Старинные источники электричества. Развитие электричества в Средние века

По странному стечению обстоятельств археологи порой обнаруживают загадочные предметы, которые не вписываются в наше представление о древних культурах. Их существование не мог предположить ни один историк, и все-таки они есть. Ученые окрестили их «Out of Place Artefacts» - «искусственные предметы странного происхождения». Судя по ним, древние греки умели создавать аналоги компьютера (Антикитерский механизм), жители Парфии применяли гальванические элементы, а египтяне - лампы накаливания.

С чем мы имеем дело? С искусными фальсификациями? Или историю развития техники надо переписывать заново?Одна из находок, встреченных не на своем месте, - знаменитая «багдадская батарейка». В 1936 году при раскопках близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянским гончаром.Внутри невзрачного светло-желтого сосуда высотой 15 сантиметров находился медный цилиндр. Его диаметр составлял 26 миллиметров, а высота - 9 сантиметров. Внутрь цилиндра был вставлен железный стержень, полностью проржавевший. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их.В своей книге «В потерянном раю» Вильгельм Кёниг педантично описал находку:«Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толшиной примерно три миллиметра».

Но для чего предназначался этот сосуд? Оставалось только гадать.«Глиняный кувшин с медным элементом нашли в доме за пределами селения; вблизи него лежали три глиняные чаши с магическими надписями; в руинах Селевкии на Тигре нашли похожие медные элементы».Для чего-то они были нужны! И ведь нельзя забывать, что IIl-II века до нашей эры, по признанию историков, были одним из самых плодотворных периодов в развитии науки и техники.Через несколько лет Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. «Нужно было лишь налить туда кислоту или щелочь», - предположил исследователь.Это подтвердили и опыты. Профессор Дж.Б. Перчински из университета штата Северная Каролина изготовил такой же кувшин, наполнил его пятипроцентным винным уксусом, подключил вольтметр и убедился, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт.Немного, но все-таки! Работала эта античная батарейка в течение 18 дней.Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в Древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «темные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху?«Электрическое освещение имелось еще в Древнем Египте», - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу.Их основной аргумент: рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до нашей эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Я давно не верю в Лампочку Ильича, как и в новые энергосберегающие лампочки сколковских нанотехнологов, зато я верю, что раньше у предков было беспроводное электричество. Как давно создала ветку и хотела пополнять шедеврами, да все никак не взяться за это дело, но тут наткнулась на ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В ПРОШЛОМ. http://sibved.livejournal.com/214868.html ,
Огромное спасибо за статью, - приятно, что не одна я раскопала беспроводное электричество до Революции. Ведь никто ж не поверит мне одной, без поддержки. Да после Революции у нас отняли Электричество а не дали его. Нас решили погрузить во мрак, разрушая храмы, на которых не было изначально крестов а были антенны и шарики для накопления электроэнергии. Кресты одели позже и тут же их сняли и разворовали золото снимая и руша кресты, заодно и убрав систему беспроводного освещения - чтобы взимать с нас налоги за продажу света, хотя до этого получали его бесплатно.
Как мы выжили вообще после всех разрушений, войн и революций, я ума не приложу!

Санкт-Петербург "Иллюминация на набережной Мойки". Акварель В.С. Садовникова. 1856 г. Великолепная Электрическая подсветка Юсуповского Дворца вообще поражает.

Когда я была экскурсии в Юсуповском Дворце, четко запомнила, что там проводка, действующая осталась, ещё с незапямятных времен и ей два века. Молодцы, что не меняют провода и сохраняют приоритет. Ведь именно у нас была первая подсветка Мариинского театра, номера мест, которого для продажи билетов впервые придумал именно наш Князь Юсупов.
Его Электрические лампочки в начале позапрошлого века создавали очень красивый эффект и праздничное настроение. А эффект светодиодной подсветки изумляет Китайцев.
Точно так же была подсвечена Петропавловская Крепость, Москва в день коронации Александра второго

Точно такие же Иллюминации я видела на старых гравюрах в Петергоффе и в Венеции. Попадутся иллюстрации покажу или дам ссылку - уже ставила, но меня банили тогда и сейчас не дают писать. Значит докопались до Истины.


