Работорговля на побережье суахили. "черное дерево"

Прибрежная торговля рабами вскоре превратилась в угрозу, которой сопровождались колониальные успехи. Последствия торговли людьми

ощущаются и в наши дни.

Ранние африканские цивилизации

Колонизация Африки имеет долгую историю. Самая древняя цивилизация здесь возникла в Нубии, современном Судане. Ее развитие шло параллельно с развитием Древнего Египта. И хотя обе культуры извлекали выгоду из обоюдного контакта, как, например, торговый обмен или распространение идей, их отношения были слишком отягощены конфликтами. Так Нубия около 2800 г. до н. э. была в течение 500 лет оккупирована Египтом, а нубийское царство Куш, которое за 70 лет до этого объединило разрозненные части Нубии, было примерно до 770 г. до н.э. оккупировано Египтом. После обретения независимости началось развитие и расцвет Нубийского царства. Так продолжалось до IV столетия н. э. и лишь растущая христианизация и усиление эфиопского царства Аксум окончательно предрешили закат Нубийского царства.

Похожие традиции, присущие крупным цивилизациям, существовали и в Западной Африке. В IV столетии н.э. король Ганы управлял обществом, в котором уже были построены системы улиц и имелся свод законов, а численность солдат, осуществляющих оборону, превосходила 20 тысяч человек. С 1200 года королевство сменяется империей Мали, а Тимбукту становится центром торговли и образования.

Дальше к югу, на высокогорных плато Зимбабве также существовала высокоразвитая культура, которая приобрела свои богатства путем торговли со странами побережья Восточной Африки. Столицей был город Большое Зимбабве, датой основания которого историки считают примерно 1250 год. Это был относительно большой город с каменными зданиями и башнями конической формы. Предполагают, что в городе проживало примерно 18 тысяч человек.

Абиссинские рабы в железных цепях. Слева: Иллюстрация 1835 г.; перед посадкой в трюм корабля рабов заковывают в кандалы.

Начало работорговли

Торговые отношения между Европой и странами Северной Африки, расположенными на побережье Средиземного моря, существовали давно.

Уже в Древней Греции поддерживались отношения с некоторыми африканскими культурами, а римляне имели тесные связи с африканским континентом, особенно с Египтом. До XV столетия знания европейцев об Африке представляли смесь отрывочных знаний, заимствованных из классического образования, мифов и историй, а также отдельных фактов, изложенных в Библии.

Одна за одной на Черный континент отправлялись европейские экспедиции. В 1482 году в Эльмине на побережье нынешней Ганы португальцы основали морской порт. В 1497 году Васко да Гама обошел под парусами весь континент, и с этого момента европейцы начали с возрастающей степенью активности осваивать Африку. Они экспортировали необработанные строительные материалы, золото и слоновую кость.

Однако гораздо более прибыльным занятием оказалась работорговля. На западном побережье от Сенегала до Анголы сооружались так называемые фактории, и уже на этой ранней стадии торговля людьми носила чрезвычайно жестокий характер. Для европейцев торговля людьми вначале была чем-то новым, однако в Африке издавна торговали рабами - восточноафриканские властители продавали их друг другу и своим арабским соседям. Когда европейцы к ним присоединились, вначале они полагались на вождей племен, которые собирали пленных и продавали европейцам. Сначала предполагалось, что африканские рабы будут работать на островных колониях перед континентальным побережьем; некоторых увозили в Европу. Первый невольничий корабль, направлявшийся в Америку, - куда позднее переместился центр работорговли - отчалил из Лиссабона в 1518 году. С этого момента торговля людьми приобрела грандиозные масштабы. Отголоски этого явления и сегодня ощущаются в политике, экономике и демографии.

