Общие свойства живых организмов 9. Общие свойства живых организмов

Конспект урока биологии

Класс: 9

Тема: Общие свойства живых организмов.

Цель: сформировать знания об общих свойствах живых организмов, научить выделять общие свойства живых организмов.

Задачи:

    Развивающая – развивать умение работать с учебником.

    Образовательная– сформировать знания о об общих свойствах живых организмоы, научить выделять общие свойства живых организмов.

    Воспитательная – воспитывать добросовестное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: презентация, наглядность.

Ход урока

    Оргмомент

    Актуализация ранее изученного.

Проверка домашнего задания.

1.)Индивидуальная работа учащихся по карточкам:

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: наблюдение, сравнительный, исторический.

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: эксперимент, описательный, моделирование.

2.) Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

    Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

    Перечислите известные вам методы общей биологии.

    Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

    Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Проверяем письменную работу в тетрадях.

    Мотивация учебной деятельности.

Живой мир Земли представлен великим разнообразием живых организмов.

Приведите собственные примеры. Верно, все это – уникальные формы жизни.

    Изучение новой темы

Давайте попробуем своими словами сказать, что такое жизнь?

Жизнь – это способ существования открытых систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии внешней среды.

Прочитаем в учебнике, что хотят сообщить нам авторы.

Определяя отличия живой природы от неживой, часто перечисляют признаки живого. Вспомним, что это за признаки (рост, развитие, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, приспособленность, раздражимость, выделение, подвижность.)

Охарактеризуйте каждый из них.

Читаем предпоследний абзац на стр.5 в учебнике.

Запишем заголовок в середине строки в тетради «Общие свойства живых организмов».

1. Единство химического состава. Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

Физкультминутка.

Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого. (запись в тетрадь).

2. Клеточное строение . Все живые организмы имеют определенную организацию, структурной и функциональной единицей которой для всех организмов (кроме вирусов) является клетка.

Читаем под №2. Что запишем в тетрадь? (клетка – основная структурная и функциональная единица почти всех организмов).

3. Обмен веществ и энергозависимость . Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.

Как вы понимаете данное утверждение?

Читаем под №3. Что главное для нас запишем оттуда? (обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших при питании и дыхании из внешней среды).

4. Самовоспроизведение . При размножении живые организмы воспроизводят себе подобных, увеличивается их численность.

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. (запись в тетрадь)

5. Раздражимость. Для живых организмов характерна способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма – проявлением раздражимости.

Приведите свои примеры. Насморк, высокая температура, окраска хамелеона – что здесь будет раздражителем, а что – проявлением раздражимости? (запишите свои примеры в тетрадь).

Читаем под №5. Запишем определение к себе в тетрадь.

6. Адаптация . Живые организмы приспособлены к среде обитания. Как животные и растения приспосабливаются к разлиным условиям? А человек?

В чем проявляется приспособленность?

Запишем в тетрадь определение:

Приспособленность (адаптация) – это особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни.

7. Рост и развитие. Скажите, мы меняемся в течение своей жизни? Каким образом?

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных изменений (идет дифференциация клеток, образование тканей и органов, старение и т.д)

Что же такое рост (это увеличение размеров и массы организма, связанным с появлением у него новых клеток)? Давайте запишем.

8. Эволюционное развитие. Как вы думаете, что такое эволюция? Где в современном мире вы слышите это слово?

Прочитайте и запишите, что означает термин «эволюция».

Эволюция – есть необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

В какую сторону идет этот процесс? (от простого к сложному)

Какой вывод мы можем сделать? (все то многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции)

    Закрепление полученных знаний

Проанализируйте высказывание Карла Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни:

«Жизнь – макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регулируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».

    Подведение итогов урока.

Что вы можете сказать о разнообразии и свойствах живых организмов?

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Оценивание.

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: наблюдение.

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: сравнительный

Карточка 3.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: исторический.

Карточка 4.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент

Карточка 5.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: описательный

Карточка 6.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент, описательный, моделирование.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Введение

Урок 2. Общие свойства живых организмов

Анисимов Алексей

учитель биологии и химии

Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.

Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?

Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.

Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.

Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.

Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.

Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.

Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.

Вопрос 1. Назовите уровни организации живой материи. Предложите критерии для сравнения разных уровней организации живой составьте и заполните таблицу «Уровни живой материи».

В настоящее время выделяют несколько уровней организации живой материи.

1. Молекулярный.

2. Клеточный.

3. Тканевый.

4. Органный.

5. Организменный.

7. Биогеоценотический (экосистемный).

