Криминология как самостоятельная наука. Что изучает криминология

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины

Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.

Криминология изучает и анализирует нормативные акты, составляющие юридическую базу для адекватного понимания преступности, своевременной реакции на них и разработки профилактических мер с целью предупреждения преступлений.

Нормативную базу криминологии составляют:

1) уголовное законодательство, включающее нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

2) криминологическое законодательство, регулирующее превентивную деятельность, направленную на предупреждение совершения преступлений и лежащую вне сферы применения уголовных репрессивных мер.

Криминология как учебная дисциплина изучает совокупность явлений, процессов и закономерностей, состоящую из четырех основных элементов: а) преступность; б) личность t преступника; в) причины и условия преступности; г) предупреждение преступности.

Объектом криминологии являются общественные отношения, связанные с: 1) преступностью и прочими правонарушениями;

2) причинами и условиями преступности;

3) местом и ролью личности преступника в обществе; 4) решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

Объектом криминологического изучения и детального анализа является преступление. Оно рассматривается: 1) в неразрывной связи с условиями внешней среды, порождающей преступление, и криминологической характеристикой преступника, порожденного этой средой; 2) как длительный и развивающийся процесс, происходящий в пространстве и времени, имеющий свое начало, течение и завершение, а не как одномоментное действие, связанное с совершением преступного акта и нередко занимающее считанные минуты.

Криминология рассматривает преступление со всех сторон и с максимальной объективностью и изучает: 1) причины и условия преступления; 2) особенности характеристики лица, совершающего преступление; 3) последствия преступного поведения.

2. Структура системы криминологии

Система криминологии основана на особенностях изучаемого этой дисциплиной предмета – ряда вопросов, связанных с существованием преступности. Она включает теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, которые рассматривают преступность в неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследуют закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывают статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

Криминологическая наука – это не простой набор сведений о преступности и ее взаимосвязях, а действенное научное знание, имеющее свою теоретическую базу и применимое к практической деятельности. Теоретические сведения и осмысленные результаты практических мероприятий складываются в стройную и своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков – Общей и Особенной частей.

Особенностью такого деления криминологии на Общую и Особенную части является условное разделение самой науки на общетеоретические вопросы, применимые к любому роду преступной деятельности (Общая часть) и криминологические характеристики отдельных видов преступлений с их глубоким анализом, прогнозом распространения и возможными превентивными мерами по их предупреждению (Особенная часть).

Общая часть включает в себя детальное рассмотрение понятия, предмета, метода, целей, задач, функций и истории развития криминологии как в России, так и за рубежом, изучение основ исследований, применяемых в криминологии, рассмотрение всех аспектов, связанных с преступностью, включая особенности личности преступника и механизм преступления.

Особенная часть, основываясь на Общей части, дает криминологическую характеристику отдельных видов преступлений и анализирует предупредительные мероприятия, которые используются для их предотвращения.

Таким образом, обе части криминологии охватывают весь спектр вопросов, как теорию, так и практику, позволяя определить изъян в общественных отношениях, порождающий тот или иной вид преступлений, максимально его устранить и снизить рост преступности.

3. Цели и задачи криминологии

Криминология как наука изучает объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, а также личность самого преступника, выявляя и анализируя существующие типы преступной личности, механизмы совершения конкретных преступлений и меры борьбы, которые могут снизить рост тех или иных преступлений в обществе.

Цели криминологии можно условно разделить на четыре группы:

1) теоретическая – предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;

2) практическая – вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

3) перспективная – направлена на создание системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

4) ближайшая – направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

Из стоящих перед криминологией целей органично вытекают и ее задачи:

1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике – в прошлом и настоящем; криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

2) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

3) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

4) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Криминология выполняет свои задачи с помощью определенных функций, среди которых принято выделять три основные: а) описательную (диагностическую); б) объяснительную (этиологическую); в) предсказательную (прогностическую).

