Трагедия народа поделенных на красных и белых. Трагедия гражданской войны

1. Война — трагедия для мирных людей.
2. Энтузиазм войск первого призыва.
3. «Сегодня брат, а завтра — враг».

Любая война — это большая трагедия для народа, в чью страну она приходит. Шолохов в романе «Тихий Дон» мастерски описывает это народное бедствие. Первая мировая война предваряла гражданскую. И многие казачьи станицы уже в полной мере ощутили тяготы военного времени. Каждая из них уже собрала и отправила свое войско первого призыва. Многие семьи уже поняли, что придется вести свое хозяйство без мужиков. А некоторые даже успели получить похоронки.

Казаки оказались втянуты в новый конфликт. Вместо окончания война развернулась — на новых территориях, на их собственных полях, которые бабы не успели хорошо обработать, в их селах, где остались без защиты малые дети. Исторически казацкие поселения были военными, но долгие годы мирной жизни приучили людей решать спорные вопросы без оружия. И казаки времен гражданской войны, описанной Шолоховым, уже не те суровые воины, которые первыми организовывали эти поселения. После войны они затосковали по сохе и домашнему размеренному укладу. А война не останавливалась и постоянно требовала новых вливаний: людей, продовольствия, обмундирования. Казацкие станицы беднели день ото дня. В каждом доме с ужасом встречали новый день: То ли придет похоронка, то ли нападут голодные мародеры, то ли забредут раненые из разбитого полка, то ли уведут со двора последнюю корову для прокорма армии, то ли придет приказ срочно снарядить и выставить готовым к бою очередной военный корпус. Многие хозяйства были полностью разорены и дома сожжены. Были семьи, где мать получила похоронку на каждого сына и, проводив туда же убитого горем мужа, умирала на лавке от отчаянья.

Первые войска станицы снаряжали как на парад войск. Счастливые призывники первой очереди наперебой торговались за лучшую военную форму, самые красивые украшения для коней. Разодетые, на лоснящихся строевых конях, гарцевали парни перед всем хутором и друг перед другом. Ребяческая удаль светилась в каждом лице. Известие о войне было воспринято как радостная новость, как возможность отдохнуть от рутинной деревенской жизни, показать себя, свою молодецкую удаль.

Горькое разочарование принесли уже первые «военные действия». Вместо веселых схваток и яростных атак, о которых так мечтали мальчишки, полки шли и шли, то вперед, то обратно. Потом нежданно нападал неприятель и разбивал ничего не подозревающие ряды. Впервые столкнувшись со смертью, не все оказались готовы увидеть ее страшный лик. Испугавшись, многие уже после первых боев не хотели возвращаться в строй. Буйный нрав воинствующих казаков остался только в их воспоминаниях, да в сказках стариков.

Те же, кто смог пересилить свой страх и сумел поддержать честь своего народа, оказались не готовыми к профессиональным военным действиям. Ежегодные сборы, которые проводились для обучения солдат, на деле оказались только формальностью. Без тренировок и военных знаний мальчишки становились легкой мишенью для регулярной немецкой армии. На этом, по сути, и должны были сыграть большевики, поднимая гражданскую войну во время страшной народной трагедии. И расчет оказался верным. Большинство солдат, измученных и уставших, поверили обещаниям быстрого окончания войны, да в придачу получения всей власти.

В этот момент трагедия войны многократно усилилась тем, что народ, вчера еще стоявший в окопах плечом к плечу, разошелся по разные стороны фронта. Уставшие солдаты бросили оружие, как призывали большевистские лидеры, и ушли по домам. Понесли домой идеи свободного общества, свержения царя и власти, рассказывали об этом отцам и младшим братьям, чтобы поднять и их на защиту нового строя. Но прожившие жизнь старики оказались не такими доверчивыми. Хоть и нелегка была жизнь тыла, однако она крепко поддерживалась традицией. Каждый знал свое место в обществе, свои возможности. А как жить при новой власти — еще неизвестно. Без власти жить нельзя — это старики знают наверняка. А если новая власть начинает с войны, то добра от нее ждать не приходится.

Итак, отцы не поддержали своих сыновей. Младшие братья оказались перед тяжелым выбором: стать врагом отца или брата. Отец жизнь дал, научил всему, что он знает. С братом дальше жить. В трудный момент кто поможет, кроме отца и брата? Но никому этот раскол не принес большего горя, чем матерям. Вчера еще крепкая семья, братья, радовавшие мать своей Силой, молодостью, смотрят друг на друга врагами. Для матери все хорошо, что ее ребенку хорошо, но как же две правды в один сундук уложить? И нет матерям радости: вернулись дети, но чужие.

Из домов эта беда пришла,и в армию. Братья, вчерашние товарищи по играм, соседи стали врагами. Однако самым страшным горем было не это, а то, что большинство вставших на новый путь не задумывалось о его сути. Лишь единицы добирались до ядра идеи. Другие же просто поверили в возможность счастливой мирной жизни. Обрадовались обещанной земле и лошади. Эти простые крестьянские мужики, никогда не изучавшие политики, без оглядки поверили теоретикам, говорившим горячо, убедительно. Дело в том, что и эти мальчишки не хотели ничего плохого для своих товарищей. Но они не хотели замечать, что их идеи противоречат той науке, которая сложилась в народе. Науке, по которой жили веками их предки, по которой и сами они выросли.

Но традиция на этот раз отступила. Уставший, измученный народ принял новый закон. И новая власть полноправно начала свой путь по стране. В романе «Тихий Дон» Шолохов не описывает устройство нового общества. Однако первые шаги уже не обещают ничего доброго. Страна разрушена, хозяйства разорены. Беднейшие до войны крестьяне потеряли даже те крохи, которые имели. Новых граждан новой страны нужно было одеть и накормить. И начались опять разгромы — продразверстки. Военная власть не умеет жить в мире — те, кто обещал мир и счастье после разгрома «классового врага», начали искать нового «классового врага». Беда никогда не приходит одна. Как снежный ком, она катится и, набирая вес и скорость, сметает все больше и больше жертв на своем пути.

Разделы: История и обществознание

Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская.

Цели:

  • систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
  • обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
  • определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
  • продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
  • понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование:

  • Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества.1900–1940 гг.: М., Просвещение, 1992.
  • Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
  • Бабель И. Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1991.

Предварительная работа:

Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того, чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1 ). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2 ), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3 ), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4 ). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:

1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5 ).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков

9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6 ). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.

11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7 ).

12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.

Приложение 1.

Основные социальные группы населения России в начале XX века:

  • рабочий класс;
  • буржуазия;
  • помещики;
  • кулаки;
  • середняки;
  • батраки, безлошадные крестьяне.

Приложение 2.

Годовой доход разных групп населения

  • рабочий класс – в среднем 214 рублей в год;
  • буржуазия – в среднем 60000 рублей в год;
  • помещики – в среднем 8000 рублей в год;
  • кулаки – в среднем 4000 рублей в год;
  • середняки в – среднем 2000 рублей в год;
  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год.

Цены в России до 1914 г.

