Что такое управление в русском языке: определение, правила и примеры. Примыкание, управление, согласование - типы подчинительной связи Способ управления в русском языке

Раздел 3. Синтаксические нормы

Общие замечания

Синтаксические нормы отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке. Наибольшие сложности обычно вызывает выбор управляемой формы в словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого, использование причастных и деепричастных оборотов, а также построение некоторых типов сложных предложений.

Особенности управления в русском языке

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.

1. Большое число ошибок в построении конструкций с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольтевспомнить Вам , что год назад Вы утверждали обратное» . Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо ), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо . Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам , недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

· Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо – в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо ) у таких, например, глаголов:

Обратите внимание на то, что перечисленные правила не распространяются на другие типы сочетаний «имя нарицательное + имя собственное» (наименование животных, неодушевлённых объектов). В таких случаях (собака Полкан, город Москва ) сказуемое согласуется с нарицательным существительным: Собака Полкан лаяла; Город Москва понравился мне.

· При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили ) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила .

· Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, нектои др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.

· При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

· Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что...; всё, что...

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

· При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa .

· При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы .

· Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

· Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

· Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

· Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

· В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

· Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

· Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

· Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

· Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

· Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

· Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

Прошло всего два дня.

· Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонкибросились врассыпную.

· Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

· Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

· Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

· Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

· При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

· При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

· Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты).

Наталья Медведева,

Лариса Фоминых

Работа с нормами управления

на уроках русского языка

Работа с синтаксическими нормами на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок - грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того, такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.

Задача нашей заметки - предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так и для организации самостоятельной работы учащихся в процессе самоподготовки.

Теоретические сведения.

Управление - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) описывать что? события или с предлогом (предложное управление) рассуждать о чем? о событии .

В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка , например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика .

Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на , а пред-ложным с предлогом о (отзыв о статье ), а существительное рецензия наоборот (рецензия на спектакль ); существитель-ное характеристика должно управлять родительным паде-жом без предлога (характеристика ученика ).

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях.

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Вариант управления

Вариант управления

Обидеться на что? на эти слова

Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересовать чем? рассказом

Заинтересован в чем? в результате

Радоваться чему? подарку

Обрадован чем? подарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем? на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и предлогом

Отличие чего? от чего? союза от предлога

(У)платить за что? за проезд

Оплатить что? проезд

Превосходство над кем?/чем? над врагом

Преимущество перед кем?/чем? перед противником

Удивляться чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком? в себе

Верить(вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный для чего? для текста

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным падежом

благодаря

КОМУ? ЧЕМУ?

Благодаря помощи

согласно

Согласно заявлению

вопреки

Вопреки требованиям

наперекор

Наперекор судьбе

Предлог ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежом. Употребление предлога ПО в этом значении характерно для книжной речи.

Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ имеет стилистически нейтральную окраску.

ПО = ПОСЛЕ

предложный падеж

По окончании вуза

По приходе поезда

По истечении года

По завершении работы

ПОСЛЕ

родительный падеж

После окончания вуза

После прихода поезда

После завершения года

После завершения работы

Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.

При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Предлог

Ошибка

Правильный вариант

благодаря

Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.

(не имеет значения «благодарить»)

Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить отпуск ввиду болезни .

(не имеет значения «результата »)

Предоставить отпуск вследствие болезни.

вследствие

Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

(не имеет значения «результата»)

Из-за предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Управление при глаголах с отрицанием.

родительном падеже, если

1) в предложении есть НИ

Я не имел ни времени, ни денег.

2) в предложении есть глагол восприятия, мысли, желания, ожидания: видеть, слышать, чувствовать, хотеть, знать, думать, понимать

Я не видел резона в этом мероприятии.

Я не ощутил вкуса этой еды.

3) при глаголе есть дополнение, которое имеет значение части от целого предмета

Отрежь мне хлеба.

Положи мне сахара в чай.

4) дополнение выражено отвлеченным существительным

Он не теряет времени даром.

Он не упустит удобного случая , чтобы напомнить мне о долге.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если

1) есть указание на конкретный определенный предмет

Эти туфли я не куплю.

