Введение в географию. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины Изучение географии с нуля

География - общеобразовательный предмет, который начинают изучать в средних классах школы. Программа по географии включает в себя три блока - общую географию, физическую географию и экономическую географию. Все эти разделы очень важны для тех, кто хочет открыть для себя новый мир, познать процессы, которые в нем происходят. Тем более что многие школьные предметы так или иначе базируются на знании географии.

Компактно и наглядно

Изучение этого предмета невозможно представить без наглядных материалов - таблиц, схем, диаграмм и, конечно же, географических карт. составлена таким образом, что в ней предусмотрено время для самообразования школьников. Необходимый материал для этого можно найти в учебниках, но зачастую его оказывается недостаточно, чтобы хорошо понять тему. Обучение предполагает также написание рефератов на различные темы. Многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Для помощи школьникам в изучении географии онлайн существуют специальные сайты с видеоуроками и текстовой информацией, сформированной в соответствии с программой по географии для общеобразовательной школы.

Такие ресурсы не предлагают готовые работы по предмету - подобные сайты предназначены для дистанционного обучения. Они дают школьникам возможность побывать на уроках , получить ту информацию по предмету, которую они пропустили или не поняли. Это отличное подспорье в самообразовании. Основным преимуществом видеоуроков является наглядность. Это не сухой текст учебника или статья с сайта. Материал в видеоуроках дается преподавателем точно так, как это происходит на занятиях в школе. В подборке видеоуроков по географии онлайн отражена вся программа по предмету, что исключает необходимость перемещения с ресурса на ресурс в поисках материала и экономит время учеников.

В поисках информации - в интернет

Школьная программа по географии охватывает огромный пласт материала, который освоить самостоятельно не под силу ни одному ученику. Часы, отпущенные на изучение предмета в классе, не позволяют педагогу в полном объеме осветить все темы, школьникам приходится самостоятельно разбирать недопонятый материал. Еще 10-15 лет назад единственным подспорьем для детей при изучении географии были учебники и энциклопедии.

В современном мире овладевать знаниями можно не выходя из дома, просто подключившись к сети Интернет и набрав в строке поисковой системы запрос «география онлайн ». Для написания реферата информацию по-прежнему надо собирать по крохам на разных ресурсах, а для восполнения пробелов в знаниях достаточно лишь побывать на видеоуроках. Такой вариант обучения подходит и тем, кто не может постоянно ходить в школу по каким-либо причинам. Нередко это трудности со здоровьем, которые служат предпосылкой для обучения только дома. Хотя многие школьники просто предпочитают обучаться удаленно, не посещая класс.

Умение географии поможет открыть мир во каждым его разнообразии. С подмогой этой старинной науки вы будет путешествовать по иным городам и странам, не выходя за пределы квартиры либо класса. Постижение данного школьного предмета содействует образованию умений о планете Земля.

Вам понадобится

  • учебник, атлас, игры

Инструкция

1. Измените свое отношение к предмету. География – это не только тоскливые контурные карты и зубрежка данных по числу пригодных ископаемых в том либо другом месте. Это еще постижение планеты, на которой вы живете, законов разделения природных компонентов и методы их сочетания. Вследствие географии, вы будете класснее представлять карту мира и сумеете составить маршрут для путешествия по иным странам. Если в грядущем вы хотите заниматься экономикой, политикой, экологией, без этого предмета вам не обойтись.

2. Распределяйте свое время верно. Дабы учиться больше результативно и стремительно, освойте законы тайм-менеджмента. Умейте отличать основное от второстепенного. Начинайте делать домашнее задание с больше трудных вопросов, а легкие задания оставляйте напоследок. Составьте личное расписание, придерживайтесь его. Не отвлекайтесь на пустые разговоры, просмотр телепередач и сидение в интернете во время подготовки к урокам. Для этого выделите время на отдых.

