Эрнст геккель, исследователь экологии. Эрнст Геккель: биография, научная деятельность

Немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Генрих Геккель был личностью неоднозначной и, в какой-то мере, скандальной. Он увлекался смелыми теориями, совершал открытия, обвинялся в фальсификациях, стал теоретиком научного расизма и основоположником науки экологии.

Достижения и вклад в науку

Эрнст Геккель родился в 1834 году в прусском городе Потсдаме. В молодости он обучался в трех университетах, изучая медицину и естествознание. Позже он никогда не связывал себя с врачебной практикой и посвятил себя исследованиям живой природы и разработке различных теорий, связанных с происхождением и развитием жизни.

Геккель много путешествовал по Средиземноморью, Азии и Северной Европе, собирая материал для научных работ. В результате своих поездок он открыл около 120 видов радиолярий, опубликовал монографии, посвященные этим одноклеточным, а также медузам, некоторым глубоководным рыбам и другим интересным организмам.

Одна из его книг, «Красота форм в природе», в большей мере повлияла на искусство, чем на науку. Это литографическое издание, которое содержало 100 оттисков с изображениями мхов, орхидей, моллюсков, радиолярий, летучих мышей, ящериц, сделанных по эскизам самого Эрнста Геккеля. Издание оценили архитекторы, скульпторы и художники модерна, многие из которых пародировали или вдохновлялись его иллюстрациями.

За всю свою научную деятельность исследователь опубликовал около 26 трудов, он преподавал в университете и получил четыре награды за вклад в области биологии и естествознания. Одним из учеников Геккеля был антрополог и биолог Николай Миклухо-Маклай.

Экология Эрнста Геккеля

Изучая жизнь и строение различных организмов, ученый обратил внимание на важную роль среды обитания. Он считал, что живые существа формируются и развиваются под действием внешних условий, к которым они должны приспосабливаться.

Конечно, Эрнст Геккель не был первым человеком, заметившим связь между привычками, внешней формой организмов и местом обитания. Этими вопросами до него интересовался Ламарк, Циммерман, Бойль и даже Аристотель. Однако именно Геккель ввел понятие «экология» в своем труде «Всеобщая морфология организмов» и обосновал это направление как новое научное направление.

Эволюция и биогенетический закон

На научную деятельность и мировоззрение Эрнста Геккеля очень сильно повлиял Чарльз Дарвин и его эволюционная теория. Он всячески поддерживал и развивал данную тему - выступал с докладами о дарвинизме, а свое видение концепции изложил в трудах «Общая морфология организмов», «Естественная история миротворения», «Антропогения».

Исследуя проблемы эволюции, ученый разработал и собственную гипотезу - «теорию гастреи». На ее основе Эрнст Геккель ввел определение биогенетического закона, названного впоследствии законом Геккеля-Мюллера. Согласно ему каждый живой организм в индивидуальном развитии повторяет те основные формы, которые его вид проходил на этапах эволюции. Ученый утверждал, что все зародыши сходны и обладают чертами далеких предков (например, имеют хвост, жабры и т. д.), но по мере развития все больше приобретают индивидуальные черты, характерные для современного вида.

В доказательство биогенетического закона он приводил собственные иллюстрации, изображающие развитие эмбрионов различных видов животных. Они четко демонстрировали схожесть форм на начальном этапе развития организмов. Долгое время теория Геккеля считалась целесообразной и полностью верной. Но со временем она была расширена, а некоторые ее положения были опровергнуты.

Критика и обвинения

Деятельность Эрнста Геккеля внесла весомый вклад в развитие науки, но однозначной ее назвать нельзя. Ученого нередко критиковали и обвиняли в подделке некоторых фактов ради оправдания собственных домыслов и предположений. Так, журналы Anatomy and Embryology и Science в 1997 году и журнал Natural History в 2000 году утверждали, что Геккель фальсифицировал свои рисунки и не указал на них много важных деталей, опровергающих его теорию. В свою очередь, журнал Biology & Philosoph выступил в поддержку ученого и обвиняя другие издания в манипуляциях.

Философские взгляды Геккеля тоже критиковались. Развивая тему эволюции, он увлекся идеями о том, что человеческие расы произошли от разных предков и сформировались в разных местах. Его утверждения быстро были подхвачены пропагандистами расизма и способствовали распространению нацизма.

ЭКОЛОГИЯ

эрнст геккель -основоположник науки экологии

А.А. Никольский, Д.А. Степанов

Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5Б, Москва, Россия, 113093

Приводится перевод с немецкого языка на русский главы «Экология и хорология» из книги немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля «Общая морфология организмов» (1866), где впервые дано определение экологии как науки, дошедшее до наших дней практически без изменений.

Ключевые слова: Геккель, Миклухо-Маклай, история науки, экология, хорология.

История развития экологической мысли начинается с определения Эрнстом Геккелем экологии как науки. В 1866 г. вышла известная книга Геккеля (Ernst Heinrich Philipp August Haeckel) «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»), где в главе «Экология и хорология» он ввел понятие «экология» и раскрыл его содержание.

Ниже мы воспроизводим титульный лист этой книги, начало 11-й главы второго тома и ее перевод с немецкого языка на русский.

Геккель родился 16 февраля 1834 г. в Потсдаме в семье советника Карла Геккеля. Скончался Геккель 9 августа 1919 г. в Йене. Основные труды Геккеля посвящены разнообразию живой природы. В историю науки он вошел как последовательный эволюционист и один из наиболее активных исследователей разнообразия жизни на нашей планете. В его книге «Красота форм в природе» («Kunstformen der Natur», 1904), включающей более чем 1000 гравюр, изготовленных самим автором, представлено то, что на языке современной науки называется «биологическое разнообразие».

Сторонник и последователь Ч. Дарвина, Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных организмов (теорию гаструлы), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организмов воспроизводятся основные этапы их эволюции, построил первое генеалогическое древо всех форм жизни.

Э.Геккель

дшдамиш икишАик

IЖ К 0 К (д А NIN (! 11 К N К О И. М И N - №" I« Я К N й С И А П

М ЕСИ А ШМО Н ВЕ<>КШ1>ЕТ шшии 1)1 Е У(Ж

СИЛ К.Ь И 8 I > Л Ш I N

К К К (ЯIМIIIТ К I) К Н (" К NI) К N1- Т111{ и КIК,

Е1ШТ НАЕСКЕ1.

7ЛХ К ГТК К В АКБ:

АЬЬО ЕМ Е1N К НМ"И ЮК Е1ЛШи«(ЖС11 IОНТЕ

„К 14111 41 МШП"К!

МП" Л» II I" (¡ШШ-ОШМСШМ ТЛ1""К1.1Ч.

I) К 1!. I, I N.

укиклс V О N (¡кош; ккшки. 18(1(1.

Титульный лист книги Э. Геккеля «Общая морфология организмов»

280 Tic 1>с»сеш1еия-Theorie und dio Solcetions - Thoorio,

XI. Oecologie und Chorologie.

In den vorhergehenden Abschnitten haben wir wiederholt darauf hingewiesen, dass alle grossen und allgemeinen Erscheinungsreihen der organischen Natur ohne die Descendouz-Theorie vollkommen unverständliche und unerklärliche Ililthsel bleiben, während sie durch dieselbe eine eben so einfache als harmonische Erklärung erhalten1). Dies gilt in ganz vorzüglichem Maasse von zwei biologischen Phaeno-men-Complexen,. welche wir schliesslich noch mit einigen Worten besonders hervorheben wollen, und welche das Object von zwei besonderen, bisher meist in hohem Grade vernachlässigten physiologischen Disciplinen bilden, von der Oecologie und Chorologie der Organismen8).

i Unter Oecologie verstehen wir die gesammte Wissenschaft von den" ИI!Ziehungen des Orgunismus zur umgebenden Aussen weit, wohin wir im weiteren Sinne alle „Existenz-Bedingungen" rechnen können. " Diese sind theils organischer, thcils anorganischer Natur; sowohl diese als jene sind, wie wir vorher gezeigt haben, von der grössten Bedeutung für die Form der Organismen, weil sie dieselbe zwingen, sich ihnen anzupassen.> Ум den anorganischen Existenz-Bedingungen, welchen sich jeder Organismus anpassen muss, gehören zunächst die physikalischen und chemischen Eigenschaften seines Wohnortes, das Klima (Eicht, Wärme, Feuchtig-keits- und Iilectricitäts-Verhältnisse der Atmosphäre), die anorganischen Nahrungsmittel, Beschaffenheit des Wassers und dos Bodens etc.