Эту рукопись я не рецензировал.

2) дополнение выражено одушевленным существительным

Он давно не видел Ольгу.

Он не захотел завести собаку.

3) есть двойное отрицание, которое обозначает усиленное утверждение

Мы не можем не осознавать ответственность за своих близких.

Не могу не высказать признательность за помощь.

4) есть составное глагольное сказуемое с отрицанием

Не успел купить путевку .

Не смог заказать нужную книгу.

ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом - разговорный:

Родительный падеж

Винительный падеж

Я не намерен умалять его заслуг.

Я не буду умалять твои заслуги.

Управление при однородных членах предложения.

1. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеется общее дополнение, то каждое управляющее слово требует того же падежа и предлога:

Английские зрители были восхищены и поражены (чем?) мастерством русских артистов.

2. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеются дополнения к каждому, то каждое управляющее слово требует соответствующих падежей и предлогов

Я много слышал (о чем?) об этом спектакле и наконец посмотрел (что?) его.

3. Если управляющие слова требуют разного управления, а при них стоит одно дополнение, то это грамматическая ошибка .

Давайте ценить и заботиться о нашей природе .

Правильный вариант:

Давайте ценить (что?) природу и заботиться (о чем?) о ней.

Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности.

Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи.

Характер нарушений

Примеры нарушений

1. Нанизывание родительных падежей

ПРИМЕЧАНИЕ:

Нанизывание родительных падежей допустимо в текстах документов официально-делового стиля. При этом смысл фразы должен быть понятен.

Есть понимание необходимости формирования бюджета развития на текущий год.

2. Нанизывание дательных падежей.

Приступили к подготовке к летнему походу.

3. Нанизывание творительных падежей.

Выступление докладчика неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4. Нанизывание предложных падежей.

Все понимали актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении.

5. Нанизывание инфинитивов.

Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.

6. Сочетание в одном предложении при одном управляющем слове слов, называющих производителя действия и объекта действия в одном падеже.

Оценка В.Г. Белинского повести Н.В. Гоголя.

Удаленный пример содержит ошибку, а не нарушение.

Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок.

Важно систематически анализировать творческие работы учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции.

Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:

Вариант с нарушением нормы управления

Правильный вариант

б еспокоиться про сына

беспокоиться о сыне

достигать до двадцати метров

достигать двадцати метров

заведующий кафедры

заведующий кафедрой

задуматься на поставленной проблеме

задуматься о поставленной проблеме

грозит вымиранию

грозит вымиранием

заверять о честности

заверять в честности

запомнить об этих разговорах

запомнить эти разговоры

что касается до заработной платы

что касается заработной платы

усилия направлены к освоению новой техники

усилия направлены на освоение новой техники

в книге описывается о подвиге партизан

в книге описывается подвиг партизан

пренебрежение к технике безопасности грозит трагедией

пренебрежение техникой безопасности грозит трагедией

подводя итог сказанного

подводя итог сказанному

оплатить за учебу

оплатить учебу

отметить о достоинствах книги

отметить достоинства книги

памятник о погибших воинах

памятник погибшим воинам

поступил сообразно своих убеждений

поступил сообразно своим убеждениям

над такими вопросами рассуждает автор текста

никто не сомневался об успехе начатого дела

никто не сомневался в успехе начатого дела

я за тобой так соскучилась!

я по тебе так соскучилась!

беспорядок и неорганизованность тормозят нашему делу

беспорядок и неорганизованность тормозят наше дело

выпускник удостоен золотой медалью

выпускник удостоен золотой медали

Практические задания

1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1. О своих впечатлениях от поездки я поделился с другом.

2. Болельщики были разочарованы результатами матча.

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

Синтаксические номы отражают особенности построения словосочетаний и предложений врусскрм языке. Наибольшие сложности обычно вызывает выбор управляемой формы в словосочетании.

УПРАВЛЕНИЕ-это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Не все нормы устойчивы, некоторые подвергаются искажению.

