Известные французские писатели 19 века. Французские писатели: биографии, творчество и интересные факты

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.
Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

?? ?? ????????
Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.
произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде
Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.
произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан
Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.
произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер
Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.
произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль
Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.
произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

XIX век – «золотой» , классический. Один век, но не единое художественное направление: романтизм и реализм. Начался с Французской революции. Закончился Парижской коммуной в 1871 г. (ее героизм и трагедия – это уже героизм и трагедия ХХ века). Реализм формируется в 30 -40 годы. К этому времени общество уже предало забвению героическую пору якобинства, кровавую эпопею наполеоновских войн. Карманьолу сменил канкан, фригийский колпак – котелок негоцианта, расшитый галунами мундир – добротный сюртук нового завоевателя мира – рыцаря дебета и кредита. Открытое неприятие действительности – пафос литературы 19 века.

Синтез романтических и реалистических тенденций во французской культуре. Особое отношение к «искусству слога» как французская национальная традиция «Только то, что хорошо написано, доходит до потомков» (Бюффон, 1707 -1788) Романная форма – прозаически организованное общество (Гегель) Два основных стиля французской литературы: бальзаковский стендалевский

Оноре де Бальзак (1799 -1850) Один из самых великих писателей. «Великий романист, пишущий плохо» (П. Лато) «доктор социальных наук» (Бальзак). Очень разный – монархист, легитимист и – художник. Ровесник Пушкина (Каролина Сабанская- возлюбленная А. С. Пушика – блестящая авантюристка мирового масштаба – родная сестра Эвелины Ганской, на которой Бальзак женился за 3 месяца до своей смерти. Венчание в 1850 г. в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847 -1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне - село в Ружинском районе Житомирской области на Украине) Писателем становится в 30 лет (роман «Шуаны»). Луи_Август Биссон. Портрет Оноре де Бальзака, 1842 Формулирует идею посвятить всю жизнь одному грандиозному произведению. Он собирается охватить ВСЕ. Реализм Бальзака не активен к жизни, он не учит жизни, он анализирует жизнь, исследует ее. Бальзак говорит, что пишет историю человеческого сердца. Эта история у него социально и биологически крашена.

Бальзак – «сила природы… сила стихийная, не размышляющая. . . это бессознательный гений… художник, а не мыслитель (Борис Григорьевич Реизов). Воспринял основную идею романтиков – историзм. Видел в человеческой истории не только разнообразие эпох, но и общее единство человечества. В его романах не только быт и среда, но и возвышение характеров над историей. Деньги – религия нового времени. Конфликт века – человек против необходимости. Необходимость предстает в виде домохозяйки, квартирной платы, прачки, отсутствия денег. . Но деньги – не главное. Герой скорее борется с деньгами, чем становится их слугой. «Выгодой можно объяснить лишь низменные поступки» (Бальзак) Героя увлекает идея: благородная/безумная, мания, честолюбие, творческий пыл. Романы – войска, которые он бросает в бой в нужный момент. Творчество – это борьба с сюжетами, замыслами, техническими трудностями.

Человеческая комедия I. Этюды о нравах 1)Сцены частной жизни Предисловие Гобсек Отец Горио 2)Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде Музей древностей Утраченные иллюзии 3)Сцены парижской жизни Блеск и нищета куртизанок 4)Сцены политической жизни 5)Сцены военной жизни Шуаны, или Бретань в 1799 году 6)Сцены сельской жизни Сельский врач Сельский священник II. Философские этюды III. Аналитические этюды (называю только некоторые романы, которые желательно прочитать)

«Человеческая комедия» 97 романов Нет последовательности, хронологического единства. Условный центр – «Отец Горио» (1834) Бальзаковский стиль: - подражание классификациям животных в трудах натуралистов - «научность» замысла -грандиозный характер обобщений -реалистический принцип типизации (типичный герой в типичных обстоятельствах; срав. – романтический принцип типизации: исключительный герой в исключительных обстоятельствах) -жанровые и тематические классификационные системы - «сквозные» герои - «тотальный детерминизм» -класс как единство -любое пространство как атмосфера -сначала вещный мир – потом человек, который этому миру соответствует -борьба за «чужое» сознание («авторская агрессия») «Существует нечто более интересное, чем египетские пирамиды – большой парижский дом» (Жюль Жанен, 1804 -1874)