Als organische Existenz-Bedingungen betrachten wir die sämmt-lichen Verhältnisse des Organismus zu allen übrigen Organismen, mit denen er in Berührung kommt, und von denen die meisten entweder zu seinem Nutze« oder zu seinem Schaden beitragen. " Jeder Organismus hat unter den übrigen Freunde und Feinde, solche, welche seine Existenz begünstigen und solche, welche sie beeinträchtigen. Die Organismen, welche als organische Nahrungsmittel für Andere dieneu, oder welche als Parasiten auf ihnen leben, gehören ebenfalls in diese Kategorie der organischen Existenz- Bedingungen.^Von welcher ungeheueren Wichtigkeit alle diese Anpassung^-Verhältnisse für dio gesammte Konnbildung der Organismen sind, wie insbesondere die ori) 1 HuMi Щ|[<<*1н")1гп »i im* Ii ii n 1.41" h - г и и на I и Ii u il п ti (.и и к Ног Ii о л ■"< м i! и и я* РГ Ii и п-H« 11h* (Uli Himllliiliilo lliiil(i(,"i«, um) iiiüliiiüiiiiiliirn l"lli" diu МигрЬиЬщ!« iluf lIrgmiliiiiKiii, hüiiiiuii wir »iolit ul"l pmiiii inul nioliL iii"iiij{utiil коник >l«n tii"iliiiikuiiliiauii odur dimlislUeli vurbluiidnteii (Jugihü"ii dui"nolliim (iiilxi"^iui luilUiu , dnrim Uiltmloyinnlm Ibginullk tun- iluilii ibiu Stiirki) busitut, dn>.s siu ullu diese grossün und ¡illgoinciiien lirscliolimn(fsi-cihcii der urgimisdiai Nntiir gur iiii*IiL гu orlUüroii val"lllügun.

И oixo?, d, dvr Ilimslntlt, diu IiubitimlHtKinliuiiKRii; у<Лр 1, Tf, dor Wohnort, dur Viirtirnituii^üliii"/irli.

Первая страница 11-й главы «Экология и хорология» из книги Э. Геккеля «Общая морфология организмов»

Обширные знания живой природы, огромные личный опыт естествоиспытателя и глубочайшая интуиция позволили Гекке-лю в небольшой по объему главе раскрыть понятие «экология» настолько точно и емко, что оно и сегодня без особых изменений переходит из учебника в учебник на многих языках мира, хотя временами уже забывают, кто первым произнес слово «экология».

Наш университет, Российский университет дружбы народов, находится на улице Миклухо-Маклая. В этой связи небезынтересно узнать, что наш знаменитый соотечественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, будучи студентом Йенского университета, в качестве ассистента Геккеля в 1866 г., в год выхода в свет «Общей морфологии организмов», совершил большое научное путешествие по маршруту: Мадейра - Тенерифе - Гран Канария - остров Ланцерот - Марокко - Гибралтар - Испания - Париж. Миклухо-Маклаю было тогда всего 19 лет.

Вероятно, не без влияния Миклухо-Маклая в 1887 г. Геккель совершил путешествие в Россию, проехав по маршруту: Санкт-Петербург - Москва - Ростов - Владикавказ - Тифлис - Кутаис - Батум - Ялта - Севастополь - Одесса - Киев. Будучи великолепным художником, он отразил свои впечатления об этом путешествии в серии акварелей.

Акварель Э. Геккеля «Кавказ. Монастырь на Казбеке. 2180 м». Написана 8 сентября 1897 г. во время путешествия по России (из: Воронцов Н.Н., Природа, 1984 г., № 8)

Э. Геккель (слева) и Н.Н. Миклухо-Маклай во время путешествия на Канарские острова в 1866 г.

Внимательно вчитываясь в сказанное Геккелем 150 лет назад, мы обнаруживаем, что своим гением выдающийся естествоиспытатель предвосхитил большую часть того, что мы вкладываем в современное содержание понятия «экология». Современный Геккелю язык науки не должен вводить нас в заблуждение. Например, Геккель называет «физиологией» то, что в современной науке принято называть «биологией». «Органические и неорганические условия существования», по Геккелю, не что иное, как биотические и абиотические экологические факторы в современной экологии. «Организмы, которые служат источником органической пищи для других...» - это современное представление о цепях питания. «...Каждая особь занимает определенное место в природном балансе, совместно с другими организмами формируя экономику природного целого...» - в современной экологии мы бы оперировали такими понятиями, как «экологическая ниша» и «экологическая система» и т.п.

Ниже приводится перевод с немецкого языка на русский главы 11 «Экология и хорология» книги Э. Геккеля «Общая морфология организмов» (1866). Перевод выполнен Д. Степановым.

«В предыдущих разделах мы неоднократно обращали внимание на то, что все общие ряды признаков в органической природе за рамками теории происхождения остаются совершенно непонятными и необъяснимыми загадками, хотя они сами имеют простое гармоническое объяснение. Это в высшей степени относится к двум комплексам биологических явлений, которым нам хотелось бы уделить еще несколько слов и которые являются объектами двух, до сих пор, не имевших широкого распространения физиологических дисциплин, а именно экологии и хорологии организмов.

Под экологией следует понимать комплексную науку о взаимоотношении организмов с окружающей их внешней средой, под которой мы подразумеваем все условия существования организма. Они имеют частично органическую, частично неорганическую природу; как те, так и другие имеют важнейшее значение при формообразовании организма, т.к. он должен к ним приспосабливаться. К неорганическим условиям существования, к каждому из которых организм вынужден адаптироваться относятся прежде всего физические и химические свойства его местообитания, климат (свет, тепло, соотношение влажности и электрических свойств атмосферы), неорганические источники питания, условия водной среды, почв и т.д.

однако нисколько не соответствует их исключительной значимости. Физиология, которая накапливает знания по этому вопросу, до сего момента исследовала крайне односторонне исключительно механизмы выживания организмов (сохранение индивидуальных особей и видов, питание, размножение), а из всех механизмов взаимоотношений лишь те, которые рассматривали взаимосвязи отдельных частей организма между собой и ко всему организму в целом. Напротив, она в высшей степени пренебрегала взаимоотношением организма с внешним миром, положением, по которому каждая особь занимает определенное место в природном балансе, совместно с другими организмами формируя экономику природного целого. Она не подвергала критике все накопленное собрание фактов „Естественной истории", не делала попыток дать им механическое объяснение.

Столь значительный пробел физиологии может быть полностью заполнен только теорией отбора и непосредственно вытекающей из нее теории происхождения. Последняя показывает, что все бесконечно сложные отношения, в которых находится каждый организм с внешней средой, постоянное взаимодействие со всеми органическими и неорганическими условиями существования, являются не предусмотренным творением планомерно меняющего природу создателя, а неизбежным влиянием естественной материи с присущими ей свойствами, постоянно меняющимися во времени и пространстве. Теория происхождения механически рассматривает место организма в природе как неизбежное следствие действующих явлений, и этим самым выстраивает монистический фундамент экологии. То же самое справедливо и для хорологии организмов.