1) большинство ошибок построения предложений с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управлением ПОЗВОЛЬТЕ ВСПОМНИТЬ (НАДО-НАПОМНИТЬ) ВАМ…

Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации. ДОКЛАДЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ.

Под влиянием сочетаний (ПОДУМАТЬ О ЧЕМ-ЛИБО, РАССКАЗАТЬ О ЧЕМ-ЛИБО) в речи часто используют дополнения ДОКЛАДЫВАТЬ О ЧЕМ-ЛИБО, ОБЪЯСНЯТЬ О ЧЕМ-ЛИБО.

Правильные варианты:

ДОКАЗАТЬ ЧТО-ЛИБО

КОСНУТЬСЯ ЧЕГО-ЛИБО

ОБЪЯСНЯТЬ ЧТО-ЛИБО

ОПИСАТЬ ЧТО-ЛИБО

ПОДВЕСТИ ИТОГ ЧЕМУ-ЛИБО

При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой В.п. с предлогом НА. СМОТРЕТЬ НА

Под влиянием этой конструкции частотны ошибки: ЛЮБОВАТЬСЯ НА МОРЕ.

Обратите внимание:

НАБЛЮДАТЬ ЗА КЕМ-ЛИБО

ПРИГЛЯДЕТЬСЯ К ЧЕМУ(КОМУ)-ЛИБО

Аналогичные явления можно наблюдать при использовании слова АНФАС (ЛИЦОМ К ГОВОРЯЩЕМУ). Ошибка: СФОТОГРАФИРОВАТЬ В АНФАС (В-НЕ НУЖНО!!!)

Обратите внимание на употребление близких по значению слов:

БЕСПОКОИТЬСЯ О СЫНЕ

ТРЕВОЖИТЬСЯ ЗА СЫНА

ВОЗМУТИТЬСЯ ЕГО СЛОВАМ

ОБИДЕТЬСЯ НА ЕГО СЛОВА

ВОПРОСЫ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПРОБЛЕМЫ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ

ДИВИТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ

ВОСХИЩАТЬСЯ ТЕРПЕНИЕМ

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена употребление одного слова употреблением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочеты при использовании целого ряда слов разных частей речи

БОЯТЬСЯ МАТЕРИ

БОЯТЬСЯ МАТЬ

ВЕНЕЦ ИСКУССТВУ (НАДО-ИСКУССТВА)

ЗАЛОГ УСПЕХУ (НАДО-УСПЕХА)

ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТЬ (НАДО - ОПАСНОСТЕЙ)

ОТРАЗИТЬСЯ НА ЗАРПЛАТУ (НАДО- НА ЗАРПЛАТЕ)

2) Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление.

УДИВЛЯТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ (ОШИБКА-ТЕРПЕНИЕМ)

РАССЕРДИЬСЯ НА ШУТКУ (ОШИБКА-ШУТКОЙ)

Так сущ-е, образованное от переходного глагола, требует не В.п., а Р.п.

3) в речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов:

ВЕРИТЬ В ПОБЕДУ

УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ

ЗАМЕНИТЬ СТАРУЮ ДЕТАЛЬ НОВОЙ

ЗАМЕНА СТАРОЙ ДЕТАЛИ НА НОВУЮ

ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД

ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД

ПЛАТА ЗА РАЗГОВОР

ОПЛАТА ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА

ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К РАЗГОВОРУ

ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАЗГОВОР

4) различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и разных значениях.

Слово ГАРАНТИЯ в значении РУЧАТЕЛЬСТВО выступает в конструкциях:

ГАРАНТИЯ УСПЕХА, ГАРАНТИЯ В ТОМ, ЧТО, ГАРАНТИЯ, ЧТО

В значении ИНСТРУКЦИИ (К ИЗДЕЛИЮ): ГАРАНТИЯ НА 2 ГОДА.

Ошибкой будет подмена управлений.

Аналогичные нарушения встречаются и при использовании сущ-го РУКОВОДСТВО.

РУКОВОДСТВО ЧЕМ используется, если слово употребляется в значении направления деятельности, есть указание на процесс: РУКОВОДСТВО ЗАВОДОМ, ДЕЙСТВИЯМИ КОЛЛЕКТИВА.