  • Икра (1 кг.) – 3 рубля 40 коп.;
  • Телятина (1 кг.) – 3 рубля;
  • Хлеб чёрный (фунт) – 3 коп.;
  • Обед в столовой – 5 коп.;
  • Обед в ресторане – 1 рубль 70 коп.;
  • Двухкомнатная квартира (наём в месяц) – 15 рублей;
  • Пальто драповое – 13 рублей 50 коп.;
  • Лошадь – от 45 рублей;
  • Корова – от 40 рублей..

Приложение 3.

Количественные показатели переписи населения на 1897 г.

  • Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:
    • рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек);
    • буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек);
    • помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек);
    • середняки – 12 % (37500 тыс. человек);
    • кулаки – 3 % (3706 тыс. человек);
    • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова);
    • безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек).

Приложение 4.

Образ жизни и нравы разных групп населения

Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.

Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.

Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.

Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.

Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.

Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.

Приложение 5.

Первые мероприятия Советской власти:

  • Конфискация помещичьих земель, земля объявлялась всенародным достоянием, уравнительное землепользование с постоянным переделом земли.
  • Декрет о 8-часовом рабочем дне, система охраны труда женщин и подростков, бесплатное медицинское обслуживание и обучение в школах, переселение рабочих в новые квартиры.
  • Национализация всей промышленности, банков, введение рабочего контроля на производстве.
  • Отменено сословное деление общества.
  • Декларация о суверенитете и равноправии всех народов России.

Приложение 6.

  • Программа белого движения:
    • А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –
      – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
      – Борьба с большевизмом до конца.
      – Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
      – Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
    • Решение аграрного вопроса:
      Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
    • Решение рабочего вопроса:
      Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
  • Программа зелёного движения:
    Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
    • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
    • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
    • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
    • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
    • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
    • Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
  • Программа красного движения:
    • Защита завоеваний Октябрьской революции.
    • Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
    • Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
    • Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
    • Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Приложение 7.

Анализ террористических действий в Гражданской войне.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:

Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.

Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:

Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.

>Сочинения по произведению Тихий Дон

Гражданская война как трагедия народа

Любая война несет разрушения и страдания. В особенности жестока гражданская война, когда враждуют люди, еще вчера бывшие родными друг другу. В своем романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов описал страдания донских казаков во время гражданской войны первой половины XX века. Он мастерски показал негативные последствия и бессмысленность этой войны, которая ни одну семью не пощадила, не обошла стороной. Если до военных и революционных событий казаки жили привольно в достатке и уважении, то с их началом они оказались втянуты в глобальный конфликт. Перед людьми встала незнакомая и ранее не встречающаяся проблема, на чью сторону встать. К этому они были не готовы.

Зная, сколько жертв принесет война, народ был против, но его целенаправленно втягивали в уже вспыхнувшие конфликт, в котором «брат идет на брата, а сын на отца». Даже не жестокому по натуре Григорию Мелехову пришлось убивать и не раз. Конечно, это стало для него великим испытанием. После своего первого убийства, когда он в бою зарубил австрийца, Григорий долго не мог прийти в себя. Его мучили бессонные ночи и совесть. Но война ожесточила всех. Даже женщины в ней по-своему участвовали. Дарья , жена Петра Мелехова , без раздумий убила Котлярова в отместку за мужа. Она также снабжала солдатам патроны. Дуняша , зная, что ее возлюбленный жестокий убийца, все равно вышла за него замуж.

В этой жестокой кровопролитной войне мало кто задумывался об ее истинных причинах и смысле. Не брезгуя ничем, многие начали заниматься мародерством, пьянством и насилием. В противовес им, Григорий Мелехов от начала и до конца романа ищет правду, задумывается над смыслом всего происходящего. Его мать, Ильинична , будучи женщиной мудрой, сразу понимает бесполезность этой войны. Для нее нет «красных» или «белых». Все они для нее чьи-то дети. Сам автор главную причину трагедии видит в болезненном переходе от старого уклада жизни, формировавшегося веками, к новому образу жизни. В гражданской войне происходило столкновение двух миров. Рушилось все, что стало неотъемлемой частью существования и строилось новое – то, к чему нужно было привыкнуть.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Изучите тексты и определите, какие образы «красных» и «белых» присутствуют в массовом сознании потомков - участников Гражданской войны в России.

В массовом сознании потомков - участников Гражданской войны в России присутствуют противоположные образы «красных» и «белых»: Красные - хорошие, смелые, честные герои, а белые - коварные, жестокие, глупые люди. И с точностью до наоборот: белые - благородные, честные герои, а красные - отрицательные, грубые, жестокие.

В чём, на ваш взгляд, они противоречат друг другу? Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?

Кто же герои в Гражданской войне?

Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

Кто прав в Гражданской войне

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясните значение термина Гражданская война.

Гражданская война - крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.

Признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери.

Способы ведения гражданских войн часто отличаются от традиционных. Наряду с использованием враждующими сторонами регулярных войск большое распространение получает партизанское движение, а также различные стихийные восстания населения и тому подобное.

Вспомните, в истории каких стран случались гражданские войны (10-й класс).

Гражданские войны случались в истории США, Италии, Испании.

Какие события революции 1917–1918 гг. привели Россию к Гражданской войне?

Россию к Гражданской войне привели события революции 1917–1918 гг.:

Разгон Учредительного собрания,

Подписание Брестского мира с Германией,

Деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне (изъятие хлеба у зажиточных крестьян)

Декрет о земле, вызвавший экономический кризис

Запрет свободной торговли хлебом

Проанализируйте состав противоборствующих сил.

Сделайте вывод: на чьей стороне была правда в Гражданской войне?

Три противоборствующие силы:

Красные, большевики (большая часть рабочих, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции);

- «демократическая контрреволюция», эсеры, меньшевики, анархисты (часть рабочих, среднее крестьянство);

Белые, КаДеты и монархисты (казачество, бывшие помещики, капиталисты, чиновники, офицеры, значительная часть интеллигенции)

Вывод: в Гражданской войне трудно определить правых. «Белые» отстаивали законность и государственность, «красные» боролись за новое, за изменения, но диктаторскими, насильственными методами.

Белое движение стало оформляться в начале 1918 г., когда генералы М. Алексеев, Л. Корнилов и А. Каледин собрали в Новочеркасске добровольческие части. Добровольческую армию возглавил генерал А. Деникин. На востоке страны лидером белых стал адмирал А. Колчак, на северо-западе - генерал Н. Юденич, на юге - А. Деникин, на севере - Е. Миллер. Соединить фронты белым генералам так и не удалось.

Белые, как и красные и использовали крестьянство для постоянных поборов - армии надо было кормить. Это вызывало недовольство крестьян.

Проанализируйте текст и сделайте вывод по проблеме урока «На чьей стороне была правда в Гражданской войне?»

В Гражданской войне белые сражались за законный порядок и сохранение страны с тысячелетней историей. Красные - за идею построения нового, справедливого социалистического общества. «Зелёные» (крестьянские отряды) - за право жить на своей земле, не платя никому подати и без вмешательства государства. Долю вины каждой стороны любой гражданин России должен определить сам. Объединить в этом вопросе нас может лишь стремление не повторить трагедию Гражданской войны, избегать насилия и учиться договариваться друг с другом.

Москва: подавлен мятеж левых эсеров - оформление однопартийной большевистской диктатуры в Советской России.