Перед храмами были высокие Стеллы, которые распространяли и накапливали ток










Я уже показывала беспроводные фонари на Стрелке Васильевского острова и по всему Питеру были церкви без Крестов но с шариками.
По всей России.


В Венеции точно такие шарики до сих пор остались и еще более мощные антенны- с грозбдями шариков - Венецианцы молодцы, не стали убирать эту систему.











Пирамиды в Египте позволяли накапливать и аккумулировать достаточное количество Солнечного Электричества и передавать в ождливый Питер
Но и Многочисленные храмы в Питере сами притягивают дожди, которые усиливают
а колонны монолитные колонны с сердечниками позволяли держать электричество для освещения Зимнего Дворца - там нет Свечей и было электричество сразу после пожара. потому и потолки оставались белоснежными, а не закопченными.




Самая высокая в Мире Монолитная Колонна - Александрийский столб -Александрийский Маяк;-) это теперь там Ангел, но не факт, что он там был с самого начала. Все эти колонны, включая колонны Исаакиевского собора - главного Храмы Империи, который питал всю центральную часть города


Александровская колонна - Ростов-на-Дону

Однозначно же и в Ростральных колоннах сердечники и Маяки светили кораблям от аккумуляторов, как и Троицом мосту,


в Колоннах по всему миру и в Венеции на площади Сан Марко тоже сердечники и выполняли роль Маяков до строительства башни Сан Марко - самого высокого Маяка.


В Венеции тоже есть освещение за счет Башни и Колонны.

Не зря же по Питеру было столько шпилей и храмов, но самое высокое здание разобрали - Колокольня Смольного собора. Потому что ни что не должно было быть выше царского Дворца, чтобы никто не мог брать больше электричества чем царь.
существовал такой закон что выше царского Дворца строить нельзя.


Ина Петропавловке шарики на башенках и на шпиле и там освещение было тоже элетрическим очень давно.


Устройство Для получения Атмосферного Электричества, включающее приемный блок с антенным элементом, соединенным токопроводом с разрядным элементом, отличающееся тем, что приемный блок содержит выполненную ниже антенного элемента систему ориентированных вертикально и сообщающихся друг с другом проводящих куполообразных трибоэлементов, к кромке нижнего из которых присоединен игольчатый электрод разрядного элемента, а другой его электрод выполнен в виде заземленного металлического диска.

Камера конденсатора 1 ограничена корпусом 2, по конфигурации выполненным в виде тела вращения с конической верхней частью. Корпус изготовлен из диэлектрика (бетон, известняк). На вершине корпуса 2 размещен нижний металлический куполообразный трибоэлемент 3, имеющий длинный металлический "нос" 4, на котором жестко закреплены последовательно (посредством металлического "носа") соединенные между собой куполообразные трибоэлементы, полости которых и камеры сообщены. На верхнем куполообразном трибоэлементе закреплена крестообразная антенна 6, от кромки нижнего куполообразного трибоэлемента вертикально опускается игла 10. На основании камеры 7 расположен нижний дискообразный металлический электрод 8, имеющий заземление 9.

Устройство работает следующим образом.
Куполообразные трибоэлементы, расположенные вертикально и соединенные с антенной крестообразной формы, позволяют при минимальном объеме создать максимальную поверхность для осуществления трибоэлектризации различными атмосферными факторами аналогично электризации корпусов летательных аппаратов. В результате возникает разница потенциалов между верхним электрически заряженным игольчатым электродом и нижним электродом.
В период метелей, дождя, гроз этот процесс (накопление электрических зарядов) значительно усиливается за счет использования развитой поверхности куполов.
Нарастание напряжения между электродами также зависит и от высоты подъема верхнего электрода (с антенной и куполообразным трибоэлементами), так как Ez вертикальная составляющая электрического поля Земли составляет до 200 В/м от поверхности Земли, увеличиваясь в период возмущений (дождь, метель, гроза). Игла позволяет максимально сконцентрировать напряженность поля для пробоя разрядного промежутка."


главное как гармонично вписаны все эти функциональные Колонны в город и как они подпитывали освещение на всей Дворцовой Площади


Но самое гигантское в Питере - Исаакиевский Собор - этот шедевр явно создан был намного раньше

колоннада и Пирамида для выработки энергии


Остатки Великой Империи. Эти колонны и сейчас ещё мы не в состоянии сделать.


