Коммуникативная культура преподавателя. Коммуникативная культура в развитии профессионального мастерства педагога Формирование коммуникативной культуры педагога

Значительный вклад в осмысление сущности коммуникативной куль­туры учителя внесли педагогические исследования, в которых коммуника­тивная культура рассматривалась как ос­нова профессиональной деятель­но­сти педагога, отмечалась ее тесная связь с социальной и об­щей культу­рой (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, И.И. Рыда­нова, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и другие).

Профессия учителя, в том числе и учителя-логопеда, относится по клас­сифика­ции Е.А. Климова к типу профессий – «человек-человек», для кото­рых специфическими явля­ются лично­стные качества, обеспечиваю­щие эф­фективное взаимодействие между людьми, по­нима­ние людей, уста­новление контактов, организацию совместной деятельнос­ти .

Важной особенностью профессии учителя является ее принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответствен­ности», в которых ком­муни­кативная культура яв­ляется обязательным условием профессиона­лизма. Как основа профессиональной деятельности педа­гога понятие «коммуникативная культура» включает устную коммуникативную куль­туру (уме­ния речевого высказывания и слушания во время общения с учащи­мися), письменную коммуникативную культуру (умения грамотного и целенаправленного чте­ния и оформления письмен­ных сообщений), невербальную коммуникатив­ную культуру (так­тичное невербальное общение) .

В.В. Соколова, рассматривая коммуникативную культуру как область педагогической ан­тропологии, выделяет объектное значение термина как «знание о социальных нормах, тради­циях осуществления коммуникатив­ной деятельности для достижения комфортного, эффектив­ного и нацио­нально специфического использования средств общения, адекватных кон­кретным ком­муникативным ситуациям» и субъектное значение «в виде совокупности свойств, коммуни­ка­тивных умений языковой личности, реа­лизующихся в коммуникативной деятельности». Коммуникативная куль­тура предстает в данной трактовке как совокупность «обобщенных ком­му­никативных уме­ний» в виде эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления (интеллектуальной культуры) и культуры речи .

В структуру коммуникативной культуры учителя включаются:

1. Общительность (коммуникабельность, эмпатия, социальное родство).

2. Нравственная воспитанность.

3.Техники педагогического общения, владение коммуникатив­ными уме­ниями и развитие коммуникативных способностей (С.А. Смирнов и др.).

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуни­ка­тивной компе­тентности являетсяпедагогическая коммуникабельность (профессионально-педагогическая общительность, по В.А. Кан-Калику), бла­гоприятными условиями для формирования которой являются общи­тель­ность и экстравертированность как способность к про­дуктивному взаи­модей­ствию с детьми. К ведущим признакампедагогической коммуни­кабельностиотносят следующие: 1) по­требность в общении с детьми; 2) его положитель­ная эмоциональная тональность; 3) домини­рующее переживание чувства удов­летворения общением; 4) взаимная личностная аттракция (учи­теля и уча­щихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индиви­дуальные и груп­повые контакты; 6) конструктивное разрешение межлично­стных про­тиворе­чий; 7) гуманизм общения; 8) эстетика общения.



Привлекательность учителя как коммуниканта А.А. Леонтьев связы­вает с «яркостью его личности», профессиональной эрудицией, творче­ским свое­образием, высокой общей и нравст­венно-эстетической куль­ту­рой, педагоги­ческим мастерством и др.

Общительности помогают развитыеперцептивные способности, среди них: профессио­нальная зоркость, наблюдательность, умение быстро и верно фиксировать внутреннее состоя­ние учащихся по внешним прояв­лениям, от­личать подлинную внима­тельность от симуляции внимания, по­нимать мо­тивы поступков. В основе педагогической интуиции лежит не только анализ, предвидение с опорой на логические построения, но и на эмпатию – способ­ность педа­гога условно отождествлять себя с уче­ником, разделять его радо­сти и огорчения, т.е. «прежде всего, понимать движение детского сердца» (В.А. Сухомлинский).

В процессе направленного формирования общительности как профес­сионально-личност­ного качества происходит осуществление профессио­наль­ного самопознания (определение соб­ственных коммуникативных ка­честв, положительных и слабых сторон в общении, анализ труд­ностей об­щения, своих представлений об идеальном общении, о том, как оценивают ваши воз­можности в общении другие); работа на основе специализирован­ного тре­нинга по развитию ос­новных характеристик общительности; раз­нообразная общественная работа с людьми, в кото­рой приобретается опыт коммуника­тивной деятельности (лекции, беседы и т.п.); создание си­туа­ций, формирую­щих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности .

Если рассматривать коммуникативную компетентность в широком смысле как способ­ность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, можно выде­лить следующие составляющие поня­тия: высокий уровень знания языка, его выразительных воз­можностей, средств убеждения; владение культурой общения; опыт речевой деятельно­сти в конкретной сфере общения.

Коммуникативные умения, по мнению А.А. Леонтьева, – понятие более широкое, чем понятие «речевые умения»: коммуникативные умения обеспе­чивают эффектив­ность общения на всех уровнях. При­нято разграничивать два аспекта ха­рактеристики коммуника­тивных умений: а) то, что называется в социальной психологии «самопода­чей», т. е. умение использовать личност­ные способности для дос­тижения коммуни­кативной цели; б) владение «тех­нологией» общения и контакта как вер­бальной, так и невербальной .

А.В. Мудрик выделяет параметры личности, влияющие на общитель­ность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спон­танность восприятия, определенные со­циальные установки (например, инте­рес к самому процессу общения, а не только к его резуль­тату), комму­ника­тивные умения (ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в си­туации). Практически все педагогические способности так или иначе связаны с коммуникатив­ной деятельностью педагога, замыкаются на ком­муникатив­ных способностях: дидактические, организаторские, перцептив­ные, экспрес­сивные, академические, личност­ные, педагогическое вообра­жение, высокая степень распределения внимания и др.