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) 1783 -1842 выдающийся французский писатель (Штендаль - немецкий город, откуда происходил Винкельман, который «открыл» художественные сокровища Италии для европейской читающей публики). Трудная и долгая творческая биография – 30 лет ученичества. Участник итальянского похода Наполеона, военный интендант, видел Бородинское сражение, пожар Москвы После падения Наполеона уехал в Италию, знаком с вождями карбонариев, с Байроном. 1830 – французский консул в Италии. История человека, взращенного на культе Наполеона и оказавшегося на распутье послереволюционного периода Чувствует себя провинциалом (слабое знание орфографии, плохой почерк, небрежность и невнимание к мелочам) Похоронен Стендаль в Париже на кладбище Монмартр

Стиль и зрелость – привычка, возникающая сама собой. Задача всей жизни – быть похожим на самого себя в лучшие свои минуты «Мы искажаем нежнейшие чувства, когда пытаемся о них рассказывать» (Стендаль) Представление об искренности в литературе включает не только исповедь, но и умолчание «Роман – зеркало, прогуливающееся по дороге» (Стендаль) Стендалевский стиль: - «аналитический романтизм» -беспощадность психологического анализа - «вечная юность» героев -неприкосновенность «чистоты» героев -желание славы – один из самых мощных стимулов поведения -положительные качества современного человека – развитый интеллект и чувствительность -неистовые натуры - «бейлизм» «Эготизм» - любимое слово Стендаля, которым он определяет свой стиль Стендаля – «сознательная путаница» (Э. Золя) Романы «Красное и черное» 1830 «Пармская обитель» 1846

Гюстав Флобер (1821 -1880) выдающийся французский писатель, один из крупнейших европейских писателей XIX века. Теория «точного слова» . Учился на факультете права в Париже, вел богемную жизнь. В 1844 г. поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Ведет замкнутый образ жизни, стремится к самоизоляции. Вернулся в Париж в 1848 г. для участия в Революции. С 1848 по 1852 гг. много путешествует (Египет, Иерусалим, Константинополь, Италия). Встречался с И. С. Тургеневым. Романы: «Госпожа Бовари» (1856). Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали» . «Саламбо» (1862). Для его создания посетил Восток и Северную Африку. Исторический роман о восстании в Карфагене в 3 в. до н. э. «Воспитание чувств» (1869). О европейских событиях 1848 г. В романе описана первая влюбленность Флобера («молчаливая страсть» к Элизе Шлезингер, которую он пронес через всю жизнь) Поэтика Флобера: -принцип внеличного изображения (натурализм) -тема «воспитания чувств» - «письмо серым по серому» (Г. Флобер) - «умирание» автора; - «боваризм» . А. Муха. Саламбо

Эмиль Золя (1840 -1902) – выдающийся французский писатель, теоретик натурализма Двадцатитомная серия «Ругон. Маккары» - грандиозная «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи» . Стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Стиль Э. Золя: - «биологическое» и «общественное» -грандиозность подробностей -поэтика массовых сцен -магия мелочей -синэстетизм образов Э. Мане. Портрет Э. Золя. Могильный камень (кенотаф) на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой в 1908 г. в Пантеон Романы: Дамское счастье Чрево Парижа

Шарль Бодлер (1821 -1867) французский поэт и критик, классик французской и мировой литературы, последний европейский романтик, «человек, ощущающий себя бездной» (Ж. П. Сарт) «король поэтов, настоящий Бог» (А. Рембо). Отец был художником, с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, но когда Бодлеру было 6 лет, отец умер, а мать вышла замуж. В качестве наказания за непослушание - путешествие в Индию, чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала, но Бодлер вернулся обратно. Участвовал в баррикадных боях февраля, сотрудничал в республиканской прессе, сражался на баррикадах в июне 1848 г. Посещал «Клуб гашишистов» и описал воздействие гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. Считал своим «духовным братом» Эдгара По, переводил его произведения. Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с матерью и отчимом. Позже на трансверсальном проспекте кладбища был установлен кенотаф: на простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен. . . Сатана. Поэтика: -дендизм -богемность. -эстетизация зла. -роскошь разложения и смерти. Сборники стихотворений: Цветы зла Парижский сплин

Ш. БОДЛЕР. Падаль (Перевод Вильгельма Вениаминовича Левика, 1907 -1982) Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, Среди рыжеющей травы? Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной. И солнце эту гниль палило с небосвода, Чтобы останки сжечь дотла, Чтоб слитое в одном великая Природа Разъединенным приняла. И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам. От смрада на лугу, в душистом зное лета, Едва не стало дурно вам. Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь. Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно. И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал. То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно. Из-за куста на нас, худая, вся в коросте, Косила сука злой зрачок, И выжидала миг, чтоб отхватить от кости И лакомый сожрать кусок. Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим. И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей. Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты - навеки сберегу я И форму, и бессмертный строй.

