Царскосельский Императорский лицей: первые воспитанники, знаменитые выпускники, история. Самые известные воспитанники царскосельского лицея Кто учился в знаменитом царском лицее

Поводом к открытию Лицея стало стремление Александра I создать особое учебное заведение, в котором совместно с несколькими сверстниками могли получить всестороннее образование малолетние великие князья, братья императора — Николай и Михаил. Однако, в итоге было принято решение о расширении состава учащихся, образование которых в конечном счете сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, предполагающих выстроить свою карьеру в сфере государственной службы. Сам формат образовательного учреждения — лицей — был выбран неслучайно: он апеллировал к давней исторической и культурной традиции, базировавшейся на моделях античных учебных заведений, в том числе и на основанный учителем Александра Македонского Аристотелем в IV веке до н. э. Ликей.

Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М. М. Сперанского, а потому она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры начала XIX века. Кстати, по изначальной мысли Сперанского в учебное заведение должны были приниматься одаренные представители разных сословий, без каких-либо имущественных цензов, однако в конечном уставе 1810 года положения о равенстве обучающихся были ликвидированы. Лицею отводилось особое место в системе народного просвещения — он фактически был уравнен в правах и привилегиях с университетами, к началу столетия их насчитывалось шесть: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии — Лицей воспринимался как дом-семья, особое объединение единомышленников-адептов, отобранных для обучения по строгим критериям: «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих».

Лицей. (wikipedia.org)

22 сентября 1811 года Александр I подписал «Грамоту Царскосельскому лицею», после чего представители самых знатных российских фамилий жаждали устроить своих сыновей в это учебное заведение. Первые вступительные экзамены проводились в три этапа, а допущены к ним были 36 из 50 претендентов на высокое звание будущих лицеистов. По итогам испытаний 30 человек были приняты на обучение. Кстати приемные экзамены проводились в усадьбе министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, что призвано было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея, коль скоро контроль за отбором обучающихся был доверен высшему лицу в российском образовании. Абитуриенты различались по возрасту: так, барону Модесту Андреевичу Корфу, будущему директору Императорской публичной библиотеки, было при поступлении 11 лет, а Ивану Васильевичу Малиновскому, близкому другу Пушкина — 16. Стоит отметить, что до поступления в Лицей дети проходили обучение в самых разных форматах: в пансионах (в частности, при Московском университете), гимназиях (например, знаменита была Санкт-Петербургская) или домашнее образование.

Воспитанию новой породы граждан был подчинен весь уклад жизни воспитанников Царскосельского лицея. Это касалось даже введения особого распорядка дня, однажды утвержденного и практически не изменявшегося, пытаясь гармонично сочетать время отдыха и часы учебы. В 6 утра ученики просыпались и шли на молитву. С 7 до 9 проходили первые утренние занятия. В 9 часов — перерыв на чаепитие, после которого до 10 отправлялись на прогулку. С 10 до 12 — снова «классы». Потом опять часовая прогулка. Обед приходился на час дня, а с двух до пяти следовали уроки чистописания или живописи, а также другие дополнительные занятия, в зависимости от наклонностей учеников. В 5 часов снова чаепитие, а потом прогулка, после которой воспитанники принимались за выполнение домашних заданий и повторение пройденного в течение дня материала. В 8.30 — ужин, а затем до 10 вечера отдых или, как это называлось по уставу, «рекреация». В 10 часов ученики уходили на вечернюю молитву, после которой отправлялись ко сну.

Комната № 14, где жил Пушкин. (wikipedia.org)

Учитывая, что целью создания Царскосельского лицея было воспитание будущих государственных деятелей, выполнение столь важной задачи было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернеров, надзирателей и других сотрудников. Определяя главную идею содержания образования, директор Лицея Василий Федорович Малиновский, подчеркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей. Необходимо отметить, что Лицей тогда был единственным учебным заведением в Российской империи, где детей не секли.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернеры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Кстати, первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения. Особое внимание в создании уникальной концепции воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество. Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, он разделял теорию естественного права и идею общественного договора, выдвинутую европейскими философами-просветителями XVIII века. Интересно отметить, однако, что он был убежден в сакральности монархического правления, хотя предлагал меры, способные при помощи определенных конституционных статей ограничить абсолютистскую тиранию в России, говоря о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением всеобщей воли народа.


Современная фотография лицея. (wikipedia.org)

Самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея был, разумеется, Александр Сергеевич Пушкин. Он больше всего общался с наиболее «неспособным и ленивым», по отзывам педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным и прилежным Александром Горчаковым. Любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство», было для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, лицеисты все равно сочиняли украдкой. И только позже по специальному разрешению профессора Н. Ф. Кошанского запрет был снят. Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него особых надежд. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен». Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Алексей Демьянович Илличевский, который писал басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл его «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Илличевский обладал удивительным талантом рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике.