4. Теории криминологии

Как самостоятельная наука криминология оформилась в XIX в. и изначально основывалась на передовой для своего времени антропологической теории (Галль, Ломброзо), исходящей из идеи наличия у преступников врожденных преступных качеств. В основание криминологии также легли социально-экономические и социально-правовые теории (Ферри, Гарофало, Марро), объясняющие преступность негативными социальными явлениями – нищетой, безработицей, необразованностью, которые порождают аморальность и безнравственность; онтологические теории (теория «чистого разума» И. Канта), статистические исследования (Хвостов, Герри, Дюкпетьо).

В ХХ в. в криминологию из других наук (психологии, психиатрии, генетики, антропологии) поступали новые взгляды и самостоятельные теории, которые тем или иным способом пытались объяснить, какие особенности развития общества и самого человека способствуют появлению преступности:

генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) объясняли склонность к преступлению врожденными факторами;

психиатрические концепции (основанные на теории З. Фрейда) видели в преступлении результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом;

клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Гарофало) вводила понятие состояния повышенной склонности к преступлению, из которого преступника следовало выводить медикаментозно и на это время изолировать от общества (Граматик, ди Тулио, Пинатель);

– социологические концепции (теория множественных факторов Кетле и Хили) объясняли преступность совокупностью множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов;

теория стигмы (интеракционистский подход – Сатерленд, Таннебаум, Беккер, Эриксон) находила причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение;

теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) связывала преступное поведение с контактами человека с криминальным окружением (дурная среда);

концепция о криминогенности научно-технического прогресса находила причины преступности в постиндустриальном обществе;

марксистские теории выводили преступность из противоречий эксплуататорского общества.

5. Предмет криминологии

Предметом криминологии является круг вопросов, связанный с существованием такого явления, как преступность, включает в себя теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, рассматривающие преступность в целостности и неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследующие закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывая статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

Предмет криминологии включает в себя четыре базовых элемента:

1) преступность, то есть социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; данное явление измеряется качественно-количественными показателями: уровнем, структурой и динамикой;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; сведения о личностных свойствах субъектов преступлений включают информацию о причинах преступлений, а сама личность преступника исследуется в целях предупреждения рецидива (новых преступлений);

3) причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), которые составляют целую систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, порождающих и обусловливающих преступность как следствие их существования. При этом причины и условия преступности изучаются во всем многообразии их содержания, природы и механизма действия и на разных уровнях: как в целом, так и по отдельным группам преступлений, а также конкретные преступления;

4) предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей; превентивные меры анализируются по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

6. Метод криминологии

Методом криминологии принято называть всю совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее составляющих, а также о личности преступника, чтобы выработать эффективные меры как для борьбы с преступностью, так и для профилактики преступлений.

К методам криминологии относят следующие:

1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;

2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;

3) опрос – социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео, аудио записей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) логико-математический метод, включающий:

– моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;

– факторный анализ и шкалирование;

– методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частно-научные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).

7. Связь криминологии с косвенными юридическими дисциплинами

Криминология относится к юридическим наукам, состоит в близком и тесном родстве с огромным множеством юридических наук, тем или иным способом занятых борьбой с преступностью; их можно условно разделить на косвенные и специальные.

Косвенные юридические науки рассматривают проблемы преступности в общих чертах, достаточно поверхностно, не углубляясь в тонкости и детали вопроса.

К косвенным юридическим дисциплинам относят:

1) конституционное право, устанавливающее общие начала всей деятельности правоохранительных органов и определяющее положения, на которых строится законодательная база, как в России, так и в любой другой стране;

2) гражданское право, предусматривающее гражданскую ответственность за любое из нарушений многочисленных норм гражданского права, определяющее круг вопросов и характер нарушений, которыми более детально занимается криминология;

3) земельное право;

4) административное право;

5) экологическое право;

6) семейное право;

7) трудовое право и др.

Для полноценного существования криминологии необходимо получать сведения и методы из неюридических наук. Поэтому криминология применяет отдельные положения философии, этики, эстетики, экономики, теории социального управления, социологии, политологии, статистики, демографии, математики, кибернетики, педагогики и взаимодействует с общей, социальной и юридической психологией.