Выделите 3-4 главных события, которые, с одной стороны, предопределили победу красных, а с другой - поражение их противников

Вооружённое подавление противников Советской власти большевистско-левоэсеровскими отрядами Красной гвардии. Образование антибольшевистских правительств на Украине, Дону, в Закавказье и других окраинах бывшей империи.

Советская Россия: объявление «красного террора» (5 сентября 1918 г.) - взятие заложников из «бывших имущих слоёв» и их расстрел за каждое покушение на советских лидеров. Образование Реввовенсовета республики во главе с Л.Д. Троцким (сторонником укрепления дисциплины расстрелами за дезертирство), отмена выборности командиров, привлечение военспецов - бывших царских офицеров, контроль армии через комиссаров-коммунистов.

Москва: 10-й съезд РКП (б) (март 1920 г.): отказ от «военного коммунизма» (продразвёрстка, запрет торговли) и переход к НЭПу (продналог, свобода торговли), но подтверждение диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дополните своё решение проблемы общеобразовательного уровня, рассмотрев её в новом аспекте: «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Проведите критический анализ источников и сделайте вывод по проблеме урока «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Красные одержали победу в Гражданской войне потому, что действия их были четко организованными, централизованными, жесткими. Кроме того, они объявили переход к новой экономической политике, чем привлекли на свою сторону крестьян. Белые не имели такой централизации, наоборот, командующие их войсками соперничали друг с другом и действовали они более жестоко, чем красные, восстанавливая дореволюционные порядки.

Проведите анализ текстов. Какие причины победы красных выделены в каждом из них?

В каждом из этих текстов названы сходные причины:

Единение и централизация большевиков

Привлечение на сторону большевиков военных специалистов царской армии

Сделайте вывод по проблеме урока «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Красные одержали победу в Гражданской войне потому, что действия их были четко организованными, централизованными, жесткими. Кроме того, они объявили переход к новой экономической политике, чем привлекли на свою сторону крестьян. Белые не имели такой централизации, наоборот, командующие их войсками соперничали друг с другом и действовали они более жестоко, чем красные, восстанавливая дореволюционные порядки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-западная академия государственной службы»

Кафедра Истории и мировой политики

Гражданская война - национальная трагедия России

студента(ки) I курса

3176 группы

Красовской Надежды Владимировны

Санкт-Петербург

Введение

гражданский война историография большевик

Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве.

Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тысяч книг и научных статей. В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Для одних героем остается Павка Корчагин, для других - поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Неуловимым мстителям» и песням типа «Батька Махно смотрит в окно...», представления других - основаны на «Тихом Доне» М.А. Шолохова, мемуарах А.И. Деникина, на более точных исторических фактах.

Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели «Конармейскую песню» Алексея Суркова.

А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками, готовность нести мученический крест через подвалы Лубянки и застенки Одесского губчека.

Итак, гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон - со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Это естественно и неизбежно. Мудрые римляне давно подметили простую истину: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

Не случайно ряд историков считает, что «гражданская война еще не стала историей в полном смысле слова, примирение (в российском обществе) еще не наступило и время взвешенных суждений еще не пришло».

С развалом Советского Союза атмосфера гражданской войны витает в воздухе. Десятки региональных конфликтов ставили страну на грань войны: Приднестровье, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Чечня (декабрь 1994 - октябрь 1996 гг.). Все это требует от нынешних политических лидеров всех стран выдержки, сдержанности, готовности идти на компромисс.

По-прежнему все, что говорится, пишется, поется, снимается, ставится о гражданской войне пронизано непримиримостью, т.е. психологией гражданской войны.

Цель данной работы: - раскрыть подходы к освещению истории гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии; - показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; - выделить последствия и уроки гражданской войны, их значение для современного этапа развития России.

1. Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской войны в России

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война - это война между гражданами одного государства. Международная энциклопедия общественных наук (США) дает такое определение: «Гражданская война - это конфликт внутри общества, вызванный попытками захватить или сохранить власть незаконными средствами».

Это определение подходит к гражданской войнам в Англии (XVII в.), в США в 1861-1865 гг., в Испании в 30-е гг. XX в. Оно применимо также к гражданским войнам начала XVII в. и 1918-1920 гг. в России. При этом в качестве «незаконных средств» выступает всегда вооруженная борьба. Поэтому - гражданская война -это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и другими противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны.

Применительно к России - гражданская война 1918-1920 гг. - это обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими, национальными и другими противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения страны, проходившая при активном вмешательстве иностранных государств и включавшая военные операции регулярных армий, восстания, мятежи, партизанские и диверсионно-террористические действия и другие формы.

Почему же началась гражданская война в России? Каковы ее причины? Кто виновен в ее развязывании, эскалации, миллионных человеческих жертвах? Ответы на эти вопросы неоднозначны. В настоящее время под влиянием публицистов и особенно электронных СМИ широкое распространение в российском обществе получила точка зрения, что гражданскую войну развязали большевики. Они, дескать, узурпировали власть, убили самого гуманного царя в мире, обострили конфронтацию в обществе и во имя приближения мировой революции развязали братоубийственную войну.

Более аргументированной представляется точка зрения Ленина и большевиков, закрепленная в многочисленных книгах и школьных учебниках советского периода. Ее суть: В 1917 г. к власти в России пришли рабочие и крестьяне. Буржуазия и помещики смириться с этим не хотели. Но сил для сколько-нибудь серьезного сопротивления Советской Власти у них не было. Мятеж Краснова-Керенского, Каледина на Дону и Дутова на Южном Урале были легко и быстро подавлены. Однако иностранные государства организовали открытую интервенцию, оказали помощь внутренней контрреволюции. Таким образом, инициатором и катализатором гражданской войны в России выступил международный империализм.

С этой трактовкой причин гражданской войны мы хорошо знакомы, но и она является односторонней, предвзятой, ненаучной. Причины войны нельзя свести к виновности в ее начале какой-либо из сторон. Ее исторические предпосылки следует искать в состоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россия перманентно входила в состояние гражданской войны, а причины - в действиях или бездействии основных политических сил страны в период от февраля 1917 г. примерно до лета 1918 г.

Если ретроспективно оценивать предпосылки и причины гражданской войны в России, то их можно свести к следующим:

1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков и предельно углубились в ходе первой мировой войны. Острейшие проблемы российского общества не решались десятилетиями. На западе острота социальных противоречий более или менее сглаживались. В России насилие над народом было ведущим принципом функционирования власти.

В конце XIX-начале XX вв. особенно заметным стало упорное нежелание самодержавия проводить существенные реформы политического и экономического строя. Конфликт власти и общества был настолько глубоким, что защитников у самодержавия в феврале-марте 1917 г. не оказалось, их просто не было в многомиллионной стране.

2. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия. Борьба за армию в условиях продолжавшейся войны вела к ее развалу.

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.

4. Противоречия в лагере социалистических партий, которые на выборах в Учредительное собрание получили более 80% голосов, но не сумели обеспечить согласие, ценой взаимных уступок.

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Интервенция стала катализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейских войск и правительств во многом обусловила длительность этой войны.

6. Грубейшие ошибки и просчеты большевиков, советского правительства в целом ряде важных вопросов внутренней политики (Раскол деревни летом 1918 г., расказачивание, политика "военного коммунизма" и др.).