Примечательно, что все профессора Лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, едва достигшими тридцатилетнего возраста. По оценкам современников, в частности, первого биографа Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов, Яков Иванович Карцев, Николай Федорович Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще». Куницын, Кайданов и Карцев окончили Петербургский педагогический институт и, как особо отличившиеся, были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Геттингене, Иене, Париже — в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени. Важным считался принцип, чтобы педагоги, работающие с одаренными учениками, сами создавали программы, учебные пособия, а также занимались научными изысканиями. Так, профессор Кошанский, до Лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи, издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Работая в Лицее, он написал латинскую грамматику, перевел и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота — всем этим пользовались лицеисты в процессе обучения.

МБОУ "СОШ №25"


Исследовательская работа

Императорский Царскосельский лицей


РостовцеваЮлиана

Императорский Царскосельский лицей


Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе. Открыт 19 октября 1811 года недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министру юстиции М.М. Сперанскому. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 - военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). Изначально в здании Лицея находились дворцовые помещения, построенные в конце XVIII века по проекту И.В. Неелова. А в 1811 году выдающийся русский архитектор Стасов перестроил дворцовые помещения флигеля и приспособил их к нуждам школы.


Директор лицея


Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором Царскосельского Лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, русский просветитель и дипломат. Малиновский старался воспитать своих питомцев полезными Отечеству


Василий Федорович Малиновский


Преподаватели

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник - преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами.

Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Учащиеся лицея

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 года 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс.

Первый выпуск славен именами великих русских общественных деятелей и будущих декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина.


Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Случаи из жизни лицеистов


Лицейские годы Пушкина и его товарищей - это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов.

Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея.

Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

"Да, мосье"

В день открытия Лицея 19 октября 1811 года после торжественной церемонии, императрица-мать пришла в столовую посмотреть, как кормят мальчиков.

Она была немкой по происхождению и по-русски говорила не очень правильно. Подойдя к самому маленькому - Корнилову, она спросила: "Карош суп?"

Мальчик от растерянности ответил по-французски: "Oui, monsieur" (да, мосье). Кое-кто из лицеистов фыркнул, а царица, улыбнувшись, пошла дальше.

А за Корниловым на годы сохранилась кличка - "Мосье".

Прозвища

Они начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище - "Егоза".

Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом. Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас - Медведь. За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется". Ласково, но с ехидцей - Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин - Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг - Тося, Тосенька, Кюхельбекер - Кюхля, Мясоедов - Мясожоров или Мясин.


Лицейская словесность


В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы.

"И изумленные народы Не знают, что им предпринять:

Ложиться спать или вставать".


Методы работы преподавателей


Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы.

Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения - лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии.

По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В Лицее учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение, уважение к личности независимо от сословия человека.

Число занятий зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень подготовки. У каждого нового курса число занятий было своим.

императорский царскосельский лицей пушкин

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так, Александр Горчаков еще в Лицее решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Федор Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Энгельгардт помог своему воспитаннику Матюшкину добиться определения на шлюп "Камчатка", которым командовал В.М. Головин. Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: "У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. В Лицее любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалось ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, температура воздуха соблюдалась вплоть до градуса. Помещения проветривались, и для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю делались учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа - месяца каникул. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

Между лицеистами и преподавателями царила свобода общения. Вместе они были семьей. Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что сохранилось достаточно много карикатур на учителей. Ученики не боялись своих наставников и считали возможным подшутить над ними. Такого не было в других учебных заведениях того времени. Чаще всего здания учебных заведений были плохи и с трудом вмещали воспитанников, аудитории тесны, спальни плохо проветривались. В массе своей другие учебные заведения отличались изнурительной дисциплиной, постоянной зубрежкой.

В Лицее все было по-другому. Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, где говорилось, что "все воспитанники равны, …воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно". Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее царил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившегося, если тот сам не признавался в содеянном.


Распорядок дня лицеистов


Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин


Форма в лицее


Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.


Первый выпуск и императорский


В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.


Лицей при Николае I


После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села


В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.


200-летие Царскосельского лицея


19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг , Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин , Кюхельбекер , Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу" . Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея:

31 октября 1811 года в Царском Селе открылся самый известный в истории России лицей. По легенде, умирающий Пушкин сожалел, что рядом с ним нет его лицейских преподавателей. Читаем 7 легенд о порядках Лицея и приключениях лицеистов.

Царскосельский лицей был закрытым вузом со строгим распорядком дня, и во время учебного года выезжать из него было запрещено. Все воспитанники находились на полном пансионе.
Но лицеисты, конечно, не раз пробовали удрать в "самоволку", оставив дома своих воспитателей. Так, однажды Пушкин и Кюхельбекер решили уехать в Петербург, но никак не могли отделаться от настойчивого гувернера по фамилии Трико, который следовал за ними. Подъехав к заставе, Пушкин должен был назваться, и он доложил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. За ним следовал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, молодой человек сообщил: «Григорий Двако!» Заставный засомневался, но записал фамилию и пропустил юношу. Но когда несчастный гувернер на тот же вопрос чистосердечно ответил: «Трико!», заставный вышел из себя и закричал: «Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Неудачливый Трико просидел целые сутки под арестом, а Пушкин с другом наслаждались Петербургом одни.

