После Революции нас решили погрузить во мрак, разрушая храмы, чтобы взимать с нас налоги за свет. Факты и домыслы об электричестве в древности На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.

А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.

Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.

Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры.

Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..

Солнечный камень

Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...

Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.

«Багдадская батарейка»

Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.

Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.

В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.

Древнеегипетские «лампы»

Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.

Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы , соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.

Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.

На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.

Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.

Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.

Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.

Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».

Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.

Несмотря на многовековое изучение истории Египта для современного человека остаются нераскрытыми тайны древней цивилизации и её знания.

Греческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) в 450 г. до н.э. посетил Египет, пройдя от устья Нила до острова Елефантина у Асуана. Его восхищал трудолюбивый богобоязненный и талантливый народ, а также громадные дворцы, в том числе тот, который включал три тысячи подземных и наземных помещений. Он по своим размерам превосходил все известные эллинские сооружения. Лабиринт был построен на берегу Меридова озера недалеко от современного города Эль-Файюм и озера Кайюм, которое тоже было построено людьми. Это сооружение Геродот считал чудом света, также как и канал между Меридовым озером и Нилом. Они были построены примерно в 1850 г. до н.э. царём Сенусортом III.

В книге «Путешествие Пифагора», изданной в Петербурге в начале XX века, рассказывается о его путешествии в Египет. Жрец Изиды сначала провёл его многими трудными поворотами с закрытыми глазами, спустившись на дно просторного колодца, а оттуда - в лабиринты, освещённые светом, который был достаточен для чтения и размышления. Здесь он увидел множество научных вещей.


В XVII в. Серано де Бержерак в книге «Путешествие на Солнце» писал о необычных физических понятиях древности, в том числе и об электричестве: «Представьте себе, что в древности люди хорошо знали о маленьких двух солнцах, как их использовать. Их называли горящими лампами, которые использовались лишь только в великолепных усыпальницах великих людей». Серано сообщает, что электричество вырабатывается борьбой тепла и холода («огненного зверя леса» и «ледяного зверя»). В конце битвы, сопровождающейся ударами грома, у «огненного зверя» зажигаются глаза, которые питаются светом этой битвы. Для современного человека не совсем понятно такое объяснение. Имеются ряд других авторитетных источников, свидетельствующих о существовании электричества в древнем Египте.

Исследуя наследие древнего Египта в рисунках храмов, усыпальниц, на каменных плитах, в текстах и т.д., можно видеть загадочные технические устройства, которыми они владели, сведения о которых передавали потомкам.

Среди них присутствуют: светильники, источники статической энергии, а также механизмы, использующие эту энергию для выполнения трудоёмких работ.

Все материальные тела имеют различные по силе электростатическое излучение. Наиболее сильные из них использовались древними цивилизациями.

Из древних письменных источников и хроник известно, что в Египте (и других странах) имелись «вечные светильники», которые невозможно загасить водой и ветром. Они использовались в храмах, дворцах, библиотеках…

1. Светильники имели как индивидуальные, так и коллективные энергоисточники. От светильников исходило внешнее, а не внутреннее свечение. Срок их свечения в храмах исчислялся сотнями лет. При необходимости на светильник надевали особый колпачок для получения мягкого равномерного света. На Александрийском маяке до новой эры находились малогабаритные светильники, свет которых был виден за 60 километров. На этом маяке имелось также устройство с импульсной вспышкой для работы в тумане и непогоду (см. рис. 1ж в конце статьи). Для работы в стеснённых подземных условиях использовали переносные светильники со светящимися шнурами многометровой длины (1е). Известны светильники с гибкими светящимися шнурами, работающими от коллективного источника.

В XVI-XVII веках археологи обнаружили в усыпальницах Египта (и других стран) светильники, которые освещали помещение свыше 1600 лет слабым светом пастельных тонов (1г, д).

2. Источниками статического электричества являлись различные устройства. К ним относились трёхслойные пирамидки и шары; многослойные энергококоны; амфорные устройства; из ромбических элементов, подобных семечкам подсолнуха. Любопытно, что в носовой части Солнечных ладей фараонов находились гальванические батареи, которые создавали над ладьёй энергокупол и вертикальный энергопоток над ней. На рисунках ладей даже указано направление энергопотоков от батарей (см. ст. «Энергетические устройства «Солнечных ладей» фараонов»).