Сейчас перед Вокзалом поставили колонну, так её не смогли перевести и поднять - пришлось распилывать и теперь на месте распила венец в Виде лаврового венка - он прикрывает распил


Самое высокое здание в то время было именно в Питере - Петропавловский Собор и Конечно там самая мощная антенна в Питере, В России и Европе.
Я начинаю все больше и больше уважать наших великих предков.
Чувство гордости за Страну. Переполняет.

Венеция, Северная Венеция Одна Страна.
Точно такие же Двуглавые орлы в Гербе и точно так же их Лишили Истории и точно такие же свободолюбивые - сейчас точно добьются отделения от Италии и сделают вновь свою республику.

Модель самолёта, построенная полторы тысячи лет назад, компьютер, браузерные игры онлайн созданные в Древней Греции… Археологи вновь и вновь находят предметы, которых, вроде бы, не должно существовать. Судя по этим находкам, жители Парфии применяли гальванические батареи, а египтяне - лампы накаливания. Как они повились? Для чего использовались? И не имеем ли мы дело с намеренной мистификацией или неправильным толкованием смысла артефактов?

В 1936 году при раскопках в местечке Куджут-Рабуа близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил глиняный кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянскими гончарами. Внутри невзрачного кувшина высотой примерно 15 см находился цилиндр из листовой меди, в который был вставлен ржавый железный стержень. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их. Для чего предназначался странный составной сосуд?
1940 году Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу: кувшин мог использоваться в качестве гальванической батареи. Если налить в него жидкость, то между стержнем и медной оболочкой окажется слой изолятора. Но в таком случае, электрический ток открыл не Луиджи Гальвани (1737-1798) в серии знаменитых опытов с ножками лягушек, а некий восточный мудрец на два тысячелетия раньше.
Сколь ни странным было такое предположение, но сразу несколько групп исследователей подтвердили, что этот глиняный кувшин и впрямь мог вырабатывать электричество. Чтобы доказать это, учёные изготовили точно такой же кувшин, стержень, цилиндр. Когда в кувшин налили винный уксус и подключили к модели вольтметр, оказалось, что между медью и железом создаётся напряжение в полвольта. Немного, но всё-таки! Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке — могли производить электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего им понадобилось электричество? Ведь в Парфии как и в Древнем Риме, — уж это-то мы то знаем! — не пользовались электрическим освещением, не оборудовали колесницы электромоторами, не возводили линии электропередач.
А что если во всём виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а ещё в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в Древнем Египте», -утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи целую книгу. Их основной аргумент: рельеф из Дендеры, датируемый 50 г. до н.э. На этом настенном рельефе виден египетский жрец, держащий в руках огромный предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри продолговатой колбы извивается змея; её голова обращена к небу.
Для Крассы и Хабека всё ясно. Этот рельеф — технический чертёж продолговатый сосуд и есть элекрическая лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью электрических ламп египетские строители освещали тёмные коридоры и комнаты, когда покрывали их стены изображениями. Вот почему на стенах гробниц нет копоти, которая оставалась бы, пользуйся они … факелами или лампами, заправляемыми маслом. Интересная гипотеза, хоть и очень неправдоподобная. Пусть «багдадские батареи» использовались парфянами для выработки электрического тока, но ведь мощность этих источников питания ничтожна. «Для освещения всех египетских строений потребовалось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн», — подсчитал физик Франк Дёрненбург. В таком случае гальванические батареи античности попадались бы учёным на каждом шагу. Но это не так!
Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как та, что изображена на эрельефе в Дендере. Профессиональные же египтологи истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций. Древнеегипетские изображения всегда символичны и их элементы являются скорее, словами и фразами, которые надо понять. По мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. На её носу находится цветок лотоса (неутомимые толкователи инженерных секретов египтян окрестили эту деталь «ламповым патроном»). По верованиям египтян, солнце каждый раз умирает вечером и воскреет на рассвете. Поэтому его здесь символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Под «лампой накаливания» (на «распределительном ящике», тут же вмешиваются инженеры) застыл, преклонив колени, человек. Это бог. Воздев руки, он направляет Солнце, указывая ему путь в странствиях по небосводу. Самый спорный элемент изображения — пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как истолковать её смысл.
Да и создавая этот рельеф, рабочие наверняка трудились при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых мы видим рабочих, обвешанных подобными лампами, видим, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему же тогда нет следов копоти на стенах и потолке? На самом деле они есть, и археологи не раз находили их. Некоорые слишком закопчённые гробницы приходилось даже реставрировать.
Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение: чтобы покрывать статуи позолотой. Для нанесения гальванических покрытий как раз и нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Высказал подобную идею немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса. Её возраст — примерно 2400 лет. Вся она равномерно покрыта тончайшим слоем золота. Эггебрехт давно пытался понять, как древний мастер сделал это. Он взял серебряную копию фигурки, погрузил её в ванну с солевым раствором золота, соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке» и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов статуэтку покрыл тонкий слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера.
И всё же загадки остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без прибора напряжение в полвольта нельзя обнаружить. Даже батарейка в электрическом фонарике имеет втрое больший вольтаж. Гальвани сделал своё открытие случайно. Он заметил, что если к лапке лягушки одновременно приложить пластины из разных металлов, её мышцы непроизвольно сократятся от «электрического удара».
Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего неизвестно об этом.
И действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», вовсе не следует, что «это так и было». Почему археологи обнаруживают аналогичные «батареи», в которых внутри медного цилиндра находится медный стержень? Такие батареи не вырабатывают ток, — нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались совсем для другой цели?
Но, с другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Многие достижения той или иной культуры утрачиваются уже по прошествии нескольких столетий. Войны, пожары, гибель уникальных письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий древности меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены перечни всех гениальных изобретений. Вспомните великий Карфаген! Город, владевший всем Западным Средиземноморьем, мегаполис, в котором, по свидетельству древних авторов, проживало до 700 тысяч человек был разрушен римлянами дотла. Никаких письменных памятников не осталось от карфагенян кроме… рассказа о плавании Ганнона к берегам Камеруна. Европейцы повторили это великое географическое открытие лишь спустя две тысячи лет…

Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.

А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.

Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.

Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

В средние века изучение магнитных явлений приобретает практическое значение. Это происходит в связи с изобретением компаса.

Уже в XII в. в Европе стал известен компас как прибор, с помощью которого можно определить направление на части света. О компасе европейцы узнали от арабов, которым было уже к этому времени известно свойство магнитной стрелки. Еще раньше, вероятно, такое свойство знали в Китае.

Практическое применение магнитных явлений приводило к необходимости их изучения. Постепенно выяснялся целый ряд свойств магнитов.

Исследования Гилберта.

В 1600 г. вышла книга английского ученого Гильберта «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле». В ней автор описал уже известные свойства магнита, а также собственные открытия.

Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на 3емле.

Гильберт описал явление магнитной индукции, способы намагничивания железа и стали и т. д. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.

В своей книге Гильберт коснулся и электрических явлений. Нужно отметить, что хотя в то время магнетизм и электричество рассматривались как явления разной природы, тем не менее очень давно ученые заметили в них много общего. Поэтому не случайно во многих работах исследовались одновременно и магнитные и электрические явления. В частности, изучение магнетизма вызвало интерес к исследованию электрических явлений.

Гильберт открыл, что наэлектризовать можно не только янтарь, но и алмаз, горный хрусталь и ряд других минералов. В отличие от магнита, который способен притягивать только железо (других магнитных материалов в то время не знали), наэлектризованное тело притягивает многие тела.

Исследования Герике.

Новый шаг к изучению электрических явлений был сделан немецким ученым Герике. В 1672 г. вышла его книга, в которой были описаны опыты по электричеству. Наиболее интересным достижением Герике было изобретение им «электрической машины». «Электрическая машина» представляла собой шар, сделанный из серы и посаженный на железный шест. Герике вращал этот шар и натирал его ладонью руки. Впоследствии ученый несколько раз усовершенствовал свою «машину».

Несмотря на простоту прибора, Герике смог с его помощью сделать некоторые открытия. Так, он обнаружил, что легкие тела могут не только притягиваться к наэлектризованному шару, но и отталкиваться от него.

Развитие представлений о электричестве в ХVII-XVIII ст.

В XVIII в. изучение электрических явлений пошло быстрее. В первой половине этого столетия были открыты новые факты.