8. Биосферный.

Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

Вопрос 2. Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?

При ответе на вопрос о взаимной связи различных уровней организации живой материи следует иметь в виду, что каждый уровень организации обусловлен группой системообразующих факторов, т. е. факторов, оказывающихся ведущими в формировании данной системы (например, вода – системообразующий фактор в формировании водных экосистем) . Но, по сути, всегда имеется группа взаимосвязанных системообразующих факторов (в отношении воды – это температура, соленость, осмотическое давление воды) . Объединяющим фактором в пределах каждого уровня организации является обмен веществ и энергии, характерный для этого уровня. Однако несмотря на специфичность каждого из уровней организации, все они взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям существования живой материи. Каждый последующий уровень организации является следствием предыдущего (например, клеточный уровень организации вытекает из молекулярного уровня) . Фактором, объединяющим все уровни организации в единое целое – биосферу, – является биотический обмен веществ.

Вопрос 3. Что такое самовоспроизведение (репродукция) живых организмов?

Самовоспроизведение или способность к размножению, т. е. воспроизведению нового поколения особей того же вида, – одно из основных свойств живых организмов. Потомство в главном всегда похоже на родителей, поэтому свойство организмов воспроизводить себе подобных тесно связано с явлением наследственности.

Вопрос 4. Что такое развитие? Какие формы развития вы знаете? Сравните их между собой.

Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живой материи представлено индивидуальным развитием организмов, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.

Филогенез, или эволюция, – это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни. Результатом эволюции является всё многообразие живых организмов на Земле.

Вопрос 5. Что такое раздражимость? Какое значение она имеет для приспособления к условиям существования?

Неотъемлемое свойство живых существ – раздражимость (способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать) . Она проявляется в изменениях обмена веществ (например, при сокращении светового дня и понижении окружающей температуры осенью у растений и животных), в виде двигательных реакций, а высокоорганизованным животным (включая и человека) присущи изменения в поведении. Характерная реакция на раздражение почти у всех живых существ – движение, т. е. пространственное перемещение всего организма или отдельных частей их тела. Это свойственно как одноклеточным (бактериям, амебам, инфузориям, водорослям), так и многоклеточным (практически всем животным) организмам. Подвижностью обладают и некоторые клетки многоклеточных (например, фагоциты крови животных и человека). Многоклеточные растения сравнительно с животными характеризуются малой подвижностью, однако и у них можно назвать особые формы проявления двигательных реакций. Активные движения у них встречаются двух типов: ростовые и сократительные. К первым, более медленным, относятся, например, вытягивания в сторону света стеблей растущих на окне домашних растений (вследствие одностороннего их освещения). Сократительные движения наблюдаются у насекомоядных растений (например, быстрое складывание листочков у росянки при ловле садящихся на нее насекомых).

Вопрос 6. Опираясь на знания, полученные в курсе «Человек», приведите примеры саморегуляции физиологических процессов в своём организме.

Примером саморегуляции является поддержание постоянной температуры тела человека

Например, человек находится в жарком климате, температура организма становится выше нормы, тогда происходит расширение капилляров, кровь подходит близко к поверхности кожи, где и охлаждается, следовательно температура организма снижается. Другой пример: человек находится в условиях с низкой температурой окружающей среды, тогда капилляры, находящиеся в коже, сужаются, и тогда кровь меньше охлаждается, следовательно температура организма остается постоянной.

Вопрос 7. В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности? Приведите примеры ритмичности процессов в неживой и живой природе.

Ритмичность биологических процессов - неотъемлемое свойство живой материи. Живые организмы в течение многих миллионов лет живут в условиях ритмических изменений геофизических параметров среды (смена времен года, смена дня и ночи и др.) . Биоритмы - это эволюционно закрепленная форма адаптации, определяющая выживаемость организмов путем приспособления их к ритмически меняющимся условиям среды обитания. Закрепленность этих биоритмов обеспечила опережающий характер изменения функций, т. е. функции начинают меняться еще до того, как произойдут соответствующие изменения в окружающей среде. Опережающий характер изменений функций имеет глубокий адаптационный смысл и значение, предупреждая напряженность перестройки функций организма под влиянием уже действующих на него факторов.

Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.

С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.

Различные физические явления отличаются периодическим, волнообразным характером. К их числу можно отнести электромагнитные волны, звук и т.д. В жизни примером служит изменение атомного веса элементов, отражающее последовательное чередование химических свойств материи. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам. Природная система - открытая система, то есть подвержена влиянию других природных систем. Это означает, что ритмы внутри одной системы могут быть обусловлены ритмами других систем через взаимодействие между системами.

