Мальчик, который заставил ветер «работать. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: конструкт непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «познавательное развитие» с использованием технологии триз (системный операт

Моряков Александра Македонского подгоняли муссоны. Паруса каравелл Христофора Колумба наполнял пассат, постоянный ветер, дующий в Атлантическом океане между северным и южным тропиками. Моряки средневековья называли эти ветры «правильными, торговыми» ветрами, и это было справедливо, потому что в те времена, во времена парусного флота, они были главной силой, которая двигала корабли из Старого Света в Новый через Атлантический океан.

Муссоны… пассаты… Соленым ветром дальних странствий и приключений веет от этих слов. Вспоминаются романы Жюля Верна, плавания первооткрывателей новых материков, островов и океанов, полные увлекательнейших приключений. И перед глазами встают то спокойные, бескрайние просторы океана, старинные каравеллы, весело бегущие по синей волне; то грозные бури и смелые капитаны, спасающие свои суда и жизнь людей, когда мрак окутывает все вокруг и громадные волны швыряют маленькие суденышки, ломая мачты, смывая все с палубы. Или же вы видите неподвижность океанских вод в тех широтах Атлантики, где парусники попадали в мертвый штиль и неделями стояли на одном месте, а между тем кончался провиант, пресная вода и кто мог знать, когда же наконец подует спасительный свежий ветер! Когда он наполнит паруса и судно вновь заскользит вперед, к берегам вновь открытых земель! Или же в воображении своем вы оказываетесь где-нибудь на далеких островах южных морей, видите коралловые рифы, кокосовые пальмы, странных животных, которые носят своих детенышей в сумках на животе, или же удивительных смеющихся птиц со странным названием «кукабарра». Да мало ли еще какие видения приносят на своих крыльях пассаты и муссоны - чудесные ветры дальних странствий!

Очень часто в книгах о путешествиях упоминают еще и бриз - это ветер береговой, ветер разных широт. Он дует не только на морском берегу, но и на озерах, на громадных водохранилищах вроде Московского моря или Рыбинского.

Бриз меняет свое направление аккуратно два раза в сутки: утром и вечером. Днем суша, как вы уже знаете, нагревается быстрее водных просторов, теплый воздух поднимается вверх, а прохладный веет с моря на сушу, в знойный день это очень приятно. Ночью все меняется, все происходит совсем наоборот: суша остывает быстрее, чем вода, и с берега тогда дует на море холодный ветер…

…Много разных ветров носится над сушей и морем. Всех не перечислишь. Но есть еще один ветер, о котором мне хочется немножко рассказать.

Этот ветер особенный, он совершает удивительные вещи, почти что волшебные, порой страшные, которые в старину сильно пугали невежественных людей.

Доводилось ли вам когда-нибудь слышать о таких чудесах, как кровавые дожди? Или о дождях более веселых: из лягушек, из старинных монет или апельсинов?

А такие дожди бывают! Правда, очень редко, но о них можно прочитать не только в старинных книгах - иной раз даже в наших современных газетах или журналах.

Это удивительное, необычайное явление природы.

Разумеется, сегодня мы этому только удивляемся, а в старину невежественные люди очень пугались. Оно и понятно. Сегодня, когда мы добрались даже до Луны, нас не испугают какие-то красные дожди, мы просто захотим узнать: отчего такое бывает? А в старину их считали зловещими предвестниками какого-то страшного бедствия! Уже носятся смутные слухи… Уже ходят, шепчутся на улицах, на базаре… Кто говорит, что нагрянет повальная болезнь, а кто предсказывает наводнение, или землетрясение, или кровавую, опустошительную войну. Иной раз пугающие предположения и оправдывались, но это, разумеется, было простым совпадением. Ведь и без кровавых дождей города и поселки часто посещали стихийные бедствия. И красные дожди тут были, конечно, ни при чем, потому что они - явление природы, не больше того!

А виновником красных, кровавых дождей был ветер. Да, ветер - ураган, смерч.

Ураган - ветер страшной силы. Вот он проносится над пустыней, поднимает тучи красного песка и тащит их с собой неведомо куда. Высоко в небе этот песок смешивается с капельками воды и окрашивает их в красный цвет - цвет крови. Представьте себе: идет на вас огромная багряно-огненная туча, она затмевает солнце и мир погружается в грозный мрак. Сверкает молния. Гремит гром. И с неба на землю обрушиваются потоки красной воды. Поневоле испугаешься, особенно если не понимаешь, почему это происходит!

Иногда причиной красных дождей бывает другой ветер - смерч.

Смерч - ветер особый. Он столбом, винтом закручивает либо пыль, если случается на суше, либо воду, если на море. Внутри столба ветер крутится с такой силой, что может на море засосать в свою воронку большое судно и разбить его, разломать, словно детскую игрушку. А на суше ему ничего не стоит вырвать с корнем дерево, сорвать с дома крышу, натворить страшных бед. Иной раз, проносясь над болотом, он высасывает из него всю воду вместе с ее обитателями - крохотными животными красного цвета. Потом эту воду он прольет дождем где-нибудь в другом месте. Вот еще одна разгадка «зловещего дождя», и нет в ней ничего зловещего. Сами видите.

Иной раз смерч высасывает вместе с болотной водой и лягушек; бедняги, растопырив лапки, несутся по воздуху и падают на головы людей дождем! Однажды в газетах промелькнула заметка, что смерч захватил с собой целую груду зрелых оранжевых апельсинов и пролился необычайно вкусным дождем, а в другой раз упоминаюсь, что смерч раскопал старинный клад и вытащил оттуда много старых монет!

Вот какие шалости позволяет себе смерч - ветер со странным характером: он может натворить немало бед, а иной раз и насмешить.