РУКОВОДСТВО ЧЕГО характерно для тех случаев, когда сущ-е выступает в значении руководителя: РУКОВОДСТВО ОТДЕЛА ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ…

Сущ-е АДРЕС может употребляться в качестве управляемой формы: В АДРЕС ДЕЛЕГЕЦИИ, ПО АДРЕСУ, НА АДРЕС(РАЗГОВОРН.).

В сочетании со словами ГОВОРИТЬ, СКАЗАТЬ, ВЫСКАЗАТЬ используют конструкции В АДРЕС(ОСН), ПО АДРЕСУ(РАЗГ.).

Если речь идет о ЗАМЕЧАНИИ, то используется ТОЛЬКО конструкция В АДРЕС.

5) Достаточно частотны ошибки в использовании предлогов в синонимичных конструкциях.

ИЗ, С синонимичны при указании на место. Но между ними есть различия:

С- употребляется, когда действие направлено с поверхности чего-либо (СПУСТИТЬСЯ С ГОРЫ, СОЙТИ С ЛЕСТНИЦЫ)

ИЗ- употребляется, если действие направлено изнутри наружу: ИЗ КОМНАТЫ, ИЗ ЯМЫ.

Употребление данных предлогов с географическими названиями закреплено традициями:

С- преимущественно с названиями горных областей, рек и островов.

ПРИЕХАТЬ С КАВКАЗА, С УКРАИНЫ, С ВОЛГИ, С САХАЛИНА.

ИЗ ФРАНЦИИ, ИЗ БЕЛОРУССИИ.

Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов В и НА при указании на место, пространство, в пределы которго направлено действие. В обычно указывает на ограниченность пространства:

ЖИТЬ В СЕЛЕ, ПРИБЫТЬ В…

ЖИЗНЬ НА СЕЛЕ ИМЕЕТ СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА

ПИСАТЬ НА ДЕРЕВНЮ К ДЕДУШКЕ (НЕ КОНКРЕТНО)

НА+ сущ-е в П.п. используется в словосочетаниях:

ПОСТАВИТЬЯ ВОПРОС НА ДУМЕ, НА РЕКТОРАТЕ.

Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: ПОСТАВИТЬ ВОПРОС НА ЗАСЕДАНИЕ ДУМЫ, РЕКТОРАТА.

В сочетаниях со словами, которые называют транспортные средства предлог В в осн. используется тогда, когда нужно подчеркнуть нахождение внутри этого транспорта: В САМОЛЕТЕ БЫЛО ДУШНО, СИДЕТЬ В ЛОДКЕ, НАХОДИТЬСЯ В ТРАМВАЕ.

НА, если подчеркивается вид средства передвижения: НА САМОЛЕТЕ, НА ЛОДКЕ, НА ТРАМВАЕ.

В настоящее время очень активно используется ПО и О, особенно в официально-деловом стиле, что объясняет беспредложные конструкции или конструкции с другим предлогом.

БЕСЕДА ОБ\ПО ЭКОНОМИКЕ

Неупотребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние на значение слова.

ОТВЕДАТЬ (СЪЕСТЬ, ВЫПИТЬ) управляет Р.п. сущ-го, если называет вид пробуемой пищи, ее неопределенное кол-во:

ОТВЕДАТЬ КОТЛЕТ, БЛИНОВ

В.п., если подчеркивается определенное кол-во или часть целого:

ОТВЕДАТЬ КУСОЧЕК ПИРОГА, ЧАШЕЧКУ БУЛЬОНА.

НЕВЕРНО: ОТВЕДАТЬ БЛИНЫ, КВАС.


Похожая информация.


1. Управление - это вид подчинительной связи в словосочетании и предложении, при котором главное слово требует употребления слова зависимого в определенной форме. Много ошибок связано с неправильным выбором управляемой формы в конструкциях со словами, близкими по значению или однокоренными, требующими различных падежей: оплатить за проезд вместо заплатить за проезд .

Запомните!