Вопрос 8. Попробуйте сформулировать собственное определение жизни.

Жизнь - способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за счёт следующих свойств.

Жизнь - это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь.

Биологическое

Жизнь - это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных генетических объектов.

Химико-физическое

Жизнь - преобладание процессов синтеза над процессами распада, пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени) :

Химико-волновая модель

Жизнь - это химическая волна, то есть многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени её существования, называемом временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента: ресурс, катализатор, результат.

Кибернетическое

Жизнь - это кибернетическая структура реализующая специфические информационные функции:

память, системы кодирования, записи, передачи, приема, декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации,

собственный внутренний язык - систему сигналов, свойств и методов.

Способность «слушать» и «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационные функции)

Термодинамическое

Жизнь - процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующий эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка. В направлении «из организма» - наоборот: проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Примером такой мембраны является физическая граница двух любых различных сред.

Технологическое

Жизнь биологическая - белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.

Религиозное

Жизнь - чудесное свойство, не зависящее от материи, даваемую и отбираемую у материи Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм - это такой, в теле которого существует душа.

Философское

Жизнь - это идеальная форма существования материи, способная случайно (по своему желанию) воздействовать на материю и подстраивать для себя причинно-следственные связи (адаптироваться) . Известная нам земная форма жизни возникла как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами, каждый из которых представляет собой индивидуальную целостную систему, обладающую:

сложной структурой и обменом веществ.

Вопрос 9. Приведите примеры процессов и событий, происходящих на разных уровнях организации живого, участником которых вы были сегодня.

На молекулярном уровне постоянно идут процессы обмена веществ и энергии, так как мы ежедневно употребляем пищу. На организменном уровне идут процессы адаптации к окружающей среде. Мы выбираем безопасный маршрут из школы домой, одеваемся в соответствии с погодными условиями.

Пояснительная записка

Конспект данного учебного занятия разработан для 9 классов основного уровня изучения биологии. Урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по биологии, автор В.Б. Захаров, (Программы для общеобразовательных учреждений, новый образовательный стандарт, Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2011). Тема этого учебного занятия входит в раздел №1 тематического плана «Основные свойства живых организмов».

Проект конспекта учебного занятия

Город Магнитогорск

МОУ СОШ №5 УИМ

Учитель: Субботина Лариса Петровна

Класс 9

Предмет биология

Тема учебного занятия: «Основные свойства живых организмов»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия : комбинированный урок.

Методы обучения : проблемно – диалоговые.

Цели : Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Задачи :

    Дать понятие жизни и живым системам;

    Развить представления об особенностях живых систем;

    Научить находить и анализировать необходимую информацию;

    Воспитывать культуру учебного труда.

Межпредметные связи:

. Неорганическая химия (таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева);

. Органическая химия (углеводы, жиры, белки);

Метапредметными результатами являются:

1) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

2) умение находить информацию о биологических объектах в разных источниках и работать с текстом учебника, выделять главное; составлять план; анализировать информацию, определять понятия;

3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Предметными результатами являются:

Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

Сравнение биологических объектов и систем неживой природы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Овладение методами биологической науки: описание биологических объектов и процессов и объяснение их результатов, умение делать выводы и заключения.

Личностными результатами являются:

1) Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание единства живой природы на основании общности свойств живых организмов.

Оборудование: учебный класс с 1 компьютером и мультимедийной установкой, живые растения: декоративные цветущие растения, комнатные растения (бегония, бальзамин, фуксия, пеларгония зональная), таблица: «Системы человека», модели животных, Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 - 11 класс, таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева, ЦОР: «Основные свойства живых организмов».

Ход учебного занятия .

1. Этап учебного занятия: Организационный момент .

Время: 1 минута

Цель: Настроить на восприятие нового материала

Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.

Методы: словесный

Форма: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний по теме. Определение темы урока.

Время: 10 минут

Цель: Раскрыть понятие жизнь.

Компетенции: умение слушать, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сообщает тему урока (Приложение №1), план урока.

Сегодня мы с вами в полной мере раскроем понятие - жизнь, а так же свойства живых систем на планете Земля.

(Приложение №2)

Предлагает открыть учебник на стр. 11, самостоятельно прочитать определение жизни по Ф.Энгельсу и М.В. Волькенштейну.

(Приложение №3)

Записывают тему урока в тетрадь.

Активно слушают. Приводят примеры жизни с разных позиций, используют знания химии, физики и анатомии.

Записывают в рабочей тетради.

