага поражения мозга. В настоящее время в клинике поражений мозга известны разные формы аграфии, возникающие при поражении разных участков коры головного мозга.
Выше мы описали, что в современной отечественной психологии и нейропсихологии письмо рассматривают как сложный по структуре психический процесс, который на уровне мозга обеспечивается совместной работой ряда зон коры левого полушария. Каждый участок мозга вносит свое специфическое в структуру протекания письма, и эта совместная деятельность представляет собой целостную функциональную систему, лежащую в основе письма. Поэтому нарушения письма, возникающие при поражениях мозга, носят системный характер, хотя каждый раз будет нарушена работа одного какого-либо участка мозга, обеспечивающего одно условие (фактор) в структуре письма, но оно будет нарушено целиком, как система.
Несформированность письма у детей (или трудности его формирования в начальной школе) носит также системный характер, но имеет свою специфику. Если у взрослых больных в основе системного нарушения письма, как правило, лежат дефекты одного какого-либо психического процесса и, как правило, элементарного, то у детей механизмы нарушения чаще всего комплексные, и могут лежать они в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графо-моторных координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.), но и в сфере высших психических функций - в нарушении общего поведения, внимания, несформированности личности и абстрактных форм мышления и др.
Чаще всего несформированность письма (или трудности его формирования) связаны с дисфункцией (разной этиологии) зоны ТРО, т.е. третичной зоны коры левого полушария, которая лежит в основе сложных форм пространственного и квазипространственного восприятия. В этом случае возникают трудности восприятия и актуализации образа букв, имеющих пространственно ориентированную конфигурацию, которая и несет на себе значение буквы и ее наименование. Эти формы аграфии (или дисграфии) идут в синдроме пространственных расстройств, а следовательно, в синдроме семантической афазии, первичной акалькулии, оптико-пространственной алексии, пространственных расстройств в предметных действиях и общей ориентировке в пространстве.
Весь этот синдром у детей может быть выражен не грубо и выступать не в полном составе симптомов, однако все эти симптомы будут лежать в основе трудностей обучения детей грамоте.
Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга - заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из упомянутых зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Кроме этих зон, каждая из которых обеспечивает модально-специфическое условие протекания письма, лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают условия для программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью.
Таким образом, аграфия - это сложное и неоднородное расстройство и письменной речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно разделить на две группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы:
1. Речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи.
2. Гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.
Первая группа аграфий протекает в синдромах различных форм афазии, вторая группа - в синдромах различных форм агнозии, где выделяются:
а) оптическая аграфия (симультанная и литеральная),
б) оптико-пространственная,
в) оптико-мнестическая.
Речевые формы аграфии протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Что касается моторных видов аграфии, то в настоящее время в отечественной нейропсихологии они рассматриваются не как однородная группа речевых расстройств, как это представлялось раньше (а многими исследователями и в настоящее время), а как две различные по механизмам возникновения, по клинической и нейропсихологической картине протекания формы афазии и, соответственно, аграфии. В их основе лежат разные нейрофизиологические, психофизиологические и психологические механизмы. Соответственно и локализация поражения мозга, которая ведет к моторным афазиям и аграфиям, - разная.
Обратимся еще раз к структуре письма и его психофизиологической основе для более четкого представления структурных нарушений письма, т.е. в каком звене произошло нарушение и на каком уровне его организации, и дефекты каких психофизиологических механизмов лежат в основе того или другого вида аграфии. Эти знания необходимы для более четкого представления о стратегии и тактике восстановления письма.
А. Психологический уровень включает ряд звеньев:
1[) возникновение намерения, мотива к письменной речи,
2) создание замысла (о чем писать),
3) создание на его основе общего смысла (что писать) содержания,
4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
Б. Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:
1. Процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы. Это звено осуществляет анализ более крупных единиц речи - количество слов во фразе и восприятие общего звукового абриса фразы.
2. Объем акустического восприятия и слухо-речевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.
3. Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы.
4. Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.
