Проектная работа "свойства снега и льда". Исследовательская работа "удивительные свойства снега и льда" Миллионы квадратных километров льда

Изучать законы природы и природные явления можно уже с ребенком трех лет. Дети дошкольного возраста любят проводить незамысловатые опыты, в результате которых могут получиться новые вещества или предметы. Объяснять свойства снега и льда можно в зимний период во время прогулки на улице. Лучше всего будет захватить с собой две прозрачные емкости, например, стаканы, чтобы положить в них для сравнения кусочки снега и льда. Так будет легче сравнить их свойства, отделив условно от окружающей среды.

Опыты

Чтобы определить свойства снега и льда, проведем с ребятами несколько опытов. Такого рода эксперименты уместно провести и родителям на прогулке с детьми, и воспитателям детских садов, и учителям начальных классов. Определять будем следующие свойства:

  • цвет,
  • вкус,
  • запах,
  • прозрачность,
  • хрупкость,
  • температуру.

Зачем это нужно детям?

Чтобы уметь различать природные явления, приучаться логически мыслить и делать выводы экспериментальным путем.

Проведем следующие опыты:

  1. В один стакан кладем кусочек льда, в другой – комочек снега и оставить их на время в теплом помещении.
  2. Сравнить снег и лед по цвету. Для этого используем кусочки белой и цветной бумаги.
  3. Сравнить на запах.
  4. Положить кусочек льда на ровную поверхность и ударить по нему, посмотреть, что с ним произойдет.
  5. Рассмотреть, что произошло со снего
  6. м и льдом в стаканах.

Исходя из проделанных опытов, вместе с детьми делаем соответствующие выводы.

Снег и лед имеют общие свойства: они без вкуса и при повышении температуры тают.

Однако есть и много различий: снег белый, а лед бесцветный, прозрачный; снег рыхлый, а лед хрупкий.

Итак, мы выделили свойства льда и снега. Теперь детям будет понятно отличие между этими двумя явлениями природы. Теперь можно подойти к тому, что снег и лед – это вода в твердом состоянии. При температуре 0 градусов капельки воды замерзают и превращаются в снежинки или град. Когда водяные пары поднимаются в небо, где температура гораздо ниже, они замерзают и становятся кристалликами льда. Постепенно кристаллики растут и превращаются в снежинки. Когда мы с вами идем по снегу, то лучики снежинок ломаются, и мы слышим скрип.

Снег можно еще сравнить с шубой. Предложите ребенку подумать, что общего между снегом и шубой. Под снегом температура выше, чем в окружающем воздухе. Именно поэтому растения зимой под снегом не гибнут.

Несмотря на то, что лед – это замерзшая вода, свойства воды и льда также будут иметь отличия. Так, можно попросить малыша заполнить водой пластиковую бутылку и рядом для сравнения положить кусочек льда. Делаем вывод, что вода способна принимать форму того сосуда, в который она помещена. Затем поместим наполненную водой бутылку в морозильную камеру и отметим первоначальный уровень воды. Когда вода замерзнет, мы увидим, что уровень льда значительно выше. Делаем следующий вывод: вода при замерзании расширяется. Перечисленные свойства воды применяют как в быту, так и в промышленном производстве. Так, с помощью замерзшей воды откалывают большие куски скальной породы. Можно сделать туфли менее тесными, если намочить их и заморозить на время.

Следующий опыт позволяет сравнить вес воды и льда. Поместите лед в воду: вы увидите, что лед в воде не тонет. Он гораздо легче. Именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут. Если бы это произошло, уровень воды в океане поднялся бы, и вода затопила бы все живое.

Выводы

  1. вода способна принимать форму сосуда, лед – твердое состояние воды.
  2. Лед легче воды.
  3. Вода при замерзании расширяется.

Мы познакомили малышей со свойствами обычной воды и льда, который встречается нам зимой на улицах. Однако обязательно следует упомянуть о том, что лед производят в промышленных целях. Особыми свойствами отличается сухой лед.

Несколько слов о сухом льде

Если в состав обычной замерзшей воды входит водород, то сухой лед вместо водорода содержит углерод. Свойства сухого льда уникальны. Он замерзает лишь при температуре аж -78 градусов, таять начинает уже при температуре – 50 градусов. Свойства сухого льда позволяют ему при таянии миновать состояние жидкости и сразу превратиться в пар. Как и обычный лед, сухой не имеет запаха.