Под хорологией следует понимать комплексную науку о пространственном распространении организмов, их географическом и топографическом распределении на поверхности земли. Дисциплина изучает не только местонахождение и границы районов распространения организмов в горизонтальной проекции, но также распределение организмов под поверхностью моря вертикально вниз в глубины океана и над поверхностью моря вверх к горным вершинам. В более широком смысле сюда входит вся „География и топография животных и растений", а также статистика особей, которая дает математическое описание механизмов их распространения. В последнее время этому разделу биологии уделяется повышенное внимание. Новую жизнь в него вдохнули вызвавшие повышенный интерес естественнонаучные труды Александра Гумбольдта и Фредерика Скоуа по „Географии растений". „География животных" стараниями Бергхауза, Шмарда и других была также выделена в отдельную дисциплину. Однако практически все предыдущие исследования в этой области в той или иной степени были направлены лишь на то, чтобы провести собрание и описание хорологических фактов, не придавая особого значения причинам их проявления. Многократные сходства организмов в определенных условиях среды преподносились как единственные причины их географического и топографического распространения, хотя отчасти это и является правдой. До тех пор пока господствовала концепция постоянства видов и отрицался разумный, монистический взгляд на органическую природу, более глубокое изучение причин и взаимосвязей в хорологических проявлениях было невозможным. Только с помощью теории происхождения, которая опровергла эту концепцию, стал возможным новый взгляд, и стало понятно, какие потрясающие

объяснения получают хорологические явления. В одиннадцатой и двенадцатой главах своего труда Чарльз Дарвин отметил, что все бесконечно сложные и разнообразные отношения в географическом и топографическом распространении животных и растений удовлетворительным образом описываются основными положениями теории происхождения, в то время как без нее вообще не подвергаются объяснению. Здесь мы предлагаем остановиться на этом емком положении, так как на данном этапе у нас нет причин для более близкого рассмотрения предмета.

Все признаки, которые были приняты чисто эмпирической хорологией как факты, а именно вертикальное и горизонтальное распределение различных видов организмов по Земле; гетерогенность и изменчивость границ районов их распространения; повышенная изменчивость особей на границах районов; более близкое родство видов внутри наиболее узких районов; характерные пропорции обитателей пресных вод по отношению к морским обитателям, обитателей островов по отношению к обитателям соседнего материка; отличия обитателей северного и южного, а также восточного и западного полушарий - все эти основные признаки объясняются теорией происхождения как неизбежное действие естественного отбора при борьбе за существование, как механическое следствие действующих причин. Если бы мы захотели нарисовать общую теоретическую картину последствий естественного отбора с точки зрения географического и топографического распространения организмов, то контуры этой картины полностью совпали бы с контурами хорологической картины, которую дает эмпирическое наблюдение.

Таким образом, мы обнаружили, что фактически существующие взаимоотношения организмов и окружающей среды, которые проявляются через совокупность экологического и хорологического распространения организмов, объясняются теорией происхождения как неизбежные следствия механических причин, в то время как без нее остаются абсолютно необъяснимыми и мы усматриваем в этом серьезную доказательную опору для самой теории происхождения».

ernsthaeckel-the founder of the science of ecology

A.A. Nikol"skii, D.A. Stepanov

Ecological Faculty Peoples" Friendship University of Russia

Podol"skoe sh., 8/5, Moscow, Russia, 113093

Translation from German on Russian 11th head, «Ecology and horology», from the book of German scientist Ernst Haeckel «General morphology of organisms» (1866) where ecology definition, as the sciences, reached practically without changes for the first time is made up to now is resulted.

Key words: Haeckel, Mikluho-Maklay, science history, ecology, horology.

Расскажите
друзьям!

Паули Д. Оджала и Матти Лейсола
Перевод: И. Чистякова (Христианский Научно-Апологетический центр)
Переведено с разрешения creation.com

Эрнст Геккель

Некогда эмбриологию называли Entwicklungsgeschichte - «эволюционной историей организмов», полагая, что каждый организм повторяет эту историю в своём развитии. Типология Эрнста Геккеля вобрала в себя идеи Гёте, классификационные построения Кювье, ламарковские «механизмы» наследования приобретённых признаков - и поместила всё это в систему дарвиновского филогенеза.

Подделка рисунков, изображающих развитие эмбриона, - не единственная геккелевская фальсификация. Геккель сконструировал первое универсальное филогенетическое древо и описал первого обезьяночеловека ещё до находок каких бы то ни было фактических доказательств. Свою статью «Монерон» он сопроводил художественными зарисовками самопроизвольного зарождения жизни из неорганического вещества, которые затем, в период распространения эволюционного учения (вплоть до 1920-х годов), кочевали из учебника в учебник.

Благодаря наследию Геккеля получили логическое «обоснование» мифы об отсутствии у новорожденных чувства боли, законы в защиту абортов, психоанализ и даже сексуальная революция. Геккель снабдил материализм целым арсеналом лозунгов и новых терминов. Он основал Лигу монистов, которая во всеуслышание провозглашала эволюционизм высшим божеством науки и внушала простым людям, что наука отрицает «дуализм» - идею сосуществования духа и материи. Эта мысль оказалась одинаково привлекательной для социалистов и «прото-фашистов»: об этом свидетельствуют многочисленные письма, приходившие Геккелю - дарвинисту-демагогу - со всего мира. Недавно найденные письма, отправленные ему из Скандинавии, показывают, что взгляды Геккеля преобладали в дарвинизме не только в Германии, но и в северных странах.

Эрнст Геккель - наследник Дарвина

Эрнст Генрих Филипп Август Геккель (1834-1919) являлся профессором зоологии Йенского университета с 1862 по 1909 год. На этом посту он сменил выдающегося морфолога Карла Гегенбаура, который в 1862 году подал в отставку (и позже переселился в Гейдельберг). Геккель получил место в университете еще до распространения эволюционного учения. Он изучал беспозвоночных - в частности, радиолярий (амебоподобных простейших с причудливым минеральным скелетом), губок и кольчатых червей. В своей научной работе он описал более 3500 видов радиолярий.

Как и Чарльз Дарвин (1809-1882), Геккель женился на своей двоюродной сестре (глубоко верующая Эмма Дарвин была против публикации исследований своего мужа). Анна Геккель (в девичестве Сете) скончалась в день тридцатилетия мужа, и её смерть пробудила в нём отвращение к духовному. Гегелевская «Общая морфология» - взрыв чувств ожесточившегося человека, который от горя не смог даже присутствовать на похоронах горячо любимой жены. В письме Дарвину Геккель написал: после безвременной кончины Анны ему всё равно, что о нём будут думать.

Дарвин избегал рассуждений о том, как его теория соотносится с христианством; Геккель же выступал даже против идеи дуализма, предполагающей сосуществование материи и духа, ansich (как таковой) - и поэтому называл свои взгляды «монизмом».

Именно Геккель, а не Дарвин, «штамповал» один за другим непродуманные термины. Собственно, благодаря нововведенной терминологии Геккелю и удалось преуспеть. В научной среде до сих пор популярны «экология», «тип», «филогенез», «онтогенез», «протисты», «палингенез», «ценогенез», «гаструла», «бластула» и «морула». Геккелевские термины прижились даже несмотря на факт подлога важнейших свидетельств и рисунков.

