Афанасий Афанасьевич Фет. «Чудная картина

«Чудная картина» Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.


Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) -
русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года
в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным
сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной
консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно
утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного
дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя -
Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета,
здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов,
усиленно занимавшихся философией и поэзией.
Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме
которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович
Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин
и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта.
Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих
стихотворений - "Лирический Пантеон". Особого резонанса «Пантеон» не
произвёл, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и
открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи
Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных
записках».

Фет вошёл в историю русской поэзии как представитель так называемого
"чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель
художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.
Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным
блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные,
беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" -
так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, - одно из самых
завораживающих поэтических полотен А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Художники пишут полотна, поэты - стихотворения. И как художник кистью, одним мазком, создаёт игру светотеней, так поэт - одним словом, одной фразой рисует тончайшие оттенки и едва уловимые сдвиги художественного смысла. И вот, перед нашими глазами, как наяву, возникает «Чудная картина», написанная словами.

Картины бывают разные. На одни хочется смотреть и смотреть, к другим – не хочется возвращаться. Потому что не оставляют они в душе ни следа, ни зацепки. Так и со стихотворениями. Одно - расписывает красоту берёзок в пяти, а то и десяти, четверостишиях, другое - в четырёх строчках. И эти четыре строчки притягивают, завораживают, вызывают желание перечитывать их снова и снова.

Многие брались за пейзажную лирику, но не у всех выходили пейзажи, и не у всех получалась лирика. А у Афанасия Фета собралось воедино и то, и другое. Замечательный поэт, величайший лирик-пейзажист. По словам Некрасова, после А.С. Пушкина, не было никого, кроме Фета, чья поэзия дарила бы столько поэтического и эстетического наслаждения.

В стихотворении Афанасия Фета всего две строфы. Ни экспрессии, ни вопросов, ни восклицаний, ни тревоги. Всё просто, спокойно. Ночь. Удивительной, сказочной, тишиной веет от картины поэта. Эта белая равнина с полной луной - как будто в веках установленные декорации зимы.

Пришла хозяйка-зима, превратила равнину в белое полотно - сгладила все шероховатости и неровности. Полотно как покров, как полог, накрыло суету, поглотило движение. Осталась тишина, ровная снежная поверхность освещается «светом небес высоких ». На сказочной поверхности - ни души, только «саней далёких одинокий бег ».

Эта движущаяся точка, словно символ судьбы человека, одиноко проходящего свой жизненный путь. Только он и Всевышний. Что же дальше? Всё затаилось, замерло в ожидании, в предвестии чего-то замечательного. Так дети ждут наступления Нового года. Ожидание висит в воздухе. Его запах можно почуять. Ожидание чуда - верное его предзнаменование. Потому называет А. Фет свою картину чудной и родной, ведь в каждом из нас живёт ребёнок и желание увидеть невероятное.

А теоретики разложили картину по полочкам. Похвалили инверсию – небес высоких, саней далёких. Поразились звуковой, музыкальной, лёгкости ритма стихотворения. Обратили внимание на полное отсутствие глаголов, и на манеру написания стихотворения - трёхстопный хорей - характерную для народных песен. Вспомнили, что произведение - раннего периода и вошло в сборник «Снега».

Афанасий Фет прожил 72 года. Парадокс его, как лирического пейзажиста, заключался в том, что он одновременно был предприимчивым и удачным в вопросах карьеры и дел. Стихотворения начал писать с 15 лет. Многие юноши на то время увлекались поэзией, но у Афанасия Фета это увлечение стало судьбой. Потому что грядущим поколениям он запомнился как поэт, а не как помещик или военный. Сначала, будучи лишён дворянского титула, Фет сделал военную карьеру.

Оставив службу, он купил на приданое жены усадьбу и превратил её в кормилицу – на доходы от поместья жила вся семья. Выращивалась рожь, разводилась птица, развивался конный завод. И при этом поэт уделял немало внимания творчеству и саморазвитию. Знал несколько языков. До последних дней работал над переводами. Несмотря на трудную и сложную жизнь, Афанасий Фет не жаловался, терпел и в своих произведениях воспевал любовь и природу - то есть Творца и Его творение.

МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Мои размышления над стихотворением А.А.Фета

«Чудная картина»

Выполнила:

Мирончук Ксения,

ученица 7А класса.

Руководитель:

Безкорсая Л.Г,

учитель русского языка и литературы

Сорск, 2017

Почему я выбрала эту тему?

А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…».

Мне захотелось доказать, что это верно, на примере стихотворения «Чудная картина».

Цель работы :

Исследование художественно-изобразительных средств языка стихотворения, мастерства поэта .

Задачи :

- провести аналитическое прочтение текста стихотворения;

Убедиться в справедливости слов критика Дружинина о поэтическом мастерстве Фета;

Передать свое эмоциональное восприятие текста.

План исследования .

