Теория всего. Александр владимирович запорожец - биография и интересные факты Публикации в журналах

(30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Биография

Александр Владимирович Запорожец окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та.

В 1941-43 гг. Александр Владимирович Запорожец работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.).

В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность Александра Владимировича Запорожца

Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников.

Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные публикации Александра Владимировича Запорожца

1. Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток мiркування у дитини молодшого вiку // Науковi Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
2. Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
3. Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
4. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
5. Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ.

Известный советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 г. В 1930 г. он окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного Университета.

Свою научную деятельность А.В. Запорожец начал в качестве лаборанта у А. Р. Лурии. С 1931 г. он занимал сначала должность старшего ассистента, затем - заведующего лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. Затем он стал доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького.

В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал врачом в военном госпитале, а в 1943 г. преподавал на отделении психологии Московского государственного университета. С 1944 г. он занимал должность заведующего лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР.

Приблизительно в это время Запорожец начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.

В 1959 г. А.В. Запорожец защитил докторскую диссертацию по педагогике и стал директором Института дошкольного воспитания, где посвятил себя изучению психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения.

Сам А.В. Запорожец в своей научной деятельности всегда придавал первостепенное значение именно детской психологии - проблемам развития личности ребенка и его психических процессов. Многие психологические проблемы разрабатывались им совместно с коллегами-психологами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. Он также широко использовал материалы экспериментальных исследований таких своих сотрудников, как Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович и др.

Как и его учитель Л.С. Выготский, А.В. Запорожец полагал, что психические качества, присущие исключительно человеку, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т.п., не могут образоваться сами по себе ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Они должны возникнуть исключительно из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Запорожец подчеркивал, что социальная среда является не просто необходимым для ребенка внешним условием (наряду с воздухом, теплом, пищей), а подлинным источником развития, поскольку именно в этой среде «записана» программа возникновения психических способностей у ребенка и в ней же задаются конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в форму процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным носителем содержания человеческой психики.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает деятельность самого ребенка. Эта деятельность должна строиться целенаправленно, задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка. Именно развивая ребенка, общаясь с ним, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, взрослый человек приобщает ребенка к социальному опыту и открывает перед ним новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А. В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности постольку, поскольку она выполняет функцию уподобления, моделирования тех материальных и идеальных предметов и явлений, с которыми ребенок действует, что ведет к созданию адекватных представлений, понятий или переживаний о них, отмечал А. В. Запорожец. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам.

Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей причиной развития, по мнению А.В. Запорожца, составляют необходимое условие нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта.

Так, вплоть до наступления интенсивного созревания ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребенок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и волевой регуляцией поведения. Когда же эти ассоциативные теменно-затылочные и лобные отделы мозга все-таки созревают (в дошкольном возрасте), ребенок приобретает эти способности. В то же время усиленное функционирование этих способностей в ситуациях деятельности и общения влияет положительно на созревание соответствующих участков мозга, включая биохимические и морфологические их особенности.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии поистине неоценим: именно он впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Он не выступал открыто против теории деятельности, заменяя ее психологией действия, которая, по его мнению, опредмечивается во внутреннем мире ребенка, его духовности. На основе этих сложных, но принципиальных положений им были обоснованы специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.

В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности, что нашло свое отражение в сочинении «Развитие произвольных движений», выпущенном в 1960 г. Умер А.В. Запорожец 7 октября 1981 г.

Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ (родился в 1971 г.) Александр Попов родился 16 ноября 1971 года в поселке Лесной под Екатеринбургом. Его родители работали на военном заводе. Они хорошо зарабатывали и Саше не отказывали в каких-либо игрушках или хорошей одежде.