Олаф Брайдбах (Olaf Breidbach), директор дома-музея Геккеля в Йене , указывает на принципиальные классификационные различия между типологией Геккеля и филогенезом Дарвина. Термин «морфология» был введён немецким мыслителем Иоганном Вольфгангом фон Гёте (1749-1832). Геккель соединил внеисторические взгляды Гёте с радикальными построениями Дарвина. Чтобы «раскрыть истинное устройство природы», Геккель добавил к предложенной Дарвином теории постепенного эволюционного развития идею преформированного «онтогенеза» (индивидуального развития организма). Для этого он заимствовал классификационную систему Жоржа Кювье (1769-1832) и переработал ее в соответствии с дарвиновской концепцией филогенеза.

Геккель был на 25 лет моложе Дарвина. Известность и положение он в немалой степени приобрёл из-за своего предвзятого подхода к изучению эмбрионального развития и, в особенности, благодаря признанию самого основателя эволюционной теории. В поздних изданиях «Происхождения видов» (глава XIV) сказано:

«Профессор Геккель… посвятил свои обширные познания и талант изучению того, что он называет филогенией, или линиями родства, связывающими все органические существа. При построении таких [генеалогических] рядов он опирается преимущественно на эмбриологические признаки…»

В результате популяризаторской деятельности Геккеля его идеи оказали на науку большее влияние, чем дарвиновские. Главный труд неутомимого йенского профессора «Общая морфология» стал попыткой систематизировать всю биологию в соответствии с теорией Дарвина. Геккелевские «филогенетические древа» включали в себя все формы жизни. Эту книгу Геккель написал всего за год в местах, где некогда был счастлив с женой. Если Дарвин писал всего лишь по три часа в день, то сломленный утратой Геккель, наоборот, совершенно потерял сон. По свидетельствам современников, он мог спать по три-четыре часа в сутки. Дарвин, чьи учёные звания ограничивались, насколько известно, степенью магистра гуманитарных наук и чьи добытые «экземпляры» в большинстве своем благополучно съедались самим исследователем, восхищался энергией и научным подходом Геккеля. Он не переставал восхвалять молодого профессора:

«При попытках проследить генеалогию млекопитающих, а следовательно и человека, спускаясь всё ниже по ступеням животного царства, мы погружаемся в более и более тёмные области науки… Тот, кто желает знать, чтò может дать ум и знание, должен обратиться к сочинениям проф. Геккеля».

Нередко идею рекапитуляции, вслед за Дарвином, ошибочно приписывают Карлу фон Бэру (1792-1876) либо приравнивают к простому сходству эмбрионов. Но Дарвин упомянул в данном контексте эстляндского немца фон Бэра, бывшего в то время уже в преклонном возрасте, по ошибке. За год до смерти фон Бэра у Дарвина, судя по всему, не было его работ.

Рисунок 1. Вульгарный эволюционный расизм в представлении Эрнста Геккеля в знаменитой книге «Эволюция человека» (немецкое издание 1874 года), где были опубликованы и печально известные рисунки эмбрионов.

В 1859 году был опубликован труд Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». В книге была всего одна иллюстрация. Зато во введении к следующему дарвиновскому труду, посвященному эволюции человека, уже красовалась целая кавалькада рисунков: злополучные геккелевские эмбрионы. До выхода в свет «Происхождения человека» (1871) Дарвин не брался экстраполировать свою теорию на людей. Но к тому времени уже стали выходить в свет труды честолюбивого Геккеля. И отдавая дань уважения коллеге, пожилой Дарвин написал во введении к своей новой книге: «Тем не менее мысль, что человек, наравне с другими видами, представляет потомка какого-либо древнего… типа, вовсе не нова… поддерживается теперь многими знаменитыми натуралистами и философами, как… и в особенности Геккель… Последний, кроме своего превосходного сочинения «Generelle Morphologie» (1866), издал в недавнее время, в 1868 г., и вторым изданием в 1870 г., свою «Natürliche Schöpfungsgeschichte», в которой всесторонне разобрал родословную человека. Если бы эта книга появилась прежде, чем было написано моё сочинение, я, по всей вероятности, не окончил бы его. Почти все выводы, к которым я пришёл, подтверждаются Геккелем, и его знания во многих отношениях гораздо полнее моих».

Демагог-догматик европейского масштаба

К 1914 году Геккель был принят в члены почти сотни профессиональных и научных обществ. По свидетельствам современников, после ухода Геккеля в отставку его теории превратились, по сути, в эгоцентричный догматизм. Например, в 1911 году в ходе продолжительных дискуссий, а позже в переписке с основателем финской генетики Г. Федерлеем (Harry Federley) Геккель упорно отрицал законы Менделя.

Классический труд Геккеля «Мировые загадки» (Die Weltratsel , 1899) стал одной из самых популярных книг в истории науки. В Германии первое издание вышло более чем стотысячным тиражом и разошлось в течение года. К 1919 году книгу уже переиздали десять раз и перевели на 30 языков. К 1933 году в Германии было продано почти полмиллиона её экземпляров.

Эта книга одинаково вдохновляла на мятеж как «правых», так и «левых». Воистину, трудно отыскать в ХХ веке точку соприкосновения, которая бы объединила политических экстремистов всех мастей и толков лучше, чем идеология эволюционизма. Покойный Стивен Джей Гулд (1941-2002) утверждал, что книги Геккеля

«вне сомнения, в бóльшей степени, чем труды кого бы то ни было из учёных, включая Дарвина и Гексли (по откровенному признанию последнего), сумели убедить весь мир в обоснованности теории эволюции».

Геккелевская теория рекапитуляции оказала влияние как на точные науки (например, палеонтологию), так и на гуманитарные области знания (в частности, на судебно-медицинскую антропологию и психоанализ). Как ни парадоксально, но её влияние можно проследить даже в сексуальной революции, скаутском движении и бихевиористской гипотезе «tabula rasa ». О межнаучном лобби монистов упоминает в своих «Монистических проповедях» Вильгельм Оствальд. Геккелевские рисунки, на которых он изобразил обнажённую женщину в окружении похотливых обезьяноподобных самцов, можно по праву считать предшественниками «рекапитуляционного пансексуализма» Зигмунда Фрейда.

Хотя академические заслуги Геккеля в Йене давно остались в прошлом, на европейском континенте он продолжал оставаться знаковой фигурой. Он вступал в полемику с церковными властями и пропагандировал национализм. Воинственный профессор был убеждён, что законы природы (как он их понимал) должны стать законами общества, и предлагал спасать нации от биологического вырождения, призывая на помощь антиклерикализм, рационализм, материализм, расизм (рисунок 1), патриотизм, евгенику и идею превосходства арийской расы.

Туманное выражение «лабиринт онтогенеза» Геккель впервые употребил в «Мировых загадках». Книга эта не нуждалась ни в иллюстрациях, ни в подробных пояснениях. Все двадцать глав состояли из рассуждений об «эмбриологии души» и «филогенезе души». Изображения человеческого эмбриона с жаберными щелями, хвостом, плавниками и бороздами, иллюстрирующие идею внешнего сходства эмбрионов позвоночных, остаются одной из самых распространенных иллюстраций в учебниках биологии, хотя являются фальшивкой.

В 1906 году Геккель организует в Йене Лигу монистов (Monistebund ). К 1911 году она насчитывала почти 6000 человек, среди которых были и богословы самого радикального толка. Собрания групп, входящих в Лигу, проходили в 42 городах Германии и Австрии.

Недооцененная сложность клетки

Прошли десятилетия с тех пор, как Луи Пастер (1822-1895) в результате экспериментов со стерильными средами, поставленных им в 1859-1862 годах, казалось бы, окончательно распрощался с идеей самопроизвольного зарождения жизни. Но Геккель продолжал хранить веру в сверхъестественные эволюционные возможности белков. По его мнению, бесформенные отложения гипса на морском дне являлись доказательством существования простейших форм жизни. При популяризации этой идеи игнорировались не только открытие «латентных факторов» («Anlagen») Менделя, но и наблюдения Пастера.