Ветер - могучая сила. Человек давно уже приручил ее, заставил работать на себя. Ветер двигал на море парусники. Ветер приводил в движение ветряные мельницы и молол зерно. И теперь ветер приводит в движение ветряные мельницы, только мельницы эти делают другую работу: они сами не мелют зерно, а вырабатывают электрический ток, который, в свою очередь, приводит в движение, заставляет работать машины, выполняющие нужную человеку работу.

У зимовщиков на Крайнем Севере, на Северном полюсе есть такие ветряки, вырабатывающие электрический ток. Ветры под высокими северными широтами частые и сильные, и очень хорошо, что их заставили поработать на пользу человеку. Теперь они облегчают жизнь ученым, которые зимуют на уединенных островах северных морей, на льдинах в районе Северного полюса. Ветер зажигает в домах зимовщиков электрические лампочки, заставляет работать различные электрические приборы, питает радиопередатчики, приемники, телевизоры. Так что жизнь на краю земли стала теперь куда удобней прежней и даже комфортабельной. И ветер тут хорошо трудится, хочет он этого или нет. Потому что люди сумели его поймать и приспособить к своей выгоде.

В Голландии, удивительной стране, лежащей ниже уровня моря и поэтому всегда готовой отразить нашествие водной стихии, большую работу выполняют ветряные мельницы. Помимо всего другого, они прежде всего откачивают воду из низменностей в каналы, предотвращают наводнения, вызванные разливами рек во внутренних областях страны.

Дуют над нами разные ветры. Они приносят нам и желанную прохладу, и удушливый зной. Это и легкий, приятный ветерок, и страшной силы ураган. Ветер бывает и нашим другом и нашим врагом, и помощником и разрушителем. Это громадная сила, которая поворачивается к нам своими различными сторонами. А если коротко ответить на вопрос «Что такое ветер?», то тут можно ограничиться несколькими словами: не что иное, как движение воздуха над землей!

Обычному чернокожему парню Уильяму из деревни Мазитала в Малави, сейчас 18 лет, но, когда он впервые заинтересовался возобновляемыми источниками энергии ему было всего 14. Именно тогда подросток из небогатой семьи, который с трудом мог читать заинтересовался технологиями, которые могли позволить его семье и жителям его деревни выжить.


На самом деле, как и у любого мальчишки в его возрасте, когда он сидел в местной библиотеке и листал страницы скучного учебника, не возникало никаких глобальных мыслей… Но, неожиданно его внимание привлек чертеж ветряной мельницы…. Вот с этого рисунка все и началось.
Однако, давайте немного отступим от главного повествования и углубимся в жизнь деревушки Мазитала. Хотя она ничем не примечательна: бедная деревня и такие же бедные во всех смыслах жители, еле-еле сводящие концы с концами. Но, здесь принципиально важен момент, на котором хочется сакцентировать внимание читателя: в Малави только 2 % районов подключены к электричеству. Это означает, что у 98% населения нет доступа к обычным, но жизненно необходимым вещам. И вы можете себе вообразить, что в этой деревне об электричестве как о благе никто и помыслить не мог.
И вот тут-то, возвращаясь к нашему герою, мы можем узнать, о чем он думал глядя на мельницу… Он думал о том, как с помощью электричества может работать оросительный насос, который сможет помочь его семье и другим людям увеличить количество скудного урожая. Листая скучные страницы, он вдруг понял, что на многих из них изображены различные схемы, связанные с электричеством и электромагнитными волнами… Вот что сам Уильям рассказывал о своем первом знакомстве с наукой: «Я ходил в библиотеку, построенную правительством США, и там все книги были на английском языке и половину текста я не понимал. Мне пришлось учится как бы наоборот: я использовал картинки и диаграммы, изучал электромагнитную индукцию. В книге написано – «схема 10», и я ищу схему 10, изучаю ее и понимаю, как это работает, и таким образом понимаю, что написано в книге».
Родителям Уильяма оплачивать учебу в школе было не по карману и поэтому парень называет особым везением эту библиотеку, которая стала для него окошком в новый мир. Хотя библиотекой в привычном нам смысле, это место назвать было нельзя: ведь здесь было всего три металлических полки, по словам мальчика, на которых громоздились пожертвованные книги и потертые учебник. Кстати, именно с учебников Уильям начал свое собственное обучение, не желая отставать от друзей, чьи родители могли позволить своим детям получать образование. Но в тот день, когда он нашел книги по науке, это изменило всю его жизнь.
После изучения разных технологий и проектов по картинкам Уильям загорелся идеей построить собственную ветряную мельницу. Он рассуждал очень просто: «Где-то, кто-то построил эту штуковину, и она была построена вручную. Тот, кто это сделал, был человек. Я тоже человек».
Естественно, что самой сложной частью в строительстве для парня из глухой деревни стал сбор материалов, из которых он собирался собрать свою ветряную мельницу. Уильям
Использовал все, что только находил: части от поломанного велосипеда, ПВХ трубы и разный со свалки.


Когда импровизированная мельница была готова трудным оказалось поднять ее. Одному подростку это было явно не под силу. «Мой двоюродный брат и друг помогали мне», - признавался Уильям. Но, он также вспоминает и о том, что было сложно и морально. Все жители небольшой деревушки смотрели на подростка, как на помешенного…
«Я думал, что они всегда будут смеяться надо мной, считая меня сумасшедшим», - говорил Уильям. Но как только мельница была запущена, и в его доме зажглась лампочка, отношение односельчан резко изменилось, на то, что построил 14-летний подросток приходили посмотреть со всей округи.