А.В. Мудрик предлагает сле­дующую градацию коммуникативных уме­ний в контексте межличностного взаи­модействия:

1. Умение ориентироваться в партнерах:

б) давать окружающим правильную оценку;

в) находить правильный стиль и тон общения.

2. Умение ориентироваться в ситуациях общения:

а) знать правила общения;

б) устанавливать контакты;

в) входить в уже имеющуюся ситуацию.

3. Умение сотрудничать в различных видах деятельности:

а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения;

б) совместно выполнять;

в) анализировать и оценивать достигнутое .

Наконец, характер коммуникативного взаимодействия де­терминиро­ван используемыми учителемтехнологиями. По мнению А.А. Леонтьева, «тех­нология общения – это, прежде всего, средство не деятель­ности учи­теля, а средство реализации личности учителя в его про­фессиональной деятельно­сти» . Обычно применяют в комплексе психологические и педагоги­ческие средства. Успех общения обусловлен профессиональным вла­дением лингвис­тическими, паралингвистическими средствами, меха­низмами психо­логического воздействия (заражением, внушением, иденти­фикацией и др.), многообразием воспитательных средств, ме­тодов и форм работы (игра, бесе­да, дискуссия и др.).

Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предпола­гает не только освое­ние арсенала психолого-педагогических средств, но иреали­зациюиндивидуальных экс­прес­сивных возможностей : речевых, мимиче­ских, жестикуля­ционных, пантомимических – и целе­направлен­ную система­тиче­скую работу над их совершенствованием.

Речевые способности помогают педагогу эффективно решать теку­щие коммуникативные задачи. Умение говорить является одним из основ­ных профессиональ­ных умений учителя. Как отмечают педагоги и психо­логи, разви­тию этого профессионального умения способствует на­личие та­ких за­датков и способностей, как: отличная вербаль­ная память, хорошо развитые авто­матизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, ло­гичное по­строение и изложение вы­сказывания, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.), умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Нали­чие по­добного типа способностей – ос­нова для выработки коммуника­тивно-ре­чевых умений профес­сионального харак­тера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются об­разо­вательно-воспита­тельные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе уме­ние «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организо­вывать общение.

Мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач чаще всего сопровождают речевые средства, иногда выступают и от­но­сительно самостоятельно. Важна об­ратная связь – содержательная, дающая информацию об усвоении объясняемого материала, и эмоцио­нальная, улав­ливаемая педагогом через поведение учащихся, их глаза, вы­ражение лиц.

В выраженииневербального поведения учителя можно выделить сле­дующие основныепо­казатели: интонация, дикция, темп речи, сила и тембр голоса, мимика, контакт глаз, доми­нирующие физиогномические маски, жес­тикуляция, позы, дистантность общения, адекватность исполь­зованной экс­прессии ситуации об­щения, артистизм (эстетика манер, внеш­него само­оформле­ния) и др. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессиональ­ного мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отли­чает развитая способность использовать мно­гообра­зие средств личной экс­прессии в про­фессиональных целях.

Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного об­щения как педаго­гической категории, И.И. Рыданова выделяет следую­щиеблоки профессиональных комму­ника­тивных умений учителя:со­ци­ально-психологический, нравственно-этический, эстетиче­ский, техноло­гиче­ский.

К социально-психологическому блоку относятся умения: распола­гать учащихся к об­щению, производить благоприятное впечатление (само­презен­тационное умение), адекватно воспринимать и понимать своеобра­зие лично­сти каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогно­зи­ровать раз­витие межсубъектных отношений, использовать пси­хологиче­ские средства (вербальные, невербальные, проксемические), механизмы коммуникативного воздействия (зара­жения, внушения, убеждения, иден­тификации и т.д.).

В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуман­ной, демократической основе: руко­водствоваться прин­ци­пами и правилами профессиональной этики и этикета; утверждать лич­ност­ное достоинство каждого ребенка; организовывать творче­ское сотруд­ниче­ство с классом и с каждым школьником; инициировать благоприят­ный нрав­ственный климат общения. Существенным являетсясоблюдение учителем прин­ципов и правил профессиональной этики и этикета. Нормой его пове­денческих реакций являются человечность, уважитель­ность, веж­ливость, корректность, тактичность, обязательность, порядочность и др.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внут­ренние и внешние личност­ные проявления; быть артистичным, эстетически вырази­тельным; приобщать учащихся к высо­кой культуре общения; активизиро­вать их эмоциональный тонус, переживание радости обще­ния, чувства прекрас­ного. Высокая культура поведения учителя, артистизм манер, чув­ство юмора, творческая импровизация составляютэстетиче­ский аспект пе­дагогического такта, дос­тавляя учащимся и нравственное, и эстетическое удовлетворение.

В структуру технологического блока входят умения: исполь­зовать учебно-воспитатель­ные средства, методы, приемы, многообразие форм взаи­модействия; выбирать оптимальный стиль руководства общением; со­блюдать педагогический такт; органически сочетать коммуни­кативное и предметное взаимо­действие, обеспечивать его воспитательную эффектив­ность .

Таким образом, коммуникатив­ное взаимодействие учителя и учащихся направлено на: 1) согласование и координирование предметной деятель­ности учи­теля и учащихся, стимули­рование их мотивации, ин­теллектуального, эмоцио­нального и волевого развития; 2) создание отношений взаимопонима­ния, сопереживания; 3) формирование культуры общения учащихся.