7. Следует выделить также и социально-психологический аспект гражданской войны. Психология и психопатология революционной эпохи во многом предопределяли поведение каждого человека и больших социальных групп людей в годы войны. Формировалась привычка сначала делать контрольный выстрел, а потом проверять документы. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческой жизни всегда была ничтожно малой. В эпоху гражданской войны взаимное ожесточение людей девальвировало и эту величину.

Периодизация гражданской войны. Проблема периодизации истории гражданской войны неоднократно была предметом научных дискуссий. Но и по сей день нет единой точки зрения. До недавнего времени в отечественной исторической науке господствовал ленинский подход. В.И. Ленин рассматривал гражданскую войну в двух аспектах: а) гражданская война как наиболее острая форма классовой борьбы (продолжалась в России с октября 1917 г. по октябрь 1922 г.); б) гражданская война как особый период в истории Советского государства, когда военный вопрос выступал как главный, коренной вопрос революции (с лета 1918 г. до конца 1920 г.). Второй (ленинский) период советские историки 60-80-х гг. делили, как правило, на три этапа: 1-й - конец мая 1918 г.- март 1919 г. 2-й - март 1919 г.- март 1920 г. 3-й - апрель 1920 г.- ноябрь 1920 г. Но встречались и другие подходы: в войне выделяли и 4, и 5 периодов.

В годы правления Сталина господствовала, естественно, его периодизация: поход Колчака, поход Деникина, поход Польши и Врангеля. Еще кое-где в школах и вузах сохранились исторические учебные карты "Первый поход Антанты против Советской республики", "Второй поход..." и “Третий поход”, изготовленные в свете указаний товарища Сталина. Но в такой периодизации выпадает 1918 г.

Западные историки дают свою периодизацию гражданской войны в России: 1-й период - 1918 г. - называют анархистским; 2-й период - 1919 г. - борьба красных с белыми; 3-й период - 1920 г. - борьба большевиков с крестьянством. При этом они считают, что победу в гражданской войне одержали крестьяне, так как большевики отказались от политики "военного коммунизма" и перешли к НЭПу.

В 90-е годы в институте Российской истории РАН академик Ю.А. Поляков предложил новую периодизацию истории гражданской войны в России. Она охватывает период с февраля 1917 г. по 1922 г. и состоит из 6 этапов:

Февраль-март 1917 г. - насильственное свержение самодержавия, открытый раскол общества главным образом по социальному признаку;

Март-октябрь 1917 г. - неудача российской демократии в попытке установить гражданский мир, усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия;

Октябрь 1917 г.- март 1918 г. - свержение большевиками Временного правительства, установление Советской власти, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы (в т. ч. и Брестский мир как один из факторов раскола);

Март-июнь 1918 г. - локальные военные действия, формирование белых и красных вооруженных сил, террор с обеих сторон, дальнейшая эскалация насилия

Лето 1918 г.- конец 1920 г. - "большая гражданская война между массовыми регулярными армиями, иностранная интервенция, партизанская борьба в тылах, милитаризация экономики (это собственно гражданская война в полном смысле этих слов, хотя точнее называть это время - этапом "большой" гражданской войны).

1921-1922 гг. - постепенное затухание гражданской войны, ее локализация на окраинах и полное окончание. Безусловно, и подход Ю.А. Полякова далеко не совершенен. Но он представляет собой более высокий уровень осмысления истории гражданской войны в России.

Таким образом, причины гражданской войны в нашей стране нельзя сводить к поискам однозначных ее виновников, а следует рассматривать как результат многоэтапного процесса нарастания и обострения социально-политического противостояния в российском обществе.

2. Состав противоборствующих сил и основные события «большой» гражданской войны

К лету 1918 г. подавляющее большинство граждан России воевать не хотело. Подтверждением этого тезиса может служить тот факт, что против большевиков в начале 1918 г. выступало не более 2-3% офицеров старой русской армии.

Так, в первом походе Добровольческой армии участвовал 2341 офицер (в т.ч. генералов - 36, полковников - 190, подполковников - 52, капитанов -215, штабс-капитанов - 251, поручиков - 394, подпоручиков - 535, прапорщиков - 668), а вся армия насчитывала 3377 чел.

Однако по мере развертывания боевых действий в войну неизбежно втягивались миллионы людей. И фронт гражданской войны проходил не только через леса и поля, он проходил через семьи, через души и сердца людей. Поэтому при характеристике состава противоборствующих в гражданской войне сил следует избегать примитивного "классового" деления на бедных и богатых.

Состав красных и белых армий не так уж и отличался друг от друга. В Красной армии служили потомственные дворяне, а рабочие Ижевска и Воткинска воевали под красными знаменами в армии Колчака. Кровавая мясорубка гражданской войны втягивала людей чаще всего без их желания и даже, несмотря на их сопротивление, нередко все решали обстоятельства. Многое, например, зависело от того, под чью мобилизацию попал человек, каково было отношение тех или иных властей лично к нему, его семье, от чьих рук погибли его родственники и друзья. Немалую роль играли особенности региона, национальность, религия и другие факторы.

Следует учитывать также, что позиции конкретных личностей, политических партий и социальных слоев в ходе войны не были статичными. Они изменялись - и нередко неоднократно - радикальным образом.

Основная борьба в ходе «большой» гражданской войны проходила между красными и белыми. Но весьма значительной была и третья сила, выступавшая под лозунгом: «Бей красных пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют». В историю гражданской войны она вошла под названием «зеленых».

Красные. Костяк этого лагеря составляла партия большевиков, создавшая мощную вертикальную структуру и под лозунгом диктатуры пролетариата фактически установившая свою диктатуру.

Социальную базу советского лагеря составляли:

Рабочие центрально-промышленного района;

Значительная часть крестьянства, что в итоге во многом предопределило победу красных;

Часть офицерского корпуса русской армии (около 1/3 его состава); мелкое чиновничество, быстро делавшее карьеру при новой власти, в т.ч. маргинальные слои, дорвавшиеся до власти.

Некоторые стороны создания Красной Армии. 15 января 1918 г. декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 г. был принят декрет об организации Красного Флота. Но первые итоги создания новой революционной армии не внушали оптимизма. Наибольшее число добровольцев было зафиксировано в периферийных районах, находящихся под непосредственной угрозой захвата белыми, и в крупных промышленных центрах. К тому же под видом добровольцев в Красную Армию вступало значительное количество деклассированных элементов, рассматривающих войну как источник личного обогащения.

В июле 1918 г. был опубликован Декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. По всей стране создавалась сеть военных комиссариатов для ведения учета военнообязанных, организации и проведения военного обучения, мобилизации годного к военной службе населения.

К осени 1918 г. в ряды Красной Армии было мобилизовано 300 тыс. чел., к весне 1919 г. - 1,5 млн.чел., к октябрю 1919 г. - до 3 млн. чел., к 1920 г. число красноармейцев приблизилось к 5 млн.

Большое внимание большевики уделяли подготовке командных кадров. Помимо краткосрочных курсов и школ для подготовки среднего командного звена из наиболее отличившихся красноармейцев, в 1917-1919 гг. были открыты высшие военные учебные заведения: Академия Генерального штаба Красной Армии, Артиллерийская, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная, Военно-морская, Военно-инженерная академии.