5. Написание букв, слов, фраз.
В. Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:
1. Процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов.
2. Объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки.
3. Перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) происходят благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга - ТРО (temporalis - parietalis - occipitalis) височно-теменно-затылочной зоной; здесь и происходит актуализация образов-представлений буквенных знаков.
4. Перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.
Таким образом, очевидно, что формирование и протекание письма и письменной речи невозможно без наличия межанализаторных связей и что письмо осуществляется не работой одного какого-либо анализатора, а группой совместно действующих анализаторных систем. Следует заметить, что при обдумывании письма на его начальной стадии все указанные уровни вступают в работу последовательно, но при осуществлении этой функции все уровни работают совместно, в тесной и сложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень.
Мозговая основа письма весьма сложна, что, естественно, требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга. Психологический уровень реализуется за счет работы
лобных отделов мозга - передне-, задне- и медио-базальных отделов лобной области коры головного мозга. Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов (зона ТРО). Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи. Совместная работа всех этих морфологических образований мозга и составляет мозговую основу процесса письма.
В функциональную систему, обеспечивающую нормальный процесс письма, входят различные участки коры левого полушария мозга и различные анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и т.д.), причем каждая из них обеспечивает нормальное протекание лишь одного какого-либо звена в структуре письма, а все вместе - нормальные условия для осуществления сложного целостного процесса письма.
Таким образом, письмо нельзя отнести либо только к речи, либо к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический, уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме.
При формировании письма у детей наблюдается другая картина: все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций. Методы обучения детей письму в школе, к сожалению, мало используют первый, психологический, уровень. После обучения детей первым навыкам письма букв и ряда слов значительно эффективнее переходить на психологический уровень письма: формирование и формулирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма (с помощью сюжетных картинок и др.) и т.д. Все эти методические приемы, на которых мы остановимся ниже, обусловливают общую и интеллектуальную активность, способствуют актуализации образов целых слов и отдельных букв и оживляют работу соответствующих групп анализаторных систем.
Эфферентная (кинетическая) моторная аграфия
Известно, чтобы правильно написать слово, недостаточно проанализировать его звуко-буквенный состав, необходимо еще и осознание последовательности звуков в слове. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова представляет одну из самых существенных трудностей при первоначальном развитии навыка письма у детей. Поражение задних лобных отделов коры левого полушария мозга приводит именно к этим дефектам в письме. Процесс написания отдельных букв не представляет в этом случае никаких трудностей. В отличие от других форм нарушения письма, трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения с одной буквы на другую (или со слога на слог, со слова на слово).
Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии, является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи и дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта или акта письма, что приводит к патологической инертности стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведет к дефектам переключения с одного звука (слова, предложения) на другой в процессе устной речи и с одного знака на другой - в письменной речи. Нарушение процесса переключения и является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии. В клинической картине аграфии этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при письме, вплоть до его грубого распада.
Если у больного сохраняется способность к письму, то оно становится чрезвычайно замедленным и произвольным, изменяется почерк, буквы становятся угловатыми и часто пишутся раздельно, нередко буквы либо укрупняются, либо становятся мелкими (макро- и микрография). В письме уже на уровне слова обнаруживаются персеверации предыдущих букв (или слов). При грубой форме персевераций письмо становится полностью невозможным, оно замещается письмом отдельных букв, слогов или части слова. Даже идеограммное письмо (имя, фамилия, город, в котором живет больной, имена близких людей и т.д.) оказывается затрудненным и имеет много ошибок. Основной ошибкой являются персеверации. На следующем месте после этой ошибки и вследствие распада осознания больным внутренней схемы слова и последовательности букв в нем стоят перестановки букв в слове, пропуски букв, обозначающих гласные звуки или согласные при их стечении, повторение одного и того же слога (слова), недописывание слов (что связано с нарушением письма как сукцессивного процесса) и др. Значительные трудности больные испытывают не только при письме слов, но и при выкладывании их из букв разрезной азбуки.
Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса, дефектов процесса понимания речи, снижения понимания значений слов и дефекта понимания их смысла. Нарушение семантики устной речи отражается и на состоянии письменной речи и является одним из видов трудностей при восстановлении письменной речи. Вторым видом трудностей является грубое нарушение синтагматической стороны речи, структуры фразы и ее грамматики. Аграмматизм при этой форме афазии выступает в грубых формах, что также лежит в основе трудностей восстановления письменной речи.
Для психологической картины нарушения письма характерным является нарушение внутренней схемы слова и предложения, осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). Слово и предложение не состоят из
отдельных звуков (слов), но предполагается известная внутренняя схема, внутри которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. У больных с этой формой аграфии нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, у них утрачивается осознание тех динамических отношений слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать «в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова в предложения.
В грубых случаях нарушений у этого контингента больных отсутствуют все виды письма за исключением идеограммного. Даже при списывании, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок, сам же процесс списывания приобретает характер развернутого, осознанного и побуквенного письма, больные проговаривают при этом каждый звук, слог.
При обучении младших школьников письму эти дефекты переключениях одной буквы (слога, слова) на другую нередко лежат в основе трудностей формирования письма у них. На персеверации при письме надо обращать особое внимание при обучении детей письму, т.к. они связаны в целом со структурой слова и фразы и оказывают негативное влияние на письмо слова, фразы, текста и в целом задерживают развитие письменной речи. Однако следует помнить, что у детей редко встречаются ошибки одного типа. Обычно механизмы трудностей формирования или нарушения письма у детей с ЗТТР и другими формами аномального развития - комплексные. И такие характеристики письма, представляющие собой произвольность, осознанность и развернутость, являющиеся симптомами нарушения письма при эфферентной моторной аграфии, у детей являются нормальным этапом в процессе формирования и развития.
Афферентная (кинестетическая) моторная аграфия
Рассмотрим нейропсихологическую и психологическую картины нарушения письма, которые наблюдаются при поражении нижних отделов ретроцеигральной области левого полушария, сопровождающемся нередко афферентной моторной афазией и аграфией. Известно, чтобы правильно написать слово и тем более серию слов, оказывается недостаточным уточнение звуковой его характеристики, места звука в слове, необходимо также четко отдифференцировать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу их образования, так как в акте письма обязательно участвуют скрытые артикуляции. При афферентной моторной аграфии из-за нарушений речевых кинестезии теряются артикуляторные границы между звуками, близкими по месту происхождения. Центральным механизмом нарушения письма при афферентной моторной аграфии и являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляторных движений и к невозможности четкой отдифференцировки звуков по их кинестетическим основам, что и ведет к главному дефекту при письме - нарушению письма отдельных звуков, близких по способу и месту образования (таких, как Б-П-М - губно-губные, смычные; Ф-В - губно-зубные, щелевые и т.д.).
Нарушения кинестетических механизмов речи ведут к дефектам в звене формирования артикулем, вследствие чего больные «не чувствуют» (по их собственному выражению) тех звуков, которые они должны записать. При попытке написать диктуемое слово или звук больной пытается проговорить его, но нарушенные речевые кинестезии не дают ему возможности правильно повторить услышанный звук, и поэтому в его собственной речи одни звуки замещаются другими. Этот дефект ведет к литеральным парафазиям в устной речи, а в письменной - к литеральным параграфиям по афферентному моторному типу. Больной, утративший внутренние схемы артикуляций, несмотря на сохранность акустического и зрительного анализа слова, его сукцессивной структуры, оказывается не в состоянии правильно написать его ни на слух, ни самостоятельно. Нарушение письма и в этом случае выступает чаще всего в грубой форме, но уже по другим основаниям.