В течении последующих нескольких лет Уильям электрифицировал собственный , добавил батареи. Он собрал электрический переключатель, который на данный момент выставляется в Музее науки и техники (Museum of Science and Industry). И все это время Уильяму не забывал про учебники – штудируя их чуть ли не каждый день. Теперь-то он знал наверняка - книги помогли ему и его семье изменить жизнь к лучшему.
А дальше все почти как в сказке: еще через пару лет деревню посетил чиновник министерства образования Малави. Увидев местную достопримечательность – ветряную мельницу и позвал журналистов, новость о юном даровании долетела до Емека Окафор (Emeka Okafor), директора компании TEDGlobal. И вот именно в тот момент жизнь простого чернокожего парня сделала крутой поворот. Окафор заинтересовался Уильямом и проинвестировал его дальнейшее обучение сначала в школе, а после и поступление в Африканскую академию лидерства в Йоханнесбурге в ЮАР.
Сегодня по всей деревне Уильяма стоят ветряные мельницы, обеспечивая чистую воду и электричество в каждый дом. А сам парень теперь может позволить себе читать любые книги и дальше изучать ВИЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка»

КОНСТРУКТ

непосредственно-образовательной деятельности

образовательная область

« Познавательное развитие »

с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор)

Коменки 2016г.

Тема : «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»

Вид группы: общеобразовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Длительность: 25 - 30 минут

Форма НОД: технологии ТРИЗ

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект : Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – Мозаика - Синтез, 2014 г. ; Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.; СаНПиН 2.4.1.3049-13;

Средства:

зрительный ряд: презентация «системный оператор», видеоролики «Ветряные мельницы. Ветряки»; видеоролики «Водяная мельница», «Гидроэлектростанция»; видеоролик «Фиксики»

литературный ряд: художественное слово

музыкальный ряд: минусовка для физминутки

Раздаточный материал: «карты-схемы» (лист А4) с комплектом карточек-символов раздаточный на каждую пару детей;

Машинки одну на двоих; стакан с водой на каждого ребёнка;

Оборудование: столы 5 шт., таз, водяная мельница, лампочка накаливания, провод, выключатель; ноутбук; мультимедиа

Планируемый результат: Участвует в элементарной совместной деятельности с взрослым и сверстниками. С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка активная, эмоциональна. Проявляет желание участвовать в играх, подражает взрослому. Совершает самостоятельные действия, эмоционален, раскрепощён.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

познакомить с понятием "энергия" и её формами.

Задачи

Обучающие :

Дать представление о том, где вырабатывается электричество, как приходит в дом?

Создание условий для формирования представления у детей об энергии, ее формах и источниках, используя технологию ТРИЗ

Развивающие:

Развитие умений у детей обращаться с элементарными электроприборами;

Развитие мыслительной и речевой активности детей;

Развитие умений выдвигать гипотезы, делать выводы. .

Воспитательные :

Воспитание умений договариваться, учитывать мнение партнера.

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Мотивация к деятельности

Ребята, вы любите играть? Какие игры вы знаете?

Как много игр вы знаете, а хотите поиграть в игру: «Замри – отомри» ? Что сложнее было выполнять: двигаться или стоять неподвижно?

Всё на свете движется: текут реки, дуют ветры, даже Земля вращается вокруг себя.

Без движения нет жизни.

Почему так происходит? Что нужно для движения?

Энергия!

Положительный эмоциональный настрой.

Вовлекает в совместную игровую деятельность

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Активно играют

Отвечают на вопросы педагога

Дети настроены на общение.

Развита координация движения

II . Поиск, решение задачи, проблемы

А вы знаете, какая она бывает и откуда берётся? Вам хочется узнать, какая бывает энергия и где она прячется?

В группе у вас тоже есть энергия. Тогда попробуем её найти?

Слушают и говорят правильные ответы.

Умение слушать и отвечать не торопясь.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

В.: Нашими помощниками будут «карты-схемы»

В.: Для вас на столах приготовлены «карты-схемы», которые вам помогут запомнить, а потом рассказать о том, что вы сегодня узнаете.

На «картах-схемах» есть экраны: 3 наверху, 3 посередине, 3 внизу.

Но «карт - схем» всего 3.

Как поступить, чтобы всем можно было работать с ними?

В.: Вы сможете разделиться на пары? Я сосчитаю до трёх, а вы найдите себе пару. Договоритесь между собой, кто из вас будет капитаном.

Возьмитесь за руки и произнесём девиз:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно.

В.: Капитаны, готовы на поиски энергии в группе.

В.: Дома я нашла провод с лампочкой и выключателем. Как вы думаете, лампочка загорится, если включить выключатель? Почему?

В.: Что поможет лампе работать?

В.: Подумайте и скажите, как называется такая энергия? (электрическая)

Стимулирует мыслительные процессы детей, используя наглядные средства.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Вовлечение детей в поисковую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Внимательно слушают.

Практикуются в осуществлении выбора

Дети реагируют на действия педагога.

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умеет подчиняться разным правилам

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

(практическая работа)

Педагог выключает свет.

В.: Где прячется электрическая энергия в вашей группе? (в проводах)

В. Для чего ещё нужна электрическая энергия? Что ещё может работать от электрической энергии? (Электричка, электромобиль, метро, троллейбус, трамвай)

В.: Получается, что электрическая энергия помогает работать всем электроприборам, транспорту.

Вот мы и нашли 1 энергию в нашей группе – электрическую.

В.: Как вы считаете, каким знаком можно обозначить электрическую энергию? (Ответы детей)

В.: Вспомните, что появляется во время грозы? Кто видел на электрическом щитке знак-предупреждение?

Почему это знак-предупреждение? (Опасность!)