Фото 1855 г. Проспер Мериме (1803 -1870) французский писатель, переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, главный инспектор исторических монументов, член Французской академии, сенатор Второй империи, популяризатор и переводчик русской литературы. Мистификации: -несколько драматических пьес под заглавием «Театр Клары Гасуль» (якобы автор – неизвестная испанская актриса странствующего театра; - «Гусли» (Guzla), сборник народных (якобы) песен. Поэтика: - «музей страстей человеческих» -драматические страсти – сухим и сдержанным языком -как правило, рассказчик – рациональный наблюдатель-иностранец -эмоции первобытных народов противопоставлены малокровию цивилизованной Европы («Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение») Новеллы Кармен Матео Фальконе Локис Этрусская ваза Письма к незнакомке (но желательно все…)

Ромен Роллан (1866 -1944) - французский писатель, общественный деятель, учёныймузыковед, иностранный почётный член АН СССР (1932), лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» Активный участник европейских пацифистских организаций. Переписывался со Л. Н. Толстым, приветствовал Февральскую революцию, одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 г. Общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, встречался со Сталиным (1935). Книги о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903) «Жизнь Микеланджело» (1907) «Жизнь Толстого» (1911). Романы «Жан-Кристоф» (1904 -1912) «Кола Брюньон» (1914 -1918) «Очарованная душа» (1923)

СИМВОЛИЗМ – одно из крупнейших культурных явлений конца 19 -начала 20 вв. Символизм формируется в западноевропейской культуре 60 -70 -х годов 19 в. Франция: Рембо, Верлен Бельгия: Метерлинк Австрия: Рильке Англия: Уайльд Норвегия: Ибсен. Сознательное отречение от конкретного историзма, от современности. «Перекодировка» идей, образов, сюжетов в универсальные «мифологемы» . Тенденция символизма отталкиваться от культуры прошлого, а не ощущать себя её преемником. Значимость для эстетической системы символизма того, чему в прошлой культуре он противостоит: натурализму (Франция) бытописательству (Англия) реалистическому жизнеподобию (Россия). Французский символизм: -обращение к интеллектуально-философскому дискурсу мира; -интерпретация любого явления как вечного: в духе «эмблематики» , «ключей тайн» , «словесной магии» -поэтизация внутреннего мира -личностное начало и культ «я»

ПОЭЗИЯ Поль Верлен (1844 -1896) французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. -лирическое «самораспятие» «скользящая неназойливость» письма (С. И. Великовский); -грустная задумчивость и томительная сумрачность стиля -стирание грани между зыбким, как бы струящимся внешним миром и внутренним переживанием. Проклятые поэты» (1883) - название цикла статей, посвящённых его отверженным и непризнанным друзьям Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме. ТОСКА Меня не веселит ничто в тебе, Природа: Ни хлебные поля, ни отзвук золотой Пастушеских рогов, ни утренней порой Заря, ни красота печального захода. Смешно искусство мне, и Человек, и ода, И песенка, и храм, и башни вековой Стремленье гордое в небесный свод пустой. Что мне добро и зло, и рабство, и свобода! Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь Наукою, а древняя ирония. Любовь, Давно бегу ее в презренье молчаливом.

Жан Ипустеги. По заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция - «Путник в башмаках, взлетевших кверху» . Установлена в 1985 г. перед старым зданием Национальной библиотеки Франции в Париже. Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо - «Путник в башмаках, подбитых ветром» . Артюр Рембо (1854 -1891) – великий французский поэт Поэт, скрепивший два столетия поэзии. Участвует в восстании Парижской коммуны. Много путешествует по свету. В Африке (в основном в Египте и Эфиопии), в Йемене занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами, оружием и людьми. В феврале 1891 г. вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. Похоронен в Шарлевиле. Поэтика: поэтика разрушения; лирическая интенсивность; . «пугающая» фрагментарная метафоричность; оттеснение прекрасного на периферию творческой системы, доминанта безобразного; смелость и безжалостность картин «грубого быта» Фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), Рембо Леонардо Ди Каприо.