Показателями культуры коммуникативного взаимодействия вы­сту­пают: адекватность реакций учащихся на педагогические дей­ствия и по­ступки учителя, синхрон­ность совместной деятель­ности; эмоционально-по­знавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества; соблюдение нравственно-этических и этикетных норм в деловом и межлич­ностном обще­нии учителя и учащихся.

С точки зрения успешности решения коммуникативных за­дач можно вы­делить следую­щие уровни профессиональной компетентности учителя:

1) уровень теоретической грамотности, позволяющий из­бегать грубых ошибок;

2) уровень ремесленничества, характеризующийся стерео­типностью пе­дагогических дей­ствий;

3) уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оп­ти­мальных творче­ских решений.

В.И. Зверева в пособии «Диагностика и экспертиза педагогической дея­тельности атте­стуемых учителей» выделяет следующие критерии для оценки уровня коммуникативной куль­туры учителей: 1. Коммуникативные и организаторские способности; 2. Способность к сотруд­ничеству с уча­щи­мися; 3. Готовность к сотрудничеству с коллегами; 4. Готовность к со­трудни­честву с родителями; 5. Педагогический такт; 6. Педагогическая культура речи (целенаправ­ленность, связность изложения, развернутость, доступность, логическая четкость и завершен­ность высказываний, ясность и отчетливость формы изложения, выразительность и образность речи); 7. Создание ком­фортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.

В соответствии с этими критериями выделяют три уровня владения учителями комму­никативной культурой: 1) репродуктивный (вторая ка­тегория); 2) мастерский (первая катего­рия); 3) исследовательский (выс­шая категория). В частности, согласно первому критерию, учи­тель с ре­продук­тивным уровнем коммуникативной культуры стремится к контак­там с людьми, от­стаивает свое мнение, планирует работу, однако потен­циал его склонностей недостаточно ус­тойчив. Мастерский уровень харак­теризуется постоянным стремлением к расширению круга знакомых, про­явлением ини­циативы в общении, оказанием помощи близким и друзьям, уча­стием в орга­низации общественных мероприятий, настойчивостью в привлекательной деятель­ности. Учитель с исследовательским уровнем коммуникативной культуры, испытывает потреб­ность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориен­тируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллек­тиве, инициати­вен, са­мостоятелен, принципиален.

Согласно второму критерию учитель с первым (репродуктивным) уров­нем коммуника­тивной культуры владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуа­ции. Учитель с мастерским уровнем коммуника­тивной куль­туры обсуж­дает и анализирует си­туации совместно с учащимися и оставляет за ними право принимать ре­шение самим. Он умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реаль­ное социальное поведение и поступки, миро­воззрение и отношение к учению, а также готов­ность, открытость для вос­питательных воздействий. Учитель исследовательского уровня ведет по­стоянный поиск новых приемов убе­ждающего воздействия, предвидит возможности их ис­пользования в об­щении, воспитывает от­ношение пони­мания к чужим взглядам. Он умеет обос­нованно применять сочетание ме­тодов обучения и воспитания, позво­ляющих добиться макси­мальных ре­зультатов при минимальной затрате вре­мени и оптимальном приложении умствен­ных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся .

Развитие коммуникативной компетентности учителя следу­ет рассмат­ри­вать как процесс самосовершенст­вования, а в диагностике компетентно­сти, помимо экспертных оценок, важное значение имеет самодиагности­ка, учи­тывая справедливое замечание А.К. Марковой: «Учителю важно иметь соб­ственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка учителя извне (даже не вполне справедливая) не сможет поколебать его про­фессиональную ус­тойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом» .

Якушева Светлана Дмитриевна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики МГПИ, г. Москва

E-mail:

Ляшенко Наталия Александровна

студент 4 курса, факультет педагогики и методики дошкольного

образования МГПИ, г. Москва

E-mail:

Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечествен­ному образованию, в том числе и дошкольному, предъявляются высо­кие требования. Они касаются как воспитательно-образовательного процесса, так и личности самого воспитателя.

Обществу необходим педагог, обладающий высоким профессио­нальным уровнем педагогической и коммуникативной культуры.

Вопросами коммуникативной культуры в развитии профес­сионального мастерства педагога занимались отечественные педагоги и психологи Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, И. И. Зарецкая, Н. В. Кузьмина, А. А. Лобанов, Н. А. Морева, В. А. Сластенин, С. Д. Якушева и др.

Современная педагогика, считает С. Д. Якушева, - педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса .

Образование - это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные цен­ности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пре­делы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влия­нием потребностей общества, т.к. оно всегда выполняет важнейшие общественные функции. От образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потен­циала страны. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации .

Образование - часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеоб­разии, дает возможность осваивать все богатство мировой культуры.

Понятие «культура» трактуется широко. На обыденном уровне «культура» понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интел­лигентностью, квалифицируют как определенное качество личности. На теоретическом - «культура» рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый челове­чеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу .

«Культура» (лат. cultura ) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura ), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi ). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов .

В философском смысле «культура» понимается как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетво­ренные реальные потребности людей с помощью создания символи­ческого пространства - мира культуры .

Культура как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания является диалек­тическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоения культур­ного наследия), направлена на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека .

Б. И. Кононенко определяет культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представ­ленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе .

Е. М. Скворцова утверждает о том, что спектр философских воз­зрений на культуру очень широк, и главное место в нем отводиться по­ниманию культуры как очага света, как деятельной любви к людям, миру, к Богу . Иллюстрации этого утверждения посвящены следующие строки известного русского художника, публициста и общественного деятеля Н.К. Рериха: «культура есть «почитание света», «любовь к человечеству», «синтез возвышенных и утонченных достижений»» .

Культура в образовании выступает как его содержательная сос­тавляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятель­ности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. .

Еще С. И. Гессен ставил актуальную и в наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры, необходимым условием которой является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование .

Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой. Итак, культура - это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру и содержание, цели и задачи и которой вносит свой вклад в развитии гуманистической направлен­ность и творческого потенциала личности.

Изучением вопроса, связанного с понятием «личность», зани­маются многие науки, такие как философия, педагогика, социология, криминология и, безусловно, психология.

По утверждению психолога А. А. Реана, практически нет такой области, где бы ни присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи и так далее существуют не сами по себе, а воспринимает, запоминает и мыслит - личность. В зависимости о личностных установок человек по-разному воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение к той или иной формации влияет на процесс ее запоминания (и забывания) человеком. Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими и т. д. .

Под термином «личность» (от слова «лик», «лицо») А. В. Ба­таршев понимает человека, способного к общению, интеллектуаль­ному и нравственному совершенствованию.

Д. Н. Узнадзе рассматривает понятие «личность» как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер в процессе целенаправленной активности.

Д. И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, прохо­дя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим факто­ром ее формирования является общественно-значимая деятельность.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека

По мнению А. Н. Леонтьева личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не рождаются, а становятся».

Э. Ф. Зеер утверждает, что быть личностью значит быть субъек­том деятельности, общения, самосознания, то есть выражение «субъ­ект деятельности» означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей - труда, общения, познания.

В. И. Смирнов определяет понятие «личность» как устойчивую систему социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующую человека как члена общества. «Личность» - это человек, субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

Личность человека по утверждению В. А. Сластенина форми­руется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объек­тивных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Е. М. Бондаревская считает, что личность - это человек, интег­рированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому лич­ность в современном представлении - это человек свободный, духов­ный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению .

Одним из важнейших качеств личности, заявляет С. Д. Якушева, является и коммуникативная культура. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога.

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального мастерства, выделены его специфические признаки:

Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владе­нии педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педаго­гического искусства в процессе формирования личности .

И. П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллек­туальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готов­ность к творческому применению знаний, умений и навыков в профес­сиональной деятельности .

Н. К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности .

А. И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональ­ной идентичности .

Л. А. Байкова и Л. К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, прояв­ляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека .

С. Д. Якушева определят педагогическое мастерство как искус­ство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующего постоянного совер­шенствования. Она считает, что педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педаго­га; педагогические умения и способности; речевую культуру препо­давателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания .

Таким образом, профессиональное мастерство педагога начи­нается с гуманистической позиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудни­чество и оптимизирует образовательный процесс, развивая при этом коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура, по определению А. В. Мудрика есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализо­вать их в деловом и эмоциональном общении .

Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические зна­ния, но и умение общаться.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

По мнению А. А. Леонтьева, сам процесс общения педагога и учащихся выступает как важная профессиональная категория педаго­гической деятельности .

В. А. Кан-Калик рассматривает профессионально-педагогическое общение, как систему органичного социально-психологического взаи­модействия - педагога и воспитуемых, содержанием которого являет­ся обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, орга­низация взаимоотношений, с помощью коммуникативных средств .

Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мне­нию исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения, социаль­ное родство - желание находится в обществе, альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Общительность предполагает умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и сменить тему, познакомиться и найти правильную форму обращения к другому человеку. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций.

Одновременно с термином «общение» используется термин «коммуникация». В данной работе «общение» и «коммуникация» мы употребляем как синонимы.

« Communicare » - (от лат.) связывать, делать общим, общаться употребляется в трех значениях: 1) путь сообщения; 2) форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций); 3) акт общения, сообщения информации .

А. А. Леонтьев под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоциональ­но-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы .

Итак, коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач профессионального образования. Она рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образо­вания, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.

Понятие «коммуникативная культура» трактуется как определенный уровень развития навыков общения, при котором человек правильно использует средства языка и умело ими оперирует в процессе взаимодействия с другими людьми.

В. Н. Куницына считает, что коммуникативная культура - это, прежде всего культура человеческих взаимоотношений, основу кото­рых составляет общительность, которая в свою очередь проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов .

Следовательно, коммуникативность или общительность - это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаи­мопониманию.

Коммуникативная культура личности реализуется в коммуника­тивных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следствен­ных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоре­тической и практической подготовленности личности к межлич­ностному общению, позволяющий творчески использовать коммуни­кативные знания.

А. З. Мудрик, - характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельнос­ти и как цель профессионального самосовершенствования .

Понятие коммуникативной культуры конкретизируется в системе структурных требований к личности будущего специалиста, в ее профессионально-коммуникативной направленности, осознании твор­ческого характера труда, понимании ценности межличностного и профессионального общения.

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспи­танности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности) .

Следовательно, коммуникативная деятельность педагога, направ­ленная на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учеником, приобретает большую значимость, и является существенным показателем профессиональной компетентности и мастерство педагога.

Главной целью обучения коммуникативной культуре на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как учебно-познавательная компетенция; речевая компетенция; языковая компетенция.

В структуре профессионализма основополагающими элементами понятия «профессиональная культура» являются культура и профес­сия. Если культура является общим, родовым понятием, определяю­щим способ организации жизнедеятельности человека, то профессио­нальная культура обозначает видовое понятие, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Профессиональная куль­тура представляет собой совокупность теоретических знаний и практи­ческих умений и навыков, присущих определенному виду труда, это-совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности.

В педагогической практике общение является важнейшим факто­ром профессионального успеха. По мнению М. И. Скаткина, - высо­кая техника педагогического общения - не только один из компонен­тов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства.

Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов. С. Д. Якушева считает, что исходя из разных аспектов ее рассмотрения, у педагога выделяются такие компоненты как: рефлек­сия, общительность и коммуникабельность, коммуникативные и речевые умения, умения невербального общения и психосаморегу­ляции, коммуникативные способности и т. д.