Вместе с тем, весной 1918 г. в советской печати было опубликовано извещение о привлечении на службу в Красную Армию военных специалистов старой армии. На 1 января 1919 г. в Красной Армии числилось примерно 165 тыс. бывших офицеров царской армии.

Особую роль в годы гражданской войны сыграла так называемая политика «военного коммунизма». Она включала ряд мероприятий: 2 декабря 1918 г. был обнародован декрет о роспуске комитетов бедноты, которые вступали в конфликты с местными Советами, стремясь узурпировать власть; 11 января 1919 г. был издан Декрет «О разверстке хлеба и фуража», согласно которому государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Но на деле это означало изъятие у крестьян всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов; в области промышленного производства был взят курс на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности, а не только важнейших, как предусматривал декрет от 28 июля 1918 г.; были упразднены товарно-денежные отношения (запрещена свободная торговля продовольственных товаров и товаров широкого потребления), которые распределялись государством в качестве заработной платы;

Почему эта политика носила название «военного коммунизма»? “Военного” - потому, что политика эта была подчинена единственной цели - сконцентрировать все силы для военной победы над своими политическими противниками, “коммунизма” - потому, что меры большевиков совпадали с марксистским прогнозом некоторых социально-экономических черт коммунистического общества.

Характеризуя политику и состав красных сил, нельзя не отразить некоторые моменты, связанные с их политикой «красного террора». В целом, это политика устрашения населения. Впервые в широких масштабах террор был применен по отношению к крестьянству на основании декрета от 9 мая 1918 г. «О предоставлении чрезвычайных полномочий комиссару продовольствия». В городах «красный террор» принял широкие размеры с сентября 1918 г. - после убийства председателя Петроградской Чрезвычайной Комиссии М.С. Урицкого и покушения на жизнь В.И. Ленина.

Террор носил массовый характер. Только в ответ на покушение на В.И. Ленина Петроградская ВЧК расстреляла, по официальным сообщениям, 500 заложников. В знаменитом бронепоезде, на котором Лев Троцкий совершал свои переезды по фронтам, без устали работал военно-революционный трибунал с неограниченными полномочиями. В Муроме, Арзамасе, Свияжске были созданы первые концентрационные лагеря. Между фронтом и тылом формируются специальные заградительные отряды, ведущие борьбу с дезертирами.

Что же представляли собой белые? Белые. Обычно под этим понятием объединяют весь лагерь контрреволюции, выступавший против красных. Антисоветский лагерь составляли:

ь лишенные власти и собственности помещики и буржуазия. Численность с членами семей - примерно 6 млн. человек;

ь казачество - около 4,5 млн. человек, объединенных в 13 казачьих войск. Обычно это военное сословие изображают непримиримым противником Советской власти. Вместе с тем следует учитывать, что казачество участвовало в гражданской войне и нередко боролось на два фронта, оберегая свои интересы, свое особое положение в государстве, которое сложилось исторически и казалось казакам незыблемым и от красных и от белых. Так, Донская армия крайне неохотно покидала пределы Области Войска Донского. Верхушка Кубанского казачества вела откровенно сепаратистскую политику, направленную на образование самостийного государства. Подобные стремления были характерны для деятельности атаманов Семенова и Калмыкова на Востоке;

ь часть офицерского корпуса русской армии (около 40%);

ь духовенство. Только в Православной русской церкви было более 200 тыс. священнослужителей, многие из них воевали против большевиков;

ь рабочие и крестьяне, проживавшие на территории, занятой белыми армиями. При этом одни были мобилизованы, другие, главным образом, из числа зажиточных крестьян - вливались в ряды сопротивления на базе недовольства политикой большевиков;

ь значительная часть интеллигенции. Сюда можно включить и верхушку политических партий (эсеров и в меньшей степени меньшевиков), и различные правительства, создаваемые ими в период гражданской войны.

Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, сторонники прогерманской и проантантовской ориентации, люди идеи и люди без определенных политических убеждений. В цивилизационном плане в антисоветском лагере были представлены как сторонники традиционного пути развития, так и выступавшие за развитие России по западным образцам.

Однако в белом движении не нашли своего места крайние монархисты типа В.М. Пуришкевича, а также крайние социалисты типа Керенского и Савинкова. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Программы белых (Колчака, Деникина. Врангеля) не учитывали интересы большинства населения. Так, программа, составленная в штабе Деникина, предусматривала:

Уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка;

Восстановление могущественной, единой и неделимой России;

Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права;

Демократизацию власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления;

Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания;

Осуществление земельной реформы;

Введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала.

Подобные меры содержала и программа Колчака: Учредительное собрание, рыночная экономика, защита частной собственности и т.д. К примеру, п. 3. "Аграрной декларации" Колчака (март 1919 г.) гласил: Сохранение за собственниками их прав на землю. Если сравнить с Декретом о земле, который провозгласил более понятные и приемлемые для крестьянства меры, то вопрос за какой из программ пойдет большинство крестьянства? выглядит риторическим (Колчак Александр Васильевич (1873-1920 гг.). Адмирал с 1918 г. Из семьи морского офицера. Участник русско-японской и Первой мировой войны, в 1916-1917 гг. - командующий Черноморским флотом. В конце 1918 г. согласился стать диктатором России. Адмирал Колчак был выдан чехословаками Иркутскому Политическому Центру в обмен на беспрепятственный проход их эшелонов через город. 7 февраля 1920 г. по постановлению Военно-революционного комитета Иркутска Колчак был расстрелян).

В гражданской войне были и сторонники так называемых «зеленых». Что это за сила? Зеленые. Зеленое движение не было организационно оформлено. Оно протекало достаточно стихийно. Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919 г., когда большевики ужесточили продовольственную диктатуру, а Колчак и Деникин - восстанавливали старые порядки. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах - русскоязычное население.

Так, весной 1919 г. восстания охватили Брянскую, Самарскую, Симбирскую, Ярославскую, Псковскую, Смоленскую, Костромскую, Вятскую, Новгородскую, Пензенскую, Тверскую и др. губернии. В это же время на Украине восстание возглавил бывший штабс-капитан царской армии Н.А. Григорьев, который боролся против мировой буржуазии, Директории, кадетов, англичан, немцев и французов. В течение некоторого времени Григорьев со своими отрядами даже входил в Красную Армию (6-я украинская советская дивизия), но затем выступил против большевиков под лозунгом "За Советы, но без коммунистов".

Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины. Характерно, что четкой программы не было и у Махно, и у других зеленых вождей. Преобладали эсеровско-анархистские взгляды, движение не было политически организовано. В целом повстанческое движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям (Григорьев, Махно, Антонов, басмачи).

При анализе событий гражданской войны необходимо учитывать и внешний фактор: вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Страны Антанты отказались признать власть большевиков, но пытались не допустить выхода России из мировой войны.