Примеры интересных опытов с сухим льдом

Где применяют его свойства?

В нем удобно перевозить на дальние расстояния продукты и медикаменты, которые при этом долго не портятся. Несколько гранул такого льда могут потушить горящий бензин. При таянии сухой лед образует густой туман, так что его применяют для создания спецэффектов. Тающий сухой лед способен отпугнуть комаров и грызунов-вредителей.

Конечно, это еще далеко не все свойства, которые имеют вода, снег и лед. Но детям вполне будет достаточно этих знаний, чтобы ориентироваться в процессах окружающей среды. Главное, чтобы знания были получены интересным, опытным путем. Тогда они останутся с малышом на долгое время.

Как сделать разноцветный фруктовый лед?

Загадка про лед

Мороз на воду опустился,
И сразу мир преобразился -
Там, где все вокруг текло,
Стало гладкое стекло.

Расскажите малышу про лед. Как он появляется? Каковы его свойства? Поможет вам в этом наш видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aDwQaIk8Ftc

А теперь смело открывайте свою экспериментальную лабораторию!

Вам понадобятся:

Миска со льдом,

Миска со снегом,

Два полотенца.

Для начала организуйте сюрпризный момент - в один таз наберите снега, а в другой льда и оба таза прикройте. Попросите ребенка опустить руки в таз, под ткань и, ощупывая содержимое, догадаться, что там. (Снег)

Раскройте содержимое, рассмотрите снег вместе с ребенком, постарайтесь подобрать как можно больше «красивых» слов о снеге. (Снег, какой? Снег - белый, холодный, пушистый, легкий, мягкий и т.д.)

То же самое нужно проделать со льдом.

Предложите малышу стать исследователем и узнать, что общего у снега и льда и чем они друг от друга отличаются.

Опыт 1. «Что такое снег и лед?»

Попросите малыша зажать в ладошке снег.

Что происходит?

А теперь – лед.

Что происходит?

Откуда взялась вода?

Вывод. И снег, и лед тают и превращаются в воду. Снег и лед – это вода в твердом состоянии!

Расскажите малышу, что если заморозить воду (в морозильной камере холодильника) получиться лед.

Вместе с малышом залейте водой формы или использованную коробку из-под конфет и заморозьте.

А вот снег получиться в холодильнике не может. Чтобы объяснить малышу, откуда берется снег и снежинки, проведите опыт №2.

Опыт 2. «Как появляется снег?»

Возьмите трехлитровую банку, наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подниматься вверх, охлаждается. Через какое-то время она превратится в облако.

Расскажите ребенку, что когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. И тогда, идет дождик. А если за окном зима, а воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.

Вывод. Облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.

Опыт 3. «Снег и лед: что прозрачное, а что нет?»

Попросите малыша закрыть глазки, а тем временем положите горсть снега на цветной картон, так, чтобы под ним не было видно картона. Лед тоже выложите на цветной картон. Спросите у малыша, на каком «коврике» лежит лед? (малыш назовет вам цвет картона) А на каком «коврике» лежит снег? Почему мы не можем определить цвет «коврика» под снегом? Потому что снег белый, он не прозрачный!

Вывод. Снег белого цвета и непрозрачный, а лед бесцветный и прозрачный.

Опыт 4. «Что рыхлое, а что хрупкое?»

На прогулке предложите ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Обратите внимание малыша, что снег легко сдувается, рассыпается. Скажите, что снег – рыхлый.

Дома попробуйте спрятать в снегу мелкие фигурки. Обратите внимание, как легко фигурка погружается и исчезает в снегу. Почему? Потому что снег рыхлый.

Предложите то же самое сделать со льдом. Лучше взять для этого опыта тонкую пластинку льда - тогда малыш сразу поймет, что лед хрупкий.

Вывод. Снег сдувается с ладошки, а лед ломается, снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.

Опыт 5. «Снег и его польза для растений»

Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку оставьте на открытом воздухе, а вторую, сделав на ней пометку, закопайте в снег. Через несколько часов заберите бутылки домой, и сравните температуру в них. Вода в бутылке, которая была в снегу - теплее. Расскажите малышу, что снег защищает растения от холода, так же как и лед на реках защищает от холода рыбу.

