Образование в сфере спорта. Современные системы подготовки специалистов в области спорта
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
1. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;
10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.
3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Образовательные организации высшего образования, которые осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта, научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с
Физическая культура и спорт в системе высшего образования
Идрисова Регина Фидусовнабакалавриат
Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет
студент 2 курса,Факультет башкирской и тюркской филологии
Крылов В.М., кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация:
В работе рассмотрены проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Развитие студента как личности на занятиях физической культуры и процесс взаимодействия преподавателя в данной области.
Problems of teaching physical culture in higher educational institutions are considered in the work. Development of the student as a person in physical education classes and the process of interaction of the teacher in this field.
Ключевые слова:
физическая культура; здоровье; спорт.
physical culture, health, sport.
УДК 378.1
Введение: занятия физической культурой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему роста гармоничной личности.
Актуальность: в связи с нововведениями в области образования качество преподавания физической культуры в высших учебных заведениях является актуальной проблемой. Перед преподавателями ВУЗов стоит важная проблема воспитание здорового специалиста отвечающего требованиям современного мира.
Цель: проследить факторы и условия при которых преподавание физической культуры в ВУЗе будет способствовать развитию всесторонне развитой личности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Обработать данные и систематизировать их.
3.Определить условия при которых будет корректно поставлены задачи занятий физической культуры и их реализации.
Научная новизна: ранее практически не изучалась роль физической культуры в системе высшего образования.
На настоящем этапе в научных кругах актуальной стала проблема физической культуры и спорта в системе высшего образования. Модернизация высшего образования Российской Федерации обусловливает необходимость его построения на основе современных технологий и подходов обучения, воспитания, развития и оздоровления студенческой молодежи. В этой связи работа преподавателя физического воспитания в высших учебных заведениях должна быть выстроена особым образом.
Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образовательного пространства занимались такие отечественные исследователи, как В.А. Масляков, В.С. Матяжов, Ю.А. Ямпольская и др.
В общепринятом понимании физическая культура и спорт представляют собой составную часть общей культуры, которая представляет собой ценности, нормы, знания, необходимые для интеллектуального и физического развития способностей человека. Это область социальной деятельности, которая направлена на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности. Выполнение физических упражнений способствует совершенствованию анатомического строения, физиологических возможностей тканей и органов организма человека, его двигательной активности, социальной адаптации. Данные положения содержатся в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» . Развитие физической культуры и массового спорта в России стимулируют законы, нормы права, положения.
Авторы В.А. Масляков и В.С. Матяжов считают, что содержание занятий физкультурой и спортом со студентами вуза «основано на знаниях и умениях применения средств физической культуры» . Оно базируется на проведении профессионально-прикладной физической и спортивной подготовки в целях приобретения коллективного и индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности. Формируя гармонически развитую личность, физическое воспитание способствует эстетическому, нравственному, умственному воспитанию студентов вузов, формированию у них здорового образа жизни .
Для студентов физическая активность и спорт, снимающие стрессовые состояния, повышающие работоспособность, снижающие уровень агрессивности, являются важным условием нормального развития их тела и ума. Физическая культуры выступает уникальным средством потенциала здоровья молодежи. По мнению О.В. Масияускене и Ж.Г. Муравянникова, в системе высшего образования основополагающими задачами в области развития физической культуры и спорта среди студентов вузов признаны: 1) формирование навыков организации регулярного двигательного режима студентов; 2) развитие ведущих двигательных качеств студентов; 3) обучение студентов двигательным умениям и навыкам и их применению в сложных условиях; 4) повышение уровня образованности студентов в сфере физической культуры и спорта; 5) формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании . От успешного выполнения вышеперечисленных задач зависит качество процесса физического образования и воспитания подрастающего поколения.
В вузах «Физическая культура» представлена в качестве обязательной дисциплины и значимого компонента целостного развития личности. В целенаправленном педагогическом процессе физического образования физическая культура осуществляет свои развивающие функции. Процесс обучения в вузах организуется в зависимости от состояния здоровья студентов. Как отмечает Ю.А. Ямпольская, в рамках физического воспитания студентов вуза преподаватели физической культуры проводят комплекс воспитательных, пропагандистских, методических мер, которые способствуют обеспечению оздоровления студентов. Личность преподавателя физического воспитания, владеющего особой технологией формирования практических навыков у студентов, играет немаловажную роль в формировании здоровья российских студентов .
Таким образом, физическая культура и спорт призваны сохранять и укреплять здоровье людей. Одним из показателей состояния физической культуры и спорта в обществе является степень использования физической культуры в сфере образования. Современный уровень общественного развития требует систематического повышения физической подготовленности студентов вузов. Расширение физкультурной и спортивной работы будет способствовать повышению массовости физической культуры и спорта в России.
Библиографический список:
1. Масляков В.А., Матяжов В.С. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высшая школа, 1991. 239 с.
2. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология. – Р.-н-Д.: Феникс, 2008. 249 с.
3. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5(111). – С. 154-159.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/#friends
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. – 1998. – № 1. – С. 9-11.
Рецензии:
12.11.2017, 16:36 Иванова Татьяна Викторовна
Рецензия
: Данная статья рассматривает актуальные проблемы современного образовательного процесса в ВУЗах.Особенно важен вопрос связанный с физическим воспитанием будущего специалиста той или иной области.Статья в полном объеме раскрывает данный аспект.Данную работу можно опубликовать.
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
Потребность в непрерывном образовании и, главным образом, в непрерывном профессиональном образовании, связана как со всё ускоряющимся процессом накопления научно-технической информации человеком в современной техногенной среде, так и с тем, что и в гуманитарной сфере, в сфере человеческой культуры процесс увеличения знаний идёт не менее интенсивно. Экономическая необходимость государства стала выдвигать новые требования к уровню знаний. Актуальность разработки вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого становиться все более насущным. В статье проанализированы особенности работы специалистов физической культуры и спорта, которые свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.
физкультурно-спортивная организация.
профессиональное образование
персонал
непрерывное образование
1. Гуляев М.Ю. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: 2002. 24 c.
2. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общей редакцией Ю.В. Латова. – М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.
3. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www..
4. Масягина Н.В. Исследование факторов, лимитирующих качество обучения при непрерывном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..
5. Масягина Н.В. Эффективная мотивация деятельности физкультурно-спортивного персонала // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..
6. Масягина Н.В. Управление деловой карьерой в организациях физкультурно-спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www..
7. Масягина Н.В. Модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www..
8. Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М., Нац. книжный центр, 2012. – 92 с.
9. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигм в условиях сетевого пространства // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 50–56.
Библиографическая ссылка
Масягина Н.В. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22825 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»