Эстетическое отношение к окружающему миру педагогика. Эстетическое отношение и всестороннее развитие личности

  • II.Внутренняя политика гетмана И.Мазепы. Его взаимоотношения с Запорожской Сечью.
  • V. Взаимоотношения главной бухгалтерии с другими подразделениями предприятия
  • V. Взаимоотношения финансового отдела с другими подразделениями предприятия
  • А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  • 1) Способность эмоционального пере­живания.

    2) Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию (поисковым действиям).

    3) Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

    Методы эстетического воспитания:

    1) Метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.

    2) Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

    3) Метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».).

    4) Метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре).

    5) Метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной художествен­ной практики.

    6) Метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками).

    7) Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности.

    8) Метод эвристических и поисковых си­туаций.

    Принципы интегрированного подхода :

    1) В основе лежит понятие полихудоже­ственного развития. Все искусства выступают как явления жизни вце­лом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчест­ва.

    2) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменя­емы. Они являются разным выражени­ем тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образ­ные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межп­редметных связей или взаимного ил­люстрирования одного искусства при­мерами другого - по их сюжету и со­держанию.

    3) Интегрированный подход предпола­гает учет географических, историчес­ких, культурогенных факторов созна­ния произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, причем у некото­рых народов в определенные истори­ческие периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсут­ствовали.



    4) Учет региональных, национально-ис­торических художественных традиций, связанных с местностью, материаль­ными объектами, духовной устремлен­ностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.

    5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений челове­чества там, где они питаются достиже­ниями друг друга, нередко совмеща­ясь в одном лице.

    Таблица - продуктивная деятельность

    Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека каксвободного и сознательного существа.Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания.

    Однако это лишь внешние особенности эстетического отношения к миру. Кант И. рассматривал эстетическое как "целесообразность без цели". Всё окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному , целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определённые цели человек в эстетическом отношении как бы "не присутствует".

    Всё вокруг наполнено смыслом, всё имеет отношение к человеку, но конкретный, "конечный смысл" скрыт, всё в эстетическом отношении, по словам Шиллера Ф., лишь "обещание радости". В эстетическом отношении человек переживает свои собственные "родовые" возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в "горизонте возможного". Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развёртывания человеческих способностей, каксферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощаетпотребность человека "остаться собой" и "быть всем", потребность стать универсальным существом, проникнуть взаконы звёздного неба и в глубины собственной души.Эстетическое отношение к миру - это освоение мира в его смысловой перспективе. Человекотносится к миру не как к объекту познавательного,производственного , социально-преобразующеговоздействия : мир уже не вращается вокруг моего эгоистического "Я". Происходит децентрация мира. Человек начинает чувствовать "душу" вещей, обретает способность к пониманию Другого. Эстетическое отношение к миру не являетсярациональной конструкцией, оно легко "подключается" к различным духовным образованием (иэксплуатируется ими) - кутопическому сознанию,мифу ,идеологии . Основные эстетическиеценности - прекрасное, возвышенное, трагическое - становятся основой эстетическойоценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности - становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категорииэтики ) ведут "двойное" существование. Они являются теми "очками", сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно эстетические категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки - эстетики.

    1. Прекрасное и безобразное.

    Одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике, на протяжении многих столетий составлявшей предмет эксплицитной эстетики, является категория прекрасного. Она наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности, выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, вызывающих в субъекте эстетическое наслаждение и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, гармонии идеальной и материальной сфер, идеала и идеализации и т.п. Наряду с благом и истиной прекрасное – одно из древнейших этно-социо-исторически детерминированных понятий культуры, богословия, философской мысли.

    Прежде всего очевидно, что сегодня можно с достаточной долей вероятности разграничить понятия прекрасного и красоты. Если прекрасное – одна из сущностных модификаций эстетического, т.е. характеристика субъект-объектных отношений, то красота, как показывает опыт историко-эстетического исследования, – категория, входящая в смысловое поле прекрасного и являющаяся характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью фактически с античности стремились обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного, к неутилитарному наслаждению.