Первоначально Антанта всячески стремилась поддерживать сотрудничество с новой властью как в Москве, так и на окраинах бывшей Российской империи. На конференции в Париже были разделены сферы влияния союзников на территории России. В начале 1918 г. в Мурманске, Одессе, Владивостоке и других портах высадились первые десанты. В марте 1918 г. Антанта приняла решение о поддержке антисоветских сил путем военной интервенции. Цель была предельно четкой: "Уничтожение большевизма и поощрение создания в России режима порядка".

В действиях бывших союзников России можно выделить три направления: 1) поощрение распада России путем поддержки самостийных правительств; 2) направление воинских контингентов в зоны своих "жизненных интересов"; 3) оказание всяческой помощи армиям белых и другим антисоветским силам.

В современной отечественной историографии наметилась тенденция «оправдания» интервенции или приуменьшения ее роли в гражданской войне в России. Пишут, что интервенционистский корпус был немногочисленным, что интервенты действовали далеко от Москвы и активных боевых действий против красных не вели. К февралю 1919 г. на территории России находились иностранные войска общей численностью 202,4 тыс. челеловек, в т.ч. 44,6 тыс. английских, 13,6 тыс. французских, 13,7 тыс. американских, 80 тыс. японских, 42 тыс. чехословацких, 3 тыс. итальянских, 3 тыс. греческих, 2,5 тыс. сербских.

Не жалели средств на борьбу с большевиками и в годы гражданской войны. Только за декабрь 1917 г. - первую половину января 1918 г. добровольческая армия получила: 60 млн. фунтов стерлингов от Англии, 500 тыс. долларов от США, свыше 1 млн. руб. от Франции и из особых источников. Англия оснастила всем необходимым 200-тысячную армию Колчака. США предоставили верховному правителю к 1 марта 1919 г. - 394 тыс. винтовок, 15,6 млн. патронов, пулеметы, орудия, медикаменты. Причины такой щедрости объяснил еще в 1919 г. У. Черчилль: «Было бы ошибочно думать, что в течении этого года мы сражались за русских белогвардейцев, - отмечала он, - Напротив, русские белогвардейцы сражались за наше дело».

Не следует забывать и о роли Германии. После Брестского мира она оккупировала территорию в 1 млн. кв. км с населением более 50 млн. человек. На территории России находилось около 300 тыс. германских войск.

Хроника основных событий войны. Характерной чертой "большой" гражданской войны является противоборство регулярных армий. К концу 1917 г. старая русская армия утратила боеспособность и практически распалась. Опора большевиков - Красная гвардия - насчитывала более 460 тыс. человек, но не имела боевого опыта, подготовленных командных кадров, тяжелого вооружения.

16 декабря 1917 г. СНК упразднил все чины и звания, ввел выборность комсостава и передал власть в старой армии солдатским комитетам и Советам.

15 января 1918 г. СНК принял декрет о создании РККА и 29 января - РККФ на добровольческой основе.

К апрелю 1918 г. вооруженные силы Советской России насчитывали около 195 тыс. чел. В течение лета - осени 1918 г. в ряды Красной Армии было мобилизовано 300 тыс. человек. К весне 1919 г. численность Красной Армии увеличилась до 1,5 млн. человек, а к октябрю 1919 г. - до 3 млн. человек.

К 1920 г. число красноармейцев приблизилось к 5 млн.

Одновременно создавали свои вооруженные силы и противники советской власти. В ноябре 1917 г. в Новочеркасске была образована Алексеевская организация (с 27 декабря она стала называться Добровольческой армией). Ее численность в начале 1918 г. составляла, 3377 чел., в т.ч. 2341 офицер. В апреле 1918 г. при поддержке Германии стала создаваться Донская казачья армия (П.Н. Краснов). Формировались армии и в других регионах России: в Забайкалье - атамана Г.М. Семенова, в Приморье - И.М. Калмыкова, в Харбине - Л. Хорвата, Народная армия Комуча - в Поволжье, Уральская и Сибирская армии, армия Центральной Рады на Украине, Мусульманский, Армянский и Грузинский корпуса в Закавказье.

Везде использовались два способа комплектования: а) добровольно; б) принудительно по мобилизации. Офицерский корпус русской армии в гражданской войне. Офицеры составляют костяк армии. Это аксиома. Создание и красной и белой армий было невозможно без привлечения офицерского состава старой русской армии. На октябрь 1917 г. офицерский корпус насчитывал примерно 250 тыс., среди которых около 220 тыс. (т.е. 88-90%) были офицерами военного времени. И если довоенный офицерский корпус состоял преимущественно из дворян, то к осени 1917 г. в результате тяжелых потерь в ходе войны в строевых полках действующей армии кадровых офицеров можно было пересчитать по пальцам одной руки. Другими словами - социальный состав офицерского корпуса, особенно в полковом звене существенно изменился: из дворянского сословия он стал разночинским.

Как отнесся офицерский состав русской армии к большевистской революции? Некоторые историки и особенно современные публицисты утверждают, что большинство офицеров встретили приход к власти большевиков враждебно. Исторические факты свидетельствуют, что позицию подавляющей части офицеров по отношению к советской власти можно назвать выжидательной или настороженно-выжидательной. Сразу же после 25 октября 1917 г. в борьбу против большевиков выступили 2-3% офицеров. Даже в первом походе Добровольческой армии в начале 1918 г. участвовало только 2341 офицер (в т.ч. около 500 кадровых), а вся армия насчитывала 3377 чел.

При анализе позиции офицерского корпуса нередко упускают важный аспект. Развал старой армии превратил почти четверть миллиона офицеров в безработных. Декретом СНК по правовому и материальному положению генералы и офицеры были приравнены к солдатам. Война была их профессией, а военная служба - единственным источником существования для десятков тысяч офицеров. И многие потянулись на Дон не потому, что люто ненавидели большевиков и Советскую власть, а главным образом потому, что там обещали службу. Советское правительство обратилось к военным профессионалам лишь летом 1918 г., когда началось строительство регулярной Красной Армии. К концу года нужно было сформировать 60 дивизий. Для этого требовалось около 55 тыс. командиров всех степеней, а на курсах можно было подготовить только 1773 красных офицера, пригодных разве что на первичных офицерских должностях.

И в Красную Армию многие офицеры пошли не потому, что свято верили в идеалы мировой революции и будущую социалистическую Россию. Для большинства причины вступления в Красную Армию были более прозаическими. Но без их участия в строительстве и боевых действиях Красной Армии, победе в гражданской войне не может быть и речи. Из 20 командующих фронтами - 17 были военными специалистами (в т.ч. 10 офицеров Генштаба и генералов). Из 100 командующих армиями - 82 составляли офицеры старой русской армии (в т.ч. 62 были кадровыми офицерами). Должности начальников штабов фронтов (100%) и армий (83%) замещали также военспецы (из 25 НШ фронтов - 22 были офицеры Генштаба). Главкомом вооруженных сил Республики были также полковники Генерального штаба И.И. Вацетис и С.С. Каменев. А в целом 53% офицеров Генштаба служили в Красной Армии.