В.: Компьютер, покажи знак электрической энергии.

  • Слайд 1 (символ электрической энергии).

В.: Почему мы в группе в облегченной одежде? (Потому что тепло, греют батареи.)

В.: Почему они греют? (Ответы детей)

В.: Для чего используют ещё батареи? (Сушить вещи)

В.: Как вы думаете, в батарее живёт энергия? Как можно назвать такую энергию?

В.: Энергия в батареях называется тепловой энергией. Мы с вами в группе нашли 2 энергию – тепловую!

В.: Где ещё можно встретить тепловую энергию? (Паровоз, пароход, утюг)

Каким знаком вы предлагаете обозначить тепловую энергию? (Варианты детей)

В.: Компьютер, как ты обозначишь знаком тепловую энергию?

  • Слайд 2 (символ- знак тепловой энергии (батарея).

В.: Этим знаком обозначим тепловую энергию.

В.: В каждой группе так много игрушек и даже есть машины, они сейчас движутся?

В.: «Капитаны», возьмите по 1 машинке и встаньте напротив своих помощников.

Заставьте их работать, приведите их в движение, чтобы они поехали.

«Помощники капитанов» 1,2,3 – Машины в гараж увези!

В.: Объясните, почему машинки поехали, заработали?

В.: Как вы думаете, как такая энергия называется?

В.: Мы им дали энергию. Эта энергия называется механической. Вот и третью энергию нашли, которая есть в вашей группе!

Каким знаком можно обозначить механическую энергию? (Ответы детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком механическую энергию?

  • Слайд 3 (тележка)

В.: Мы с вами в группе нашли три формы энергии, напомните какие …. (Электрическая, тепловая и механическая)

Физминутка

В.: Внимание, задание: «Найдите карточки, обозначающие формы энергии и наклейте их на верхний ряд. Сколько вам нужно найти карточек?» (три)

В.: Вы помните, что работаете в команде. Сможете договориться, кто какие действия выполняет: 1 ищет нужную карточку, другой наклеивает на нужные экраны.

В.: Я считаю до 3-х. Кто определился с обязанностями может приступать к заполнению «карты-схемы».

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны?

  • Слайд 4 (верхний ряд)

В.: И всё-таки, откуда появляется энергия? Как вы считаете? (Ответы детей)

В.: То, от чего энергия появляется – это и есть источник. Вы хотите узнать, какие бывают источники?

В.: В природе есть много источников энергии. Попробуем их найти?

Вот мельница. Как мельницу привести в движение и заставить работать? (варианты детей)

В.: Мы подули, создали ветер. Ветер является источником энергии.

В.: Каким знаком можно обозначить «ветер»? (варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком– ветер?

  • Слайд 5 (ветер)

В.: Издавна энергию ветра люди использовали для облегчения своего труда. Придумали ветряную мельницу, чтобы перемалывать зерно в муку.

Вы видели когда-нибудь ветряную мельницу? Хотите увидеть?

  • Показ видеоролика «Ветряная мельница и ветряки».

В.: Мы увидели ветряную мельницу. Сейчас используют ветряки для получения электрической энергии.

В.: С помощью такой станции можно обеспечить электрической энергией небольшой город, например, как наш город Богданович.

В.: С помощью чего ёще можно заставить мельницу работать? (варианты детей)

Опыт с водой.

В.: Вода привела в движение мельницу?

Вода – источник энергии.

В.: Каким знаком вы предлагаете обозначить– воду?(варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком источник энергии – воду?

  • Слайд 6 (вода)

В.: В старину, если не было ветра, то на помощь приходила вода, чтобы перемолоть зерно в муку. А сейчас воду используют в гидроэлектростанциях для получения электрической энергии.

Вы видели водяную мельницу или настоящую гидроэлектростанцию? Хотите увидеть?

Показ видеоролика «Водяная мельница», «Гидроэлектростанци

В.: Со временем узнали, что Земля в себе хранит много полезных ископаемых, которые могут являться источником получения энергии.

В.: Что заставит воду нагреться? (огонь). Из чего можно получить огонь? (дрова, газ).

Что заставит настоящую машину поехать?(бензин)

А вы знаете, что бензин получают из нефти?

Газ, уголь, нефть – источники энергии. На карте принято обозначать полезные ископаемые.

  • Слайд 7

Уголь, - нефть, - газ.

В.: Все источники могут когда-то закончиться: ветер перестаёт дуть, вода пересохнуть полезные ископаемые закончатся.

В.: Люди постоянно ищут возможности найти такую энергию, которая как источник энергии будет безопасной для здоровья людей и живой природы. Человек уже придумал интересную батарею, которая вырабатывает электрическую энергию. Кто знает, как называется эта батарея? (солнечная)

Что является источником солнечной батареи? (солнце)

В.: Правильно. Это солнечные батареи, которые используют на Земле и даже в космосе для работы на космической станции.

Солнце является главным источником энергии на Земле. Ведь без Солнца не было бы жизни! Вы знаете Фиксиков? Хотите услышать, что они вам расскажут о солнечной батарее?

  • Видеоролик Фиксики - о солнечной батарее.

В.: Сколько источников энергии мы нашли? Назовите, какие?

В.: Теперь вы знаете 4 источника энергии, которые приводят в движение и помогают приносить энергию в наши дома.

В.: Как вы считаете, где нужно расположить главный источник энергии? (в центре)

  • Слайд 8 (солнце)

В.: Тогда в нижнем ряду расположите другие источники энергии, которые мы сейчас узнали на «настольном компьютере». Команды, готовы к выполнению задания!

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны.

  • Слайд 9 (4 источника энергии)

В.: В ваших «картах-схемах» остались не заполненные экраны.