Клички и розыгрыши

Несмотря на то, что в Лицее училась "золотая молодежь", дети очень уважаемых людей, они не всегда называли друг друга, как это было принято у дворян, по фамилии. Целая коллекция подпольных кличек, легких для расшифровки и не очень, была у лицеистов. Пушкина, например, называли "французом" за его любовь к французской поэзии и языку (как известно, Пушкин до самой смерти так ни разу и не был за границей). А еще - "Обезьяна с тигром", "Сверчок"... Иван Ивановича Пущина прозвали “Жано”, а у Вильгельма Кюхельбекера было несколько кличек, причем не самых приятных – “Кюхля”, “Глиста”... К слову, на Кюхельбекера сохранилось больше всего эпиграмм, и некоторые из них печатались даже в "Лицейском мудреце". Однажды Пушкин написал там: "Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.

Клюквенная дуэль

Все из-за тех же неудачных стихов дело однажды дошло до дуэли. Кюхельбекер часто навещал Жуковского, лицейского преподавателя и поэта, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно...

Кюхельбекер за такое оскорбление, разумеется, потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой.

Пирующий Галич

Друг всех студентов, неутомимый собеседник, преподаватель психологии Галич - одна из ярких учительских фигур Лицея. Его лекции проходили в форме бесед, горячих споров, в достаточно непринужденной обстановке. Изучать труды античных классиков для него было "трепать лавры стариков". Корф называл его "предобрым и презабавным чудаком", а лицеисты просто обожали. Галич был педагогом, встречавшимся со учениками не только в аудиториях, он участвовал в их пирушках и застольях, провоцировал философские диспуты и соревновался с ними в ораторском искусстве. Этого педагога не раз поминает Пушкин в своих стихах, чаще всего шуточных:
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Или: О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый,
В приют поэзии счастливый,
Под отдаленный неги кров.

Лицейская выручка

Несмотря на то, что сам Пушкин к моменту выпуска в 1817 году был по успеваемости двадцать шестым из двадцати девяти учеников, "в российской и французской словесности, также в фехтовании" он показал превосходные успехи. Среди юных лицейских поэтов он был одним из лучших, и существует множество легенд о том, как остроумно он мог подчеркнуть это. Например, однажды лицеист Неведомский, очень слабый в поэзии, должен был написать стихи о восходе солнца для преподавателя риторики Н.Ф. Кошанского. Бедный ученик смог выдавить из себя лишь первую строчку семистопного стихотворения: "От запада встает великолепный царь природы" - и, отчаявшись, обратился к Пушкину за помощью. Вот как юный Пушкин продолжил этот стих и "помог" своему сокурснику:
"От запада встает великолепный царь природы.
Не знают - спать иль нет? - смущенные народы.
Неведомский - поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем".

Запрет на очки и почетное место

Очки в начале девятнадцатого века вошли в такую моду, что их носили даже те, у кого было стопроцентное зрение. У остальных же взгляд через увеличительные стекла вызывал страх, т.к. считали, что через них можно рассматривать изъяны, не видные обычным глазом. Московский главнокомандующий граф Гудович, завидев человека в очках, посылал к нему слугу со словами, что здесь нечего разглядывать и очки можно снять. Взгляд сквозь очки на даму или на старшего по чину считался дерзостью, и потому лицеистам уж тем более было не положено носить их. Страдал от этого Дельвиг, у которого действительно было плохое зрение и который, выйдя из Лицея и приобретя очки, по легенде, воскликнул, что не все женщины, оказывается, писаные красавицы!
В классах и в столовой лицеистов рассаживали по поведению и успехам. «Блажен муж, иже/ Сидит к кафедре ближе» – так говорилось об этом в лицейских песнях.

Державное благословение

В этой легенде нет шутки, она, наоборот, исполнена серьезного величия и торжества духа. Но несколько минут Пушкинского публичного экзамена стали притчей во языцех и неустанно рассказываются. Речь идет об экзамене, на котором Пушкин читал свои стихи "Воспоминание в Царском Селе", а пожилой Державин, присутствовавший в комиссии, подвинувшись к нему и склонив свое ухо, внимательно слушал. Трогательно описывает это друг поэта И.И. Пущин, или, по-лицейски, Жано:
“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.

Царскосельский лицей , высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811 г. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 — военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832).

В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 класса по 1 ½ г.) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус…

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

… После 1825 в лицее Царского села усиливается ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 Царскосельский лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведён в Петербург. Новый лицей был передан в ведение 4-го отделения Собственной его императорского величества канцелярии, с конца 19 в. — Ведомства учреждений императрицы Марии. Закрыт после Октябрьской революции 1917 г.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. … Многие из них пополнили ряды Чиновничества Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.)… Предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. … 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков -Щедрин.

Большая Советская Энциклопедия, 1975 г.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.