Раздел I. Введение в дисциплину «политология

Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организ­ма, подобно различным частям индивидуального организма, борются ме­жду собой за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смот­ря по большей или меньшей своей деятельности».

Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства вос­производятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.

Он потратил много усилий, определяя специфические черты «со­циального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1.Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.).

2.Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3.Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4.В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависи­мости и взаимодействия частей.

5.Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биоло­гию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию ин­дивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обраща­ет внимание на существенные различия социального и биологического ор­ганизма:

1.В отличие от биологического организма, образующего «тело», имею­щего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2.Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3.В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

4.Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры.

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общест­во, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его суще­ствуют для блага общества.

Спенсер не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не со­гласуется с организмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эво­люции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общест­ва решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена Спенсера трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социаль­ная психология как наука еще не существовала.

Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу. В нашем теле каждый орган - сердце, мозг, желудок и т.д. - выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма, его различные органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Спенсер заложил основы функционализма, великий французский социолог Эмиль Дюркгейм великолепно развил их. Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Теория Дюркгейма объясняет все общественные явления, в том числе и девиантное поведение (отклонение от норм), хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Как мы узнаем в 7-й главе, Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

Современные функционалисты - Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Дэвис - выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество - это система частей, объединенных в единое
целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество
является крепкой тканью, сотканной из различных нитей,
формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

Эта система ценностей - самый устойчивый остов общественной системы (Дарендорф, 1959).

A) результаты политологических и исторических исследований

B) эффективность различных методов политологического исследования

C) результаты политологических и социологических исследований

D) однотипные политические явления и процессы, выявляет их общие черты и специфику

Великий английский политический мыслитель-создатель идейно-политической доктрины либерализма -

A) Дж. Локк

B) Дж. Ст. Милль

C) №3Дж. Остин

D) Т. Гоббс

П.И. Пестель, глава Южного общества декабристов, являлся автором

A) «Истории Государства Российского»

B) «Энциклопедии законоведения»

C) «Философских писем»

D) «Русской правды»

Трактовка политической сферы как надстройки над экономическим базисом характерна для

A) консерватизма

B) марксизма

C) буржуазного либерализма

D) юридического позитивизма

Полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит

B) М. Вебер

C) В. Парето

D) А. Бентли

Слова «Человек - существо политическое» принадлежат

A) Аристотелю

B) И. Канту

C) М. Веберу

D) В. Парето

Леворадикальное направление марксистской мысли, связанное с деятельностью В.И. Ленина в России, называется

A) социал-демократизмом

B) большевизмом

C) анархизмом

D) меньшевизмом

Город Солнца» принадлежит перу

B) Г. Гроция

C) Т. Кампанеллы

D) Т. Гоббса

Наилучшей смешанной формой государства Аристотель считал

A) монархию

B) аристократию

C) демократию

D) политию

Г. Спенсер являлся одним из ведущих представителей

A) утопического социализма

B) социологического позитивизма

C) буржуазного либерализма

D) революционного народничества

D) государю

Главный труд французского политического философа Ш.Л. Монтескье, опубликованный в 1748г., называется

A) «О духе законов»

B) «О праве войны и мира»

C) «Права человека»

D) «Левиафан»

Противопоставлял «град божий» - церковь «граду земному» - созданному людьми государству



B) Цицерон

C) Ф. Прокопович

D) Аврелий Августин

М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска и В. Парето являются родоначальниками политической

A) антропологии

B) истории

C) социологии

D) философии

Наиболее известным трудом Н. Макиавелли является

A) «Государство»

B) «Государь»

C) «Политика»

D) «О духе законов»

Уподобляют общество живому организму сторонники

A) консерватизма

B) органической школы в социологии

C) марксизма

D) либеральной политической теории

Родоначальником фашизма является

A) Ф. Франко

B) Г. Геббельс

C) А. Гитлер

D) Б. Муссолини

Понятие парадигмы было введено

A) 3. Бжезинским

B) Т. Куном

C) М. Вебером

D) Д. Беллом

А. Токвиль относится к политическим мыслителям

C) Франции

D) Германии

Системный подход впервые разработали в 50-60-е гг.