Как говорит ученый, обучение и отработка навыков общения ста­новятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффектив­ному взаимодействию с коллегами, учащимися и их родителями .

А. З. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияю­щие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения - ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации .

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную при­роду, основу которой составляют коммуникативные и альтруисти­ческие эмоции.

В. А. Кан-Калик среди коммуникативных эмоций выделял: жела­ние делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, располо­жения, уважения к участникам общения и т. д. .

Итак, содержательный компонент коммуникативной культуры педагога включает следующие знания: возрастные и индивидуально-психологические особенности личности; психологические приемов привлечения и удержания внимания; атрибуты общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандарты коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодар­ности и несогласия и т. п.); особенности монологической и диалоги­ческой форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области меж­культурного общения и др.

С понятием «коммуникативная культура» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А. А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуни­кативным поведением, подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосфе­ры общения педагогов и учащихся, стиль их работы.

Коммуникативная культура педагога является одним из важней­ших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее раз­вития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащими­ся, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развивают­ся в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осу­ществления которой является общение.

Развитие у педагога коммуникативной культуры связано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В. А. Кан-Калика, М. М. Леви­ной, А. К Марковой и др.

Подводя итог можно обозначить коммуникативную задачу как за­данный в конкретной ситуации общения ориентир, реализация кото­рого связана с отбором педагогом учебной информации предметно-объектного содержания, соответствующего осознаваемой им педагоги­ческой задачи. От овладения способами постановки и решения комму­никативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспе­чения педагогической деятельности.

Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, уме­ние реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.

Коммуникативная культура развивается также при условии освоения педагогом технологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогичес­кой культуры, в конечном счете, может привести его к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе, личностно-профессиональному совершенствованию.

Технологический компонент коммуникативной культуры педа­гога включает в себя владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков.

Подводя итог, мы определяем коммуникативную культуру как часть педагогической культуры педагога, включающую мотива­ционно-ценностный, информационно-содержательный и технологи­ческий аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и резуль­тате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности и совершенствования профессионального мастерства.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения.

Проведенный анализ развития коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляю­щимися в невысокой культуре общения, не способен создать куль­турно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура педагога - это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.

Список литературы:

1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.

2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.

3. Бакланова Н. К. Теоретико-методологические аспекты профессиональ­ного мастерства специалиста педагогического профиля / Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 4. М.: МГПИ, 2006. 484 с. С. 132-143.

4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманис­тических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед., слушателей ИПК и ФПК. Ростов на/Д.: Твор. Центр «Учитель», 1999.-506 с.

5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. М.: ЮрайтИздат, 2005. 239 с.

6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред.и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.

7. Кан-Калик В. А.Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

8. Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справ. учеб. пособие. М.: Изд-во «Щит-М», 2001. 405 с.

9. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб.: ЭКСМО, 2009.

10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 2008. № 9.

11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. 523 с.

12. Мудрик А. З. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. 80 с.

13. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 416 с.

14. Рерих Н. К. Мир через культуру: Ежегодник. М., 1990. 333 с.: ил.

15. Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т. 2: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.

16. Скворцова Е. М. Теория и история культуры: учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. 406 с.: ил.

17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования. - Теория и практика высшего педагогического образования: Межву­зовский сборник научных трудов / Под ред. проф. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993.

18. Философский энциклопедический словарь / Под редакцией Е. Ф. Губско­го, Г. В. Кораблева и В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. 574 c.

19. Фролов И. Т., Адо А. В. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. 588 с.

20. Якушева С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 173 с.

21. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256 с.

Приступая к рассмотрению феномена коммуникативной культуры преподавателя, во-первых, необходимо отметить те тенденции в развитии современного общества, которые послужили проявлению активного интереса ученых из различных областей науки к исследованию данного явления. Во-вторых, для более точного раскрытия сущности явления коммуникативной культуры требуется более детальное рассмотрение одной из основных сфер проявления коммуникативной культуры - непосредственного педагогического общения.

Следует отметить, что современные тенденции информационно-коммуникативной трансформации общества как никогда ранее актуализируют вопросы коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания. В связи с эти возрастает роль коммуникативной культуры как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Вместе с тем гуманизация образования, новые требования к личности преподавателя предполагают усиление внимания к различным характеристикам профессиональной культуры преподавателя, в том числе и коммуникативной.

Обращаясь к рассмотрению понятия педагогического общения, отметим, что данное явление стало предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно -- в 70 -- 80-е гг. XX в.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых позволяет выделить несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога . В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.

Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.

Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта. Педагогическая система "учитель-ученик" в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.

Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В современных исследованиях, посвященных изучаемой нами проблеме, коммуникативная культура преподавателя рассматривается как системообразующий компонент общей и педагогической культуры, интегральная составляющая профессиональной компетентности педагога .

И.И. Зарецкая определяет коммуникативную культуру как компонент педагогической культуры .

Рассматривая роль коммуникативной культуры в составе педагогической культуры, можно выделить в составе педагогической культуры две подструктуры:

ценности, знания, умения, навыки, личностные качества, значимые для реализации эффективной педагогической деятельности (деятельностная);

ценности, знания, умения, навыки, личностные качества, значимые для реализации эффективного педагогического общения (коммуникативная) (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 Структура педагогической культуры по И.И. Зарецкой

Но эти две подструктуры нельзя представить в виде двух отдельных компонентов педагогической культуры, существующих как две стороны одного и того же явления, наоборот они взаимопроникают, налагаются друг на друга. Коммуникативная составляющая при этом играет важную роль. Она позволяет экстериоризировать компоненты деятельностной составляющей, то есть методические, дидактические знания, умения, личностные качества, реализовать их на практике, донести их до студента, «визуализировать» их.