Геккель выдумал и нарисовал группу доклеточных протоплазменных организмов, которые он назвал «монерами» (рисунок 2). Он считал, что

«в их строении не должно быть абсолютно никаких органов, они должны полностью состоять из бесформенной, примитивной гомогенной материи… всего лишь какой-то бесформенный, подвижный сгусток слизи или ила, представляющий собой белковое соединение углерода».

Рисунок 2. Цикл размножения монеры - предполагаемого промежуточного звена между неживой материей и живыми организмами. На рисунке показаны «подробности» самопроизвольного зарождения живого организма. Это одна из наиболее очевидных фальсификаций среди иллюстраций, приводимых в трудах Геккеля. (Из шведского издания «Истории миротворения» , стр. 127).

До последнего переиздания в 1920-х годах геккелевская «История миротворения» печаталась без изменений. Детальное описание вымышленных «частиц жизни», по-видимому, представляло собой осознанный обман, поскольку Геккель был выдающимся знатоком морских организмов и даже издавал художественные альбомы с их реальными изображениями. В оригинальном виде статья о «монерах» насчитывала 70 страниц текста и включала 30 рисунков.

Томас Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895) - дедушка Джулиана Гексли и Олдоса Хаксли - якобы подтвердил в 1868 году существование геккелевского «монерона» и назвал его Bathybius haeckelii . Однако позже он опроверг это открытие (когда выяснилось, что он наблюдал кремнистую массу). Кстати, ему принадлежит афоризм: «Наука - это организация здравого смысла, где много красивых теорий были уничтожены уродливыми фактами».

Переписка Гексли и Геккеля свидетельствует о том, что Британские острова и континентальная Европа заметно различались по духу. Возможно, отчасти поэтому Англия оказала идейное сопротивление немецким нацистам с их «расовой гигиеной». Английское издание «Общей морфологии» не включало в себя ни главных аргументов Геккеля о происхождении человека, ни его «системы монизма». Гексли, будучи пламенным поборником дарвинизма, вырезал, тем не менее, целые главы из основного геккелевского труда. Сам Гексли был агностиком - кстати, именно он и придумал термин «агностицизм».

Для обозначения гипотетических частиц наследственности Геккель ввел понятие «пластидул». Эти «молекулы памяти» считались предшественниками генов. На Западе квазинаучные теории химической эволюции склонялись к идее первичности ДНК/РНК; в социалистических странах более популярной была догма о первичности белка. Вообще, геккелевское «прочное основание» нигилистического материализма как нельзя лучше подходило советской системе. Геккелем и его взглядами восхищался Ленин (1870-1924). Под влиянием геккелевских идей действовал и Трофим Лысенко (1898-1976), изобретатель пагубных агротехнических приемов, ставших одной из причин голода в Советском Союзе. Лысенко был любимцем Сталина (1878-1953) и, конечно же, целиком подчинялся вождю. В хвалебной речи, напечатанной в 1953 году в газете «Правда», Лысенко отмечает, что «товарищ Сталин уделил время внимательнейшему изучению важнейших проблем биологии», «непосредственно редактировал проект доклада "О положении в биологической науке", подробно объяснил мне свои исправления, дал указания, как изложить отдельные места доклада».

Геккель также отрицал теорию энтропии (контрэволюции). Он считал, что жизнь отличается от неорганической материи лишь степенью организации. Память - лишь общая функция всякой организованной матери. После открытия жидких кристаллов, в частности альбумина, живой стала считаться вся материя; даже электроны рассматривались в качестве примитивной жизни. «Специфические физико-химические свойства угля» считали механическими причинами «специфического двигательного явления», называемого жизнью. Считалось, что жизнь продолжает самопроизвольно зарождаться везде, где только складываются подходящие условия.

В 1878 году Геккель сформулировал концепцию «клеточных душ» и «душевных клеток», и этим положил начало идее «единства», основанного на «пластидулах», невидимых однородных элементарных молекулах протоплазмы. Последний опубликованный его труд (DieKristallsehen , 1917) был посвящен развитию «описательной кристаллографии» и «физиологии» «психосоматических» кристаллов. По Геккелю, «души атомов» взаимодействуют друг с другом посредством притяжения, отталкивания и кристаллизации. Он наделял клетки душой, а материю считал состоящей из клеток.

Необходимо помнить, что в начале ХХ века жизнь не определялась с позиций теории информации, как это принято сегодня после революционных открытий ДНК. Еще в 1960-х годах клетки считались всего лишь сосудами для реактивов, содержащими сложные химические смеси, в которых поддерживаются постоянные температура и давление. Сведения о метаболизме только появлялись, и учёные все еще считали, что клеточные процессы можно описать как сложный ряд случайных соударений, происходящих в результате диффузии веществ в ограниченном пространстве.

Подтасовка как система

Геккель не был последовательным материалистом, поскольку движущей силой эволюции считал некие мистические силы внутри самой материи. Отрицание учения Грегора Менделя (1823-1884), основанного на бесчисленных экспериментах, было чудовищной ошибкой. Новые признаки не появлялись в горохе «из ничего». Геккель полностью перешел на сторону антименделевской «науки», полагавшей, что среда оказывает прямое воздействие на организмы и в результате этого возникают новые расы.

Рисунок 3. Первое всеобъемлющее генеалогическое/филогенетическое древо, составленное Эрнстом Геккелем. Обратите внимание на выдуманную «монеру» у подножия дерева. Геккель переносил одни и те же рисунки из книги в книгу. (Иллюстрация из 5-го издания «Эволюции человека» ).

В своей недавней книге Ричард Вайкарт (Richard Weikart) особо отмечает, что на конгрессе монистов Геккель выступал против духовного начала и упорно отстаивал детерминизм, отрицая свободу воли человека. Природа и человек едины, поэтому для выживания необходимо приспосабливаться к «экологической» общности. Похоже, понятие «экология» у Геккеля изначально имело прото-фашистский смысл.

Геккель сделал свой немалый взнос в различные области естественных наук. Ещё до обнаружения каких-либо останков первого предполагаемого предка человека он уже дал этому предку название: Pithecanthropus alalus (обезьяночеловек неговорящий). Позже именно соратник Геккеля антрополог Эжен Дюбуа (1858-1940) обнаружил «яванского человека». Геккелианские корни этой находки скрыты переименованием: сейчас «яванского человека» именуют Homo erectus , но изначально он был назван Pithecanthropus erectus .

В свое первое филогенетическое древо Геккель включил всё животное царство (рисунок 3). Он представил его в виде ряда - от простого к сложному, а пустоты заполнил воображаемыми существами. Различные эмбриональные фазы получили имена, соответствующие звеньям этой эволюционной цепи. Существенные признаки в уже известных нам изображениях эмбрионов были названы «гетерохронией» (эволюционными изменениями относительных сроков появления и темпов развития признаков). Когда же Геккель столкнулся с проблемой, отнести ли низшие организмы к животному царству или растительному, он изобрёл ещё одно новое понятие - «протисты».

Даже спустя полвека после опубликования «Происхождения видов» биологи продолжали горячо спорить о принципе естественного отбора. Дарвина чтили за идею общего происхождения, хотя, в сущности, он просто сделал первую попытку причинно-следственного объяснения устойчивого полового отбора.