    Категория безобразного возникла в эстетике как оппозиционная категории прекрасного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического). Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве.

    Красота эстетического объекта есть невербализуемое отображение или выражение неких глубинных сущностных (духовных, эйдетических, онтологических, математических) закономерностей Универсума, бытия, жизни, явленное реципиенту в соответствующих визуальной, аудио или процессуальной организации, структуре, конструкции, форме эстетического объекта. Этим красота принципиально отличается от красивости, которая опирается только на систему поверхностных формальных характеристик объекта, детерминированных скоропреходящими веяниями поверхностного вкуса и моды. На восприятие красоты тоже влияют исторические, социальные, национальные, культурные, религиозные, антропные и другие параметры субъекта восприятия, однако некое сущностное ядро ее сохраняется константным, по крайней мере для человека как homo sapiens, и адекватно воспринимается большей частью эстетически развитых реципиентов всего человечества (об этом свидетельствует, в частности, планетарная легитимация красоты многих Произведений классического искусства, будь то древнеегипетский скульптурный портрет Нефертити, Венера Милосская или классическая японская гравюра XVII-XVIII вв.). Красота – одна из наиболее таинственных онтологических характеристик объекта, человека и Универсума в целом, оптимально выявляющаяся только в акте эстетического восприятия.

    Красота объекта эстетического отношения является необходимым условием актуализации эстетического в модусе прекрасного. Нет красоты – нет и прекрасного. Однако наличие красоты отнюдь не достаточное условие для того, чтобы событие прекрасного состоялось . В не меньшей мере оно зависит и от субъекта восприятия, его объективных характеристик (наличия достаточно развитого эстетического вкуса, художественного чутья) и субъективной установки на эстетическое восприятие объекта. Последнее, однако, не всегда необходимо при наличии прекрасного объекта и высокоразвитого эстетического вкуса у субъекта. При их контакте (визуальном или аудио, как правило) искра эстетического восприятия высекается спонтанно, и человек даже без сознательной установки на эстетическое восприятие оказывается вовлеченным в него, автоматически выключаясь (пусть на мгновенье) из любых иных отношений с действительностью.

    Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, - методологическая уста-новка, отстаивающая самоценность изоб-разительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир и себя в этом мире. Содержание художественного образова-ния в дошкольном учреждении - это запечатленный в изобразительном искус-стве духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетических позиций.

    Цель занятий изобразительным искусством - направленное и последо-вательное воспитание у детей эстетиче-ской культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающе-му миру.

    Основные задачи занятий изобрази-тельным искусством в ДОУ:

    • Раскрыть природу изобразительно-го искусства как результат творческой деятельности человека.
    • Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
    • Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
    • Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
    • Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

    Основополагающая идея програм-мы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях - вос-приятие, исполнительство, творче-ство - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиаль-ных положений.

    Первое, Изобразительная деятель-ность предстает перед детьми как искус-ство.

    Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а пробле-мы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со специфи-кой предметного содержания, проблемы изобразительного искусства выражены в форме бинарных оппозиций; красиво/некраси-во, добро/зло, правда/ложь, живое/ неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблем-ное поле культуры, которое дети осваи-вают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и вообра-жения. В результате не искусство «опус-кается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образова-нии на всех его ступенях.

    Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, педагога), который передает обобщенный опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек - носитель культуры - формирует у ребенка разно-плановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творче-ство (по принципу эстетического пере-живания пережитого, по вектору «от жизни - к искусству»).

    Четвертое. Проектирование инва-риантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции изобразительной и познава-тельной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:

    • необходима трансформация материала, которая открывает в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети само-стоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;
    • в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
    • выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического явления на уровне культурных и личностных смыслов.

    Изобразительное искусство является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Основная линия развития ребенка в про-цессе занятий изобразительным искус-ством - его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика изобразительной деятельности обусловлена тем, что ребе-нок осваивает общекультурные способы создания образов и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя личностными смыслами.

    Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок учится завязывать узелок и бантик в сфере самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви, тесемки на куртке и шапке и т.д.). Затем это умение переносится в более широкий смысловой аспект: ребенок завязывает узелок и бантик когда надувает воздушный шарик, когда помогает маме красиво украсить шторы или упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления открыток, праздничных гирлянд, новогодних игрушек и т.д. в процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития.

    Модель эстетического отношения к миру предполагает развитие следующих универсальных способностей:

    • способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
    • способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе - к личностному росту и саморазвитию;
    • специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей веду-щая деятельность - художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах детского
      художественного творчества.

    Специфика занятий изобразительным искусством в дошкольном учреждении состоит в обеспечении культурных и пси-холого-педагогических условий для овладения общими способами постиже-ния изобразительного искусства, позволяющими как можно раньше создать в эстетическом сознании каждого ребенка целостный образ изобразительного искусства и выйти в проблемное поле художественной культуры. Это индивиду-альное творчество и сотворчество, в котором ребенок распредмечивает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка - скрытый от внешнего наблюдения процесс порожде-ния гармоничной формы как носителя смыслов - культурных и личностных, а также процесс экспериментирования с художественными материалами, изобра-зительно-выразительными средствами, способами создания образа - становится важнее законченного результата.

    Научная новизна программы заключена в требованиях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов:

    Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и т.д.).

    В целях реализации новой стратегии спроектировано инвариантное содержа-ние художественного образования как проблемное поле культуры, которое дети творчески осваивают в условиях интегра-ции изобразительной и познавательной деятельности, приобретая в результате идеальное знание (внеконтекстное, осмысленное, пережитое).

    В результате найдены и системно выстроены методологические основания научной концепции стратегии формиро-вания у детей 2-7 лет эстетического отношения к миру.

    Теоретическая значимость програм-мы состоит в том, что автором разработа-на теоретическая концепция формирова-ния у детей 2-7 лет эстетического отно-шения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Кон-цепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художе-ственного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педа-гогические и культурные условия, инно-вационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.

    Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отноше-ния к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интег-рация изобразительной и познаватель-ной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлении дошкольной дидактики и педагогики искусства.

    Практическая значимость программы определяется тем, что она используется в широкой практике работы дошкольных учреждений России и ближнего зару-бежья, существенным образом изменяя целевые установки педагогов и вооружая их педагогической стратегией формиро-вания у детей эстетического отношения к миру в изобразительном творчестве.

    Изобразительная деятельность рас-сматривается как специфическая дет-ская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами), создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру.

    Эстетическое отношение к окружаю-щему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творче-ской художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Изобразитель-ная деятельность, направленная на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание детьми гармоничной и личностно значи-мой картины мира доступными изобра-зительно-выразительными средствами. Обладает высоким педагогическим и творческим потенциалом для формиро-вания эстетического отношения к миру.

    Процесс формирования эстетического отношения носит динамический характер, определяемый соотношением искусствоведческого материала со спецификой детского эстетического универсума, а также эмоционально-ценностными ориентациями на основе мировоззрен-ческих категорий: привлекательное - непривлекательное, волшебно - доброе, волшебно - злое, реальное - фан-тазийное, красивое - некрасивое. Объект эстетического восприятия для дошколь-ников должен воплощать целостный и гармоничный образ мира.

    Научно-методическая программа как общий план организации художествен-ного образования дошкольников, вклю-чающий цель, область применения, принципы и тактику реализации, психо-лого-педагогические и культурные ресурсы, опирается на педагогическую модель формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающе-му миру средствами изобразительной деятельности в соответствии с целост-ной структурой социокультурного опыта, включающего эмоциональный, познава-тельный, аксиологический и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.

    Научный руководитель: доцент кафедры педагогики Левченко Наталья Валерьевна

    Согласно ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155 художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Конструированию во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

    Проблема развития конструктивно-модельной деятельности в дошкольном возрасте специально изучалась А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия, Л.А. Венгер и другие.

    Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Например, «Дворец Снежной королевы» имеет острые пики так, как она злая, живет в царстве холода и т.д. или «Космическая станция» представляет собой несколько построек для тренировки космонавтов и мест их проживания.

    Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира важная задача, стоящая перед педагогом. Одним из способов, способствующих решению данной задачи является художественное конструирование, которое позволяет наполнить предмет содержанием, удобством, гармонией, красотой. В качестве художественно-эстетического продукта могут выступать фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), литературные персонажи, транспорт, поделки для украшения интерьера и т.д. Художественным конструированием ребенок способен овладеть довольно рано, но так же этот процесс требует образности мышления, развитого эстетического вкуса и воображения .

    К художественному конструированию относятся: конструирование из плоских элементов конструктора, из бумаги, природного материала.

    В процессе обучения художественному конструированию важно учить симметрично и красиво располагать постройку, подбирать нужный цвет. Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа, рассмотрение эстетичности объекта. При этом имеет более высокую значимость «подталкивание» ребенка к самовыражению при использовании не только знаковых, но и символических средств.

    Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

    В занятиях по художественному конструированию методикавыстраивается в контексте разных видов деятельности и активно включается в целостный образовательный процесс (в ознакомление с окружающим миром, в формировании математических представлений и др.) и состоит из практического, наглядного и словестного метода. При этом методика проведения занятий включает этапы:

    • Предварительный –сбор необходимой информации посредством изучения литературы, дополнительного материала; разработка хода занятия (цели, мотивации, сюрпризного момента, физминуток, игр, принадлежностей для деятельности и пр.).
    • Организационный- проведение занятия, которое состоит из вводной части: предварительной беседы, рассматривания картинок, демонстраций, объяснений и т.д. и основной, включающей сюрпризный момент, художественное конструирование, физминутку (можно сопровождать музыкальным оформлением, привлекать сказочных персонажей в лице других педагогов).
    • Заключительный-подведение итогов, анализ наиболее удачных работ детей, создание выставок детского творчества.

    Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающихся в конструкциях, постройках, поделках. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе .

    В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Актуальным остается конструирование по образованию образцов по условиям и по замыслу.

    Важное значение необходимо уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей, использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию диапроекторов, видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр. Немаловажно применять в работе с детьми традиции народной педагогики: народные развивающие игры, фольклор, народную декоративно-прикладную деятельность. Использовать экскурсии в педагогической деятельности, на которых наблюдая дети обогащаются впечатлениями. Например, если есть возможность, желательно осуществлять наблюдение за строительством здания, движением поездов, любоваться движением небольших катеров и т.д. Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации. Все полученные знания можно применять на занятиях, которые организуются различным способом. Например, сдвигать столы по два, на середине класть все необходимое для работы из расчета на каждого ребенка сидящего за столом. Воспитатель дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего дети берут то, что им необходимо в данный момент для работы и приступают к ее выполнению. Положительным показателем станет разработка в дошкольном учреждении кабинета для художественного и технического творчества, оснащенного всем необходимым для организации работы, в который можно по очереди приводить всю группу детей и на занятия, и для свободной творческой деятельности.

    На прогулках, собирая природный материал для художественного конструирования, декора (листья, шишки, веточки, кора и т.д.) ребенок учится видеть прекрасное в окружающих предметах. Закладываются основы бережного обращения с природой, так как все окружающие предметы могут нести смысловой и ценностный аспект. Окружающая нас природа радует обилием цвета, форм. Каждое время года богато своими природными дарами: от ярких зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы и плетут из них венки, составляют букеты, по-новому распределяют лепестки на крупных цветках и т. д. Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца. Шелковистые волокна кукурузы становятся волнистыми «волосами феи», плоды репейника служат материалом для изготовления интересных поделок и игрушек. Слыша звуки, возникающие при трении сухих камышинок, дети делают различные инструменты (скрипки, дудочки и т. п.). Однако игрушки из свежих природных материалов недолговечны; более прочны поделки из сухих плодов, но и они вскоре ломаются. Но это не так существенно. Главное - природа богата материалом, который дети могут использовать в художественном конструировании и игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает, неповторимые вещи, радующие глаз своей красоте В природных материалах ребята видят красоту и гармонию; кроме того, они узнают характерные особенности материалов.