3. Постигайте атлас. Приобретите его в бумажном либо электронном виде. В картах содержится много информации о странах и городах. Помимо физической части, показывающей рельеф местности, она включает экономическую, политическую, климатическую, религиозную и общественные части. Атлас рассказывает о распространении разных религий в областях мира, о плотности населения и среднем ярусе дохода, рождаемости, смертности, о становлении ветвей промышленности. Обучитесь их верно читать. Если у вас отличнее развита зрительная память, то освоение географии по атласу – это ваш конек.

4. Используйте интересные игры и загадки для понимания предмета. Увлекательный элемент сделает обучение славным и увлекательным. Обнаружьте викторины по географии. Установите их на свой компьютер либо телефон и учитесь, получая наслаждение. Помимо того, вы можете купить литературу по географии, которая отличается от учебников странной подачей материала.

Многим школьникам стремительное выполнение домашних заданий кажется непосильной задачей. Впрочем облегчить подготовку уроков и уменьшить время, которое для этого нужно – допустимо. Для этого абсолютно довольно придерживаться некоторых правил.

Инструкция

1. Раньше каждого, стоит обучиться планировать свой день. Для этого не необходимо составлять график, в котором все расписано поминутно – довольно будет правда бы примерно подсчитать, что нужно исполнить и сколько времени это может занять. При этом нужно рассматривать, что позже школы стоит правда бы 1-1,5 часа передохнуть, а теснее потом начинать исполнять домашние задания.

2. Дабы приучить себя начинать выполнение уроков в выделенное для этого время, дозволено ставить будильник. Помимо того, с подмогой будильника дозволено устраивать 10-минутные перерывы через определенный интервал времени, к примеру, через весь час.

3. Гораздо сэкономить нужное для выполнения домашнего задания время дозволено, если сконцентрироваться на нем. Потому раньше чем садиться за уроки, нужно избавиться от каждого, что может отвлекать: отключить телевизор и радио, «позабыть» мобильный телефон в соседней комнате, положить подальше любимые журналы и так дальше. Также если при выполнении заданий нет необходимости искать какую-нибудь информацию в интернете, необходимо отключить и компьютер.

4. Позже чего нужно припомнить, какие предметы необходимо сделать и решить, в какой именно последовательности. Дабы было легче сконцентрироваться, дозволено разложить учебники и тетради в опрятные стопки и по ходу выполнения домашних заданий откладывать те, что теснее сделаны, в сторону. При этом то, с каких предметов начинать – с легких либо тяжелых – зависит от индивидуальных особенностей. Тем, кто начинает работу без сложностей, но стремительно устает, стоит начинать с больше трудных заданий. Тем же, кому трудно сконцентрироваться в начале работы, стоит начинать с заданий больше легких.

5. Стоит подметить, что стремительней исполнить домашнее задание помогают разные толчки. Так, к примеру, дозволено начать ходить на какие-нибудь добавочные занятия либо тяготиться, дабы позже выполнения уроков осталось время для любимого хобби.

Современная география – это целый комплекс обычных и социальных наук. На сегодняшний день учеными собран крупной объем умений о Земле, а наука география имеет собственную, длинную и увлекательную, историю зарождения.

География в древности

Географию дозволено считать одной из самых древних наук, так как никакие другие познания не были так значимы человеку, как познания об устройстве окружающего мира. Знание ориентироваться на местности, искать источники воды, убежища, предсказывать погоду – все это было нужно человеку для выживания. И правда прообразы карт – рисунки на шкурах, изображающие план местности – были еще у первобытных людей, география длинное время не являлась наукой в полном смысле. Если наука формулирует законы явлений и отвечает на вопрос «отчего?», то география на протяжении долгого периода своего существования скорее тяготилась описать явления, то есть ответить на вопросы «что?» и «где?». Помимо того, в древности география была узко связана с другими науками, в том числе и гуманитарными: часто вопрос о форме Земли либо ее расположении в ясной системе носил в большей степени философский, чем естественнонаучный нрав.