Даже если закрыть глаза на то, что Дарвин аккуратно отредактировал свою автобиографию и письма до 1860 года, умалив первооткрывательские заслуги Альфреда Уоллеса (1823-1913) , очевидно, что Дарвин следовал традициям Мальтуза, обосновавшего сохранение «классового общества». В годы промышленного переворота, который пришёлся на детство учёного, в Лондоне даже девочки младше 12 лет нередко были вынуждены работать более 100 часов в неделю. Сам Дарвин принадлежал к высшему обществу. По иронии судьбы, именно двоюродный брат Чарльза, Фрэнсис Гальтон (1822-1911), придумал термин «евгеника» (расовая гигиена), а свой благородный род именовал не иначе как «наследственный гений» - по заглавию собственного труда, вышедшего в 1869 году.

Впрочем, Чарльз Дарвин, проводивший жизнь в светских визитах или за охотой в лесу, никогда не пытался перенести свои эволюционные идеи, «наблюдаемые» в природе, на иерархию английского общества. Геккель же, наоборот, настойчиво убеждал в этом простых людей, выдающихся представителей немецкой науки и бесчисленное множество чиновников всех рангов - пока, в конце концов, его «замечательный» биогенетический закон не признали неисчерпаемым кладезем эволюционной информации.

От детоубийства к геноциду

Методологическая расплывчатость рассуждений Геккеля создавала почву для более неприязненного отношения к «неполноценным» расам и людям, нежели учение Дарвина. Тем не менее, Дарвин также обосновывал характерные для высшего света мальтузианскую безучастность и отсутствие сострадания:

«В борьбе за существование более цивилизованные народы так называемой европеоидной расы победили турок. Если взглянуть на мир уже в недалеком будущем, мы увидим, какое необозримое количество низших рас будет уничтожено по всему миру более высокоразвитыми расами!»

Геккель подчёркивал физическое сходство людей и животных, а человеческую мысль считал всего лишь физиологическим процессом. Его сравнительная эмбриология превращала человека из особого создания в одного из бесчисленных представителей животного царства.

В 1904 году в дополнение к своему бестселлеру «Мировые загадки» Геккель издает книгу «Причудливые формы природы». В ней провозглашалось, что новорожденные рождаются глухими и лишены сознания - из чего автор далее заключил, что при рождении человек не имеет ни души, ни духа. Геккель выступал за умерщвление новорожденных с патологией или увечьями. Он называл это «актом милосердия» - как и умерщвление любого неизлечимо больного или неполноценного человека:

«Современное общество искусственно поддерживает жизнь сотен тысяч неизлечимых людей - сумасшедших, прокажённых, больных раком и так далее. Их страдания старательно продлеваются, не принося пользы ни им, ни обществу в целом… При общей численности населения Европы в триста девяносто миллионов человек как минимум два миллиона - это психически больные люди, из которых более двухсот тысяч неизлечимы. Сколько страданий для самих больных, сколько невзгод и горя для их близких, сколько личных и общественных расходов! От скольких же мучений и трат можно было бы избавиться, если бы люди наконец приняли решение всего лишь одной дозой морфия освободить неизлечимо больных от неописуемых пыток!»

В своем неоднозначном, но новаторском исследовании (1971) Дэниел Гэсмен (Daniel Gasman) напоминает нам слова Гегеля о том, на чём строились его выводы:

«Спартанцы проводили тщательный осмотр и отбор всех новорожденных. Слабых, больных или страдающих от какой-либо физической немощи убивали. Жить дозволялось только совершенно здоровым и сильным детям, и только они впоследствии продолжали род».

Геккель опередил Гитлера в пропаганде спартанского мировоззрения «природа превыше заботы» - и поэтому несёт прямую ответственность за зверства нацистов.

От детоубийства «телесная» наука и «телесное» право перешли к обоснованию правомерности истребления целых народов:

«…морфологические различия между двумя общепризнанными видами - например овцами и козами - гораздо менее существенны, чем… между готтентотом и человеком тевтонской расы».

Геккель делил людей на две категории - «курчавых» и «прямоволосых». Первые, по его мнению, были «неспособны на настоящую внутреннюю культуру и высшее интеллектуальное развитие». А «симметрию всех частей тела и то гармоничное развитие, которое мы считаем неотъемлемым от совершенной человеческой красоты» , по мнению Геккеля, можно было найти только среди арийцев.

«Умственная деятельность дикарей поднялась не намного выше высокоразвитых млекопитающих, в особенности приматов, с которыми их объединяет генеалогическое родство. Все их интересы сводятся к физиологическим потребностям питания и размножения, или же удовлетворению голода или жажды в грубейшей животной форме … говорить об их интеллекте можно не больше (или не меньше), чем об интеллекте наиболее разумных животных».
«… такие низшие расы, как веды или австралийские негры, психологически ближе к млекопитающим, - приматам и собакам - чем к цивилизованным европейцам. Поэтому мы должны наделять их жизнь совершенно иной ценностью … единственные их интересы - еда и размножение … многие высокоразвитые животные, в особенности моногамные млекопитающие и птицы, поднялись на более высокую ступень развития, чем низшие дикари».

Уже более полувека назад антропологи отвергли геккелевские расистские рисунки мозга, черепов, лиц (рисунок 4), ушей и рук представителей человеческих рас и приматов. «Эмбриологию» стали называть «биологией развития», пытаясь избавиться не только от скандального эпизода в истории этой науки, но и от её первоначального названия Entwicklungsgeschichte (эволюционная история организмов).

В связи с недавним появлением методов выращивания эмбриональных клеток стало очевидным, что идея эмбриологической рекапитуляции еще жива (вопреки формирующемуся законодательству о стволовых клетках, затрагивающему вопросы использования оплодотворенных эмбрионов для научных целей и регламентирующему деятельность транснациональных корпораций). Примером может служить широко распространённый университетский учебник Герхарта и Киршнера (Gerhartand Kirschner), в котором говорится о «способности к развитию» и о необходимости преобразования «однополярной геккелевской модели» в «биполярную геккелевскую», «двумерную геккелевскую» и «трехмерную геккелевскую модели». Очевидно, никто и не собирался отвергать идею рекапитуляции. Она прижилась как научный миф.

Прото-фашизм

Фашизм - это неоднородное политическое движение, связанное с такими событиями, как Первая мировая война, Версальский договор и Октябрьская революция. Оказало на него влияние и всепроникающее геккелевское наследие.

Дэниела Гэсмена критикуют за то, что в своей вышеупомянутой работе он неправильно истолковал геккелевские идеи: в частности, ему не удалось найти прямых ссылок на труды Эрнста Геккеля в документах нацистской аристократии. Тем не менее, Гэсмен показывает, что «геккелизм» повлиял на огромный круг далёких друг от друга течений - от национал-социализма до марксизма, от психоанализа до теософии и движения свободной мысли. Даже немецкая либеральная теология и теософия Рудольфа Штайнера построены на зыбком научном основании геккелевского эволюционизма.

Книга Ричарда Вайкарта «От Дарвина к Гитлеру» (2004) дополняет исследование Гэсмена. В ней рассказывается о том, как нацисты стремились замалчивать нежелательные для них пассажи в работах Геккеля - в частности, то, что Геккель высказывался в пользу гомосексуализма, пацифизма и феминизма. В своём аналитическом труде Гэсмен не критикует дарвинизм, поскольку не считает Геккеля настоящим дарвинистом. По мнению Гэсмена, с дарвинизмом нацистская идеология могла лишь перекликаться по чистой случайности, а вот по отношению к «геккелизму» она является его закономерным следствием. (Действительно, Геккель очень много писал о естественном отборе, хотя придерживался также и ламаркизма; при этом Дарвин считал его своим единомышленником.) Вайкарт пишет и о других людях, повлиявших на нацистскую идеологию - таких, как Фридрих Ратцель, Людвиг Вольтман, Теодор Фрич, Альфред Плёц, Дитрих Эккарт.