Абонемент на что-либо абонемент на пользование телефоном Абонент чего-либо абонент телефонной сети
Воплощение чего-то в чем-либо воплощение мечты в реальности Претворение чего-то во что-либо претворение мечты в жизнь
Идентичный чему-либо идентичный прежнему Сходный с чем-либо сходный с прежним
Отзыв о чем-либо отзыв о книге Рецензия на что-либо рецензия на книгу
Превосходство над кем-либо превосходство над ним Преимущество перед кем-либо преимущество перед ним
Уверенностьв чем-либо уверенность в успехе Вера во что-либо вера в успех
Уплатить за что-либо уплатить за проезд Оплатить что-либо оплатить проезд

2. Ошибки могут быть связаны с неправильным выбором падежа и предлога. Наиболее распространенным является употребление предложного сочетания вместо беспредложного, и наоборот: доказывать о необходимости (правильно: доказывать необходимость ); потребность средств для производства (правильно: потребность в средствах для производства ):

Запомните!

При использовании синонимических предлогов ввиду ,вследствие ,благодаря , в силу следует помнить, что они не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Предлог ввиду вводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, поэтому не рекомендуется употреблять его в следующих случаях: предоставить отпуск ввиду болезни (болезнь, ставшая фактом, должна только наступить). Предлог вследствие вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины, поэтому неудачна конструкция вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще только предстоит, и нельзя говорить о его последствиях). Предлог благодаря сохраняет связь с глаголом «благодарить», и поэтому его следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат: благодаря помощи товарищей (правильно), благодаря болезни (неправильно, едва ли можно благодарить за болезнь). Универсален для всех случаев обозначения причины предлог по причине (чего?). Предлоги благодаря ,вопреки ,согласно требуют дательного падежа: благодаря помощи, вопреки указанию, согласно приказу. В конструкциях с предлогом по , зависящих от глаголов, выражающих чувства, внутренние переживания (горевать, плакать, скучать, тосковать, убиваться ), а также от глаголов стрелять, ударять , нормой является дательный падеж существительного и местоимения: скучать по сыну, ударять по нему . Местоимения мы , вы в данных конструкциях принимают форму предложного падежа: скучаю по вас, по нас. Предлог по в конструкции с временным значением требует формы предложного падежа: уехать по окончании школы, увидеть по приезде в город, прочитать по выходе журнала. Предлог в в конструкции с указанием на место, куда направлено (где происходит) действие, антонимичен предлогу из : войти в дом - выйти из дома; жить в Москве - вернуться из Москвы . Предлог на в конструкции с тем же значением антонимичен предлогу с : работать на заводе - уволиться с завода; поехать на Кавказ - вернуться с Кавказа

3. Ошибкой является употребление общего дополнения при двух словах, которые управляют разными падежами: любить и наслаждаться природой (любить природу и наслаждаться ею); изучать и увлекаться физикой (изучать физику и увлекаться ею) .



4. К синтаксическим ошибкам приводит нанизывание падежей (несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга): Слушатели курсов подготовки водителей категории В. Однако нанизывание родительного падежа в научной и деловой речи не является ошибкой: изучение способов образования новых слов .

Это интересно!

В 1993 г. по требованию Правительства Украины нормативными следовало признать варианты в Украину (соответственно из Украины ). Тем самым, по мнению Правительства Украины, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций «на Украину» и «на окраину». Украина как бы получала лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств, а не регионов оформляются по русской традиции с помощью предлогов в(во) и из (в США, во Францию, в Швецию - из Японии, из Сомали, из Китая ) и т.д. Поэтому в современном языке рекомендовано было употреблять предлог в , а не на .

«Нетрудно согласиться с непривычным для русских в Украине - пусть так, если кому-то чудится, что на Украине унизительно напоминает на краю, на окраине…

Порой приходится мириться и с самым наивным политическим и национальным мышлением: есть вещи выше неприкосновенной чистоты литературно-языкового канона».

В последнее время в официально-деловой речи закрепилось предложно-падежное сочетание в Украине/из Украины наряду с нейтральным на Украине/с Украины.

139. Составьте словосочетания со следующими словами.