Достижения древних географов

Несмотря на то, что у древних географов было не так уж много вероятностей экспериментально изучать многообразные явления, определенных триумфов им все-таки удалось добиться. Так в Старинном Египте, вследствие регулярным астрономическим слежениям, ученые сумели крайне верно определить длительность года, также в Египте был сделан земельный кадастр. Множество значимых открытий было совершено в Старинной Греции. Скажем, греки предположили, что Земля имеет форму шара. Значительные доводы в пользу этой точки зрения высказал Аристотель, а Аристарх Самосский впервой обозначил примерное расстояние от Земли до Солнца. Именно греки стали применять параллели и меридианы, а также обучились определять географические координаты. Философ-стоик Кратет из Маллы впервой сделал модель глобуса.Древнейшие народы энергично исследовали окаймляющий мир, отправляясь в морские и сухопутные путешествия. Многие ученые (Геродот, Страбон, Птолемей) пытались упорядочить в своих трудах имеющиеся познания о Земле. Скажем, в труде Клавдия Птолемея «География» были собраны данные о 8000 географических наименованиях, а также указывались координаты примерно четырехсот точек. Также именно в Старинной Греции наметились основные направления географической науки, которые позднее были развиты многими гениальными учеными.

Видео по теме

Географ Паганель до странствия в «Детях капитана Гранта» двадцать лет был кабинетным ученым и изучал географию, сидя в кресле. При этом он досконально знал весь мир. Можно ли сегодня повторить его путь? Оказывается, можно! И не только его, а еще и Тура Хейердала, Марко Поло и других… Для меня находкой прошлого года стали географические онлайн семинары Аси Ванякиной (автора популярных книг «Айсберг на ковре», «Чудеса в кармашке, или поиски Деда Мороза»). Асина идея состоит в том, что участники семинара отправляются в странствие в пространстве и во времени вместе с одним из великих путешественников прошлых лет. В ходе этого пути длиною в два — три месяца происходит полное погружение в обычаи, культуру, достопримечательности тех стран, по которым проходит маршрут.

Осенью мы странствовали вместе с Марко Поло по Средней Азии до Китая. Он явился нам 14-летним мальчишкой, присылавшим один раз в неделю новое дневниковое сообщение с интересными заданиями. Мы следили за его перемещениями по карте, разыгрывали задания: наблюдали за животными и создавали свой бестиарий, мастерили акведуки, взгромождались на полуметровые каблуки венецианских дам, ловили сковородками летающих рыб, писали пером, лепили мозаику из глины и выкладывали арабские узоры, и многое-многое другое. У нас было полное ощущение присутствия, а Марко стал лучшим другом, искать которого сын с жаром поехал уже в современную Венецию. 15 марта Марко отправился в путешествие со вторым составом участников. К ним еще можно присоединиться.

А мы собираемся отправиться 28 марта с Туром Хейердалом на плоту Кон-Тики через океан к берегам Полинезии. И знаю, что это будет очень интересно, ведь нам предстоит месячное «плавание».

Нас ожидает участие в строительстве плота, встречи с гигантскими рыбами, опреснение воды, сражение с рифами, знакомство с подводными вулканами, погружение в Перу и Эквадор. Мы будем мастерить маски инков, распознавать облака, узнавать, что такое бионика и биолюминесценция, кто такие прилипалы и умеют ли кальмары летать. А также слушать шум океана и музыку инков, смотреть на картины Гогена и на потрясающие косяки рыб.

Самое замечательное, что Ася подходит ко всему с огромной душой, детально прорабатывает задания для разных возрастов и знакомит детей и взрослых с настоящей географией. Полной полевой жизни, приключений и открытий. Это я говорю как географ, душа которого поет, когда я читаю задания ее он-лайн семинаров J Взрослым участвовать в них ничуть не менее интересно, чем детям.

Формат семинаров очень удобен для родителей с любой формой занятости. Раз в неделю на форуме Learnart у Юлии Ремпель появляется рассказ с картинками, фотографиями, видеороликами, загадками, заданиями и мастер-классами. У каждого участника на форуме открыт свой дневник, куда он записывает свои путевые наблюдения, выкладывает фотографии и рисунки. Все ходят друг к другу в гости, вдохновляются и вдохновляют. Получается очень познавательное и дружественное командное путешествие к далеким материкам

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало
  1. Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  2. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  3. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  4. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.
  5. Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.
2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.