В клинической картине этих нарушений письма у больного обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются: а) замена одних звуков другими, близкими по месту происхождения, б) пропуск согласных при их стечении, в) пропуск гласных в словах, г) нередко встречаются и пропуски целых слогов (или стечений согласных) из середины слова («Пов» вместо «Псков», «потвй» вместо «портной» и т.п.)- Механизм этих ошибок понятен: у больных остается сохранной возможность произнести общий моторный абрис слова на основе сохранности его звукового образа, а звуковой состав нарушен. Наиболее частыми и характерными заменами при этой форме аграфии являются замены следующих групп звуков: Т-Д-Л-Н; М-В-Н; 3-С-Ш-Ч; В-Ф и лр. Многие из больных вместо слова «стол», как правило, пишут «слом», или «снол», или «слон», а слово «момент» записывается то как «бомет», то как «мобел», слово «снаружи» - «стдаружи», слово «плавать» - «бнават» и т.д.
В психологической картине обнаруживаются нарушения в звене звукоразличения из-за дефектов кинестетической основы письма. При этой форме аграфии нарушаются практически все виды письма, кроме списывания. Особенно грубо нарушается самостоятельное письмо (изложение, сочинение) и письмо на слух (диктант). Письмо протекает произвольно и с обязательным включением устной речи: больные не могут написать ни одной буквы без ее проговаривания. Именно в этом структурном звене - звене формирования артикуляции звука, его произнесения и отделения от других звуков - обнаруживается тесное взаимодействие письма и устной речи, а также подтверждается положение психологии о кинестетической основе речи.
Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме афферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой негативно влияют на письмо. Письмо становится дезавтоматизированным и осознанным процессом, нарушение письма протекает совместно со снижением понимания написанного. Однако в О1личие от эфферентной моторной аграфии в этом случае остаются более сохранными синтагма и грамматическая организация письменного предложения.
Сенсорные формы аграфии. Нарушение и восстановление письма
Следующая подгруппа речевых аграфий (сенсорные ее формы) - сенсорная (или акустико-гностическая) и акустико-мнестическая. Эти формы нарушения письма и письменной речи также протекают в синдроме соответствующих форм афазий, которые отличаются друг от друга по всем параметрам - по механизмам (факторам), клинической и психологической картине и по нейропсихологическим синдромам. Те же отличия наблюдаются и в этих формах аграфии.
При описании психологического содержания и структуры письма мы отмечали, что письменная речь осуществляется благодаря взаимодействию ряда ВПФ. В случае сенсорных форм аграфии нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (сенсорная аграфия) и снижения объема акустического восприятия и нарушения слухо-речевой памяти (акустико-мнестическая аграфия). В этих формах аграфии обнаруживаются и структурные нарушения, но в разных звеньях. В первом случае - в звене звукоразличения, во втором - в звене оперативной слухо-речевой памяти и в звене объема восприятия.
Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.
Интернет-журнал сайт ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.
Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами. Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии. Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.
Если речь идет об аграфии, то ее зарождение начинается еще с момента усвоения устного языка. Человек может разговаривать, но с некоторыми нарушениями. Его умственные и интеллектуальные способности сохраняются. Также проблема аграфии не кроется в двигательной активности кистей. Проблема кроется в повреждениях головного мозга:
- Правого полушария у левшей.
- Левого полушария у правшей.
Что такое аграфия?
Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.
Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.
Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:
- Алалии – несформированности функций речи.
- Поражения мозга.
- Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.
У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.
Виды аграфии
Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:
- Аграфия.
- Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
- Дизорфография.
Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:
- Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
- Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
- Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
- Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
- Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
- Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.
Дисграфия делится на такие виды:
- Акустическая.
- Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
- Аграмматическая.
- Артикуляторно-акустическая.
- Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
- Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.
Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.
Причины аграфии
Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:
- Травма головы.
- Геморрагические или ишемические формы инсульта.
- Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
- Воспалительные процессы инфекционной природы.
- Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.
Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.
На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.
При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:
- Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
- Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
- При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.
Аграфия проявляется в частичном или полном нарушении письма, когда человек не способен написать букву, слог, целое слово, соединять буквы, составлять предложения, пропускает или переставляет в слове буквы. При этом интеллектуальные навыки и ранее развитые умения письма не нарушены.