Геккель умело чувствовал коньюнктуру. В «Мировых загадках» можно найти полный набор аргументов, выдвигаемых против традиционных ценностей. Геккелевские рисунки стали источником вдохновения для поэтов-символистов, современного искусства и эстетики авангардного модернизма. «Геккелианство» связано сложными взаимоотношениями с фашизмом, модернизмом и позитивизмом.

Утверждение «геккелизма» в скандинавских странах

В Скандинавии дарвинизм, по крайней мере в популярной форме, по сути являлся «геккелизмом». Вульгарные экстраполяции Геккеля - как вербальные, так и визуальные - были просты для восприятия. В 1907 году, еще до того, как появились первые издания классических книг Геккеля и Дарвина на финском языке, один из современников писал:

«Но еще более ревностно настроенными оказались его [Дарвина] сторонники, особенно вышеупомянутые Гексли из Англии и Эрнст Геккель из Германии. Последний особенно способствовал стремительному распространению "дарвинизма" на европейском континенте … Без сомнений, именно Геккелю наша широкая публика обязана знакомством с "дарвинизмом" » [курсив добавлен].

О том, какое влияние имели геккелевские взгляды и идеи на современников, можно судить по следующему факту: недавно дом-музей Геккеля выпустил каталог почти 40 000 присланных ему писем и написанных им ответов. Кроме этого, примечательную переписку Геккеля мы обнаружили в Финляндии. В частности, наше внимание привлек основатель финской генетики и евгеники Гарри Федерлей. Антропология в Финляндии не была заражена расовой гигиеной. Темой переписки не были «саамы», «цыгане», «евреи» и т.д.: вместо этого обсуждались «дегенераты», «слабоумные», «сумасшедшие», «алкоголики» и «преступники».

Обзор шведской переписки Геккеля приводит к следующему заключению:

«Серьёзной критики геккелевских идей в письмах практически не встретишь. Геккель вел переписку со многими передовыми шведскими учёными и культурными деятелями, поэтому, скорее всего, и философские идеи монизма, и дарвинизм проникли в Швецию благодаря популярности книг Геккеля».

Большинство из 39 шведских корреспондентов Геккеля состояли членами Шведской королевской академии наук - той самой, которая избирает Нобелевских лауреатов. Здешние поклонники геккелевских взглядов также придерживались разномастных политических убеждений.

Заключение

Говоря о «геккелианстве», мы вновь и вновь вспоминаем слова из 1-го послания Коринфянам 12:23: «И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения».

Прямо противоположные представления формировались в переломные годы распространения эволюционной идеологии. Это была насильственная интеллектуальная революция. Вместе с данной идеологией принимались такие воззрения, от которых нынешние апологеты эволюции попросту отшатнулись бы. Геккеля вознесли на «седалище Моисеево» и вручили ему «ключи разумения». Биогенетический закон, линейная эволюция культур, самопроизвольное зарождение жизни, отрицание энтропии и ламарковские механизмы склонили чашу весов в сторону теории эволюции.

Были ли рисунки Геккеля сознательной фальсификацией, или же он сам не замечал собственных стремлений выдать желаемое за действительное? Трудно сказать. Однако ясно одно: геккелевский материализм и откровенная антихристианская и антисемитская риторика оказались востребованы. Учение Геккеля было принято чуть ли не как эвристический принцип, не ограничивающийся эмбрионами и рекапитуляцией.

Эрнст Геккель был дарвинистом-демагогом, а научное сообщество проявило преступное легкомыслие, воспроизводя его фальсификации. «Саморегуляция» процесса научного исследования, может, и позволяет исправить какие-то мелкие погрешности, но она слишком уж либеральна к ошибкам, допускаемым для того, чтобы доказать «нужную» теорию. В результате учёные лишь отцеживают комара, проглатывая при этом верблюда.

Удалось ли «геккелизму» покорить и другие страны? Об этом сможет свидетельствовать огромное количество всё ещё неисследованных писем, хранящихся в архивах дома-музея Геккеля в Йене.

Благодарности

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Статья написана на основе следующих изданий: Ojala, P.J., Haeckelian legacy of popularization - vertebrate embryos and the survival of the fakest, Challenges for Bioethics from Asia , Fifth Asian Bioethics Conference (Tsukuba, Japan), Eubios Ethics Institute Vol. 5, pp. 391- 412, 2004; а также Ojala, P.J., Vahakangas, J.M. and Leisola, M., Evolutionism in the Haeckelian shadow - Harry Federley, the father of the Finnish genetics and eugenics legislation, as a recapitulationist and a Monist propagator, Yearbook for European Culture of Science (Stuttgart, Germany) 1(1):61-86, 2005.
  2. Sander, K., Ernst Haeckel’s ontogenetic recapitulation: irritation and incentive from 1866 to our time,Annals in Anatomy 184:523 533.2002.
  3. Собрание писем Ч. Дарвина онлайн, документ 4555 от июля 1864.
  4. http://www2.uni-jena.de/biologie/ehh/haeckel.htm - 7 августа 2005 г.
  5. Breidbach, O., The former synthesis - Some remarks on the typological background of Haeckel’s ideas about evolution,Theory in Biosciences 121:280-296, 2002
  6. Darwin, C.,The Origin of the Species, 6th London edition, 1872; introduction to Part II. Цит.по: Ч.Дарвин, «Происхождение видов», 1872;вступление к части II -http://charles-darwin.narod.ru/chapter14.html - 25марта 2009.

Посвятив свою жизнь изучению живой природы, Эрнст Геккель совершил немало открытий и сделал большой вклад в науку. Подробней о научной деятельности ученого узнайте далее в статье.

Эрнст Геккель: биография

Немецкий философ и естествоиспытатель Э. Геккель родился в Потсдаме в 1834 году. Окончив школу в Мезербурге, он изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском университетах. Защитил диссертацию по зоологии в Йенском университете. В 1858 году получил диплом врача.

Эрнст Геккель проявлял незаурядный интерес к микроскопической анатомии и зоологии. В 1859 году он отправляется в экспедицию в Италию, где изучает планктон, губок, червей, открывает новые виды радиолярий. По возвращении ученый занимает пост профессора, а затем и доцента Йенского университете и преподает сравнительную анатомию.

С 1863 года начинается активная Он выступает с речью о дарвинизме, выпускает свои печатные труды, формулирует В конце XIX века исследователь отправляется в экспедицию в Египет, Алжир, на острова Мадейра и Цейлон. Позже он объездил Сирию, Корсику, Тенерифе, Норвегию, Гибралтар и другие места, изучая их животный мир и делая зарисовки.

В 1867 году Эрнст Геккель женится на Агнес Хушке. У них рождается сын Вальтер, дочери Эмма и Элизабет. Смерть жены в 1915 году сильно отразилась на здоровье и самочувствии ученого. Он умер в Германии 9 августа 1919 года.

Исследования и публикации

Получение диплома врача никак не отразилось на профессиональной деятельности ученого. Во многом на его исследования и мировоззрение повлияло общение с Чарльзом Дарвином. Книги Эрнст Геккель начинает публиковать с 1866 года. Его первый труд называется «Общая морфология организмов». Спустя некоторое время выходит книга «Естественная история миротворения», где он высказывается в поддержку эволюционной теории.

В 1866 году он формирует улучшенную версию биогенетического закона, сформулированного несколькими годами ранее. В связи с этим Эрнст Геккель выстраивает теорию гастреи, объясняющую происхождение многоклеточных из одноклеточных организмов. Благодаря этому Геккель становится известным в научных кругах.

В 1874 году выходит публикация «Антропогения, или История развития человека», в которой он излагает свою следующую теорию о существования промежуточного звена между обезьяной и человеком.