Беспокоиться - тревожиться, бранить - выговаривать, вера - уверенность, верить - доверять, возмутиться - обидеться, вопрос - проблема, восхищаться - дивиться - удивляться, добраться - достичь - дойти, заменить - сменить, заплатить - оплатить, идентичный - сходный, извлекать доход - получать доход, иметь - обладать, коснуться - затронуть, неосведомленность - незнакомство, обидеться - обидеть, обращать внимание - уделять внимание, объяснить - описать, опираться - базироваться, оплата - плата, оправдываться - отвечать, основываться - опираться, осудить - приговорить, отзыв - рецензия, отчитаться - отвечать - подвести итог, подтвердить - привести пример, показывать - свидетельствовать, превосходство - преимущество, предостеречь - предупредить, преисполненный - проникнутый, препятствовать - тормозить, привычный - знакомый, прижиться - привыкнуть, приоритет - патент, разобраться - распутаться, рассказывать - докладывать, сказаться - оказать влияние, уделять внимание - обращать внимание - усилить внимание, указывать - доказывать, цена - стоимость.

140. Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

141. Найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием зависимых падежных форм и управлением. Исправьте предложения.

1. Если на нее приглядеться, она не такая уж молодая. 2. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. 3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью к отчизне. 4. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло к огромным затратам. 5. Согласно заявления его перевели на другую работу. 6. Нельзя ли сделать два снимка: один - в профиль, другой - в анфас? 7. Возникшие благодаря этому серьезные трудности совпали с тяжелыми стихийными бедствиями. 8. Гринев никогда не позволял грубости к старику. 9. Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и алкоголя. 10. Благодаря Вас я узнала много нового о нашем городе. 11. Наверное, многие возмутятся на такое сравнение. 12. Но это не дает никакой гарантии на то, что в уже отремонтированных домах не возникнут трудности с подачей воды. 13. Участки, занятые под овощными культурами, заметно расширяются. 14. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражен неосведомленностью главного конструктора в основных производственных процессах. 16. Они долго шли, ориентируясь на Большую Медведицу, боясь попасться кому-либо на глаза. 17. Пусть министр отчитается за срыв переговоров! 18. Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе. 19. Наряду с критикой следует всячески пропагандировать прогрессивные тенденции в нашем обществе. 20. Его замечания ни на чем не обоснованы. 21. Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога. 22. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 23. Составлен график по погашению задолженности по детским пособиям. 24. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу воспитанников! 25. Дело ускорения хода подготовки мер увеличения производства товаров повседневного спроса волнует каждого. 26. Состояние с подготовкой молодых специалистов остается неудовлетворительным. 27. По истечению положенного срока дивизия вернется в Омск. 28. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет. 29. Инициатором пресс-конференции стала шведская делегация. 30. Мать колдовала ужин на кухне. 31. Из-за технических причин наш канал не работает. 32. С подростками регулярно проводятся беседы по морали и нравственности. 33. Минимальная пенсия увеличена более на сто рублей. 34. На заседании кафедры заслушали аспирантов. 35. Инициатором викторины стали старшеклассники. 36. Подготовка специалистов желает лучшего. 37. Сын озабочен здоровьем матери. 38. Я отдаю отчет, что поступаю рискованно. 39. Тогда от разъяренного зверя отнимали бочку. 40. Еженедельно администрация района устраивает рейды по торговле. 41. Мы еще спросим со всех прежних руководителей. 42. В детстве я мечтала выучиться на доктора. 43. Планы по картофелю в этом году выполнены. 44. Мы все переживали за наших фигуристов. 45. Пора подвести итоги о работе коллектива. 46. Молодому композитору характерно использование фольклорных мотивов в творчестве. 47. Постепенно у меня начала вырабатываться объективная историческая оценка на личность. 48. По отношению к Бэле Печорин ведет себя со свойственным для него эгоизмом. 49. Прототипом Базарову является Печорин. 50. Революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени. 51. В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил лучшие женские качества: внутренняя гармония, естественность и доброта. 52. Согласно распоряжения директора курение в институте запрещено.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.