В 1729 г. англичанин Грей открыл явление электропроводности. Он установил, что электричество способно передаваться от одних тел к другим по металлической проволоке. По шелковой нити электричество не распространялось. В связи с этим Грей разделил все тела на проводники и непроводники электричества.

3атем французский ученый Дюфе спустя пять лет выяснил, что существует два рода электричества. Один вид электричества получается при натирании стекла, горного хрусталя, шерсти и некоторых других тел. Это электричество Дюфе назвал стеклянным электричеством. Второй вид электричества получается при натирании янтаря, шелка, бумаги и других веществ. Этот вид электричества Дюфе назвал смоляным. Ученый установил, что тела, наэлектризованные одним видом электричества, отталкиваются, а разными видами, - притягиваются.

Впоследствии стеклянное электричество было названо положительным, а смоляное - отрицательным. Это название предложил американский ученый и общественный деятель Франклин. При этом он исходил из своих взглядов на природу электричества.

Очень важным шагом в развитии учения об электричестве было изобретение лейденской банки, т. е. электрического конденсатора.

Лейденская банка была изобретена почти одновременно немецким физиком Клейстом и голландским физиком Мушенбруком в 1745 - 1746 гг. Свое название она получила по имени города Лейдена, где Мушенбрук впервые проделал с ней опыты по изучению электрических явлений.

Вскоре лейденская банка была усовершенствована: внешнюю и внутреннюю поверхность стеклянного сосуда стали обклеивать металлической фольгой. В крышку банки вставляли металлический стержень, который сверху заканчивался металлическим шариком, а нижний конец стержня при помощи металлической цепочки соединялся с внутренней обкладкой.

Лейденская банка (рис. 1.) является обычным конденсатором. Когда внешнюю обкладку ее заземляют, а металлический шарик соединяют с источником электричества, то на обкладках банки скапливается значительный электрический заряд и при ее разряде может протекать значительный ток. Получение больших зарядов с помощь лейденской банки значительно способствовало развитию учения об электричестве.

Прежде всего, усовершенствовалась аппаратура для исследования электрических явлений, в частности электрические маслины. Это были, как и первая машина Герике, такие устройства, в которых электрический заряд

рис. 1 получался в результате натирания стеклянного или эбонитового диска кожей или другими подобными материалами.

3атем появился первый электроизмерительный прибор - электрометр. Его история начинается с электрического указателя, созданного Рихманом вскоре после изобретения лейденской банки. Этот прибор состоял из металлического прута, к верхнему концу которого подвешивалась льняная нить определенной длины и веса. При электризации прута нить отклонилась. Угол отклонения нити измерялся с помощью шкалы, прикрепленной к стержню и разделенной на градусы.

После изобретения лейденской банки, когда ученые смогли наблюдать сравнительно большие искры при электрическом разряде, возникла мысль об электрической природе молнии.

Известный американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин (1706 - 1790) высказал эту идею в письме в Лондонское королевское общество в 1750 г.

В этом письме он объяснял как можно проверить высказанное предположение. Он предлагал поставить на башню будку, на крышу которой вывести железный шест. Помещенный внутри будки человек в случае грозы мог бы извлекать из шеста электрические искры.

В том же году, летом, Франклин в Америке проделал похожий опыт.

После того как была выяснена электрическая природа грозы возникла идея устройства громоотвода для предохранения зданий от пожаров в результате попадания в них молнии.

Громоотводы быстро вошли в практику. Это было первое практическое применение учения об электрических явлениях. Оно способствовало развитию и популяризации науки о электричестве.

Вместе с ускорившимся развитием опытного исследования электрических явлений возникают и теории этих явлений.

Конечно, еще до середины XVIII в. существовали некоторые соображения о природе электричества. Но они были весьма примитивными. В большинстве случаев электрические действия объяснялись наличием вокруг заряженных тел неких электрических атмосфер.

В середине XVIII в. появляются уже более содержательные теории электрических явлений. Эти теории можно разделить на две основные группы.

Первая группа - это теории электрических явлений, основанные на принципе дальнодействия.

Вторая группа - это теории, в основу которых положен принцип близкодействия.