Сведения из демографии, социологии и политологии необходимы криминологам при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов; данные психологического или психиатрического характера требуются для выявления и понимания причин и условий преступности и преступлений, так как на них базируются изучение и классификация личности преступника, без них невозможна грамотная разработка мер профилактического воздействия.

8. Связь криминологии со специальными юридическими дисциплинами

Наиболее тесную связь криминология имеет со специальными юридическими науками – уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом. В XIX в. считалось, что криминология относится к уголовному праву, и в этом есть доля истины – как наука криминология вышла из уголовного права.

Уголовное право (как теория и основанный на ней уголовный закон) дает обязательную для криминологии юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а данные криминологии об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений и прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях позволяют уголовному праву планировать и реализовывать нормотворческую деятельность, своевременно квалифицируя или переквалифицируя те или иные преступления и правонарушения.

Связь криминологии с уголовным процессом заключается в том, что уголовно-процессуальные нормы, регулирующие общественные отношения, направлены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает общая борьба с рецидивом преступлений, стремление к результативности исполнения наказаний, ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление, отбывших наказание.

Тесную связь криминология имеет с криминалистикой, которая в отличие от криминологии занята сугубо практическими задачами, фактической стороной преступлений. Сведения криминологии помогают криминалистам выявить основные направления для разработки новых методов, помогают находить правильные решения при расследовании преступлений, опираясь на криминологические данные о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п. В то же время многие криминалистические методы и технические средства позволяют криминологии эффективнее строить профилактику преступлений и использовать последние научные разработки для предотвращения преступной деятельности.

Криминология также связана с междисциплинарной комплексной наукой деликтологией (административной, дисциплинарной, гражданской и семейной), которая занимается вопросами о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений в области законодательства.

9. Развитие криминологии до 1917 года

Криминология как наука появилась в России в одно время с западной и далее развивалась поэтапно: историю криминологии принято делить на несколько периодов:

1) дореволюционный (до 1917 г.);

2) период становления советской криминологии (1917–1930 гг.);

3) период с 1930 по 1990 гг.;

4) современный (считая с распада СССР и по настоящее время).

Отечественная криминология в дореволюционный период активно воспринимала многие передовые идеи представителей различных школ и вносила свой вклад в исследование проблем преступности. Предвестниками отечественной криминологии были ученые и общественные деятели, жившие до официального рождения этой науки. Среди них следует упомянуть известного общественного деятеля XVIII в. А. Радищева, который впервые для России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений и предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

В разной степени вопросами преступности занимались А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский, Н. Чернышевский, критиковавшие общественный строй России и преступность как порождение этого строя.

В начале XIX в. глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К. Ф. Герман. Известные юристы И. Я. Фойницкий, Г. Н. Тарновский, Н. С. Таганцев и др. рассматривали преступность в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой, особо обращая внимание на понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины. Опираясь на работы антропологической школы в зарубежной криминологии, дореволюционный юрист и ученый Д. А. Дриль отмечал влияние на совершение преступлений кроме особенностей психофизической природы человека также внешних воздействий на него, разделяя взгляды отечественных сторонников социального понимания преступности. В России появилась классическая школа.

В русской криминологии конца XIX – начала XX вв. происходили те же процессы роста, что и в современной ей зарубежной криминологии.

Послереволюционный этап развития отечественной криминологии просуществовал до начала 1990-х годов, его можно условно разделить на два периода: а) 1917 – начало 1930-х гг.; б) начало 1930-х – начало 1990-х гг.

1. Эпоха с 1917 по начало 1930-х гг. отличалась жесткой партийной борьбой и окончилась с началом массовых репрессий; криминологические проблемы исследовались в рамках уголовного права, а криминология считалась отраслью уголовного права. В этот период она была тесно слита с родственной ей криминалистикой и судебной медициной: в 1922 г. в Саратове был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения; с 1923 г. в Москве, Киеве, Харькове, Одессе появились кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД.