A) Д. Белл и 3. Бжезинский

B) В. Парето и Г. Моска

C) Т. Парсон и Д. Истон

D) Л. Гумплович и Г. Еллинек

Т. Мор и Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье и Оуэн, К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование

A) популизма

B) социализма

C) анархизма

D) либерализма

Н. Макиавелли считал, что вся полнота власти в государстве должна принадлежать

A) государю

B) законодательной власти в лице парламента

C) наследственной аристократии

Беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потребностях, готовность идти на любые жертвы ради общей цели - это характерные черты личности при

B) либеральной демократии

C) догосударственной стадии развития общества

D) тоталитаризме

Положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства

A) конфуцианство

C) либерализм

D) марксизм

Передача суверенитета народу означает полное отчуждение всех прав человека в пользу общины, считал

A) Ж.-Ж.Руссо

B) Дж. Локк

C) Ш. Монтескьё

D) К. Маркс

61. Тоталитарной партией ("монопартией") в фашистской Германии являлась

A) национал-социалистская рабочая партия Германии

B) социалистическая единая партия Германии

C) социал-демократическая партия Германии

D) христианско-демократический союз

Трактует свободу как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей

A) социализм

B) тоталитаризм

D) либерализм

Центральной идеей трактовки демократии у Руссо является идея

A) защиты меньшинства от подавления его большинством

B) прав человека

C) представительной власти

D) народного суверенитета

Форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство, называется

A) унитарным государством

B) федерацией

C) республикой

D) конфедерацией

Теория, которая в начале XX в. объясняла природу лидерства, исходя из индивидуальных качеств лидера, называлась теорией

B) харизмы

D) ситуационной

Первым, кто уподобил политическую систему кибернетической машине и указал на ведущую роль информации в развитии социальной системы стал, американский политолог

A) Д.Истон

B) Г.Алмонд

Г. Спенсер трактовал общество как социальный организм, который когда-то рождается, достигает расцвета и умирает. Общество, как и всякий организм, функционирует нормально, если оно здоровое, и с отклонениями – когда болеет. Одним словом, у организма и общества одинаковые законы – законы функционирования и развития. У них много общего даже в структуре и организации.

Бедные и богатые. Выживает сильнейший! Таков дикий капитализм

Роль органов общественного организма выполняют социальные институты. В научный оборот термин "социальный институт" ввел именно Г. Спенсер. В обществе он выделил исходные клеточки (социальные статусы) и специализированные органы (социальные институты), выполняющие определенную функцию (производство, образование).

Английский философ предпочитал объяснять институты не через индивидуальные мотивы и цели, а через их функции в системе. Если общество развивается подобно живому организму, то изменяются и его органы-институты.

Так, правительство Спенсер сравнивал с человеческим мозгом, а дороги и магистрали – с венозной системой. Конечно, это метафора, но она вдохновила следующее поколение европейских, а затем и американских социологов на создание множества интересных теорий в рамках структурно-функциональной парадигмы (Дюркгейм, Парсонс, Мертон). Самого Спенсера причисляют к родоначальникам социологического позитивизма и одновременно – к представителям структурного функционализма.

Спенсер уподоблял социальные институты органам человека, выполняющим аналогичные функции.

В обществе по мере его развития, а следовательно, и усложнения, становится все больше социальных институтов. По мере того как число институтов увеличивается, структура каждого усложняется.

Доказательством служат Г. Спенсеру этнографические материалы об условиях хозяйственного быта у бушменов, эскимосов, индейцев Южной Америки, исторический анализ средневекового ремесленного и современного ему фабричного промышленного производства Великобритании. Во всех случаях наблюдается постепенное усложнение функций и дифференциация исполнительной власти, специализации и разделения общественного труда, увеличение количества новых учреждений и структур по мере роста численности населения.

Общественный прогресс определяется не только сложностью, но и эффективностью институтов. Чем лучше действуют институты, тем больше в них потребность общества. Следовательно, больше сил и средств общество будет выделять на них и дольше их сохранять. Таким образом, эффективность и стабильность социальных институтов – взаимосвязанные понятия.

