Знаменская церковь большая черемушкинская. Черемушки-знаменское

Черемушки - одно из самых знаменитых московских названий, ставшее своего рода символом панельных новостроек 1950-60 годов. Более того, в некоторых других городах появились свои блочно-панельные Черемушки, поскольку имя стало почти нарицательным.
Между тем, Черемушки - это название подмосковного имения с интересной историей, и даже двух имений: Черемушки-Троицкое и Черемушки-Знаменское. Так два соседних владения, разделенных еще в 20-х годах 17 века, позже стали именовать по названиям возведенных в них церквей, чтобы отличить друг от друга. Тут речь пойдет о Черемушках-Знаменском, усадьбе, которая сохранилась вопреки всем событиям, сметавшим старинные барские дома с лица земли как пылинки.
Черемушки-Знаменское давно вошло в состав Москвы и ныне находится даже не на окраине, а в средней зоне, на улице Большая Черемушкинская.

Усадьба Черемушки (главный дом со следами перестройки начала 20 века)

Владели ей разные люди, знатные и не очень: в 1630-х годах дьякон Махов продал свою часть Черемошья думному дьяку Лихачеву, еще через полвека владельцами имения оказались князья Прозоровские, а в 1720 последняя представительница рода княжна Анастасия Прозоровская вышла замуж за князя Голицына, и почти на 40 лет Черемушки оказались в собственности Голицыных. В 1747 году здесь появилась церковь Знамения Божьей Матери, возведенная предположительно по проекту Растрелли. В авторстве проекта есть некоторые сомнения, но, тем не менее, в 1961 году здание церкви причислили к памятникам архитектуры.


Церковь Знамения в Черемушках, современный вид

Поменяв еще пару недолгих владельцев, в 1783 году Черемушки переходят к генерал-майору Сергею Александровичу Меншикову, внуку петровского фаворита, "полудержавного властелина" Александра Даниловича Меншикова. Он приглашает академика архитектуры Ф.К.Х. Вильстера и полностью перестраивает усадьбу. Появляется новый дворец с колоннами в стиле классицизма, регулярный пейзажный парк с аллеями, беседками, павильонами и насыпными горками, огромный, элегантно застроенный конный двор с башенками... Неизменной остается лишь церковь голицынских времен.


Парковый павильон Эрмитаж в Черемушках

Меншиковы владели усадьбой почти сто лет. Правда, в воспоминаниях современников Черемушки фигурировали редко - владельцы не отличались хлебосольством, не принимали у себя "всю Москву", да и сами не так уж часто жили в усадьбе, предпочитая Петербург или иные страны.
В 1870 году, когда после отмены крепостного права дворяне стали разоряться, и начался массовый переход аристократических усадеб в руки купцов, владельцами Черемушек становятся купцы Якунчиковы, богатый и прославленный род московских предпринимателей.
Выходцы из Касимова, Якунчиковы еще в первой четверти 19 века приписались к московскому купечеству, а новый владелец усадьбы Василий Иванович Якунчиков в молодости учился и долго жил в Англии. В.А. Кокорев писал о нем: "...Этот юноша надолго уехал в Англию, восприял там только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления".


Василий Иванович Якунчиков

Коммерческие интересы Василия Якунчикова были разнообразны - он владел Воскресенскими мануфактурами в Нарофоминске, основал кирпичные заводы в Черемушках и Одинцово, по его инициативе в Москве были проложены Петровские линии с пассажами ("Дамское счастье") и создано Товарищество Петровских торговых линий; ему принадлежали доходные жилые дома и фешенебельная гостиница "Ампир" (ныне "Будапешт")... Не менее яркой была и его общественная жизнь. Член Московского совета торговли и мануфактур, выборный московского купечества и Московского биржевого общества, он занимал еще около десятка подобных почетных постов, и очень много времени, сил и денег уделял благотворительности и меценатству. К примеру, он занял видное положение в Комитете по оказанию помощи семьям убитых, умерших от ран и изувеченных воинов Русско-турецкой войны и жертвовал на это немалые средства. В делах благотворительности его поддерживала и жена Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, сестра Веры Николаевны Третьяковой, супруги создателя знаменитой галереи.