Обращаясь к истокам возникновения научного интереса к явлению коммуникативной культуры, отметим, что в научный дискурс понятие коммуникативной культуры вошло с появлением устойчивого интереса к проблемам коммуникации и информации. Однако сама идея коммуникативной культуры возникла значительно раньше, прежде всего, в рамках таких научных дисциплин, как этика, риторика, теория общения, заложивших многие идеи культуры человеческой коммуникации, принципы и способы ее успешного осуществления. В настоящее время феномен коммуникативной культуры активно исследуется представителями различных научных направлений: философами, психологами, социологами, культурологами, лингвистами и т. д. Следовательно, существуют различные подходы к рассмотрению данного явления, а различные трактовки термина коммуникативной культуры отражают процесс ее исследования.

Так, В.С, Грехнев выделяет понятие «культура общения» и определяет ее «как особую систему типичных по проявлению эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения на основе общности конкретных социально-значимых условий их жизнедеятельности». При этом, он акцентирует как значение психологических особенностей, вступающей в общение личности человека, так и собственно социальных (экономических, политических, духовных, идеологических) характеристик в содержании культуры общения .

Л.Д. Лихачев, также обозначая феномен «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации» . И.И. Рыданова вводит понятие «культуры коммуникативного взаимодействия», выделяя следующие ее индикаторы:

1. адекватность реакций учащихся на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности;

2. эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества;

3. соблюдение нравственно-этических норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся .

Е.В. Руденский, рассматривая коммуникативную культуру личности учителя как систему ее качеств, включает следующие компоненты в ее структуру: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение, культуру жестов и пластики движений в ситуации общения, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций, культуру коммуникативных умений.

На наш взгляд, несмотря на всесторонний анализ данного феномена, понимание коммуникативной культуры Е.В. Руденским, И.И. Рыдановой слишком технологично и не учитывает «генерализирующий» компонент, основу коммуникативной культуры - ее гуманистический характер. На это принципиальное качество коммуникативной культуры указывает А.В. Мудрик: «Аура слова «культура» -гуманистична» .

По определению А.В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности специалиста представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. В составе коммуникативной культуры А.В.Мудрик выделяет следующие важные компоненты: психологические особенности личности, включающие общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности, саморегуляцию; особенности мышления, выражающиеся в открытости, гибкости, нестандартности ассоциативного ряда и внутреннего плана действий; социальные установки, обуславливающие интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не к результату. Особое внимание он уделяет тому факту, что общение важно не только чтобы получить самому, но и давать другим, указывает на важность сформированности коммуникативных умений.

Е.В. Шевцова характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования .

А. Кан-Калик, ученый-психолог, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов . Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением -- важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. По мнению ученого коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

Ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

Способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

Умения давать положительную обратную связь другому;

Умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

Конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

Уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

Способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;

Речевой культуры.

По определению И.А. Мазаевой в основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности.

В.А. Сластенин анализирует понятие коммуникативной культуры, делая акцент на методологии и технологии педагогического общения, уровень овладения которой предопределяет продуктивность педагогической деятельности. Для понимания сущности технологии педагогического общения он апеллирует понятием "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения он представляет как систему коммуникативных задач . Таким образом, в настоящее время существуют различные определения коммуникативной культуры, в которых описываются различные ее компоненты: ценностное отношение к общению, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству с другими людьми, совокупность знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Соответственно, при определении структуры коммуникативной культуры исследователи данного явления выделяют различные ее элементы.

Так, И.Ф. Комогорцева разработала модель культуры педагогического общения, определив три группы компонентов: профессиональные, психологические и социально-этические . На рисунке 1.1 представлена модель культуры педагогического общения, предложенная И.Ф. Комогорцевой.

Рисунок 1.2 Сруктура культуры педагогического общения по И.Ф. Комогорцевой


Представляя структуру педагогического общения, И.Ф. Комогорцева исходит из целостного подхода к личности педагога и утверждает, что невозможно сформировать личность педагога без таких психологических свойств, как воображение, педагогическое мышление, внимание, наблюдательность, воля. Предложенные ею такие свойства психики, как эмпатия, рефлексия, обосновываются А.А. Лентьевым . Социально-этические и профессиональные компоненты выдвинуты и обоснованы в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина..

С.К.Беркимбаева предлагает содержательную структуру коммуникативной культуры, графическое изображение которой представлено на рисунке 1.3 .

Рисунок 1.3 Структура педагогической культуры по С.К. Беркимбаевой

В работе Ю.В. Ушачевой коммуникативная культура представляется как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность . Исследователь определяет содержание коммуникативной культуры преподавателя как ценностное отношение к другому человеку, к общению в целом, к профессиональному общению в частности, как достаточный уровень развития рефлексии, эмпатии, общительности, толерантности, как уровень коммуникативной компетентности, знание коммуникативных техник. Ю.В. Ушачева определяет коммуникативную культуру, с одной стороны, как специфический способ человеческой деятельности, способ деятельности педагога, с другой, как процесс самореализации личности педагога. В качестве основных компонентов коммуникативной культуры она рассматривает мотивационный, знаниевый, практико-действенный, личностный, которые представлены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Структура коммуникативной культуры, критерии и показатели сформированности по Ю.В. Ушачевой

Раскрывая значение и роль каждых из предложенных Ю.В. Ушачевой компонентов коммуникативной культуры, необходимо отметить, что обязательным компонентом любой деятельности, в том числе и деятельности общения, является мотивационный компонент. Мотив - это своеобразный вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Это, с одной стороны, потребность личности в коммуникативной деятельности, устойчивость интереса к общению, стремление к нему. С другой стороны, это потребность в профессиональном, педагогическом общении, это, в целом, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, направленность профессиональной деятельности, которая предполагает постоянное и длительное общение.