В ходе изучения участия офицерского корпуса в гражданской войне на той или иной стороне следует избегать примитивного «классового» подхода: за бедных, за богатых, за дворян. По этой логике сын казачки Л.Г. Корнилов, сын солдата генерал М.В. Алексеев, а также генерал А.И. Деникин и многие другие должны были бы служить в Красной Армии, а аристократы, потомственные дворяне Брусилов, Тухачевский, Данилов - создавать Добровольческую армию. В жизни все оказалось гораздо сложнее. Из 250 тыс. офицеров примерно 75 тыс. служили в Красной Армии (30%). Около 100 тыс. (40%) - в белых и других армиях. Оставшиеся 30% - обратились в "первобытное состояние", т.е. вернулись к довоенным занятиям или погибли, умерли, рассеялись по территории России, эмигрировали за границу.

Гражданская война в России привела к феноменальному явлению, когда войсками противоположных сторон командовали офицеры и генералы вчера еще единой Российской армии. Так, с одной стороны были М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, а с другой - их вчерашние однополчане, ставшие на службу Советской власти: Главкомы Красной Армии И.И. Вацетис, С.С. Каменев, Командующие войсками фронтов - В.М. Гиттис, А.И. Егоров, В.Н. Егорьев, П.П. Сытин, М.Н. Тухачевский, В.И. Шорин; крупные штабные работники - П.П. Лебедев, Н.Н. Петин, Н.И. Раттель, Б.М. Шапошников; Командующие армиями - М.И. Василенко, А.И. Геккер, А.И. Корк, М.К. Левандовский, И.П. Уборевич, Р.П. Эйдеман.

Крайне запутанным в современной литературе является вопрос о численности вооруженных сил. Нередко общую численность РККА сравнивают с численностью войск той или иной белой армий в конкретной операции.

В данной работе основное внимание уделено наиболее важным событиям: лето 1918-зима 1919 гг. - как апогея гражданской войны. Активные действия антисоветских сил открыли мятеж чехословацкого корпуса. Он был сформирован из военнопленных австро-венгерской армии в 1917 г. и по соглашению Антанты и СНК эвакуировался во Францию через Владивосток. В ночь с 26 на 26 мая 1918 г. части корпуса, растянувшиеся в эшелонах по железной дороге от Пензы до Хабаровска выступили против большевиков.

Летом 1918 г. в Поволжье, на Урале и в Сибири - возникло около 30 различных преимущественно эсеровских правительств: в Самаре - «Комитет членов учредительного собрания», в Екатеринбурге - Уральское областное правительство", в Томске - «Сибирское правительство». Под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!» они развернули вооруженные действия против большевиков.

В конце сентября в Уфе была образовано эсеро-кадетское правительство - Директория, которое объявило себя всероссийским. Затем правительство переехало в Омск, где 18 ноября было разогнано Колчаком, который стал Верховным Правителем.

Осенью 1918 г. - зимой 1919 г. основными районами боевых действий были: а) Восточный фронт (функционировал с 13 июня 1918 г. до 15 января 1920 гг. Командовали Восточным фронтом: М.А. Муравьев, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, А.А. Самойло, П.П. Лебедев, М.В. Фрунзе, В.А. Ольдерогге) где Красная Армия разгромила противника и продвигалась на Урал, где соединилась с войсками Туркестанской республики. б) Южный фронт (функционировал с 11 сентября 1918 г. до 10 января 1920 г. Командовали фронтом: П.П. Сытин, П.А. Славен, В.М. Гиттис, В.Н. Егорьев, А.И. Егоров) вел тяжелые бои против Донской армии на царицынском и воронежском направлениях, а затем перешел в наступление. Однако 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК большевиков потребовало провести массовый террор против казаков, принимавших участие в борьбе с Советской властью. Это лишило большевиков всякой поддержки на Дону и привело в марте к восстанию казаков. Наступление было приостановлено. в) на севере - красные войска оборонялись на вологодском и петроградском направлениях. г) после аннулирования Брестского мира советские войска заняли Белоруссию, значительную часть Прибалтики и всю Левобережную Украину.

Весна1919-весна1920 гг.

а) в марте 1919 г. наступление начали армии Колчака (Сибирская, Западная, Уральская, Оренбургская и Южная армейская группа). Но 28 апреля Восточный фронт красных перешел в контрнаступление (сначала своим южным флангом, а с 21 июня всеми армиями). Армии Колчака отступали в Сибирь, где в январе 1920 г. и были разгромлены.

Чтобы избежать войны с Японией советские войска остановили наступление. В апреле 1920 г. было создано буферное государство - Дальневосточная республика.

б) летом 1919 г. после очевидного провала колчаковского наступления, поход на Москву развернул Деникин. Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала он был на стороне Деникина, затем инициатива перешла в руки советского командования. Рейд конницы генерала Мамонтова во многом дезорганизовал работу Южного фронта красных. Однако к весне 1920 г. советские войска взяли Одессу и Новороссийск. Остатки Вооруженных Сил Юга России под командованием Врангеля отошли в Крым.

в) во время боев с Колчаком и Деникиным армия Юденича, поддерживаемая финским, эстонским, литовским, латвийским и др. войсками трижды пытались захватить Петроград, но не смогла этого сделать и, в конечном счете, была разгромлена.

Весна 1920-конец 1920 гг. После разгрома войск Колчака и Деникина Советская власть получила передышку. Но она была недолгой. Польша при поддержке стран Антанты потребовала восстановления границы, существовавшей до 1772 г., т.е. до первого раздела Польши. Россия на это не согласилась. 21 апреля Польша подписала с Украинской директорией соглашение: а) Польша признает директорию Верховным правительством независимой Украины; б) Украина за это соглашается на присоединение к Польше Восточной Галиции, Западной Волыни и части Полесья: в) все украинские войска подчиняются польскому командованию.

25 апреля 1920 г. поляки начали наступление и 6 мая захватили Киев. 26 мая в контрнаступление перешли советские войска, которые к середине августа подошли к Варшаве. Это вызвало у части большевистских лидеров надежды на скорую реализацию идеи мировой революции в Западной Европе. В Приказе по Западному фронту Тухачевский писал: «На наших штыках мы принесем трудящемуся человечеству счастье и мир. На Запад!». Однако несогласованность действий между фронтами и крах надежд на помощь польского пролетариата привели к поражению советского Западного фронта.

12 октября 1920 г. в Риге был подписан мирный договор с Польшей, по которому к ней переходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ходе советско-польской войны начал активные действия Врангель. Его войска были остановлены на Каховском и других плацдармах. В конце октября войска Южного фронта перешли в контрнаступление, прорвали перекопские и чонгарские укрепления и разгромили Врангеля. 16 ноября 1920 г. после взятия Керчи Южный фронт был ликвидирован. Почти 100 тыс. человек были вынуждены покинуть Родину.

Гражданская война закончилась победой “красных”. В апреле 1920г. советские войска нанесли поражение белогвардейцам в Семиречье. В конце апреля 1920 г. 11-я кавказская армия под предлогом оказания помощи повстанцам вступила в Баку. Была провозглашена Азербайджанская ССР. В мае 1920 г. Волжско-каспийская флотилия под командованием Ф.Ф. Раскольникова вошла в территориальные вода Персии. В июне, после занятия Решта, была провозглашена Персидская ССР, просуществовавшая около года. В ноябре 1920 г. и феврале 1921 г. та же 11-я армия заняла соответственно Эривань и Тифлис и «провозгласила» образование Армянской и Грузинской советских республик.