Не отходя далеко от заданной темы - «Изучение снега и льда», мы рекомендуем музыкально-ритмические игры: , . Они помогут малышам познакомиться с понятием – «холодный», продолжить совершенствовать развитие тактильных ощущений, сформировать понятия «право» и «лево».

Так же, деткам интересно будет узнать о морозных узорах, которые в зимнее время очень часто украшают окна домов.

Расскажите о том, как они появляются и почему? А помогут вам в этом

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.


Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель: Вингалова С.А.
Тема:
Свойства снега и льда.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда;
Задачи:
- повторить правила поведения на прогулке;
- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
- воспитывать умения договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование: поделка снеговика, снежинки, письмо, пропуска, знаки, материал и посуда для опытов.

Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята вы любите сюрпризы? Возьми друг друга за руки, закройте все глаза и послушайте звуки.
Слушаем звуки зимы.
Воспитатель: Докажите звуки, какого времени года вы услышали? Сейчас какой идет месяц зимы? (Последний - февраль)
А что тут спрятала нам зима под белым покрывалом?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Как он к нам попал?
Из какого снега мы лепим снеговика? Ребята, посмотрите у него письмо.
Текст письма: Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть моего друга Кая из царства снежной королевы. Герда
Воспитатель: Как вы думаете, справимся мы с таким заданием?
Воспитатель: Ребята, из чего состоит царство этой королевы? Чтобы спасти Кая, мы должны с вами повторить свойства снега и льда.
Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки.
Воспитатель: Что это у нас на пути? Снежинки.
Воспитатель: Какие они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Первое задание отгадать загадки:
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло (Снег).
Воспитатель: - Что вы знаете о снеге, какой он? Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый (выставляются знаки - схемы).
Воспитатель: Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно:
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
- Что такое лёд? Как он получается?
- Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
Воспитатель: Деление детей на три подгруппы . Возьмите пропуска - карточки в снежную лабораторию: снежинка, лед, вода. Теперь каждый встанет у своего рабочего столика.
Вы знаете, какой снег и лед на вид. А ведь царство Снежной Королевы состоит изо льда и снега. Снеговик взял из её царства снег и лед нам для опытов.

  1. Основная часть. Опыты в лаборатории.

1.Опыт « Таяние льда»
Оборудование и материалы: Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.

Опыт: Сейчас мы узнаем, как можно растаять быстрее её царство, используя разные средства? Возьмите льдинку ложкой, положите в баночку и заверните в любой материал. Теперь определим время таяния льда.
Первая группа : завернёт в шубу.
Вторая группа: завернёт в фольгу.
Третья группа: завернёт в ткань.
А я, положу в газету и одну оставим на тарелке.
Вывод: Лед на открытом воздухе быстрее растаял, то остальные льдинки нет, а в шубе всех дольше.

2. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Задание:
нам нужно узнать, что тяжелее: снег, комок снега или лёд?
Первая группа, ваша задача - опустить в воду рыхлый снег при помощи ложки. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья - лёд.
Вывод:
Первая группа - рыхлый снег тает и тонет.
Вывод: Снег это вода, он тяжелее воды.
Вторая группа - снежный комок держался на воде, постепенно утонул.
Вывод: снежный комок чуть легче рыхлого снега.
Третья группа - лёд постепенно тает, но не тонет.
Вывод: Лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха. А воздух легче воды.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.
- Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд - это вода, но со снегом нам будет труднее справиться, чем со льдом.

Игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: - Ребята давайте выясним, снег - это хорошо или плохо?
- Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
- Для кого и когда снег - плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель: - Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды - оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
- Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Физкультминутка «Зимние забавы» (под песенку «Сами саночки бегут….» проводится имитация игры в снежки и изображение снежных фигур).