3. Этап учебного занятия: Изучение нового материала

Время: 30 минут

Цель: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы с учебником.

Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает учащимся вспомнить из ранее изученных курсов, что им известно о признаках живых и неживых систем, затем демонстрирует фрагмент ЦОР.

Указывает на общее сходство всех живых организмов - химический состав.

Ставит задачи:

Из каких химических элементов состоят вещества?

Есть ли химические элементы, свойственные только живым организмам?

При этом на экране - таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева.(Приложение№4)

Рассказывает, какими свойствами отличаются молекулы органических веществ, после чего проводит самостоятельную работу.

Предлагает открыть учебник на стр. 9 - 10 , самостоятельно прочитать и выписать свойства живых организмов в рабочую тетрадь:

1.Что такое обмен веществ?

Учитель подводит учащихся к обобщению процессов, утверждая, что ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы; в первом случае вещества образуются, во втором – разрушаются. (Приложение №5)

Предлагает заполнить схему.

2. Что такое самовоспроизведение (репродукция)? Что лежит в его основе? (Приложение №6)

Предлагает проверить предположения, посмотрев материалы ЦОР.

3.Что такое рост и развитие?

Демонстрирует фотографии людей, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Дает задание сформулировать определение понятия «индивидуальное развитие» и «историческое развитие»

(Приложение №7)

4.Что такое наследственность?

(Приложение №8)

5 .Что такое изменчивость? Почему потомки не идентичны своим родителям? (Приложение №9)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Судьба трех горошин» (разные судьбы в зависимости от условий среды).

6.Что такое раздражимость?

Какое значение она имеет для приспособления к условиям среды?

(Приложение №10)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Питание амебы» и «Амеба в соленой капле», где учащиеся должны поставить векторами движение амебы.

Активно слушают.

Учувствуют в диалоге.

Выполняют задания. Заполняют таблицу.

Сравнительная характеристика, содержания химических элементов в живой и неживой природе.

Живая система

Неживая система

Форма контроля: самоконтроль путем работы в парах. Обсуждают ошибки.

Приводят к выводу о стабильности больших молекул и усложнении организации вещества живого.

Выполняют задание учителя.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие обмена веществ.

Приводят примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии.

Самостоятельная работа.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: диссимиляция и ассимиляция тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие самовоспроизведение, как основного признака продлевающего вид.

Один учащийся делает обобщение и говорит, что многоклеточные организмы, в разных условиях среды, могут размножаться как бесполым, так и половым путём.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: у животных эволюция идёт от гермафродитов до раздельнополых, от наружного оплодотворения до внутреннего, от икры, затем личиночные оболочки, до внутриутробного вынашивания организма (с заботой о потомстве).

Предлагают версии ответа.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывают определение « онтогенез» и «филогенез» в тетрадь.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по анатомии.

Самостоятельная работа.

Приводят свои доводы:

Это способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Способствует появлению новых признаков, а значит, и лучшей приспособленности организмов среде обитания.

Самостоятельная работа в парах. Придумывают, рисуют, делают выводы:

Это способность организмов приобретать собственные признаки в процессе онтогенеза.

Отбираются и выживают особи, наиболее приспособленные к конкретным условиям среды.

Приводит к появлению новых форм жизни, возникновению новых видов.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по зоологии и с помощью коррекции учителя обобщают понятие раздражимость.

Самостоятельная работа.

Обсуждают результаты работы.

3. Этап учебного занятия Закрепление знаний.

Время: 3 минуты

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Основные свойства живых организмов»

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, делать выводы.

Метод: словесный.

Используемые цифровые ресурсы: нет

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итоги работы. Организует обсуждение результатов работы на уроке.

Делают выводы, исходя из темы урока:

Живые организмы отличаются от неживых систем – объектов, изучаемых химией и физикой, - своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью.

4. Этап учебного занятия Заключительная часть. Обсуждение домашнего задания.

Время: 1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Биология – наука о жизни, изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

Особая форма движения материи;

Обмен веществ и энергии в организме;

Жизнедеятельность в организме;

Самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Определение жизни.

Современное диалектико - материалистическое:

    Жизнь - это качественно особая и высшая форма существования, развития и движения материи.

    Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел. (Ф. Энгельс «Анти – Дюринг»)

    Живые тела , существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот . (М. В. Волькенштейн)

    Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии. (К. Гробстейн)

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Пластический обмен Энергетический обмен

Ассимиляция Диссимиляция

Анаболизм Катаболизм

простые вещества сложные вещества

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.