автора

Горбатый «Запорожец» Подробностей не буду описывать. Кроме всего потому, что это неописуемо.Я потерял голову и перестал собой управлять.Я снял комнату в квартире на 5й Парковой улице, в Измайлове (тогда это считалось дальней окраиной), в кооперативном доме, который

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Зайцев Александр Владимирович После призыва в апреле 1985-го я оказался в учебке, находившейся в узбекистанском городе Фергана. Подготовка была сразу ориентирована на условия Афганистана, и по окончании программы подготовки выбора у нас никакого не было - всех направили

Из книги Под крыльями - ночь автора Швец Степан Иванович

«Запорожец» Сталинградская группировка гитлеровцев была окружена, но еще не уничтожена, и в январе 1943 года наш полк снова перебросили под Сталинград.На первых порах мы действовали, как обычно, ночью, но по мере сужения кольца цель становилась такой, что ночью ее

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Максим Запорожец Из Ивчи, где полк провел большую работу по изъятию дезертиров и оружия, нас перевели к северу от Хмельника, в большое и красивое село Пустовойты. В один из жарких июньских дней с юга, со стороны Хмельникской дороги, донеслась песня: - Ой на, ой на гор!Та и

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович

ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР Со Львом Владимировичем меня связывает прочная, нерушимая дружба, продолжающаяся вот уже более шести десятилетий. Она началась в далеком 1928 году на школьной скамье, и, с небольшими перерывами, когда судьба разлучала нас, мы шли по жизни рядом,

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Горбатый «Запорожец» Подробностей не буду описывать. Кроме всего потому, что это неописуемо.Я потерял голову и перестал собой управлять.Я снял комнату в квартире на 5-й Парковой улице, в Измайлове (тогда это считалось дальней окраиной), в кооперативном доме, который

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

Нур и Роман Владимирович Я написала про остаток лета почти в одиночестве и поняла, что слово «почти» скрывает несколько важных эпизодов. Все-таки на речку я ходила, купалась, играла в мяч со студентами… Болтали обо всем.…Мелкие детали. Студент-африканец приходил на пляж с

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МЕНЬ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (род. в 1935 г. – ум. в 1990 г.) Православный священник, религиозный философ, миссионер, историк религии. Основатель Православного университета, автор книг по библиологии, истории религии, толкованию Библии, множества статей на религиозные

Из книги Алла Пугачёва. 50 мужчин Примадонны автора Раззаков Федор

«Гастрольные» мужчины. Левон Мерабов, Александр Лившиц, Александр Левенбук Гастрольная деятельность певицы Аллы Пугачевой началась осенью 1965 году, и связана она была с именами сразу нескольких мужчин. Первым из них был композитор Левон Мерабов. Вспоминает А.

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КУЙБЫШЕВ Валериан Владимирович (07.06.1888 - 25.01.1935). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 19.12.1927 г. по 25.01.1935 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. и с 10.02.1934 г. по 25.01.1935 г. Секретарь ЦК РКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1922 - 1923, 1927 - 1935 гг. Кандидат в члены ЦК

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А.В. Запорожец (1905–1981) Научное творчество А.В. Запорожца – яркая страница в истории отечественной психологии ХХ века. Увы, нынешнему поколению фасилитаторов и коучей такие страницы не очень интересны, так как мало способствуют процветанию их бизнеса. Но в нашей стране

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович Родился 24 марта 1935 года в Москве в рабочей семье.После окончания с серебряной медалью средней школы в 1952 году Шебаршин поступил на индийское отделение Института востоковедения. В связи с закрытием института в 1954 году переведен в Московский

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Лев Владимирович Урусов Здесь, в период между июльскими днями и корниловскими с Московским государственным совещанием 10 августа в промежутке, наш комитет Общества с его общими собраниями снова получил своё значение. Должен сказать, что до июльских дней, при всей

Александр Иванович Запорожец

В штабе Волховского фронта.
Справа налево: К.А.Мерецков, А.И.Запорожец, Г.Д.Стельмах. 1942 г.