В.: Вспомните, как использовали энергию воды и ветра раньше. Найдите карточку, с ветряными и водяными мельницами. Приклейте её в левую среднюю клетку.

В.: Вспомните, как используют энергию воды и ветра сейчас. Приклейте её в правую среднюю клетку.

В.: Все экраны заполнены?

В.: Сравним наши «карты-схемы» с компьютером.

  • Слайд 10

Теперь вы знаете, какая энергия прячется у вас в группе? Какая?

Теперь вы знаете, какие источники энергии есть в природе? Какие?

Задает вопросы.

Организует деятельность детей;

Вовлекает в игровую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Беседа с наводящими вопросами

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Вовлекает в совместную деятельность

Педагог предлагает детям в свою «карту-схему» добавить «карточки-символы»

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Показ видеоролика

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Показ видеоролика

Предоставляет возможность задавать вопросы

Предоставляет возможность задавать вопросы

Показ видеоролика

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стремится высказывать свои мысли.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выражают собственные суждения

Выполняют действия заданные педагогом

Отвечают на вопросы

Располагают карточки в определенном порядке

Отвечают на заданные вопросы

Просматривают видеоролик

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Дети выкладывают на «картах-схемах» картинки.

Отвечают на вопросы

Расширение активного словарного запаса.

Умение измерять предметы условными мерками.

Умение достаточно хорошо владеть устной речью.

Умение выражать свои мысли и желания

Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Умение участвовать в совместной деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Умение использовать речь для выражения своих мыслей

овладевает познавательно-исследовательской деятельностью

Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания

V . Рефлексия, анализ.

В.: Что сегодня вам помогло запомнить разные формы энергии? (опыты, фильмы, «карты-схемы»)

В.: Помашите рукой, у кого получилось работать вместе с напарником под девизом:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно?

В.: Мне очень было с вами интересно искать в группе энергию. Теперь вы знаете, что можно создать свои «карты-схемы». Спасибо вам ребята за увлекательное приключение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы.


Владельцам мельниц ОПМ-06 «ФЕРМЕР» или ОПМ-1,2 «ФЕРМЕР» ЧП «Маррус» предлагает комплексную модернизацию Вашей мельницы. Если Вы заинтересованы в существенном увеличении выхода и качества пшеничной муки высшего сорта и планируете вернуть затраты в реально короткие сроки — обратите внимание:

Результаты комплексной модернизации мельничного оборудования

  1. Улучшение показателя белизны пшеничной муки до 58-62 у.е., в зависимости от качественных и физических характеристик зерна в соответствии с требованиями Госстандарта Украины путем уменьшения засоренности муки частицами оболочек, пыли и др.
  2. Увеличение показателя выхода пшеничной муки высшего сорта при выше оговоренных показателях белизны до 65-72% от количества переработанного зерна в зависимости от качественных и физических характеристик зерна.
  3. Внедрение технологической возможности получения, в случае необходимости, пшеничной муки высшего сорта более грубого помола (для дополнительного улучшения хлебопекарных характеристик муки).
  4. Увеличение, в случае необходимости, скорости переработки зерна пшеницы до паспортных характеристик и выше (до 800 кг/час).
  5. Внедрение возможности дополнительного увеличения белизны высшего сорта (более 62 у.е. на мягкой пшенице третьего класса и более 59-60 у.е. на полустекловидной пшенице третьего класса путем переналадки валковых систем непосредственно в процессе помола, но за счет некоторого снижения выхода муки высшего сорта и соответственного увеличения выхода муки второго сорта и отрубей.
  6. Внедрение возможности получения в случае необходимости 5-10% манной крупы .
  7. Уменьшение риска падения качества переработки продукта и непредвиденной поломки оборудования за счет человеческого фактора (обучение основным практическим знаниям обслуживающего персонала).

Вышеуказанные результаты модернизации приведены для переработки зерна пшеницы третьего класса соответственно Госстандарта Украины со стекловидностью не более 50%. Зерно пшеницы с высокой стекловидностью уменьшит белизну пшеницы высшего сорта, но не ниже показателя, обусловленного Госстандартом. Уменьшение белизны в случае переработки такого зерна обусловлено кремовым оттенком клейковины, но никак не увеличением засоренности муки частицами оболочек и др.

В случае необходимости значительного увеличения белизны муки высшего сорта зерна пшеницы высокой стекловидности (до 60-62 у.е.) произойдет некоторое уменьшение выхода муки.

Фермерам и владельцам сельхозпредприятий — мы заставим работать Вашу мельницу со 100% эффективностью!

Частное предприятие «МАРРУС» предлагает услуги по разработке, изготовлению и внедрению систем пневмотранспорта любой сложности на производства, работающие с сыпучими продуктами.

Вернуться на главную

Повысить показатели белизны муки удалось путем модернизации существующего мельничного комплекса

Владельцам мельниц ОПМ 06-Фермер

Гарантируем двукратное увеличение производительности мельницы ОПМ 06-Фермер в результате переоборудования с заменой рассева.

ЧП „Маррус”

Для создания универсальной мельницы, разработчики оборудования смотрели на процесс переработки зерна глазами переработчика, поставленного в максимально некомфортные рыночные условия.

— это технологически улучшенный аналог обоечных машин с более высокой степенью очистки поверхности зерна.

Мельница МАРРУС-20П

Мельничный комплекс МАРРУС-20П — новейшее мукомольное оборудование которое обеспечивает максимальный выход муки высшего сорта.

Мельничный комплекс

Мельничные комплексы производительностью 25-50 т зерна в сутки. Технология помола позволяет получать более 65% пшеничной муки высшего сорта, соответствующей ГОСТам белизны и содержания влаги при сухой очистке зерна и холодном кондиционировании.