Воспитатель: - Ребята, снеговик попросил придумать знаки-символы по правилам поведения на улице зимой для Кая и Герды.
Определение с детьми символов: красный круг - запрещение, синий квадрат - предупреждение.
- Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? (Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду.)
Объяснение схем с правилами поведения на улице.
Экологическое задание.
3.Опыт: Чистота снега и льда.
Воспитатель: Мы вчера с вами занесли снег, лед и разложили их по баночкам. Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Воспитатель: Что вы видите в баночке? (вода грязная). Ведь снег, когда идет чистый, почему он стал таким грязным? (ответы).
Можно ли сделать, чтобы снег был всегда чистым? Почему нельзя пробовать снег, сосульки на улице?
Воспитатель: Снеговик приготовил интересные опыты для вас со льдом.
4.Опыт: « Лед и соль»
Оборудование:
Кусочки льда, соль, песок.
Положите на тарелку лед. Посыпьте его солью, что происходит и почему?
Дети: Лед трескается от соли и тает.
Вывод: Соль растворяет лед, а соленая вода замерзает при сильном морозе. Треск получился от температур между льдом и солевым раствором.
Почему у людей зимой обувь сверху белая? (дорожки посыпают солью и песком)

5.Опыт «Почему деревья в инее?»
Оборудование: Соль, снег, непрозрачная ёмкость, тарелка с водой.
Первая группа и третья: Смешайте соль, снег в непрозрачной ёмкости.
Вторая группа - оставит снег на тарелке с небольшим количеством воды. Что появилось на поверхности банки и почему в тарелке все замерзло?
Вывод: На поверхности бутылки появился иней, а вода в блюдце превратилась в лед. Этот опыт показывает, как на деревьях появляется зимой иней. От перепада температуры на улице.

6.Опыт « Шипящий лед»
Оборудование: Замороженные кубики льда из соды, воды, красителя; уксус с водой 1:1, пипетка.
Капаем уксус на лед. Почему происходит шипение?
Вывод: Происходит химическая реакция соединения уксуса и соды с образованием угольной кислоты, которая распадается на воду и углекислый газ, в виде пузырьков.
Воспитатель: - Вот и закончились наши исследования, подведём итог. Как вы можете растопить царство снежной Королевы? Что вам больше всего запомнилось и что было трудно?
Дети: Использовать соль, чтобы было очень тепло на улице.

Воспитатель: Теперь вы готовы спасти Кая. Оправляемся к снеговику. А где он? Что с ним случилось? Посмотрите от него остались только следы снега, давайте соберём снеговика по частям. Ребята скоро весна сможет ли снеговик у нас сохраниться? Ведь мы должны спасти Кая, давайте поменяем их местами, отправим снеговика к Снежной королеве, а Кай вернется к своей сестре. Садитесь в круг. Звучит музыка зимы.
Вам интересно узнать встретились Кай и Герда или нет, давайте посмотрим на экран. Картинка Кая и Герды вместе.

Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Стоимость участия - 290 руб.


Сейчас зима. Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей.
Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.

Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников.

Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.

Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.

Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным.

От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.

Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной.

Вы не задумывались, почему снег белый?
Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета.

Но цвет снега может измениться от примесей. Понятно, что в городах снег может почернеть от загрязнений. В горах и Арктике часто встречается снег розового или красного цвета. Этот оттенок придают окрашенные водоросли, живущие между кристаллами снега.

Скорость падения снежинок на землю очень мала - она составляет не более 0,9 км/ч. Это происходит потому, что размер хлопьев снега достаточно большой, а вес очень маленький. И лишь немногие из снежинок способны долететь до земной поверхности, многие из них исчезают - тают еще в воздухе.

Внимательно прочитай текст о снежинках, затем проделай опыты и ответь на вопросы. Все ответы и результаты опытов запиши в специальную таблицу.

Опыт 1. Таяние снега.
Возьми на улице немного свежего рыхлого снега и положи его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане.

Когда снег полностью растает, отметь уровень воды. Если ты использовал мерный стакан, то определи, насколько изменился объем воды по сравнению с объемом снега. Почему объем воды меньше, чем снега?

Опыт 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный.
Возьми две пробы снега – чистый (в парке, в лесу) и грязный – (у дороги и т.д.) если там, где ты живешь, снег чистый (вам так повезло), то можно искусственно сделать грязный снег – посыпать его поверхность измельченным активированным углем. Надо взять одинаковое количество каждого образца и поставить его таять под настольную лампу. Лампа будет изображать весеннее солнце. Установите, какой снег растает быстрее –чистый или грязный, и объясните почему?