Развитие рабства

Для торговцев рабы были таким же товаром, как и другие, и трансатлантические перевозки, осуществляемые водным путем, в истории отражены как «Треугольная торговля». Рабы были главным компонентом этой торговли. Европейские товары перевозились кораблями в Африку и менялись на рабов, которые потом водным путем доставлялись в Южную, Центральную и Северную Америку. Из этих мест экспортные товары вновь привозились в Европу. Для многих торговцев перевозка рабов представляла удобный случай, позволяющий избежать плавания из Европы в Америку с пустым трюмом и еще подзаработать. С коммерческой точки зрения этот вид торговли приобрел исключительное значение: из нее можно было извлекать значительную выгоду. Этот факт, а также то, что рабов рассматривали не как людей, а как груз, приводили к тому, что при перевозке рабов морем они находились в ужасающих условиях. По этой причине многие невольничьи корабли становились очагами болезней, и высочайший уровень смертности был почти нормой.

К тому же, если работорговец попадал со своим кораблем в какие-либо серьезные ситуации, «груз» просто выкидывали за борт.

Предмет работорговли вызывал широкую дискуссию в дипломатических кругах. Высокие прибыли, получаемые при работорговле, приводили к дипломатическим скандалам, а в отдельных случаях - к войнам и борьбе за власть, так как многие страны хотели контролировать этот рынок и зарабатывать на нем. Богатство многих колоний и возникших позднее на их месте государств основано на работорговле. Между 1518 и 1650 годом испанцы и португальцы ввезли в свои колонии примерно полмиллиона рабов, и после 1650 года наблюдается бурный рост нелегальной работорговли. В колониях рабы зачастую использовались для работы на сахарных плантациях. Испанские рабы должны были работать на мексиканских серебряных рудниках. Однако большая часть рабов поступала в Колумбию, Венесуэлу и на Кубу, регионы, где Испания переживала экономические трудности. Португальцы расширили свои плантации в Бразилии и с 1700 года привозили в свои южноамериканские колонии все больше и больше рабов, чтобы полностью выработать серебряные рудники в Минас Герайс. Голландские, британские и французские рабы должны были работать в колониях Карибов и Гвианы, а также на землях Северной Америки, где небольшое количество рабов из Африки, помимо всего прочего, было занято работой на табачных плантациях в Виргинии и Мэриленде.

В колониях то и дело вспыхивали бунты, которые в конце XVIII и начале XIX века переросли в восстания рабов. Однако эти восстания тут же подавлялись. Это продолжалось до начала освободительной борьбы 1791 года во французской колонии Сан-Доминго, которую возглавил Туссен-Лувертюр («Черный Наполеон»). Следствием этой освободительной борьбы стало возникновение государства Гаити.

Отмена рабства

В Европе голоса с призывами об отмене рабства звучали всегда. Это были голоса людей, протестующих против торговли людьми. Но настоящее движение за отмену рабства началось лишь в 1770 году. Начало ему было положено в Англии, когда некто Гренвилл Шарп передал в Верховную Судебную палату петицию с просьбой о даровании свободы беглому рабу из Америки Джеймсу Сомерсету, который был повторно арестован в Англии. Несмотря на первый успех, вначале почти ничего не изменилось. Поэтому в 80-е годы XVIII столетия группа христиан-евангелистов начала кампанию с требованием полной отмены рабства. После этой акции в стране развернулось общественное движение, в ходе которого собиралась информация, которую позже придавали гласности и передавали Парламенту.

Вильям Вильберфорс был влиятельнейшим адвокатом, который неустанно занимался этим делом и повернул общественное сознание лицом к вопросам рабства, так как на фоне идеалов индустриальной революции, касающихся свободной торговли, и идеалов французской революции, рабство все больше стало казаться исключительно варварским анахронизмом.