Зинаида Николаевна Якунчикова, урожденная Мамонтова

Просвещенные люди, Якунчиковы собирали у себя весь цвет московской творческой интеллигенции - композиторов, художников, актеров, составлявших славу русского искусства. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов (женатый на дочери Василия Ивановича Наталье Якунчиковой), Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми. Якунчиковы оказались в числе главных жертвователей на организацию Московской консерватории, были пайщиками Художественного театра, входили в Комитет по строительству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина); они помогали художникам и даже приглашали их пожить в своем доме, когда творческим людям была нужна поддержка.


Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля

Про детей Василия Якунчикова говорили, что они "ушли в дворянство". Действительно, если сам Василий Иванович, несмотря на все заслуги, всю жизнь числился купцом, то его сын Николай уже имел потомственное дворянство, придворный чин камер-юнкера и служил на дипломатическом посту (атташе российского посольства в Лондоне).
Все дочери Якунчиковых были художественно одарены, но самых больших успехов в живописи добилась Мария Васильевна Якунчикова.


Мария Якунчикова. Непоправимое

Маше было двенадцать лет, когда ее сестра Наталья вышла замуж за художника Поленова. Бывая в доме сестры в кругу людей, близких художнику, Маша особенно подружилась с сестрой Поленова Еленой. Хотя разница между ними была почти в десять лет, девушки очень привязались друг другу и сохраняли эту привязанность практически до гробовой доски (как ни печально, в прямом смысле этого слова). Маша и прежде любила рисовать, а новая подруга сумела пробудить в ней серьезный интерес к творчеству.
Заметив тягу дочери к живописи, Якунчиков пригласил к ней хороших преподавателей, а в 15 лет Маша, как вольнослушательница, стала посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.


Москва в зимний период. Вид из окна на Среднюю Кисловку

Как художница, Мария формировалась под влиянием Московской школы живописи с ее элегичностью и вниманием к русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее...


Вид из окна старого дома. Введенское

Но случилось страшное - в восемнадцать лет Маша заболела, и врачи поставили диагноз: туберкулез. Для конца девятнадцатого века это была практически неизлечимая болезнь. Но никто из близких не мог поверить, что юная девушка обречена...


Недостижимое

Родители приглашали лучших врачей и пользовались любыми средствами, чтобы вылечить дочь. Маше посоветовали поменять климат. Было решено, что отныне она будет жить во Франции и Италии, а в Москву, навестить родных и друзей, станет приезжать только на лето...


Кладбище зимой

Продолжение следует.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 07.04.2013

Адрес: Москва, Большая Черёмушкинская ул., 25 (от м.Академическая 1,324 км).

Эта усадьба XVIII-XIX вв. Её владельцами были Прозоровские, Голицыны, Меншиковы, Якунчиковы.
На её территории, помимо главного здания, размещался конный двор с манежем, эрмитаж, усадебный пруд и прочее постройки.
Усадьба Черёмушки сформировалась в середине XVIII в. при Ф.И.Голицыне, когда были построены церковь Троицы в стиле так называемого елизаветинского барокко (1742-47 г.г.), жилые строения и павильоны; достраивалась и расширялась во второй половине XVIII в. и в начале XIX в. в стиле классицизма.
Основу архитектурной композиции ансамбля составляют находящиеся на одной оси главный дом, парадный и конный дворы. Главный дом возведён в 1780-е гг. архитектором Ф.-К.Х.Вильстером, датчанином по происхождению. Дворец Вильстера в Черемушках по своему решению восходит к итальянским виллам, соединив в своей архитектуре черты классицизма обеих столиц. В первой трети XIX в. дом перестаивался якобы под руководством Доменико Жилярди. А при владельцах Якунчиковых дом и другие постройки усадьбы обновлялись в связи с новыми архитектурными веяниями архитектором И.В.Жолтовским.
В начале XX в. И.В.Жолтовский переделал декор фасадов и изменил отделку некоторых интерьеров в стиле неоренессанса. При усадьбе были разбиты регулярный и пейзажный парки; в них сохранились павильоны, отличающиеся классическим благородством форм и выразительностью силуэта: центральный павильон (1770-80-е гг.), купольный Эрмитаж, юго-западный павильон (оба - рубеж XVIII - XIX вв.). Большой квадратный в плане хозяйственный двор обрамляют постройки в стиле раннего классицизма; своеобразие и выразительность этого комплекса усиливают поставленные у въезда во двор круглые башенки.
В наши дни усадьбу разделила Большая Черёмушкинская улица. Конный двор отделён от остальной территории и в ней теперь находится ВНИИ гельминтологии им.К.И.Скрябина, а в основный части усадьбы - Институт теоретической и экспериментальной физики им. А.И.Алиханова (на территории которого до недавнего времени находился один из четырёх атомных реакторов, расположенных в Москве).