    В зимней прогулке конструирование из снега, позволяет создать любой художественный образ: будь то снеговик, либо подводная лодка с симметричными иллюминаторами. Далее, можно раскрасить эти иллюминаторы гуашью и превратить прогулку в «подводное погружение». Дети охотно участвуют в таких «погружениях».

    Художественное конструирование из бумаги, так же является способом формирования отношения к окружающему миру так, как оно повторяет жизнь, отображает ее разные стороны. Подобными возможностями обладает художественное конструирование из кусочков ткани, коробок и т.д., где дети наглядно преобразуя эти предметы в художественные композиции (кукольный театр, домик Бабы-яги) учатся видеть, как окружающие предметы, приобретают ценность, художественный образ.

    В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные компоненты становления личности. При этом художественное конструирование играет значительную роль. Правильно организованные занятия помогают сформировать творческие способности, воображение, художественную образность. Происходит развитие коммуникативных навыков детей, так как создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к самореализации. Формированию этих навыков способствует художественное конструирование. Происходит создание представлений детей о созидательном труде людей творческих и прочих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей, формируется устойчивый интерес к художественному конструированию, развивается способность к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях и изделиях, аналитические способности, творческая активность. Важным фактором, становится формирование художественно-эстетического вкуса, который влияет на отношение к окружающему миру, так как действительность познаётся детьми через призму полученных знаний и навыков.

    Эстетическое отношение к окружающему миру посредством художественного конструирования, проявляется у ребенка в созерцание прекрасного, бережного обращения с природой, аккуратности в быту. Ребенок начинает осознавать, что он творец и может менять мир вокруг себя. Эти способности играют важную роль в развитии личности, которая начинает воспринимать себя частью окружающего мира.


    Библиографический список
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)-18с
    2. Микляева, Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей – М.: УЦ «Перспектива»,2012.-60 с.
    3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.-64 с.
    4. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов -.М.: Изд.- полиграф Центр «Маска»,2013.-100 с.
    5. Педагогическая диагностика по программе «Развития». Рекомендации и материалы к проведению -М.:ООО «Гном и Д», 2000.-110с.

    Эстетическое отношение рассматривается современной наукой как уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия человека, решающего проблему личностного смысла и самореализации, с окружающим миром и культурой.

    Эстетическое отношение проявляется и формируется в эстетической деятельности. Эстетическая деятельность универсальна, она включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую (создание различных произведения искусства), художественно-техническую, художественно-рецептивную (восприятие искусства), рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы), духовно-культурную (выработка личного вкуса, эстетических оценок, суждений, идеалов), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов). Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности. «Венец эстетической деятельности - искусство. Здесь действительность человека возвышается до художественного творчества...» (Ю.Б. Борев ). активность эстетический духовный

    Философы постоянно возвращаются к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке» (Бердяев Н.А. ). «Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать» [там же]. По мысли Н.А.Бердяева, антропологический путь - единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самопознание. «Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания» .

    Один из путей познания мира через самопознание - художественное творчество. Художественное творчество рассматривается в философии, психологии и педагогике как высшая форма эстетической деятельности, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры в результате формируется эстетическое отношение человека к окружающему миру. Художественное восприятие и творчество - канал соприкосновения «глубинного» и «вершинного», их взаимоперехода друг в друга. Художник выделяет вещь из ряда других вещей, из обыденного круговорота явлений и событий, «приподнимает» её над повседневностью. Происходит то «короткое замыкание» всеобщего на единичное, которое осуществляется силой воображения (Э.В. Ильенков ).