Коллективный источник энергопитания для шнуровых светильников представляет собой четырёхсекционную ёмкость с жидкими растворами («озеро пламени», 2п). Имелись в Египте и другие энергоисточники для использования в механизмах производственного назначения.

3. Известно, что на восточной стороне пирамиды Хеопса был установлен наклонный лифт с электросоленоидами, посредством которого тяжёлые каменные блоки доставлялись вверх на стройплощадку до высоты 90 метров. Из-за недостаточной мощности лифта, свыше 90 м доставлялся мелкий камень, из которого в формах отливались блоки нужного размера. (См. ст. «О строительстве пирамиды Хеопса».)

В то же время Египет имел и землеройное устройство для рытья каналов, котлованов под крупные строительные объекты, для насыпки валов, курганов. В этом устройстве также использовались соосно установленные соленоиды, которые выбрасывали землю в сторону на многие десятки метров (см. ст. «Электроинструменты в каменоломнях Египта», «Загадки Змиёвых валов»).

Аналогичная электросоленоидная система предлагалась Циолковским К.Э. и другими учёными для запуска ракет в космос, на другие планеты. Даже велось её создание в металле.

В каменоломнях Египта заготовка каменных блоков и обелисков велась с применением электроинструментов и импульсных разрядов, имевших сменные наконечники. Этими же инструментами велась их окончательная обработка. Древние светильники и другие устройства где-то пылятся в запасниках музеев или у частных лиц. Часто источником энергии были доступные материалы.

По странному стечению обстоятельств археологи порой обнаруживают загадочные предметы, которые не вписываются в наше представление о древних культурах. Их существование не мог предположить ни один историк, и все-таки они есть. Ученые окрестили их «Out of Place Artefacts» - «искусственные предметы странного происхождения».

Судя по ним, древние греки умели создавать аналоги компьютера (Антикитерский механизм), жители Парфии применяли гальванические элементы, а египтяне - лампы накаливания.

С чем мы имеем дело? С искусными фальсификациями? Или историю развития техники надо переписывать заново?

Одна из находок, встреченных не на своем месте, - знаменитая «багдадская батарейка». В 1936 году при раскопках близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянским гончаром.


Внутри невзрачного светло-желтого сосуда высотой 15 сантиметров находился медный цилиндр. Его диаметр составлял 26 миллиметров, а высота - 9 сантиметров. Внутрь цилиндра был вставлен железный стержень, полностью проржавевший. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их.

В своей книге «В потерянном раю» Вильгельм Кёниг педантично описал находку:

«Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толшиной примерно три миллиметра».

Но для чего предназначался этот сосуд? Оставалось только гадать.

«Глиняный кувшин с медным элементом нашли в доме за пределами селения; вблизи него лежали три глиняные чаши с магическими надписями; в руинах Селевкии на Тигре нашли похожие медные элементы».

Для чего-то они были нужны! И ведь нельзя забывать, что IIl-II века до нашей эры, по признанию историков, были одним из самых плодотворных периодов в развитии науки и техники.

Через несколько лет Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. «Нужно было лишь налить туда кислоту или щелочь», - предположил исследователь.

Это подтвердили и опыты. Профессор Дж.Б. Перчински из университета штата Северная Каролина изготовил такой же кувшин, наполнил его пятипроцентным винным уксусом, подключил вольтметр и убедился, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт.


Немного, но все-таки! Работала эта античная батарейка в течение 18 дней.

Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в Древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «темные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

«Электрическое освещение имелось еще в Древнем Египте», - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу.

Их основной аргумент: рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до нашей эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.



Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок багдадских батареек. Подобная конструкция весит десятки килограммов.

«Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233 600 тонн», - педантично подсчитал физик Франк Дёрненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были скорее словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их.

А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются.

Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие.

Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний. Известный немецкий историк Бурхард Брентьес предполагал, например, что использовали это таинственное изобретение лишь в Вавилоне и его окрестностях. Но как было на самом деле?

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности.

Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Предыдущие части:

Продолжим рассматривать примеры странных конструкций на куполах и скорее лишних, чем естественных металлических связей в строениях. А так же, на основе современной информации о достижениях кулибиных в наше время, попытаемся все это связать в единую картину.

В начале предлагаю запомнить, как выглядит странная конструкция на крыше башни. Журнал "Всемирная иллюстрация" конца 19в.


Упоминание про использование электричества из атмосферы в конце 19в.

Тоже непонятные современному человеку конструкции на крыше здания


Может быть, здесь не снимали конструкцию с времен постройки и это еще рабочая установка?