3. Исторические последствия и уроки гражданской войны

В ожесточенной гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов. Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению и начатое «почти святыми», оно попало в руки «почти бандитов».

Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию.

Каковы же исторические последствия гражданской войны? Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел.

Потери Красной Армии в боях составили 939.755 чел., примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн. чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать неродившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн. чел.

В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационно неоднородный конгломерат с явными имперскими признаками.

Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение.

В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.

В ходе Гражданской войны борьба шла за пути дальнейшего развития страны. Этих путей было несколько. Первый -- сохранение советской власти и распространение ее на всю территорию бывшей Российской империи, подавление всех сил, не согласных с политикой большевистского руководства. Этот путь означал создание социалистического государства, государства диктатуры пролетариата.

Второй путь -- это попытка сохранения в России буржуазно-демократической республики и продолжение той политики, которая декларировалась Временным правительством и Советами весной - летом 1917г.: дальнейшее развитие демократии, свободного предпринимательства. За этот путь в основном выступали партии «революционной демократии», участники Временного правительства и Советов -- меньшевики, эсеры (с осени -- правые эсеры), левое крыло кадетов.

Третий путь отвечал интересам крупной буржуазии, дворянства, верховного руководства царской армии и означал попытку сохранения ограниченной монархии и России как «единой и неделимой» страны, верной «союзническим обязательствам».

Важнейшие итоги Гражданской войны: разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение Белой армии и войск интервентов; сохранение, в том числе силой оружия, значительной части территории бывшей Российской империи, подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов; свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти. Это фактически заложило основы созданного в 1922 г. унитарного государства -- СССР.

Победа в Гражданской войне создавала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Она означала победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности.

Уроки гражданской войны. У российского общества существуют два полюса стабильности: или «народ безмолвствует», или «бунт решительный и беспощадный». Причем переход от одного к другому занимает немного времени. В таком ментальном поле особая ответственность ложится на современную политическую элиту страны.

Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Но, к сожалению, и сегодня психология гражданской войны не просто присутствует, а нередко и реанимируется, сознательно нагнетается как политиками, так и СМИ.

Наше общество по-прежнему делят на красных и белых. А это тревожный симптом. Гражданской войне во многом способствовал развал русской армии. И то реальное, состояние в котором находятся современные Вооруженные силы России заставляет о многом задуматься. Готовы ли мы сегодня отразить агрессию любого, самого сильного противника? Как показывают итоги войны в Чечне, агрессия НАТО в Югославии - забота о Вооруженных Силах должна быть одним из приоритетных направлений в деятельности современного руководства России.

Заключение

Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных противоречий, экономических, политических, психологических и других причин и стала величайшим бедствием для России. Глубокий, системный кризис Российской империи завершился ее распадом и победой большевиков, которые при поддержке масс разгромили своих противников в гражданской войне и получили возможность реализовать на практике свои представления о социализме и коммунизме.

Исторический опыт учит, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно. Победа большевиков в Гражданской войне определялась рядом факторов:

Политическая сплоченность большевиков, во главе которых стояла сверхцентрализованная партия, и в руках которых находился огромный госаппарат, тогда как в Белом движении имели место несогласованность действий, противоречия с национальными регионами и войсками Антанты;

Умение большевиков мобилизовать массы. В отличие от них Белое движение, бывшее во многом разнородным, не сумело сплотить основную массу населения под своими лозунгами.

Большевики, под властью которых находились центральные районы страны, обладали мощным экономическим потенциалом (людские ресурсы, тяжелая промышленност);

Превосходство Красной Армии над Белой по численности (в 1,5-2,5 раза на разных этапах войны);

Поражение партий, выступавших за второй путь развития, объяснялось слабостью социальных сил, стоявших за ними, слабой поддержкой рабочих и крестьян.

Неудача сторонников третьего возможного пути, несмотря на объединение военных сил, их связь с интервентами, была исторически предопределена, так как этот путь отвергла подавляющая масса трудящихся.

Литература

1. Анисимов А. Армии Деникина до и после разгрома // Военно-исторический журнал. 1996. № 6.

2. Архив русской революции: в 22 т. М., 1991.

3. Белое дело: Избр. Произведения в 16 книгах / Сост. С.В. Карпенко. М., 1992.

4. Воздушный флот белых армий в годы гражданской войны (1918-1920 гг.) М., 1998.

5. Врангель П.Н.Воспоминания. В 2-х ч. М., 1992.

6. Гражданская война в СССР. ТТ. 1-2. М., 1980-1986.

7. Данилов А.А. История России, ХХ век. Справочные материалы. М., 1996.

8. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. М., 1994.

9. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние//Новая и новейшая история.-1992. М., № 4.

10. Поляков Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. Уфа, 1994.

11. Рыбников В.В., Слободин В.П. Белое движение в годы гражданской войны в России. М., 1993.

12. Шульгин В.В. Дни.1920.-М., 1989.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Гражданской войны и интервенции. Проблема ее периодизации в различных источниках. Участники Гражданской войны: состав, цели, идеология, организационные формы. Основные военные события. Итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.

    реферат , добавлен 14.03.2008

    Назревание конфликта между Севером и Югом. Гражданская война 1861-1865: стремление Юга отделиться, начало военных действий, перелом в ходе войны, смерть Линкольна. Реконструкция Юга. Значение Гражданской войны и реконструкции Юга.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2004

    Гражданская война в России: предпосылки и причины гражданской войны, участники гражданской войны - белые и красные, интервенция, развитие военных событий на территории России в 1918-1920 гг. Гражданская война в Оренбуржье. Итоги войны. Цена победы, причин

    реферат , добавлен 24.10.2004

    Гражданская война - величайшая трагедия в истории нашего народа. Предпосылки и причины гражданской войны в России. Итоги и последствия войны. Причины победы большевиков в гражданской войне. Исторические последствия гражданской войны.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Основные причины гражданской войны и интервенции. Белое движение в России, его социальная база, цели и задачи. Социальная опора большевиков. Насилие в годы Гражданской войны, "красный" и "белый" террор. Карта военных действий в период 1918-1920 гг.

    презентация , добавлен 11.11.2013

    Гражданская война 1918-1920 годов в России, ее обусловленность глубокими социальными, политическими, экономическими, национальными противоречиями. События гражданской войны, которые происходили в центральной части России. Итоги гражданской войны.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Гражданская война в России как общеисторическое явление, имеющее общие характеристики и специфические особенности. Исследование стратегии и тактики противоборствующих сил в гражданской войне России 1918 года. Формирование красной армии и белых соединений.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Причины Гражданской войны и интервенции: проблема ее периодизации, участники и основные события. Внутренняя политика советского государства в годы боевых действий, понятие "военного коммунизма". Создание боеспособной армии и причины победы большевиков.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Социально-экономические отношения накануне Гражданской войны. Основные события Гражданской войны на Кубани. Процесс создания первых повстанческих отрядов. Причины прекращения бело-зеленого повстанчества. Последствия Гражданской войны на Кубани.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Гражданская война 1918-1920 годов: анализ предпосылок и причин ее начала. Общая характеристика участников, цели белых и красных. Роль интервенции. Особенности этапов гражданской войны, сущность террора. Оценка цены и результатов гражданской войны.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.