Гласные A - черный, белый - Е, И - красный, У зеленый, О - синий. . . Гласные, рождений ваших даты Еще открою я. . . А - черный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, сверкание короны; И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный Иль опьяненный покаяньем в час расплаты. У - цикл, морской прибой с его зеленым соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлен в тиши ночей. О - первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и стран - Омега, синий луч и свет Ее Очей. Предчувствие Глухими тропами, среди густой травы, Уйду бродить я голубыми вечерами; Коснется ветер непокрытой головы, И свежесть чувствовать я буду под ногами. Мне бесконечная любовь наполнит грудь. Но буду я молчать и все слова забуду. Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь! И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Стефан Малларме (1842 -1898) - французский поэт, был в группе «Парнас» (группа французских поэтов, объединившихся вокруг Теофиля Готье и противопоставивших своё творчество поэзии и поэтике устаревшего, с их точки зрения, романтизма) глава символистской школы. Отнесен Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов» . Поэтика: задача «рисовать не вещь, но производимый ею эффект» и писать стихотворения, которые будут состоять «не из слов, а из намерений» (С. Малларме); музыкальность и таинственность; «вещий» характер экспериментов

Литература «потока сознания» Термин принадлежит американскому философу Уильяму Джеймсу: «сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друга и причудливо, нелогично переплетаются («Основания психологии» , 1890). «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей. Марсель Пруст (1871 -1922) - великий французский писатель, новеллист и критик, «отец» европейского модернизма. «В поисках утраченного времени» - роман в семи частях, один из самых значительных произведений мировой литературы XX века. 1913 По направлению к Свану 1919 Под сенью девушек в цвету 1920 -1921 У Германтов 1921 -1922 Содом и Гоморра 1923 Пленница 1927 Беглянка 1927 Обретённое время В 1999 опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX в. : 1 место Посторонний» А. Камю 2 место «В поисках утраченного времени» Поэтика: роман как «кинематограф воспоминаний» (А. В. Луначарский).

Французский сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. Рождение термина: в 1917 г. Гийом Аполлинер впервые употребил термин «сюрреализм» в манифесте «Новый дух» , написанном к балету «Парад» (совместная работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина) Идеолог сюрреализма - писатель и поэт Андре Бретон (1896 -1966). Манифест Анри Бретона (1924) Основное понятие «сюрреальность» - совмещение сна и реальности. принцип «чистого психического автоматизма» «бескорыстная игра мысли» . Поэтика: Использование аллюзий парадоксальные сочетания пафос тотального протеста «любовь – красота – бунт» «поэтико-терапевтический метод» -принцип коллажа - «новая мифология» -концепция «чёрного юмора» игровое начало. Жанр манифеста – характерное авангардистской культуры. явление

Гийом Аполлинер (поляк Вильгельм Альберт Владимир Александр - французский поэт, один из основоположников французской поэзии 20 в. , создатель термина «сюрреализм» . Поэтика: -влияние Ф. Вийона; -соединение городской темы с интимнолирическими мотивами; -афористичность поэтических высказываний; -напряжённость ритма; -ассоциативность мышления; -отсутствие пунктуации; -сближение поэзии и графики. Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 1880 -1918) Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) в шаржированном духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен

Поль Элюар (1895 -1952) – один из самых значительных французских поэтов 20 в. , один из руководителей группы французских сюрреалистов. С. Дали «Портрет Поля Элюара»: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз» (слова С. Дали в связи с тем, что жена Элюара Гала ушла к Дали). Поэтика: суггестивность поэтического языка; обилие повторов; широкий диапазон чувств, представлений, образов. Сердце на дереве, хочешь - сорви его с ветки, Улыбка и смех, смех и безмерная нежность. Побежденный, ты - победитель, ясноликий и чистый, как ангел, Вместе с деревьями ты устремляешься в небо. Красавица плачет вдали, она бы хотела бороться, Но, распростертая возле холма, подняться не в силах, И какое бы ни было небо над ней - прозрачное, хмурое, Ее увидав, не влюбиться в нее невозможно. Дни, точно пальцы, лениво фаланги согнули, Цветы увядают, с дождями колосья в разлуке. Инея ждет раскаленное тело июля. Взглянуть глазами покойника. Расписать белизну фарфора. Музыка, голые белые руки. Ветры сливаются с птицами - небо изменится скоро.