Усадьба Черёмушки. Парадный зал главного дома после восстановления главного дома Н.В.Якунчиковым
(снимок сделан между 1912-1917 г.г.)



Сегодня здания бывшей дворянской усадьбы занимают учреждения науки – институт имени К.И. Скрябина (ВНИИП) и институт теоретической и экспериментальной физики. Последний въехал туда в 1945 году, а до этого на территории усадьбы размещались совхоз и пансионат. Сегодня усадьба Черемушки-Знаменское расположена на юго-западе Москвы, бывшее имение дало название целому району столицы и некоторым улицам – к примеру, Большой Черемушкинской, на которой сама усадьба и находится.

Первым известным владельцем Черемушек был князь Петр Прозоровский, упомянутый в документах 1678 года. Его дочь стала супругой князя Федора Голицына. В 1749 году Голицыны принимали в своем имении императрицу Елизавету Петровну

Во второй половине XVIII столетия имение дважды сменило владельцев – ими ненадолго становились фабриканты, и в 80-е годы было приобретено князем Сергей Меншиковым – внуком знаменитого петровского сподвижника Александра Меншикова. Сергей Александрович весьма обстоятельно подошел к вопросу обустройства приобретенных владений и пригласил для этого академика архитектуры Франца-Конрада Вильстера. Вильстер выстроил новый дворец в классическом стиле, увенчал его куполом и окружил дополнительными постройками. Конный двор был построен сразу в камне, въезд в него был устроен в виде двух башен под крышами в стиле шинуазри. Старый сад превратился в пейзажный парк с беседками, павильонами, горками и аллеями. Однако, несмотря на все старания академика, наследники Меншикова, особенно сын Александр, не очень-то полюбили Черемушки. Александр много времени проводил в разъездах, и в имении в итоге поселился его брат Николай. Он также продолжил благоустраивать имение и построил, к примеру, четырехколонный павильон «Эрмитаж» и павильон «Миловид».

В 1880 году имение приобрел купец и промышленник Василий Якунчиков, а с 1909 по 1917 год Черемушками владел его сын Николай. В начале века особняк усадьбы был перестроен архитектором Иваном Жолтовским. Сразу после революции имение было национализировано.

Ищете способ добраться до Усадьба «Черёмушки-Знаменское» в Москве, Россия? Ваша поездка теперь проще простого!

Скачайте приложение Moovit, чтобы найти самый быстрый путь! Посмотрите обновленное расписание автобуса, метро, трамвая, маршрутки или поезда до Усадьба «Черёмушки-Знаменское». Откройте последние расписания для всех доступных поездок от Усадьба «Черёмушки-Знаменское» вместе с пошаговыми инструкциями в режиме реального времени.

Приложение Moovit сообщает вам о станциях и остановках рядом с пунктом назначения. Выберете остановку из списка ближайших к Усадьба «Черёмушки-Знаменское»: Черёмушки; Большая Черёмушкинская Улица; Улица Дмитрия Ульянова; Центр Детского Творчества.