В 1808 году английский Парламент объявил покупку, продажу и транспортировку рабов противозаконными. В 1834 году владение рабами также было объявлено противозаконным. В этом же году на островах Западной Индии всем детям рабов младше 6 лет была дарована свобода, а самим рабам гарантировано получение шестилетнего бесплатного образования. Однако эти предписания носили такой же оттенок эксплуатации, что и прежнее рабство, хотя для них существовали сроки исполнения. Окончательно рабство было отменено в 1838 году. Между тем британские противники рабства развернули кампанию об отмене рабства в Америке. Особенно активное и стабильное движение против рабства развернулось в северных областях Северной Америки. Беглые или освобожденные рабы, как, например, Фредерик Дуглас, произносили речи по всей стране. Многие писатели поддерживали отмену рабства. Так некоторое влияние на общественное сознание оказала книга писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Вместе с окончанием Гражданской войны в 1865 году в Америке завершился и этап рабства.

Отмена рабства в Америке и Европе стала возможна благодаря нескольким факторам: движению за его отмену, экономическим трудностям и политическим события того времени. Однако в Африке до конца XIX века на многих территориях еще были распространены традиционные формы рабства. В Нигерии рабство отменили лишь в 1936 году. И до сегодняшнего дня рабство можно обнаружить в некоторых отдаленных местах Африканского континента, а его противники продолжают бороться за его отмену.

Последствия

Одной из побочных проблем работорговли в Африке было сокращение населения. В долине реки Нигер почти все коренные племена были истреблены в ходе охоты на рабов. Следствием этого стали голод и болезни.

Но самым разрушительным последствием работорговли было, пожалуй, признание главенства силы и создание общественного климата, при котором белые люди чувствовали свое превосходство над черными. Эти последствия можно наблюдать и сегодня.

345 лет назад, 27 сентября 1672 года, английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет эта компания перевезла через Атлантику в Новый свет около миллиона африканских «туристов». Шел золотой век работорговли.

Этим достойным бизнесом на протяжении нескольких сот лет занимались почти все страны Европы, имевшие выходы к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из них от двух до четырех миллионов погибли в пути. А остальные очень сильно изменили этническую картину западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру.

Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали «черным деревом». Более того, с 1845 года морская работорговля в российском Уложении о наказаниях приравнивалась к пиратству и каралась восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое «бревно в глазу», ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась на вполне законных основаниях.

Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.

Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.

Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле «Брукис». Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 10 до 20% «пассажиров».

Разрез голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.

Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на «голландце» она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.

Подавление бунта на английском работорговом судне.

Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.

Небольшой, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором «товар» утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках

Является ее влияние на демографию континента. Хотя точные цифры назвать трудно, можно с уверенностью предположить, что в течение четырех столетий существования торговли рабами из Африки в Новый Свет было вывезено 20 миллионов африканцев.

Если учесть применяемые при порабощении рабов методы, то потери, понесенные Африкой, приобретают ужасные пропорции. Разумеется, воров, преступников, колдунов и прочий сброд того же сорта продавали в рабство без всякого сожаления. Однако на рабов разживались преимущественно во время войн и грабительских рейдов. В подобных случаях в захваченных и вывезенных рабов добавлялись еще и прямые или косвенные жертвы работорговли — люди, которые погибли в бою или в результате голода, болезней и эпидемий, которые наступали после уничтожения урожая, осквернения зернохранилищ и нарушения уязвимого равновесия между населением и окружающей средой.

Такие ужасающие действия были обычным делом во всех регионах Африки, где укоренилась атлантическая торговля. Устная литература перенасыщена стоном жертв и описаниями пожаров на небосклоне от горящих деревень. Это постоянное состояние войны с бесконечной чередой убийств, разрушений, грабежей и насилия сделал страх «одним из измерений африканской души». Можно сказать, на каждого пленника, вывезенного кораблями работорговцев, приходится 6-7 африканцев, погибших на континенте.