    Обоснование выбора темы.

    Цель и задачи работы.

    Анализ стихотворения «Чудная картина».

    Собственное творчество.

    Выводы

Чудная картина,
Как ты мне родна:

Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Действительно, чудная картина. Всего 8 строк, от которых веет какой-то тайной. Зимняя ночь. Белая от снега равнина. Над ней в высоких небесах – полная луна. Блестящий снег. И одинокие сани в этом снежном просторе. Очень красиво! И немножко грустно. И вся эта картина нарисована всего одним сложным предложением . И вот что удивительно : в стихотворении 21 слово: 8 существительных, 7 имен прилагательных, 1 причастие, 2 местоимения, 3 союза. И ни одного глагола. Я задумалась: почему? Вновь перечитала стихотворение. И вдруг поняла: глаголы в этой картине поэту не нужны. Читая стихотворение, чувствуешь, что картина, нарисованная поэтом, не изменяется на наших глазах, она какая-то застывшая, в ней нет движения. Все, о чем он пишет, происходит одновременно. А глаголы передают движение, динамику меняющихся картин.

Я представляю бескрайнюю равнину, покрытую белой, пушистой простыней. Над этим огромным пространством – полная луна. Она очень яркая, и от этого небо кажется высоким. С него желтым потоком льется свет, от которого блестит снег. Простой зимний пейзаж. А какая красота! Немного грустно, что луна на огромном пространстве неба одинока. Вдали по снежной равнине бегут одинокие сани. Но ведь в санях человек. И это он одинок в этой заснеженной ночной пустыне. Я понимаю чувства этого путника. Очутиться в зимнюю лунную ночь в заснеженной пустыне среди бескрайних просторов – это, наверное, испытание для души. От этого двойного одиночества (в природе и в душе человека) становится еще грустнее. И понимаешь, что у Фета человек и природа – это единое целое. Мне кажется, поэт восхищен этой холодной красотой природы. Это чувствуется и в прямой авторской оценке («Чудная картина, как ты мне родна…»), и в подборе эпитетов. Но поэт тонко понимает чувства одинокого путника.

Наблюдая за мастерством поэта, я увидела, как точны, верны эпитеты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие» , сани «далекие», бег «одинокий» . Эпитет «одинокий» выбивается из этого ряда своей окраской, заставляет читателя задуматься. Все вместе они создают ощущение какой-то тайны, недосказанности.

Обращает на себя внимание цветовая гамма стихотворения: полная луна на фоне ночного неба, темный силуэт саней на белом снегу. Этот контраст придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Строки стихотворения короткие, в каждой из них два-три, и только в одной четыре слова. А создается впечатление полноты нарисованной картины, все так точно, зримо. Мир земной (равнина, снег, сани) и небесный (луна, небеса) слились, соединились в какой-то тайне. Стихотворение написано хореем; я узнала, что это размер, который чаще всего используется в народной песне. И действительно, стихотворение напоминает народную песню. Перекрестная рифмовка в четверостишиях легко воспринимается, рифмы точные.

В первом четверостишии трижды повторяется звонкий твердый звук [р]. Он наполняет строку радостью, ощущением красоты. Во второй строфе его нет. И поэтому эта строфа так легко звучит. Зато здесь 6 раз повторяется звук [с], который передает ощущение света, 4 раза [н] - [н’]. В первой строфе этих звуков 7. Они есть почти в каждом слове. Аллитерация делает стихотворение музыкальным, ярким, красивым, создает впечатление таинственности и объединяет содержание строф. Так с помощью размера, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха, его музыкальности.

В последней строке говорится об одиноком беге саней. От слова «одинокий» немножко грустно, но чувства одиночества не возникает, а появляется ощущение единства человека и природы. Мне кажется, «чудная картина», нарисованная поэтом, близка истинно русской душе. Фет сумел передать в небольшом стихотворении красоту зимней ночи, чувство любви, легкую грусть, духовное единение с родной природой.

Выводы.

Мои размышления над содержанием стихотворения, наблюдения за мастерством поэта позволяют сделать вывод, что А. А. Фет – великий мастер стиха. Он умеет волновать душу нарисованными картинами природы, вызывать переживания, положительные эмоции, т.е., по словам критика Дружинина, «умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой... обладает высокой музыкальностью стиха…».

Хочется перечитывать стихотворение, вновь и вновь переживать высокие эмоции.

Мое стихотворение.

Серебристый снег, На пушистых ветках,
Падая, кружится, Пляшут снегири,
Он из века в век, В зимних расцветках
Хлопьями ложится. Горят фонари…

Мне хотелось передать мысль о вечности природы, ее величии и красоте, и о том, что это величие и вечность невозможно до конца постичь. И поэтому природа всегда волнует, заставляет чувствовать, что ты ее маленькая частичка, заставляет сильнее биться сердце.

Ресурсы Интернета: https :// yandex . ru / images / search ? text =

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.