Размольно-просеивающий агрегат для мельничных комплексов

ЧП «Маррус» предлагает размольно-просеивающий агрегат для мельничных комплексов, производительностью 10 — 18 тонн переработки зерна пшеницы в сутки.

Мельницы

Ветряные мельницы

Ветряные мельницы видны из далека и часто являются на ряду с церковью или часовней доминантой деревни. Ставили их на виду у всех, на высоком открытом месте, чуть на отшибе. У небольших сел стояли одна или две мельницы, у крупных до трех десятков (село Азополье, деревня Щелково).

Мельницы у деревни Щелково в окрестностях Ферапонова. Вологодская область

Ветряные мельницы используя даровую силу ветра, за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер — это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей.

Несмотря на большую разновидность ветряных мельниц, по общности устойчивых признаков их можно объединить в несколько типологических подразделений.

Самая крупная градация, это деление мельниц на «столбовки» и «шатровки». Различаются они принципом своего конструктивного устройства.

Столбовки характеризуются наличием центрального неподвижного столба, вкопанного в землю, вокруг которого на специальной опоре из пирамидальной клетки («ряжа») бревен вращался четырехугольный амбарчик с мельничным оборудованием.

Мельницы-столбовки на стойках и ряжах

Шатровки не имели стержневой оси, мельничный амбар был прочно поставлен на грунт, ветер ловили поворотом верхней части с валом и крыльями - воробиной.

Фасад и разрез мельницы-шатровки

Название «шатровка» произошло не от формы кровли, она могла быть любой, а от наклона стен от основания к вершине, напоминавшее шатер. Шатровки значительно крупнее и выше столбовок их силуэт более спокоен и статичен.

Мельницы-столбовки

Мельницы-столбовки имеют оригинальную, самобытную архитектурную форму. Они состоят из нижней части опорного ряжа выполненного тем или иным способом, который сужается в верхней части, и нависающего над ним мельничного амбара с крыльями. Подобный фантастический образ очень живописен, такие мельницы подчас напоминают сказочную избушку Бабы Яги, они тоже могут вращаться в разные стороны.

Мельницы столбовки делятся на три основных подтипа: мельницы на стойках, на ряжах, на рамах.

1. Мельницы на стойках строились в селениях расположенных в бассейне реки Онеги, от Каргаполья до Беломорского побережья, а также в селах Вологодской и Костромской области.

Мельничный амбар стоит на наклонных столбах-стойках. В верхней части стоек устроен небольшой сужающийся сруб в 3-4 венца. С боковой стороны амбара, на выпусках нижних бревен, устроен балкон с длинной висячей лестницей. Для подъема мешков с зерном, на балконе сделано специальное приспособление в виде горизонтального барабана со штырями для ручного вращения. Небольшой четырехугольный сруб мельницы имел двухскатную кровлю состоящею из слег с укрепленными на них курицами, потоками, поддерживающими тес, и охлупня который прикрывал верхний стык крыши.

Мельница-столбовка на стойках. Солигалический район. Костомская область. Начало ХХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей в городе Костроме

Как разновидность таких мельниц можно выделить вологодские мельницы с увеличенным бревенчатым ряжом, который опирается на опорные стойки в 50-100 см от земли.

Ряж мельницы в селе Булкино. Вологодская область

2. Мельница на ряже (костре). Ряж представляет собой пирамиду из бревен рубленную в «в реж», в которой закреплена стержневая ось. Распространены такие мельницы были в бассейне реки Мезень и в Вологодской области.

Мельница-столбовка на ряже из села Азополья. Мезенский район. Архангельская область.

Конец ХIХ в.

Форма бревенчатого ряжа в разных районах отличалась друг от друга. В Архангельской области ряж имел обычно прямоугольную форму и начинался сужаться только в верхней части сруба. В Вологодской области ряж имел пирамидальную форму, сужения сруба шло сразу от земли.

Мельница-столбовка из деревни Щелково. Вологодская область

Оборудование мельниц столбовок на стойках и ряжах состояло обычно из одного жернова для размола зерен в муку или из толчеи специального устройства с подвижными пестами для получения круп. В мельницах толчеях на всем протяжении вала сделаны массивные зубья, поднимающие и сбрасывающие в заданном порядке тяжелые песты толчеи. Осью крыльев служит огромное толстое бревно, закрепленное в стенах и вращающие в врубленных в них березовых капах. На валу крепится и ведущая зубчатая шестерня с которой вращение передается на зубчатый барабан и вертикальный шкворень, а от него к верхнему жернову.

Разрез мельницы-столбовки с жерновом из деревни Юксозеро. Архангельская область

Разрезы мельницы - толчеи в селе Булкино. Вологодская область

3. Мельница на раме, основанием такой мельницы служит невысокий сруб высотой около метра. Мельничные амбары у них значительно выше и крупнее, чем у предыдущих мельниц.

Мельницы на «раме»

Это несколько обедняет их художественный образ, но позволяет добавить к одному поставу крупорушку с пестами или толчею, а то и второй постав.

Разрез мельницы толчеи с жерновами из деревни Волкостров. Карелия

Мельница-столбовка на раме из деревни Калгачиха. Онежский район. Архангельская область. Начало ХIХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей «Малые Карелы»

Подобный тип мельницы имел широкое распространение на Русском Севере, в центральных районах и на юге России.

Мельницы шатровки.

Мельницы - шатровки, называемые также «голландками» на Русском Севере встречаются достаточно редко, они вошли в жизнь крестьян с развитием капитализма, и уже не являются атрибутом натурального хозяйства, высокопроизводительным, промысловым предприятием.