Запорожец Александр Иванович , политический работник Советской Армии И ВМФ, ген.-лейтенант (1942). Чл. КПСС с 1919. В Сов. Армии с 1918. Окончил политич. курсы (1920) и курсы высшего политсостава при Военно-политич. академии им. В. И. Ленина (1935). Во время Гражд. войны красноармейцем, а затем политруком роты сражался на Юж. фронте. После Гражд. войны был военкомом полка, арт. школы, НИИ, стрелк. дивизии. С янв. 1938 военком Генштаба, с марта 1938 чл. Воен. совета Моск. воен. округа, с сент. 1940 нач-к Гл. управления политич. пропаганды РККА, а с марта 1941 зам. наркома обороны СССР. С июля 1941 чл. Воен. совета Юж. фронта, с дек. 1941 назначен уполномоченным Ставки ВГК и чл. Воен. совета Волхов, и Ленингр. фронтов, с окт. 1942 чл. Воен. совета 60-й, 3-й ударной и 63-й армии соответственно на Воронеж., Центр, и Брянском фронтах. На этих постах проявлял постоянную заботу о мобилизации всех сил воинов на успешное выполнение поставленных боевых задач и повышение политико-морального состояния войск. С февр. 1944 чл. Воен. совета Северо-Кавк., затем Дон. воен. округов. В послевоенный период зам. по политчасти команд, войсками Таврического воен. округа, нач-к полптич. отдела - зам. по политчасти нач-ка Военно-инж. академии им. В. В. Куйбышева. С 1956 в запасе. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденем Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

И.Д.Черняховский и А.И.Запорожец, март 1943 года.

Запорожец Александр Иванович (1899-1959), политработник, армейский комиссар 1-го ранга (июнь 1941), генерал-лейтенант (1942). Образование получил на курсах высшего политсостава при Военно-политической академии РККА (1935). В 1918 вступил в Красную армию, в 1919 - в РКП(б). Участник Гражданской войны, политрук роты. С 1920 военком полка, дивизии. В 1937- 38 член Военного совета Биотехнического института, активно содействовал органам НКВД в "выявлении врагов народа" среди комсостава института. Сделал карьеру в условиях массовых репрессий в РККА, один из главных организаторов преследования командиров и политработников по политическим мотивам, близко сотрудничал с органами государственной безопасности. С 1938 военком Генштаба РККА, затем член Военного совета округа. С сент. 1940 нач. Главного управления политической пропаганды РККА. С марта 1941 зам. наркома обороны СССР.

В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 назначен членом Военного совета Южного фронта. С дек. 1941 уполномоченный Ставки Верховного главнокомандования и член Военного совета Волховского фронта. В окт. 1942 понижен в звании и переведен членом Военного совета в 60-ю. а затем в 63-ю армию. С февр. 1943 член Военного совета Северо-Кавказского, затем Ленинградского военного округа. После окончания войны занимал руководящие, но не высшие посты в политических органах Советской армии: зам. командующего войсками округа по политической части, нач. политотдела - зам. нач. Военно-инженерной академии по политической части.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.

Запорожец Александр Иванович (1899-1959) - советский политработник, генерал-лейтенант (1942). Член РКП(б) с 1919. В РККА с 1918. Член Воен. Совета 13 армии Северо-Западного фр., с 10.1940 - нач. Главного управления политической пропаганды Красной Армии, одновременно с 03.1941 - зам. наркома обороны СССР. С 06.1941 - член Военного Совета Южного фр. С декабря 1941 назначен уполномоченным Ставки ВГК и чл. Военных советов Волховского и Ленинградского фронтов, с 10.1942 - чл. Воен. совета 60-й, 3-й ударной и 63-й армии соответственно на Воронежском, Центральном и Брянском фронтах. С 02.1944 - чл. Воен. совета Северо-Кавк., затем Донского военых округов.

Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. Биографические справки. С. 1032.

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. - доцент, с 1938 г. - зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. - доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 гг. член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства - величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Основные публикации

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. - № 5
  • Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.