    В творчестве происходит постижение красоты - одной из универсальных форм всего сущего. «В обыденной жизни красота чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, но служит продолжением той общей картины, которая рождается на основе постижения мира» (П.С Гуревич ). Очелевеченная природа, искусство, человек - все оценивается по законам красоты. Восприятие красоты и многочисленных ее разновидностей не связано с утилитарными потребностями, потому красота бескорыстна.

    Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности (Н.Н. Поддьяков . Следовательно, полноценная личность - это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований и перестройкой уже сложившихся структур. К. Роджерс дал общую характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой .

    Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А. Маслоу ). А. Бергсон отождествляет творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. Правда, это только творение формы» . И далее: «...в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно» [там же]. Творческий процесс - это своего рода качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. Творчество - это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво. Творчество - интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров.

    В свою очередь, креативность (от англ. creativity, что означает «творческость», способность к творческой деятельности) - это имманентное свойство психического (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Ф.Т. Михайлов). Креативность рассматривается не как отдельный психический процесс, а как следствие изначальной внутренней включенности механизмов воображения (или близких им образований) в процесс онто- и функциогенеза различных психических явлений. С понятием «креативность» тесно связаны творческие способности - универсальные способности, позволяющие не только добиваться высоких результатов в репродуктивной деятельности, но и создавать новый продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.

    Анализ множества исторических фактов свидетельствует о том, что основным технологическим приемом человека-творца (как открывателя, созидателя, искателя истины и даже в некоторых случаях опровержителя) является овладение умением свободно перемещаться по информационным полям. При этом важную роль играет отсутствие негативного переживания относительно себя, поскольку потенциал творческого роста раскрывается на позитивных примерах и на стимулировании сильных сторон.

    В ситуации острого социального заказа на исследование проблемы творческих способностей Д. Гилфорд отошел от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное, которые представляют лишь однонаправленное - конвергентное - мышление. Д. Гилфорд выделил принципиально иной тип мышления - дивергентное, выступающее парным в дихотомии конвергентное/дивергентное. Дивергентное мышление - это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, что позволяет выйти за пределы, рамки один раз выбранного направления решения исходной задачи (с учетом видения других атрибутов объекта). Многие современные психологи рассматривают креативность и дивергентное мышление как синонимы.

    Креативный потенциал - атрибут личности (по А.В. Брушлинскому, В.Т. Кудрявцеву). Именно воображение определяет то «единство аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский), которое в известной степени конституирует целостность личности и проявляется уже в «умных эмоциях» (А.В. Запорожец) дошкольника (Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев).

    Личность - субъект творения новых форм культуры (Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), т.е. общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен (В.А. Петровский), и одновременно - субъект самоизменения, саморазвития, самосозидания.

    Искусство как основное средство эстетического воспитания и развития детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы вызывают яркие эстетические переживания, активизируют познавательные интересы, способствуют выявлению и развитию различных способностей. Искусство и аккумулированный в нем потенциал воображения является, по мысли Л.С. Выготского, не просто средством социализации «сырого», «натурального» аффекта, «общественной техникой чувств», а содержит в себе механизм порождения «вершинных» родовых человеческих переживаний и отношений и создает основу для гармонизации интеллекта и аффекта .

    Поскольку современная социальная ситуация характеризуется негативными проявлениями эмоциональной отверженности общества, эстетическую деятельность следует рассматривать как возможность совершенствования в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании красоты в окружающей действительности.

    Социальные ожидания от эстетической деятельности велики, поскольку она транслирует доминанты современной педагогики: принципы актуальности, целевой направленности, этичности, контекстности, эстетичности, базирующиеся на правилах и нормах поведения, апробируемых в социуме, проверенных временем. При этом учитываются социально-педагогические аспекты эстетической деятельности: назначение (обеспечение преемственности поколений); структура (овладение опытом и соответствующее развитие личности); способ осуществления (эстетически окрашенная жизнедеятельность обучающихся); источник (социальные отношения, общение людей).

    2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.