Архитектура шатровой мельницы представляет собой переход от крестьянской постройки в фабричную по форме, облику и художественному образу. По характеру своей архитектуры шатровые мельницы походят на пожарные каланчи или водонапорные башни у железнодорожных станций. Но несмотря на это их облик также завораживает неискушенный взгляд. Шатровые мельницы играют важную градостроительную роль в пространственной организации сельских пейзажей.

Центральный стержень здания в этих мельницах вращается по всей длине. Он принимает движение от горизонтального вала в верхней части и передает его жерновам, расположенным в нижних этажах мельницы. Первоначально мельницы шатровки представляли собой сужающийся восьмерик, в последствии для увеличения вместительности нижний этаж стали расширять.

Мельницы-шатровки

Появился новый тип мельниц восьмерик на четверике. Кровля, а иногда и вся башня шатровой мельницы покрывалась дранкой (тонкими рейками) или тесом.

Рис. 7. Мельницы-шатровки

Распространены мельницы шатровки были в центральной России и на Урале.

Основание шатровок может быть по форме и конструкциям различным. Например, пирамида может начаться с уровня земли, а конструкция быть не срубной, а каркасной. Пирамида может опираться на срубный четверик, а к нему могут быть пристроены подсобные помещения, тамбур, помещение для мельника и т.д.

Разрез мельницы - шатровки. Село Веснино. Котельнический район. Кировская область

Главное в мельницах их механизмы. В шатровках внутреннее пространство разделено перекрытиями на несколько ярусов. Сообщение с ними идет по крутым лестницам чердачного типа через люки, оставленные в перекрытиях. Части механизма могут располагаться на всех ярусах. А их может быть от четырех до пяти. Стержнем шатровки служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь до "шапки". Он опирается через металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. Балка с помощью клиньев может перемещаться в разные стороны. Это позволяет придать валу строго вертикальное положение. Тоже самое можно проделать и при помощи верхнего бруса, где штырь вала заделан в металлическую петлю.

В нижнем ярусе на вал надета большая шестерня с кулачками-зубьями, закрепленными по наружному контуру круглой основы шестерни. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню или цевку другого вертикального, уже металлического обычно вала. Этот вал прошивает неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на которой через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов. Оба жернова одеты деревянным кожухом с боков и сверху. Жернова устанавливаются на втором ярусе мельницы. Балка в первом ярусе, на которую опирается малый вертикальный вал с малой шестерней, подвешена на металлическом нарезном штыре и с помощью нарезной же шайбы с рукоятками может быть слегка поднята или опущена. С нею поднимается или опускается верхний жернов. Так регулируется тонкость помола зерна.

От кожуха жерновов вниз наклонно пропущен глухой дощатый желоб с доской задвижкой на конце и двумя металлическими крючками, на которые подвешивается мешок, наполняемый мукой.

Рядом с блоком жерновов устанавливается кран-укосина с металлическими дугами-захватами. С его помощью жернова могут сниматься со своих мест для отковки.

Над кожухом жерновов с третьего яруса спускается жестко закрепленный к перекрытию подающий зерно бункер. Он имеет задвижку, с помощью которой можно перекрыть подачу зерна. Он имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды. Снизу к нему подвешен качающийся лоток. Он для пружинистости имеет можжевеловую планку и штырь, опущенный в отверстие верхнего жернова. В отверстии эксцентрично устанавливается металлическое кольцо. Кольцо может быть и с двумя-тремя косыми перьями. Тогда устанавливается симметрично. Штырь с кольцом называются обечайкой. Пробегая по внутренней поверхности кольца, штырь все время меняет положение и раскачивает косо подвешенный лоток. Это движение ссыпает зерно в зевло жернова. Оттуда оно попадает в зазор между камнями, размалывается в муку, та поступает в кожух, из него в закрытый лоток и мешок.

Зерно засыпается в бункер, врезанный в пол третьего яруса. Мешки с зерном подаются сюда с помощью ворота и веревки с крюком. Ворот может подключаться и отключаться от шкива, насаженного на вертикальный вал. Делается это снизу с помощью веревки и рычага. В досках перекрытия прорезан люк, перекрытый наклонно поставленными двухпольными створками. Мешки, проходя через люк, открывают створки, которые потом произвольно захлопываются. Мельник отключает ворот, и мешок оказывается на крышках люка. Операция повторяется.

В последнем ярусе, находящемся в "шапке", на вертикальном валу установлена и закреплена другая, малая шестерня со скошенными кулачками-зубьями. Она заставляет вращаться вертикальный вал и запускает весь механизм. Но ее заставляет работать большая шестерня на "горизонтальном" валу. Слово в кавычки заключено потому, что фактически вал лежит с некоторым уклоном внутреннего конца вниз. Штырем этого конца он заключен в металлическом башмаке деревянной рамы, основы шапки. Приподнятый конец вала, выходящий наружу, спокойно лежит на камне-"подшипнике", слегка скругленном сверху. На валу в этом месте врезаны металлические пластины, предохраняющие вал от быстрого стирания.

В наружную головку вала врезаются два взаимно перпендикулярных бруса-кронштейна, к которым крепятся хомутами и болтами другие балки - основа решетчатых крыльев. Крылья могут принимать ветер и вращать вал лишь тогда, когда на них будет расправлена парусина, обычно свернутая в жгуты в покойное, не рабочее время. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра.

Шестерня "горизонтального" вала снабжена зубьями, врезанными в боковую сторону круга. Сверху ее обнимает тормозная деревянная колодка, которая с помощью рычага может быть освобождена или сильно затянута. Резкое торможение при сильном и порывистом ветре вызовет высокую температуру при трении дерева о дерево, и даже тление. Этого лучше избегать.