Распознать аграфию можно по тому, что человек не способен самостоятельно писать, писать под диктовку или переписывать. Также может отмечаться зеркальное написание слов, букв и даже предложений.
Диагностика и лечение аграфии
Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении. Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание. Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.
Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:
- Рентген.
- Электроэнцефалография.
Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма. Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению. Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме.
Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.
Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности. Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.
Музыка и пение также подключаются с целью разработки голосовых связок, восприятия звуков и проговаривания слов. Игра на музыкальных инструментах способствует освоению двигательной активности.
Самым главным в лечении остается настроение родителей, которые должны своевременно обратиться за помощью к врачам, а также поддерживать ребенка на всем пути его выздоровления. Также сами родители должны заниматься с ребенком, а не перекладывать всю работу на специалистов. Здесь важно эмоциональное и устное общение, чтение книг, ведение диалогов с ребенком. Также можно увлечь малыша рисованием, что будет способствовать укреплению и развитию мелкой моторики.
Чем больше положительных эмоций ребенок будет получать от устного общения и письменной работы, тем быстрее он всему научится. Этому будет способствовать лечение главной причины, которая кроется в работе головного мозга. Если врачи способны устранить патологию головного мозга, тогда аграфию можно будет вылечить полностью.
Прогнозы
Аграфия не дает однозначных прогнозов, поскольку ее причины лежат не в психологических факторах, а в поражении головного мозга. Если врачи способны устранить проблему на физиологическом уровне, тогда аграфию можно будет полностью излечить.
С пациентом должны работать специалисты. Проблему не следует игнорировать или не исправлять. Сама по себе аграфия не исчезнет, а человек значительным образом окажется неприспособленным к обществу. В некоторых случаях детям с аграфией удается учиться со здоровыми детьми в общеобразовательной школе. Если же проблемы достаточно серьезные, тогда предлагается домашнее обучение и посещение занятий со специалистом.
Аграфию невозможно устранить самостоятельно, особенно если причины заключаются в поражении головного мозга. Только врачи способны выявить область поражения и устранить ее.
Оптическая аграфия
Известно, что процесс письма не исчерпывается анализом звукового, кинестетического и динамического состава слова. Вычлененные из звучащего слова звуки необходимо перешифровать и записать в виде соответствующих им знаков - букв. Письмо нередко нарушается именно в этом звене его сложной структуры. Известно, что нижнетеменные и затылочные отделы коры левого полушария связаны с интеграцией зрительного опыта и его пространственной организацией. Поражение этих участков мозга приводит к нарушению оптического и оптико-пространственного восприятия и образов-представлений букв, что и лежит в основе нарушений письма по типу оптических аграфий. Этот вид аграфии рассматривается в синдроме гностических расстройств. Наиболее часто встречающимися в клинике оптических аграфий являются оптическая, оптико-пространственная и оптико-мнестическая формы нарушения письма.
Сущность всех оптических аграфий заключается в том, что графема нарушается в этом случае не как речевая единица, а как зрительный и зрительно-пространственный образ представления Во всех формах оптической аграфии нарушается перешифровка звука в букву.
Поражение нижнетеменных отделов ведет к дефектам акуализаиии (или к нарушению) зрительно-пространственного образа и графемы, что и является центральным механизмом нарушения письма при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях у больных сохраняется графический образ графемы, буквы, которую нужно написать, но нарушается пространственное расположение элементов буквы. Особенные трудности больные испытывают при написании букв, имеющих четкую пространственную ориентацию (и-п, е-э, б-д и др.), что является центральным дефектом при этой форме нарушения письма. Данное нарушение письма идет в синдроме расстройства пространственного восприятия и образов-представлений. У больных обнаруживаются трудности ориентировки в пространстве-они не могут найти свою палату, правильно надеть рубашку, халат, путают «левое» и «правое», «низ» и «верх». Нередко в этом синдроме имеет место и пространственная акалькулия. В клинической картине нарушения письма на первое место выступают литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы либо осознанные поиски пространственного расположения нужных элементов буквы при письме. В психологической картиненарушения на первое место выступают дефекты пространственных образов-представлений и нарушения координирования элементов букв в пространстве при их написании.