Экзистенциализм – одна из самых жизнеспособных философий. Истоки экзистенциализма – философия С. Кьеркегора Провозглашение абсолютной уникальности человеческого бытия; Идея неприменимости научного метода в самопознании Категориальный аппарат экзистенциализма: жизнь, смерть, страх, боль, любовь, «выбор» , «потустороннее бытие» «существование в мире» «заброшенность» .

Жан-Поль Сартр (1905 -1980) – один из самых значительных Антанас Суткус (Литва). Сартр представителей культуры 20 в. , «властитель дум» , лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался) член Всемирного Совета Мира (1953). В 1945 г. отказался от ордена Почетного легиона. Участник и символ революции во Франции 1968 г. (бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь только одного Сартра). Шарль де Голль: «во Франции Вольтеров не сажают» За гробом шло 50 тыс. человек Поэтика: углубление самоанализа героев; «исчезновение» рассказчика; «театр ситуаций» . Тошнота 1938 Слова 1964 Альбер Камю (1913 -1960)– литературный кумир европейской интеллигенции, одна из самых обаятельных фигур в культуре 20 в. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г. , «совесть Запада» . Поэтика: идеи абсурдности мира; обращение к творчеству Ф. М. Достоевского; притчевый характер творчества; «гипнотизм» «Эссе об абсурде» . Чума 1947 Посторонний 1942 Миф о Сизифе 1942 Бунтующий человек 1951

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Ãè äå Ìîïàññàí

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.

произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.

произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

œœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœ


  1. 1. Литературные направления и французские писатели XIX века 
  2. 2. Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской ́ культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. 
  3. 3. François-René, vicomte de Chateaubriand Франсуа Рене де Шатобриан (4 сентября 1768, Сен-Мало - 4 июля 1848, Париж) - французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе. Основные произведения: «Аталла, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802).
  4. 4. Anne-Louise Germaine baronne de Staël-Holstein Анна-Луиза Жермена де Сталь (баронесса де СтальГольштейн; известная просто как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël, 1766-1817) - знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. Основные произведения: Сталь Ж. Коринна, или Италия. М., 1969 Сталь Ж. О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями. М., 1989
  5. 5. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine Альфонс де Ламартин (21 октября 1790, Макон - 28 февраля 1869, Париж) - французский писатель и политический деятель. Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать. Основные произведения: Сборники стихов: «Méditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles Méditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements poétiques» (1839).
  6. 6. Victor Marie Hugo Виктор Мари́ Гюго́ 26 ́ февраля 1802,Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841). Поэт, драматург, публицист, эссеист Основные произведения: Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829). Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). Отверженные (Les Misérables, 1862). Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866). Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  7. 7. Alfred Victor de Vigny Альфред Виктор де Виньи́ ́ ́ (27 марта 1797, Лош, департамент Эндр и Луара, - 17 сентября 1863, Париж) - граф, французс кий писатель. Крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Поэт, переводчик Шекспира на французский язык Основные произведения: Граф Сен-Марс, или заговор при Людовике XIII, 1829 Стелло или Голубые бесы. Повести, рассказанные больному чёрным доктором, 1835 Смерть волка, 1886
  8. 8. Prosper Mérimée Проспер Мериме́ ́ (28 сентября 1803, Париж - 23 сентября 1870, Канны) - французский писатель, член Французской академии. Основные произведения: Драма «Кромвель» Исторический роман «Хроника времён Карла IX» (Chronique du temps de Charles IX) Новелла «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone). Повесть «Этрусская ваза» (Le Vase Etrusque) Новелла «Кармен»
  9. 9. George Sand, настоящее имя Amandine Aurore Lucile Dupin Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен; 1804-1876) - французская писательница. Основные произведения: Индиана (Indiana, 1832) Консуэло (Consuelo, 1843) Графиня Рудольштадт (La Comtesse de Rudolstadt, 1843)
  10. 10. Marie-Henri Beyle, псевдоним Stendhal ; Стендаль (настоящее имя и ́ фамилия Мари-Анри Бейль; 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века. Основные произведения: «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846)
  11. 11. Критический реализм   Критический реализм - художественный метод ́ ́ и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.