Остановимся сначала на развитии теории дальнодействия, которая получила в XVIII в. почти всеобщее признание. Основоположниками теории дальнодействия были Франклин и петербургский академик Эпинус.

Франклин еще в 40-х г. XVIII в. построил теорию электрических явлений. Он предположил, что существует особая электрическая материя, представляющая собой некую тонкую, невидимую жидкость. Частицы этой материи обладают свойством отталкиваться друг от друга и притягиваться к частицам обычной материи, т. е. к частицам вещества, по современным понятиям.

Электрическая материя присутствует в телах в определенных количествах, и в этом случае ее присутствие не обнаруживается. Но если в теле появляется избыток этой материи, то тело электризуется положительно; наоборот, если в теле будет недостаток этой материи, то тело электризуется отрицательно. Название («положительное и отрицательное электричество», которое так и осталось в науке, принадлежит Франклину.

Электрическая материя, по Франклину, состоит из особо тонких частиц, поэтому она может проходить сквозь вещество. Особенно легко она проходит через проводники.

Из теории Франклина следует очень важное положение о сохранении электрического заряда. Действительно, для создания, например, отрицательного заряда на каком-либо теле нужно от него отнять некоторое количество электрической жидкости, которая должна перейти на другое тело и образовать там положительный заряд такой же величины. После соединения этих тел электрическая материя вновь распределится между ними так, чтобы эти тела стали электрически нейтральными.

Теория Франклина была развита Францем Эпинусом (1724 - 1802). При этом Эпинус как бы брал за образец теорию тяготения Ньютона.

Ньютон предположил, что между всеми частицами обычных тел действуют дальнодействующие силы. Эти силы центральные, т.е. они действуют по прямой, соединяющей частицы.

Эпинус же предполагает, что между частицами электрической материи также действуют центральные дальнодействующие силы. Только силы тяготения являются силами притяжения, силы же, действующие между частицами электрической материи, - силами отталкивания. Кроме того, между частицами электрической материи и частицами обычного вещества, так же как и у Франклина действуют силы притяжения. И эти силы аналогично силам тягогения являются дальнодействующими и центральными. Эпинус сравнивал силы тяготения и электрические силы. Он предполагает, что силы, действующие между частицами электрической материи, «изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния. Так можно предполагать с некоторым правдоподобием, ибо в пользу такой зависимости, по-видимому, говорит аналогия с другими явлениями природы». Эта предполагаемая аналогия и дает возможность Эпинусу построить теорию электрических явлений.

Одной из интересных его работ было исследование электрической индукции. Эпинус показал, что если к проводнику приблизить заряженное тело, то на проводнике появляются электрические заряды. При этом сторона его, к которой подносят заряженное тело, электризуется зарядом противоположного знака. И наоборот, на удаленной части проводника образуется заряд того же знака, что и на поднесенном теле.

Эпинус подтвердил и закон сохранения электрического заряда. Он писал: «Если я хочу в каком-либо теле увеличить количество электрической материи, я должен неизбежно взять ее вне его и, следовательно, уменьшить ее в каком-либо другом теле».

Одновременно с теорией электрических явлений, основанной на представлении о дальнодействии, появляются теории этих явлений, в основе которых лежит принцип близкодействия. Одним из родоначальников этой теории можно считать Ломоносова.

Ломоносов был противником теории дальнодействия. Он считал, что тело не может действовать на другие мгновенно через пустое или заполненное чем-либо пространство.

Он полагал, что электрическое взаимодействие передается от тела к телу через особую среду, заполняющую все пустое пространство, в частности и пространство между частицами, из которых состоит «весомая материя», вещество.

Электрические явления, по Ломоносову, следует рассматривать как определенные микроскопические движения, происходящие в эфире. То же самое относится и к магнитным явлениям.

На точке зрения близкодействия в теории электричества и магнетизма стоял и другой петербургский академик - Л. Эйлер. В середине XVIII в., как и Ломоносов, он выступил за теорию близкодействия. Он предполагал существование эфира, движением и свойствами которого объяснял наблюдаемые электрические явления.

После открытия закона Кулона теория дальнодействия совсем вытесняет теорию близкодействия. И только в XIX в. Фарадей возрождает теорию близкодействия. Однако ее всеобщее признание начинается со второй половины XIX в., после экспериментального доказательства теории Максвелла.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.