Однако эти потери, распределены во времени, составляют не более одного процента чернокожего населения. Могут спросить, почему же такой в целом незначительный отток рабочей силы парализовал африканское общество. Дело в том, что работорговцы вывозили как правило молодых людей. Массовая депортация этой прослойки общества, полного силы и способного рожать детей, вызвала демографическую пропасть, которую со временем не смогли заполнить новорожденные поколения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

Не лучше были и политические последствия работорговли. Бывшие политические структуры на севере Нигерии, Чада и Конго начали падать, потому что не смогли приспособиться к условиям, образовавшимся из-за работорговли. Конго, которое тогда находилось в самом расцвете, не было в состоянии сопротивляться давлению со стороны португальцев, которые со своей базы на острове Сан-Томе доставляли рабов в колонии в Бразилии, несмотря на то обстоятельство, что некоторые из господствующей аристократии, обращенные в католичество, относились к ним дружелюбно. Руководствуясь своими собственными интересами, португальцы подстрекали местных вождей к мятежам и разжигали борьбу за власть среди отдельных кланов, так что, в конце концов, эта страна погрузилась в анархию.

Такой же участи подверглись королевства Ойо и Бенин, которые до прихода европейцев достигли определенного уровня институциональной стабильности. Они не смогли противиться непрерывным войнам, вызванным работорговлей. Вскоре их провинции провозгласили себя независимыми княжествами. К концу XVIII столетия незаурядная культура более двухсотлетней давности превратилась в огромный театр непрерывных конфликтов, в результате чего Бенин пользуется печальной славой «кровавого Бенина».
Однако страны на побережье и вблизи него смогли перестроить свои институциональные структуры и создать прочную власть. Так, например, в Сенегамбийском регионе традиционные политические структуры подверглись глубоким преобразованиям. На смену монархии Божьей милостью, которая отделяла обладателя от своих подданных и передавала власть его представителям, пришла автократия. Хотя такая система, опираясь на значительную централизацию власти, неизбежно порождала злоупотребления, однако именно она позволила сдерживать работорговлю в «допустимых пределах».

Расположенное у побережья государство Аква воспользовалось из своих коммерческих отношений с работорговцами для утверждения своего господствующего положения в этом регионе. Контролируя внутренние пути, она могла оказывать давление на коммерческие операции. В конце XVIII столетия она собирала со своих соседей большие налоги.

Появление Аква не было исключительным явлением. Такого же поразительного развития благодаря торговле с европейцами приобрело государство Денкиера в западной части этого «золотого побережья». Посредническая деятельность давала немалые доходы. Она создала мощную армию, позволяющую облагать налогами Конфедерацию Ашанти, часть провинций которой решила объединиться против своего могущественного соседа.
Ашанти добились политического и духовного единства в конце XVII века. Позже, после ряда победных походов против Денкиеры, конфедерация воцарилась на главных путях торговли золотом и открыла путь на побережье. Для управления новыми территориями она создала бюрократию, которая своей кротостью только усиливала центральную власть.

НЕОПРАВДАННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Несмотря на упомянутое африканцы не всегда повиновались работорговле. Многочисленные местные вожди делали все, что могли, чтобы положить этой торговли конец. Часто начинались восстания рабов. В крови были утоплены восстания 1724 и 1749 годов на острове Горе, 1779 году в Сен-Луисе и 1786 году в Галаме.

Сопротивление против работорговли пытались организовать многочисленные вожди и жрецы. В 1673- 1677 годах мавр по имени Насер Эддин завоевал королевства Фута, Вало, Жолоф и Кайор, ведя настоящий крестовый поход против местных правителей, причастных к работорговле. Только после репрессивных действий, к которым прибегла пост-Фактория в Сен-Луисе, старые режимы были возвращены к власти. В 1701 году повелитель Кайор и Бавола Лацукабе захватил корабль работорговцев и отпустил его лишь за большой выкуп.

Деятельность короля Дагомеи Агаджи отмечалась решительностью мероприятий и двусмысленностью целей. Проложив в 1724 году путь на побережье, он принял меры по ограничению работорговли в своем королевстве. Европейцам было запрещено загружать товары и покидать территорию страны без разрешения короля. Постоянно удерживая на побережье войско, Агаджи сделал из работорговли королевскую монополию и повышал цены на рабов, чтобы иметь большую выгоду. В условиях, касающихся продажи, он давал указания относительно нужных ему товаров, а также по количеству рабов, которое он считал достаточным для обмена. Чтобы привести его в чувство, европейцы вооружили короля Ойо и побудили его к нападению на Агаджи.