Центральной задачей восстановительного обучения письму в этих случаях аграфии является восстановление зрительно-пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве, осознания связи пространственной ориентации буквы с ее значением и т. д.
Другой тип оптической аграфии заключается в утере обобщенного оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук; графема в этом случае перестает выполнять функцию обозначения определенного звука. Больные с этой формой аграфии хорошо вычленяют звуки речи, но у них распадается константный и обобщенный образ буквы. Нарушение константности и обобщенности буквы и является центральным механизмом оптической аграфии. Центральным дефектом в этом случае является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-п-н, ш-и-п, с-х-к, в-р, б-в-р и т. д.).
В клинической картине оптической аграфии обнаруживаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной буквы другой, сходной по рисунку (литеральные оптические параграфии), замедленность и произвольность процесса письма. В психологической картине нарушения для этой формы аграфии является характерным, с одной стороны, размытость образа буквы, дефекты вычленения ее существенных компонентов, несущих на себе значение, т. е. микрознаки (б-в, и-й, г-п-т, н-п и т. д.), а с другой - распад обобщенного образа буквы и замена его конкретным, единичным и присущим только данному субъекту (некоторые больные, например, могли писать букву Д только как д, букву Р - только как р и т. д.). Из-за дефекта обобщенности образа буквы эти больные испытывали трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (Д, О, д). Именно в этой связи при этой форме аграфии нередко остается более сохранным письмо одним каким-либо шрифтом - либо рукописным, либо печатным, с трудностями или полной невозможностью перехода от одного шрифта к другому. Нарушаются прежде всего такие виды письма, как самостоятельное и диктант, списывание остается более сохранным.
Этот вид аграфии идет в синдроме оптической предметной агнозии. Центральной задачей восстановительного обучения письму при оптической аграфии является восстановление константных и обобщенных образов-представлений предметов, букв, цифр, а также восстановление тонкого дифференцированного предметного восприятия и восприятия букв.
В восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и упражнения. Наиболее полезным и эффективным способом восстановления оптического образа буквы, а также и тонкого дифференцированного восприятия букв, близких по своему рисунку (н, п, и), является прием «реконструкции буквы». Эти упражнения сначала проводятся на уровне материальной формы действия: больной из одной данной ему буквы (деревянной или пластмассовой и др.) составляет все возможные другие буквы, дополняя ее каждый раз недостающими для другой буквы элементами, лежащими перед ним, или устраняя лишние элементы из данной буквы (хорошо иметь составные буквы).
После серии последовательных операций, включающих опору на кинестезии (ощупывание), на проговаривание, на слух, а также и на вербальный осознанный анализ конструкции буквы, больного переводят на выполнение серии этих же операций, но уже на материализованном уровне -дорисовывание заданной буквы, и, наконец, в конце первой стадии больные уже на уровне представлений («в уме») выполняют всю серию операций с заданной буквой и устно перечисляют и пишут все буквы, которые можно построить из заданной буквы путем ее реконструкции. Эти действия начинают только после относительно восстановленного знания букв алфавита, так как этот метод направлен на восстановление тонких дифференцировок при оптическом восприятии буквы. Эти занятия проводятся систематически и в течение длительного времени.
Очень полезен осознанный сравнительный вербальный анализ строения букв. Больной должен самостоятельно найти из выложенных перед ним букв сходные по внешнему виду и объяснить, в чем сходство и в чем их различие.
Далее, начертание многих букв больные запоминают по словесной характеристике их конструкции. Например, буква о запоминается ими как «кружок» или «ноль», буква с - как «полукруг», буква ж -«большой жук-шестиножка» и т. д. (идеограммный метод письма).