Макет мельницы из села Мошок. Владимирская область.

До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило".

Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним "водило" и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть "шапку" мельницы очень трудно, почти невозможно. "Лошадиная сила" тут тоже не годится. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно одевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав. Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами. Были ветряные мельницы и с "толчеями", на которых отжималось льняное или конопляное семя для получения соответственного масла. Отходы - жмых, - тоже использовали в домашнем хозяйстве.

Самая существенная часть мукомольной мельницы — мельничный постав или снасть - состоит из двух жерновов: верхнего, или бегуна, и - нижнего, или нижняка. Жернова представляют каменные круги значительной толщины, имеющие в средине сквозное отверстие, называемое очком, а на мелющей поверхности насечку (см. ниже). Нижний жернов лежит неподвижно; его очко плотно закрыто деревянною втулкою, кружловиною, сквозь отверстие в центре которой проходит веретено связанное с верхним жерновом и вращающееся шестеренкой.

Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова́ требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.

Жернова используются парно. Нижний жёрнов устанавливается стационарно. Верхний жёрнов, он же бегун, — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом», установленным на головке главного стержня или ведущего вала, вращающегося под действием основного механизма мельницы (использующего энергию ветра или воды). Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зерен.

Жернова должны быть одинаково сбалансированными. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества.

Лучшим материалом для жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, называемый жерновым камнем. Так как каменные породы, в которых все эти свойства развиты достаточно и при том равномерно, встречаются редко, то хорошие жернова весьма дороги.

«Плохой камень разорит, хороший обогатит», - говорили в народе. Поэтому для изготовления жерновов искали твердые кварцевые породы. Жернова могли быть естественные и искусственные. Их размеры характеризовались диаметром и до сих пор измеряются четвертями аршина. Их называют трехчетвертными, четвериками, шестериками. Например, шестерик в диаметре составляет один метр, ширина верхнего жернова - бегуна -40 см, нижнего - лежняка -25 см, вес от 600 до800 кг. Для большей прочности жернова оковывались железными обручами, рабочую поверхность время от времени наращивали. Скорость вращения жернова зависела от силы ветра и составляла 10-12 метровв секунду. Благодаря центробежной силе зерно через горловину, глаз верхнего жернова поступало на рабочую поверхность лежняка, разбрасывалось, размалывалось и в виде муки ссыпалось по деревянному желобу в ларь или прямо в мешки. Качество помола зависело от расстояния между жерновами, которое регулировалось болтами.

На трущихся поверхностях жернов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние. Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов и разрывается и разрезывается острыми режущими краями бороздок насечки на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.

Расположение бороздок в процессе размола зерен

Бороздки насечки служат также как бы путями, по которым размалываемое зерно подвигается от очка к окружности и сходить с жернова. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечка должна быть возобновляема время от времени.

Водяные мельницы

Кроме силы ветра для размола зерна очень часто использовали водяные мельницы. Ставили их на берегу реки или ручья, в укромном, приветливом месте, рядом с тенистыми зарослями и темными омутами. Водяные мельницы по сравнению с ветряными имеют весьма скромную архитектуру, но и их образ овеян легендами и тайнами.

Водяная мельница в селе Старая Минуса. Иркутская область

Они представляют собой двухэтажную клеть крытую двухскатной или четырехскатной кровлей, одна сторона мельницы стоит на берегу другая в воде на сваях. Вращение жерновов происходит от падающей воды на водяное колесо, для дозирования поступающей на колесо воды рядом с мельницами делали плотину.

В зависимости от особенностей местности и возможностей организовать запруду мельницы делались с нижним боем, т.е. с подачей воды на колесо снизу или сверху.

Наиболее ответственный элемент водяной мельницы — колесо, достигавшее в диаметре 4 м. К мощному горизонтальному валу спицами прикрепляли два деревянных обода, расстояние между которыми примерно 50 см. Внутри их обшивали досками, а снаружи между ободьями вставляли перегородки ("лопатки”). Получались своеобразные ковши, расположенные один за другим вдоль колеса. Когда вода попадала в ковш, она приводила в движение колесо, а вместе с ним и горизонтальный вал.

Схема водяной мельницы

Внутри мельницы на валу крепили колесо, которое специальными зубьями соединялось с горизонтальной шестерней. Вертикальная ось от шестерни проходила через отверстие в центре нижнего камня и наглухо крепилась к верхнему (верхний камень вращался, а нижний оставался неподвижным).

Колесо и шестерня водяной мельнице на Левусозере

Зазор между камнями определял тонкость помола муки. Важной для качества помола была и равномерная подача зерна на жернова: снизу к бункеру с зерном подвешивали качающийся ящичек — дозатор. Причем расположение этого ящичка позволяло отделить муку одного хозяина от следующего, который уже засыпал свое зерно в бункер и приготовился молоть. Четкость взаимодействия механизмов определялась мастерством мельника.

Падая сверху на колесо, вода придавала ему больший крутящий момент, однако такие мельницы требовали затопления значительных территорий. Напор воды регулировался специальными заслонками на запруде. При подаче воды снизу (кстати, колесо имело в этом случае иную конструкцию — вместо ковшей на оси укрепляли лопасти) запруды могло и не быть. Плотина перегораживала только часть реки, благодаря чему поток воды получал большую скорость. Колесо тогда вращалось быстрее.

Кроме жерновов водяные мельницы могли оборудоваться толчеями, для этого добавлялся еще один водоток с колесом который приводил в движение вал с зубьями поднимающий песты толчеи.

Постав толчеи водяной мельнице на Левусозере

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.