В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование. Это было связано с политическим тезисом, что в СССР построен социализм (а при социализме преступность отмирает). Был сделан вывод, что криминология больше не нужна.

2. В период с 1930 по 1940 гг. криминологические исследования имели полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью, были направлены на выявление врагов народа и организовывались правоохранительными органами. После смерти Сталина Хрущев объявил курс на строительство коммунизма. Но стало ясно, что преступность не исчезла. Годом возрождения криминологии стал 1963 г., когда на юридическом факультете МГУ был прочитан курс криминологии, который стал с 1964 г. обязательным для юристов. Криминология была выведена из уголовного права и превратилась в самостоятельную науку. Большую роль в этом сыграл А. Б. Сахаров.

В 1960–1970 гг. основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, в 1970–1990 гг. исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения разных видов преступности.

Крупнейшим научно – исследовательским криминологическим центром стал в эти годы НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов юридических вузов в соответствии с программой курса «Криминология» на основе действующего законодательства и результатов исследований отечественных и зарубежных криминологов. Учебное пособие может представлять интерес и для аспирантов, преподавателей, научных сотрудников юридических высших учебных заведений, а также для практических работников правоохранительных органов.

Из серии: Подготовка к экзамену (Юриспруденция)

* * *

компанией ЛитРес .

Криминология


© Малков В.Д., 2006

© Оформление. ИД «Юриспруденция», 2008

Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы

Криминология – это учение о преступлении (от латинского crime – «преступление» и греческого logos – «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Как общественная наука криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

Криминология – это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих коррективов в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи , к которым можно отнести:

1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и в настоящем;

2) криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций . Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная функция позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая функция связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

Названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию , выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода.

Метод науки криминологии – совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии.

Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики – всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких, как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т. п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов. Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход , будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.

Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания.

Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы – как способы решения конкретных исследовательских задач.

Помимо всеобщего метода познания в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.

Общенаучные методы включают формальную логику, т. е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.

Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.

В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.

В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.

В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить, таким образом, закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.

Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы являются необходимыми элементами всякого научного знания, в том числе и криминологического.

Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы , в том числе такие социологические методы, как наблюдение, опрос и анализ документов.

Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в определенной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у них складываются определенные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значительную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу, включающую перечень интересующих его фактов, их характеристик и признаков. Здесь мы имеем дело с включенным наблюдением, когда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовленной программой изучает нужный криминологический объект.

Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования.

Анкетный опрос – наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для этого необходимо четко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять громоздкие анкеты. Они могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки.

К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование . Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.

В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, так как оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.

Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов.

В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных.

К числу частнонаучных методов также следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.

Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упорядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каждому объекту соответствует оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду. Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других служить основой для дальнейшей математической обработки, например, путем использования факторного анализа.

К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.

Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы (В. Д. Малков, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром -

Само определение предмета криминологии говорит о том, что данная наука изучает комплекс сложных явлений и вследствие этого связана с иными науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего, рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. Наиболее тесно криминология связана с уголовным правом .

В науке долгое время господствовало мнение, что криминология – это составная часть уголовного права. Однако с развитием криминологии менялись и взгляды на ее место в системе общественных наук. Через некоторое время криминология была признана самостоятельной отраслью научного знания.

Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов науки уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его, прежде всего, индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса , изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее значение для методики и тактики расследования преступлений. С другой – криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики с области организации воспитательной работы с осужденными.

Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

Значительна связь криминологии и с юридической психологией , особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

При этом, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология , изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических исследований о развитии общественных явлений, о происходящих в обществе структурных изменениях, о развитии миграции, процессе урбанизации, о социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т. д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные – ценный источник сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых – оценка негативного воздействия преступности на общество.

Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, определяют и их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, подчерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.

1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

2. Место криминологии в системе наук.

3. Методы криминологии.

Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

1. Криминология - это наука, система знаний.

2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

1) исходя из ее предмета;

2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

Задачи криминологии:

1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

Ей присущи качественно-количественные показатели:

Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

Структура преступности;

Динамика преступности.

личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.