Храмы без крестов

А сейчас, чтобы обосновать свои предположения. Предлагаю просмотреть вот этот патент:

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА , включающее приемный блок с антенным элементом, соединенным токопроводом с разрядным элементом, отличающееся тем, что приемный блок содержит выполненную ниже антенного элемента систему ориентированных вертикально и сообщающихся друг с другом проводящих куполообразных трибоэлементов, к кромке нижнего из которых присоединен игольчатый электрод разрядного элемента, а другой его электрод выполнен в виде заземленного металлического диска.

Камера конденсатора 1 ограничена корпусом 2, по конфигурации выполненным в виде тела вращения с конической верхней частью. Корпус изготовлен из диэлектрика (бетон, известняк). На вершине корпуса 2 размещен нижний металлический куполообразный трибоэлемент 3, имеющий длинный металлический "нос" 4, на котором жестко закреплены последовательно (посредством металлического "носа") соединенные между собой куполообразные трибоэлементы, полости которых и камеры сообщены. На верхнем куполообразном трибоэлементе закреплена крестообразная антенна 6, от кромки нижнего куполообразного трибоэлемента вертикально опускается игла 10. На основании камеры 7 расположен нижний дискообразный металлический электрод 8, имеющий заземление 9.

Устройство работает следующим образом.
Куполообразные трибоэлементы, расположенные вертикально и соединенные с антенной крестообразной формы, позволяют при минимальном объеме создать максимальную поверхность для осуществления трибоэлектризации различными атмосферными факторами аналогично электризации корпусов летательных аппаратов. В результате возникает разница потенциалов между верхним электрически заряженным игольчатым электродом и нижним электродом.
В период метелей, дождя, гроз этот процесс (накопление электрических зарядов) значительно усиливается за счет использования развитой поверхности куполов.
Нарастание напряжения между электродами также зависит и от высоты подъема верхнего электрода (с антенной и куполообразным трибоэлементами), так как Ez вертикальная составляющая электрического поля Земли составляет до 200 В/м от поверхности Земли, увеличиваясь в период возмущений (дождь, метель, гроза). Игла позволяет максимально сконцентрировать напряженность поля для пробоя разрядного промежутка.

Почему купола христианских церквей имеют шарообразную форму и покрыты золотом? Не с точки зрения символизма, а с точки зрения физики?

Каркас у куполов каменных церквей тоже металлический

Что бы арматура выполняла свои функции – она не должна быть гладкой. Максимум – это стяжка периметра стен, но не армирование. Но я склоняюсь к мысли (как и pro_vladimir и dmitrijan ), что это шинопроводы.

Вся эта конструкция храмов напоминает Лейденскую банку , первый простой конденсатор:


Чем не купола храмов?

Может быть, не зря храмы ставили на источниках, родниках или рядом?

Все больше склоняюсь к мысли, что эти сооружения, храмы, ранее к религии не имели отношения. Это был оздоровительный комплекс, работающий на получение статического электричества из атмосферы. В таком электростатическом поле человек за несколько сеансов мог хорошо поправить здоровье, излечиться. Это отдельная тема, имеющая мощную базу по физиологии клетки. Без отрицательного потенциала на мембране клетка не может нормально обмениваться с межклеточной жидкостью веществами. И вирусы легко проникают в нее при слабом потенциале. Еще эритроциты слипаются от недостатка заряда, гроздья эритроцитов не доносят кислород до клеток по капиллярам. На этом основан процесс опьянения при попадании в кровь этилового спирта. Можно выпить живой воды с сильным отрицательным окислительно-восстановительным потенциалом (ОВП). А можно было прийти в такой храм. Цилиндры фараона – тоже из этой же темы.

Есть современные кулибины, кто что-то понял и начинает конструировать приборы, основанные больше на статике, чем на силовых токах. Одним из таких ученых-самоучек, является Александр Мишин:

Продолжение в этом веб-семинаре А.Мишина: Вихревая медицина - использование статического электричества при лечении многих заболеваний:

Санкт-Петербург "Иллюминация на набережной Мойки". Акварель В.С. Садовникова. 1856 г. Электрическая подсветка Юсуповского Дворца.

Вся эта иллюминация смотрит на нас с картин до официального изобретения Лодыгиным лампы накаливания, а тем более до промышленного производства их на основе вольфрамовой нагревательной спирали в конце 19в.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.