Знаниевый компонент коммуникативной культуры включают коммуникативные знания. Они составляют теоретическую готовность специалиста к коммуникативной деятельности, суть и назначение которой - адекватно отражать действительность. Именно эта степень адекватности предопределяет способность знаний быть руководством к действию.

Практико-действенный компонент состоит из коммуникативных умений как комплекса осознанных коммуникативных действий, позволяющих использовать коммуникативные знания для полного и точного отражения и преобразования действительности, и коммуникативных навыков - автоматизированных компонентов сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе общения.

Несомненно, комплекс коммуникативных умений может быть сформирован только при наличии определенных коммуникативно-значимых качеств личности: эмпатии, толерантности, уравновешенности, искренности, ответственности, вежливости, доброжелательности и других. Наличие совокупности коммуникативно-значимых качеств личности составляет личностный компонент коммуникативной культуры и обеспечивает результативность и эффективность коммуникативной деятельности.

Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

В тесной связи с эмпатией рассматривают педагогический такт.

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

Важнейший качество коммуникативной культуры - толерантность (терпимость). Толерантность связана с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.

Ю.В. Ушачевой предложена система критериев оценки уровня сформированности коммуникативной культуры преподавателя, представленные на рисунке 1.3. Сочетание четырех критериев и соответствующих им показателей образуют уровни сформированности коммуникативной культуры: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.

Также заслуживает внимания исследования коммуникативной культуры социального педагога в работах В.П. Сморчковой. Ученый определяет в структуре коммуникативной культуры следующие подсистемы:

этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях);

процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии);

информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью).

В.П.Сморчкова отмечает следующие стороны проявления коммуникативной культуры:

· как интегральные профессионально-личностные качества социального педагога;

· как основной профессиональный инструмент социально-педагогической деятельности;

· как способ постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов.

В таблице 1 отражена предложенная В.П.Сморчковой система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры:

Таблица 1 - Система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры социального педагога

Критерии сформированности коммуникативной культуры

Показатели сформированности коммуникативной культуры

профессионально-личностные коммуникативные качества

осознанность, направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним;

успешность их реализации в социально-педагогической деятельности;

стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию

прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия

осознание и направленность коммуникативных стратегий;

умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности;

владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата

семиотический потенциал

наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний;

степень развития социального интеллекта;

владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования и смыслопередачи

Исследователь представляет компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный . Проанализировав и обобщив современные научные исследования по изучаемому нами вопросу, отметим, что коммуникативная культура преподавателя обладает следующими функциональными характеристиками:

гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность;

этическая функция требует практической реализации этических норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности;

воспитательная функция состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность;

интегративная функция выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности;

регулятивная функция отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности;

терапевтическая функция реализуется через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость;

когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями;

эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных;

рефлексивная функция связана с самопознанием коммуникативного “Я”, мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, во-первых, что как следствие современных тенденций информационно-коммуникационной трансформации общества в целом и сферы образования в частности ведутся активные научные исследования по проблематике коммуникативной культуры личности преподавателя, студентов вузов - будущих педагогов.

Во-вторых, коммуникативная культура преподавателя характеризуется как условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.

В-третьих, проанализировав литературу по изучаемому вопросу, мы рассматриваем коммуникативную культуру преподавателя как профессионально значимое, интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное педагогическое общение, включающее в себя следующие компоненты: коммуникативные знания, умения, навыки; коммуникативную направленность, гуманистическую позицию, коммуникативную креативность.

Выступление на окружном методическом объединении руководителей и организаторов детского движения. Коммуникативная культура педагога

«Как это просто - только тот постиг, кто этого достиг»
(Гете Иоган Вольфганг)

Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации.
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми. Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для нас, что, кажется, не должна вызывать никаких проблем. Однако многие из нас сталкивались с тем, что не понимают своего собеседника или не могут убедить его в правильности своей позиции. Почему это происходит? Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.
Слышать и слушать - не одно и то же. Умение хорошо слушать- важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует не только передаче информации, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, налаживанию отношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направлена на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки. Коммуникативная деятельность выражается через жесты, мимику, слова и побуждается соответствующими мотивами: познать учащихся как субъектов учебно- познавательной деятельности, осуществить индивидуальное и/или групповое, коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув ствия.
Существуют коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения. К ним относятся:
1) характеристики речи: четкая дикция, выразительность;
2) личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

Коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
- невыразительная речь;
- дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
- необщительность;
- замкнутость;
- погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика) и перцептивных (умение понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адекватный образ и т.д.) способностей.
Овладеть технологической стороной коммуникативной культуры (техникой общения) можно с помощью специальных упражнений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.
Все еще господствующая в современной школе дисциплинарно-аффективная стратегия взаимодействия основана на жестком подчинении поведения и действий педагогу, на неукоснительном соблюдении этой линии, ставящей требовательность в основу всех применяемых методов воздействия.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося - одна из основных в педагогике последних лет.
Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.
Еще раз перечислим, какими коммуникативными умениями должен обладать учитель:
он должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а именно:
уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
уметь вставать на точку зрения ученика;
уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагоги ческой ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
уметь не бояться обратной связи от учеников.
В заключении хочется отметить, коммуникативная культура является важным условием формирования, развития и реализации профессиональной компетентности и занимает центральное место в общей и профессиональной культуре педагога, оказывая существенное влияние на все компетентностные и квалификационные характеристики, и ее целенаправленное формирование является приоритетным направлением личностного развития и профессиональной подготовки учителя
Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.