Основная задача социологии, таким образом, – изучение поэтапности возникновения социальных институтов, синхронности их взаимодействия.

Г. Спенсер различает шесть типов социальных институтов – домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные и профессиональные. Они объединены в три системы жизнеобеспечения – производящую, распределительную, регулирующую. Их совокупность составляет глобальную организацию общества.

Совокупность всех институтов и функциональных связей между ними создают сложную систему каналов сотрудничества взаимодействия и обмена. Перед нами картина современного сетевого общества.

В живом организме регулирующую функцию выполняет нервная система, в обществе – государство; производящую функцию – мышцы и органы питания, а в обществе – промышленность и сельское хозяйство; распределительную роль выполняет кровеносная система в организме, транспорт, торговля и средства коммуникации – в обществе. Образно говоря, земледелие и промышленность осуществляют питание общественного организма, институт торговли – функцию кровообращения, армия – защитного кожного покрова, транспорт – сосудистой системы.

Регулирующая система включает еще и механизм социального контроля, основанный на страхе. Страх перед живыми вынуждает людей подчиняться полицейским, судам, законодателям, страха перед мертвыми – религиозным ценностям, священникам, ритуалам. Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми – церковь.

Общество , как организм имеет совокупность развивающих, взаимодействующих между собой органов, разрушение которых, каждого в отдельности, ведет к полному разложению всего организма.

Цель данной статьи раскрыть наши проблемы, проблемы общества. Открыто посмотреть на развитие отношений в повседневной жизни.

В настоящее время все люди находятся в различных жизненных условиях: финансовых, социальных и т.д. В результате чего каждый пытается переплюнуть друг друга, норовя доказать свое преимущество перед остальными, проявляя высокомерие, подчеркивая свой статус.

В наших школах отношение детей к учителям стало потребительским. Многие дети совсем не проявляют уважение к человеку, который дает им знания. Порой, оскорбляя и унижая учителей, проявляя свой характер, опять же демонстрируют статус своих родителей. А ведь это всего лишь дети, наше будущее!

И какое же будет это будущее?

В общественных местах, торговых центрах, магазинах мы снова пытаемся показать свое положение. Пытаемся напомнить свои права, ведя себя вызывающе, «плюясь» доказываем банальное понятие «Клиент всегда прав».

А что мы получим от этого?

Ничего кроме как, удовлетворения от того, что унизили человека и радости от победы в этой асоциальной, конкурентной борьбе. Очередной повод продемонстрировать свое высокомерие. В результате зарождается и укрепляется ненависть друг к другу.

Со слов Абдуллаха бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие - это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».

Св. хадисов Муслима, 91.

К сожаленью , в сознании большинства представителей общества нет стремления к созиданию, к созданию чего-либо, что можно было бы оставить после себя. Общество не имеет целей, объединяющих и сплачивающих людей. Каждый в отдельности выживает сам - в результате чего общество, как организм, разлагается.

Нрав мусульманина никогда не позволит совершить подобных действий, никогда не повлияет на разложение общественных отношений, - более того он будет бороться с этой грязью, путем предоставления хороших примеров со своей стороны.

Стремление к знаниям как светским, так и духовным. В последующем, используя полученные знания на практике, в жизненных условиях. Умение ставить себе цели, стремиться к ним, достигать их. Все эти качества должен развивать в себе истинный мусульманин.

На сегодняшний день мусульмане являются хорошим примером, во взаимодействии между собой. Поддерживая друг друга в трудных ситуациях, крепко держась «за руки». Радуясь вместе за дары Аллаха. Имея общие цели, стоя плечом к плечу и смотря в одну сторону, мы стараемся делать как можно больше благих дел, в надежде на милость Всевышнего Аллаха.

И очень хочется верить, что ни один мусульманин (мусульманка), являясь примером крепких и здоровых отношений в исламском обществе, никогда не поддастся данной проблеме и сделает все, чтобы «организм » только рос и укреплялся!!!

Руслан Хайруллин

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.