Во время экспедиции в Африке и Азии он пишет труды о медузах, глубоководных рыбах, радиоляриях, после чего посвящает исследованиям этих организмов книгу «Систематическая филогения». Всего Эрнст Геккель написал около 26 трудов, некоторые из них переведены на русский язык.

Общая морфология организмов

Ещё одна дисциплина, в развитие которой сделал значительный вклад Эрнст Геккель, - экология. В своей первой книге «Общая морфология организмов» ученый выдвигает теорию о необходимости выделить её в отдельную биологическую дисциплину. По его мнению, сложные процессы взаимодействия между собой живых организмов и их связь с окружающей средой должны быть предметом изучения науки под названием экология.

Эрнст Геккель считал, что главной задачей этой дисциплины является изучение органических и неорганических условий среды, к которым вынуждены приспосабливаться живые организмы. Под неорганической природой ученый понимал климатические факторы, такие как свет, влага, тепло, а также состав почвы и воды. К органическим Геккель относил все типы

Биогенетический закон

Вдохновившись эволюционной теорией, Геккель сформулировал закон, который также носит название закона Геккеля-Мюллера. В его основе лежит предположение, что во время повторяет формы основных этапов своей эволюции. То есть, наблюдая за развитием эмбриона, можно проследить, как происходило природное формирование его вида.

Впервые подобную гипотезу выдвинул Чарльз Дарвин в публикации «Происхождение видов», однако она была высказана не очень внятно. 1864 году Фриц Мюллер в книге «За Дарвина» говорит, что историческое развитие вида отражается в развитии индивида. Через два года Геккель на основании собственных исследований дал четкую формулировку этим мыслям под названием биогенетического закона.

Закон часто используют в качестве подтверждения дарвиновской теории, хотя в настоящее время существует много фактов, которые могут опровергнуть его правильность. Например, на начальных стадиях развитие позвоночных не одинаково. Сходства отмечаются лишь на более поздних этапах.

Теория гастреи

На основании биогенетического закона Эрнст Генрих Геккель создает теорию, которая объясняет происхождение многоклеточных организмов от одноклеточных. По его мнению, первое многоклеточное существо имело схожие черты с гаструлой - зародышевой формой, состоящей из слоя внешних и внутренних клеток.

Согласно теории, одноклеточный организм начал деление, при котором дочерние клетки не расходились, а образовывали скопление. Впоследствии они начали отличаться по функциональным и анатомическим особенностям - одни отвечали за движение, другие за пищеварение. Так, по теории Геккеля, образовался многоклеточный организм, который был назван гастреей. Напоминал он первых кишечнополостных животных.

Заключение

За свою жизнь Эрнст Генрих Геккель опубликовал множество трудов, ввел в науку термины экология, питекантроп, онтогенез и филогенез. Исследуя морской животный мир в экспедициях, он открыл больше сотни видов радиолярий. Геккель был в числе первых зоологов в Германии, примкнувших к теории Дарвина. Поддерживая эволюционную теорию в своих исследованиях, он пытался определить систему развития царства животных, сформулировал и теорию происхождения многоклеточных организмов.

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст Генрих Филипп Август (16.2.1834, г. Потсдам - 9.8.1919, г. Йена), немецкий биолог-эволюционист, зоолог, морфолог, эмбриолог, философ, популяризатор науки, один из основателей морской гидробиологии. С 1852 года изучал медицину и биологию в Вене, Берлине, Вюрцбурге под руководством И. П. Мюллера, Р. Вирхова и др. Окончил Берлинский университет (1858). В 1858-59 работал врачом в Берлине, в 1861-1909 - в Йенском университете: в 1861-65 приват-доцент, профессор сравнительной анатомии, с 1865 первый профессор зоологии, основатель и директор Института зоологии в Йене. В 1906 Геккель создал Лигу монистов, в 1908 - Филогенетический музей, в 1916 - Филогенетический архив (с 1920 - Дом Геккеля). Изучал морскую фауну в экспедициях на Канарские острова (1866-1867), в Норвегию (1869), на Красное море (1873), на Цейлон (1881-82), Яву и Суматру (1900-01). Автор трудов по радиоляриям (1862, 1887), сифонофорам (1869, 1888), глубоководным медузам (1881), известковым губкам (1872) и другим беспозвоночным. Описал около 4300 новых видов. Геккель первым среди немецких биологов использовал идею эволюции в своих исследованиях. На базе эволюционизма и принципа тройного параллелизма стремился реформировать зоологию, построил первое филогенетические древо, в котором крупные таксоны животных были расположены с учётом предполагаемых генеалогических связей. Он разделил животных на одноклеточных и многоклеточных; предложил термины «онтогенез» и «филогенез»; ввёл понятия «экология», «палингенез», «ценогенез», «гетерохрония», «гетеротропия» и др. Сформулировал (1866) биогенетический закон. Геккель существенно изменил учение Ч. Дарвина: считал наследственность свойством всего организма; принял принцип наследования приобретённых признаков; рассматривал эволюцию как результат взаимодействия между приспособительной изменчивостью, возникающей под влиянием внешних факторов или упражнения и неупражнения органов, и консервативной наследственностью; выделил три стадии в филогенезе любого таксона (юность, расцвет, дегенерация). Эти идеи использовали в дальнейшем в ортогенетических и ламаркистских концепциях, а также в лысенковщине.

Геккель выделил 30 ступеней в прогрессивной эволюции от воображаемых бесклеточных безъядерных организмов монер до человека. Между человекообразными обезьянами и примитивным человеком он постулировал наличие промежуточного звена Pithecanthropus alarus (обезьяночеловек неговорящий), что впоследствии подтвердилось находками Э. Дюбуа. Гипотезы Геккеля о возникновении древнейшего человека на исчезнувшем субконтиненте Лемурия, гиббонах как ближайших предках человека, 12 видах современного человека, европеоидной расе как высшей в эволюции человека, появлении в будущем «сверхчеловека» и др. не выдержали испытания временем.

В 1872-74 годах Геккель выдвинул и сформулировал гастреи теорию. Развивал мировоззрение монизма, в соответствии с которым пытался преодолеть противоречия между религией и наукой, писал об одушевлённости всей природы, отрицал различие между материей и сознанием, наделил сознанием все организмы и клетки. Гипотеза Геккеля о зарождении организмов в среде, богатой азотом и углеродом, стимулировала начало экспериментальных исследований абиогенеза. Геккель доказывал неравноценность рас человека и необходимость умерщвления («спартанская селекция») больных людей ради здоровья нации, способствуя тем самым созданию расовой гигиены, ставшей медико-биологической основой национал-социализма. Несмотря на ошибочность многих его гипотез и фантазий, труды Геккеля сыграли важную роль во внедрении эволюционной идеи в практику биологии.

Соч.: Generelle Morphologie der Organismen. В., 1866. Bd 1-2; Natürliche Schöpfungsgeschichte. В., 1868; Anthropogenie oder Entwicklungsgeschichte des Menschen. Lpz., 1874; Царство протистов. Очерк низших организмов. СПб., 1880; Der Monismus. Bonn, 1892; Der Welträtsel. Bonn, 1899; Kunstformender Natur. Lpz., 1904; Мировые загадки. М., 1906; Происхождение человека. Xap., 1907; Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг; СПб., 1907; Естественная история миротворения. Лейпциг; СПб., 1914. Ч. 1-2.

Лит.: Schmidt Я. Е. Haeckel. Jena, 1934; Gasman D. The scientific origins of National Socialism. L., 1971; Krausse Е. Е. Haeckel. Lpz., 1987; Welträtsel und Lebenswunder. Е. Haeckel - Werk, Wirkung und Folgen. W., 1998; Hertier Ch., Weingart М. Е. Haeckel // Darwin & С°. Мünch., 2001. Bd 1.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.