Однако какие бы славные не были многочисленные попытки, они не смогли положить конец работорговли. Те африканские вожди, которые относились враждебно к торговле рабами, не могли создать против нее общий фронт. Вслед за ними пришли марабуты, подстрекавшие местное население принять исламскую веру, единственно способную обеспечить спасение. В 1725 году марабутская революция одержала победу в Футе Джаллон, в 1776 году наступила очередь Футы Торо. В 1787-1817 годах Усман Дан Фодио основал теократическое государство Сокото. Однако ни те, ни другие не смогли прекратить работорговлю, которая исчезла лишь в конце XIX века.

В это время все политические объединения потеряли свою целостность. Нечетко очерченные в географическом плане, они сочетали в себе два недостатка — неравномерность заселения и демографический упадок. Гнетущий авторитаризм господствующей аристократии в сочетании с политической изоляцией, социальной дискриминацией и крайней нетерпимостью повсеместно вызывали состояние постоянной напряженности, которая не способствовала появлению миролюбивых обществ. На время, когда рабство уже отмирало, эти общества стали чрезвычайно слабыми и уязвимыми перед лицом , который взял эстафету работорговли.

Рабство является одной из самых неприятных и позорных страниц в человеческой истории. Стоит отметить, что, хотя само рабство появилось очень давно, массовое распространение оно получило с того момента, когда европейцам на колонизированных территориях понадобилась дешевая рабочая сила и было решено использовать темнокожих рабов из Африки. Вот несколько фактов о рабстве и работорговле из которых можно увидеть масштабы этого явления.

15 ФОТО

1. Одно из первых упоминаний о рабстве встречается еще в мессопотамском кодексе Хамурапи, датируемым примерно 1860 годом до н.э.
2. С начала развития цивилизации рабство сыграло огромную роль в жизни общества. Усилиями рабов были построены многие из древних сооружений, таких как египетские пирамиды, также работорговля являлась одним из источников финансовой мощи Британской империи.
3. Первой крупномасштабной работорговлей в истории была арабская работорговля. Это началось в VII веке, тогда рабов привозили из Западной Африки на аравийский полуостров.
4. Самой известной является Трансатлантическая работорговля, которая началась в XV веке и продолжалась до XIX века.
5. Португальцы впервые присоединились к работорговле в XVI веке и с тех пор были самыми активными ее участниками. Фактически половина всех рабов, проданных в Трансатлантической работорговле, была отправлена в португальские колонии, такие как Бразилия.
6. По оценкам историков, около 12 миллионов африканских рабов были проданы во время Трансатлантической работорговли с XVI по XIX век. За это время около 1,5 миллиона человек из них погибли на судах во время перевозки, а 10,5 миллионов были проданы в рабство.
7. Около 4 миллионов рабов погибли во время изнурительных маршей, когда их доставляли из отдаленных частей страны к побережью Африки, чтобы погрузить на корабли.
8.На побережье рабов держали в больших фортах. По оценкам историков из 20 миллионов рабов, прошедших через эти форты, погибли не менее 800 тысяч человек.
9. Капитаны кораблей, перевозивших рабов, принимали на борт от 350 до 600 человек «живого товара». В помещениях, где держали рабов, было настолько тесно, что жертвы едва могли передвигаться во время двухмесячного рейса через Атлантику. Многие умерли от болезней, другие, не выдержав ужасных условий, покончили с собой, выпрыгнув за борт корабля.
10. По прибытии в Америку рабов отправляли в «сезонные лагеря». Из-за дизентерии в этих лагерях погибло почти 5 миллионов человек.
11. Примерно 84% рабов были привезены в Новый Свет для работы на сахарных плантациях. Большая часть из них оказалась в Бразилии.
12. Плантации на североамериканском юге меркнут по сравнению с плантациями в Южной Америке и странах Карибского бассейна. Тяжелая работа на огромных плантациях приводила к высоким показателям смертности и рабовладельцам постоянно приходилось покупать новых рабов из Африки. 14. Несмотря на освобождение темнокожих рабов, они еще долгие десятилетия сталкивались с ограничениями в правах, ярким свидетельством чему был запрет на межрасовые браки.
15. Хотя все существующие на сегодняшний день правительства официально запретили рабство, оно до сих пор остается огромной проблемой. По некоторым оценкам, до 50 миллионов человек находятся в рабстве или в условиях, приближенных к рабскому положению.