Опыт 3. Насколько загрязнен снег там, где ты живешь?
Возьми одинаковое количество чистого и грязного снега, пусть он растает. Оцени на глаз чистоту и прозрачность получившейся воды, а потом профильтруй каждый образец через фильтровальную бумагу. Видна ли грязь на фильтре? Если есть возможность взвесить на точных весах фильтры до фильтрования и после (но только когда они полностью высохнут), то можно узнать, сколько грязи и пыли содержится в определенном объеме снега.

Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед (твердое вещество).

Все вы видели лед и, наверное, даже грызли сосульки, хотя взрослые это запрещают.

Но у обычного льда есть интересные свойства. Давайте изучим их с помощью простых опытов.

Опыт 4. Превращение воды в лед.
Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, налей в него воды до половины, отметь снаружи цветным фломастером уровень воды и поставь замораживаться в холодильник.

Когда вода полностью превратится в лед, достань стаканчик из холодильника и отметь уровень льда. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Попробуй найти объяснение сам или попроси помочь взрослых.

Опыт 5. Таяние льда с солью.
Налей воду в формочки для печенья или маленькие мисочки и заморозь в холодильнике. Когда образуется лед, достань его из формочек, положи на тарелку широкой частью вниз и сверху посыпь солью. Наблюдай, что происходит. В образующиеся трещинки и углубления можно добавить акварельные краски, и вы увидите фантастические картины.

Опыт 6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Возьми две чашки горячего чая или просто воды. Одну поставь на лед, другую - под лед. Через некоторое время пальцем или на вкус попробуй, в какой чашке вода остывает быстрее. Попробуй ответить, почему так происходит.

Опыт 7. Чистый лед
Сделай немного соленой и сладкой воды. Заморозь кубики из обычной, соленой и сладкой воды. Когда они полностью превратятся в лед, достань их и расколи каждый кубик льда на половинки. Попробуй каждый кубик на вкус. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Исследование. Таяние льда в разных условиях.

Теперь будем наблюдать, как размораживается лед в различных условиях. Надо заморозить одинаковые кусочки льда или небольшой объем воды в четырех пластиковых стаканчиках. Затем приготовить 4 одинаковые мисочки или тарелки и достать лед из каждого стаканчика. Для этого стаканчики можно на короткое время поставить в горячую воду.

Первый кусочек льда положи в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третий в миску с водой комнатной температуры, а в четвертую миску положи лед, предварительно обернув его кусочком меха, ваты или шерстяной ткани, (можно использовать варежку или шерстяной носок. Наблюдай, как тает лед в каждой миске. Обрати внимание, что лед не тонет, а всплывает на поверхность воды.
Запиши время, которое понадобилось для таяния льда в каждом варианте опыта. Попробуй объяснить полученные результаты.
Как ты думаешь, зависит ли скорость замерзания воды от того, была ли эта вода пресной или соленой?

Проверь это сам – заморозь три образца: 1 - обычная вода, 2 - 1 чайная ложка соли на стакан воды, 3 - 2 столовые ложки соли на стакан воды. Все образцы поставь одновременно в холодильник. Постарайся отметить время, за которое замерзнет каждый образец.

Все ответы запиши в специальную таблицу, сделай фотографии опытов со снегом и с таянием льда в разных условиях. Если ты делал исследование, то опиши его результаты и сделай выводы. Не забудь написать отзыв о конкурсе.

Таблица ответов.

1 Почему снежинки всегда шестиугольные?
2 Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли?
3 Почему снег белый, а лед прозрачный?
4 Почему объем воды после таяния снега меньше, чем объем самого снега?
5 Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найди такие стихотворения и в ответе напиши то, которое тебе больше всего понравилось.
6 Что может произойти, если заморозить воду, налитую в бутылку до самой пробки?
7 Какое значение для природы в том, что лед легче воды?
8 Для чего при гололеде улицы посыпают солью?
9 Раньше, когда не было холодильников, то у людей в погребе для сохранения продуктов могли лежать куски льда, прикрытые, например, опилками. Какой вариант опыта это напоминает? Почему в такой ситуации лед долго не тает?
10 Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская?

Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.

Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?

2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?

3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?

4. Какие науки вас больше всего интересуют?

5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?

6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.