Полезен и метод нахождения слов, начинающихся на одну и ту же букву. При написании эта буква как бы выносится за скобки. Работа ведется с опорой на соответствующие предметные картинки. На уроке отрабатываются названия нескольких предметов, нарисованных на картинках. Все слова (названия предметов или действий) начинаются с одной (отработанной на данном уроке) буквы. Слова записываются в столбик следующим образом:
н(ога) н(ора) н(оша)
н(абойка)
Затем дается другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку, и слова тоже записываются.
п(отолок)
п(аровоз)и т.д.
На следующем уроке больному вперемешку предъявляются картинки и он должен разложить их в две группы, обозначенные на столе буквами н и п . Эти упражнения рекомендуется проводить со всеми буквами, усложняя сочетания букв и увеличивая объем для одновременного их сравнения. Эта работа над зрительным дифференцированным восприятием букв и их письмом с опорой на значение слова сходна с работой над восстановлением акустического дифференцированного восприятия.
Постепенно, по мере улучшения умения распознавания букв, вводятся упражнения по восстановлению знания рукописных букв. Очень полезны диктанты наиболее распространенных имен и фамилий, а также диктанты названий предметов, наиболее близких для данного больного. (Полезно подбирать слова соответственно профессии больного, а также слова, связанные с бытом человека.)
Многократное письмо диктантов имен и фамилий, привычных слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает восстанавливать ее оптический образ через: а) сохранный моторный образ буквы, б) ее связь с определенными упроченными смысловыми связями и в) с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов, упроченных в прошлом опыте больного. Затем больному дается какой-нибудь (один или два) элемент буквы, из которого он должен самостоятельно сделать как можно больше рукописных букв.
При чтении текста больным предлагается находить и подчеркивать отрабатываемые буквы, или похожие друг на друга, или соответствующие данным рукописным и т. д. После полученных определенных успехов, т. е. когда больные уже могут самостоятельно находить многие буквы печатного (или рукописного) шрифта, могут их писать под диктовку и т. д., переходят к работе над всеми буквенными обозначениями данной графемы.
Все описанные методы, связанные с реконструкцией буквы, относятся не только к восстановлению письма при его оптическом нарушении, но также и к восстановлению чтения, нарушенного в том же (оптическом) звене. Работа по восстановлению письма у больных с оптической аграфией обычно ведется в едином комплексе с восстановлением чтения и пространственного гнозиса.
Задачей второй стадии восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого оптического анализа при письме и чтении. Работа по анализу строения буквы внутри слова способствует восстановлению обобщенного и в то же время константного оптического ее образа. Для этого анализ структуры буквы (особенно это касается рукописного шрифта) рекомендуется проводить не отдельно, а внутри слова. Здесь нередко применяется прием вербального анализа при сравнении оптически сходных букв. Для сравнительного анализа следует подбирать слова, включающие буквы, близкие по оптическому рисунку и наиболее трудные для больных (например, двор, дрова, доброта, подарок, колесо, здоровье, соловей).
Большое значение на этой стадии обучения уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами). Этот способ письма существенно помогает актуализации нужного графического образа отдельных букв и целых слов.
Описанные формы аграфии, идущие в синдроме зрительного и зрительно-пространственного восприятия и образов-представлений, встречаются в клинике мозговых поражений нередко и требуют квалифицированного их распознавания и адекватных методов преодоления центральных дефектов.
Мы описали разные формы нарушений письма, возникающих в результате афазических расстройств, другие - в синдроме оптических и оптико-пространственных нарушений образа-представления буквы и трудностей его актуализации.
В зависимости от формы аграфии применяются разные методы восстановления письма. Однако общим для методики восстановления письма является необходимость создания условий для осознанной деятельности больного. Нарушенные операции письма в начале обучения должны быть предметом осознания и внешних действий больного. Опосредованное внешними материализованными опорами протекание письма и максимальное развертывание процесса - наиболее правильный путь восстановительного обучения.
В методике должны быть предусмотрены такие приемы, которые способны максимально мобилизовать работу сохранных анализаторов и тем самым создать предпосылки для выполнения нарушенной операции, но уже с помощью новых средств.