Коммуникативная культура педагога как показатель его профессионализма

(Компетентностный подход)

Человеческое общество немыслимо вне общения. Это необходимое условие бытия людей. Без общения невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы полноценно жить, люди должны взаимодействовать.

21 век – время глобальной коммуникации. С одной стороны, уже ставшие привычными на сегодняшний день системы связи (сотовая связь, Интернет) расширили сферу общения до планетарного уровня. С другой – заставили по-новому посмотреть на неотъемлемую составляющую общения - коммуникативную культуру .

Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Причины этого вполне известны: от индивидуально-психологических до социально-общественных.

Важную роль в формировании навыков общения играет школа, где ребенок не только получает знания, но и учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Новые реалии времени повлекли за собой существенные изменения в сфере образования: расширили профессиональные функции учителя и увеличили сложность педагогической деятельности (“репертуар” поведения учителя дополняется теперь выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.). Вместе с этим возрастают требования к коммуникативной культуре педагога.

Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Социальная значимость коммуникативной культуры заключается в создании благоприятной психологической атмосферы во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса

Личная значимость - в обретении уверенности в себе, удовлетворении от общения с воспитанниками, чувстве комфорта в избранной сфере деятельности.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Портрет педагога, обладающего высоким уровнем коммуникативной культуры

Качества личности:

справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность, интеллигентность.

Владение ключевыми компетенциями:

    Социально-психологическими:

Умеет располагать к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, слушать, проявлять эмпатию, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, прогнозировать развитие межличностных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.

    Нравственно-эстетическими:

Умеет строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками , инициировать благоприятный нравственный климат общения.

    Эстетическими:

Артистичен, гармонизирует внутренние и внешние личностные проявления, приобщает подростков к высокой культуре коммуникации, активизирует их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

    Технологическими:

Грамотно использует учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирает оптимальный стиль руководства общением, органически сочетает коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивает его воспитательную эффективность.

Показателем коммуникативной культуры педагога является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебном заведении в целом.

Каждый из нас имеет возможность соотнести уровень своей коммуникативной культуры с эталонной и определить, насколько он близок к идеалу:(картинка – сизиф)

А где я?(На какой ступени нахожусь?) Кто в этом виноват? Что делать?

Кто виноват?

Факторы, снижающие коммуникативную культуру учителя

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительные проблемы, связанные с коммуникативной культурой учителя, обусловлены деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Один из ключевых факторов – подмена личностных отношений формальными.

Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции «Коммуникативные перегрузки в труде школьного учителя, как фактор его эмоционального выгорания» 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:

Функциональные (учитель должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);

Конвенциальные (что принято в обществе, а что – нет, например, учителю нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);

Насильственные (часто, когда учитель приходит к начальству с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске);

Эмоциональные (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).

Маска может заменить учителю лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает».

Другой фактор - низкая эмоциональная саморегуляция Исследования ученых выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке. Психологические нагрузки приводят к развитию у учителей профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической психотерапии, директором которого является А.В. Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты неутешительны: эмоционально здоровы оказались учителя со стажем до пяти лет, у всех учителей с большим стажем отмечаются личностные, эмоциональные проблемы.

Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье, на коммуникативную культуру и, как следствие, на весь учебно-воспитательный процесс.

Что делать?

Проблема должна решаться как в личностном, так и в социальном планах.

Чтобы избежать личностных проблем, учителю необходимо:

1. Иметь установку, осознание потребности в саморазвитии. «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть», - сказал Томас Манн

2. Быть если не психологом, то хотя бы хорошим диагностом.

3. Учиться жить в роли учителя.

4. Знать основы психопатологии;

5. Знать и применять приемы коммуникации.

Советы конфликтологов

1. Замечание «от принца» к «принцу» . Делать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.

Вот схема трехэтапного замечания:

Сначала- не осуждающее описывание того, что не нравится (« когда я вижу, как ты вертишься…)

Затем - описание отрицательного эффекта (« а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку (« я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной» ).

2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу».

Например, о критериях отметок или правил взаимодействия на уроке. Можно повесить на стене плакат-договор с положениями, которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно дать время для обдумывания.

На этом же первом уроке можно обсуждать положения правил. И если выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может вести к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.

Примерные правила в кабинете

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Если конфликт все-таки возник, нужно конструктивно разрешить его, используя специальный алгоритм .

Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть у учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1.Определяем проблему.

2.Вырабатываем несколько возможных решений.

3.Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.Выбираем лучшее.

5.Организуем выполнение.

6.Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3. Разделять ученика и учителя

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Решение проблем учителя:

Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).

Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается)

Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема ученика.

Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:

Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);

Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка)

Учить детей искать и анализировать свои (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

Самовоспитание коммуникативной культуры каждым учителем в отдельности еще не решает проблему повышения коммуникативной культуры всего педагогического коллектива. В одном коллективе оказываются люди с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами. Повышение коммуникативной культуры в коллективе зависит:

    От этики руководства. Педагогическая функция руководителя – обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу. Контрольная – не столько в критике недостатков, сколько в своевременной помощи, поддержке прогрессивных начинаний. Отступление от правил продуктивной коммуникативной деятельности становится причиной дискомфорта, а то и конфликтов.

    От этики взаимоотношений между сотрудниками. П.Л.Капица утверждал: «Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник интенсивно и смело работать не может».

Таким образом, коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения с учениками, их родителями, коллегами. Профессия обязывает педагога быть коммуникативно грамотным и помнить, что не только он « строит свой собственный мир, но и… другие строят его. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это». (Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех»)

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.