Выберете варианты автобуса, метро, трамвая, маршрутки или поезда, чтобы доехать до Усадьба «Черёмушки-Знаменское». Вот некоторые маршруты, которые проходят поблизости: (Трамвай) Трамвай - 26, Трамвай - 38; (Метро) Метро - 14, Метро - 6; (Поезд) Поезд - ПАВЕЛЕЦКОЕ; (Автобус) Автобус - 130, Автобус - 41, Автобус - 67.

Хотите доехать до Усадьба «Черёмушки-Знаменское» и обратно, но не знаете точного адреса? Выберете пункт назначения на карте и Moovit поможет вам найти лучше маршруты до нужной точки!

Moovit помогает найти самый быстрый и удобный маршрут и самое удобное время отправления. Больше не нужно использовать автобусное приложение, чтобы найти расписание автобуса, и приложение для электричек, чтобы найти раписание электричек. В Moovit вы найдете всю транспортную информацию, которая вам нужна! Именно поэтому приложение Moovit вошло в список лучших транспортных приложений по версии Google Play и Apple Store.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Первым владельцем усадьбы стал князь П.И. Прозоровский, воспитатель Петра I. Тогда черемушкинская вотчина не была ни самой большой, ни самой главной. Но в XVII веке она стала крупным экономическим хозяйством. Здесь устроили фруктовый сад, огороды, скотный и птичий дворы для поставки продуктов в московский дом Прозоровских.

Главные преобразования в Черемушках начались при Федоре Голицыне. В 1735-1739 годах построили Знаменскую церковь, устроили парки и беседки, и Черемушки стали увеселительной загородной резиденцией.

А в 1748 и 1749 годах усадьбу посетила Елизавета Петровна. В воспоминаниях современников остался намек на куртуазную услугу, которую оказал ей хозяин. Поле этого новым фаворитом императрицы стал Иван Шувалов, а Федор Голицын женил своего старшего сына на его сестре - Прасковье Шуваловой. Но вскоре усадьбу продали купцу Выродову.

В 1783 году новым владельцем Черемушек стал Сергей Меншиков, внук Александра Даниловича Меншикова. Он пригласил архитектора Франциска-Конрада Христофора Вильстера и перестроил главный дом в классическом стиле.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда же появились оранжереи, чайный домик, конный двор и молочный дом. Въезд в усадьбу оформила березовая аллея, а площадь ансамбля увеличилась почти втрое.

В 1870 году Черемушки-Знаменское купил богатый заводчик Василий Якунчиков. Территорию усадьбы он сдавал под дачи, лишь главный дом оставил себе для летнего отдыха. Дачи не приносили дохода, и тогда Якунчиков решил возродить усадьбу. Для этого он пригласил И.В. Жолтовского. Но грянула революция, и Якунчиковы эмигрировали.

Сейчас в Главном корпусе размещается Институт теоретической и экспериментальной физики (здесь построили первый ядерный реактор), а в бывшем Конном дворе - Институт гельминтологии имени академика К.И. Скрябина. Из-за этого осмотреть главный дом невозможно. Но сотрудники поддерживают памятники архитектуры в хорошем состоянии и планируют отреставрировать Знаменскую церковь.

Говорят что...

...после поражения под Нарвой Петр приказал перелить серебро в деньги. Прозоровский отчитался о выполнении приказа нововыбитой серебряной монетой. Позже Петр сожалел, что нельзя украсить старинным серебром празднества, а Прозоровский признался, что будучи казначеем, сберег большую сумму, и серебро Оружейной палаты осталось нетронутым.
...угловые павильоны с южной стороны Конного двора, похожие на двухэтажные беседки с открытым низом и глухим верхом, называют птичниками. На самом деле под сенью верхнего этажа в юго-западном павильоне располагался колодец с водой, а юго-восточный скрывал помойную яму.
2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.