Подведем итоги.
1. Современное письмо является алфабетическим процессом, в котором звуки устной речи обозначаются определенными буквами.
2. Письмо, которое раньше (в XIX в.) рассматривалось упрощенно- как оптико-моторный акт, в современной психологии рассматривается как сложная осознанная форма речевой деятельности. Л. С. Выготский, придавая огромное значение письму в психической деятельности человека, считал, что письмо является границей, разделяющей высшие и низшие формы существования человечества.
3. Письмо является одним из видов речи и включается в состав письменной речи.
4. Взаимоотношения устной и письменной речи, в частности письма, весьма сложны. Эти виды речи имеют много как общего, так и отличительного.
5. Исторически письмо развивалось независимо от речи и только позже стало опосредоваться ею Отличия устной речи от письменной идут по разным аспектам - по генезу (времени и способу формирования), по способу протекания, по психологическому содержанию и по функциям. Устная речь - ситуативная и реализуется при наличии общей ситуации, ее единица- диалог. Письменная речь-речь контекстная, и ее единицей является монолог. Эта форма речи в высшей степени произвольный, осознанный и абстрактный психический процесс, это «алгебра речи».
6. Письмо имеет сложную психологическую структуру, включающую три уровня организации процесса - психологический, психофизиологический и лингвистический.
7. Психофизиологической основой письма является совместная работа акустического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов.
8. Для своевременного и полноценного формирования письма у детей или для его сохранности при поражениях мозга необходим ряд предпосылок - сформированность (сохранность) устной речи, зрительного и зрительно-пространственного восприятия и образов-представлений, двигательной сферы - тонких движений пальцев и руки, абстракций, абстрактных способов деятельности, личности, мотивов поведения, саморегуляции и контроля собственной деятельности.
9. В клинике локальных поражений мозга имеются два вида нарушений письма (аграфий) - речевые и неречевые формы аграфии. Речевые формы аграфии (эфферентная и афферентная моторные, сенсорная и др.) идут в синдроме соответствующих форм афазии. Неречевые формы аграфии входят в синдром оптических и оптико-пространственных расстройств.
10. Методы восстановления письма должны быть адекватны механизмам нарушения. Восстановительное обучение должно идти не от симптома, а от природы и механизма нарушения письма.
11. Обучение письму при речевых аграфиях проводится совместно с восстановлением устной речи и чтения, однако, помимо общих задач и методов, восстановление письма имеет а собственные задачи и методы. При гностических формах аграфии работа ведется над преодолением нарушений оптического и оптико-пространственного гнозиса.
Аграфия – это ограничение способности писать, зарождающееся при дисфункции речевых процессов. Аграфия может обнаруживаться в абсолютной утрате навыка или в грубом коверкании слов, пропусках букв, нарушении в слиянии слогов или букв в слове. Зачастую нарушение написания возникает при отсутствии координационной дисфункции верхних конечностей, на фоне сохранности мыслительной деятельности. Аграфия зарождается вследствие повреждения задних сегментов лобной извилины. У малышей аграфия является проявлением алалии (несформированность функции речи), возникающей вследствие поражения мозга. Помимо того, рассматриваемое отклонение также отмечается у детей, имеющих речевые расстройства, обусловленные проблемами с овладением звуковым рядом слова, отклонением в звуковом разборе слов. У взрослых лиц аграфия является проявлением афазии (речевая дисфункция).
Причины аграфии
Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и , а помимо этого, задействует двигательную сферу.
Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии. Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла. Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.
Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.
Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, сопутствует отклонение в письме.
Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.
Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.
Виды аграфий
Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.
Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.
Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.
При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.
Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции. По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису. Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.
Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.
Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог. Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов. Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.
Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.
Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:
— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой и аномалиями в фонематическом слухе;
— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;
— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;
— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.
Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.
Диагностика и лечение аграфии
Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто. Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага. После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.
Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного. Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.
Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга. Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия. Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.
Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.