Груз - «черное дерево»

Десяток ружей с боеприпасами, пачка табака и бутылка рома. . Тучному, с кольцами на руках, в ушах и в носу вождю, пыхтящему длинной трубкой, такое вознаграждение за 150 молодых, сильных гвинейцев казалось слишком малым. Он требовал добавки.

Голландец,- капитан шхуны, бросившей на рейде якорь, вытащил в конце концов из кармана дешевые часы. Его торговый партнер долго смотрел на них, не зная, что с ними делать. Однако металлический блеск и тиканье внутри привели его в восторг. Сделка состоялась.

Но не весь груз «черного дерева» дошел до Южных штатов. Закованные в цепи гвинейцы нарушили расчеты работорговцев. Они взбунтовались против своих мучителей. Правда, им не удалось взять верх на палубе, но они забаррикадировались в трюме. Их попытались «выкурить». Тщетно. С тяжелым сердцем - как-никак, это был его бизнес - капитан, "под нажимом своего дрожащего от страха экипажа, решился открыть стрельбу в люки из судовой пушки. . .

Этот инцидент, с потрясающей силой описанный в рассказе Мериме «Таманго», в эпоху торговли черными невольниками вовсе не казался чем-то из ряда вон выходящим. Однако в большинстве случаев беспощадные методы обращения с живым товаром себя оправдывали, и невольничьи транспорты благополучно достигали своей цели. Миллионы африканцев были принудительно перевезены в Америку и эксплуатировались там самым безжалостным образом. Эта самая постыдная глава в истории капиталистических морских держав, начавшаяся еще в первой половине XVI в. в африканских колониях Португалии, завершилась лишь в XIX в.

Черные рабы в течение столетий были самым выгодным товаром. В любое время года шли невольничьи суда маршрутом «мидл пасидж» - от Западной Африки к Центральной Америке. Торговля невольниками, с каждым годом все более рискованная, отразилась даже на судостроении: чтобы уходить от преследования работорговцам понадобились самые быстроходные суда. Стройность и легкость конструкции этих; судов покупалась ценой сокращения объема трюмов, поэтому условия транспортировки становились для несчастных африканцев все более невыносимыми. В качестве помещения для живого груза капитаны использовали даже тесные междупалубные пространства, где пленники могли только лежать. Укладывали их настолько плотно друг к другу, что на площади 30x10 м2 иногда находилось более 300 человек. Понятно, что смертность при таких условиях была колоссальной, тем более, что «черный товар» еще до погрузки на суда был измотан долгой дорогой из внутренних районов Африки к западному побережью.

И еще один, ставший достоянием гласности случай демонстрирует беззастенчивость торговцев людьми. Когда один капитан узнал во время плавания, что среди рабов вспыхнула болезнь, он приказал выбросить в море 132 африканца. Аргументируя свой поступок тем, что он спас таким способом остальной «груз», капитан получил за потерянный «товар» страховую премию, которая не полагалась бы ему, если бы люди просто умерли от болезни.

Несмотря на значительные потери, торговцы все равно срывали огромный куш; каждый из оставшихся в живых приносил прибыль в 4000 долларов. Торговля живым товаром, которая в подобной форме практиковалась несколько столетий, была весьма доходным источником «первоначального накопления» капитала. Правящие классы не находили в этом бизнесе ничего зазорного. Отдельные особенно жестокие и бессовестные работорговцы, которым удалось быстро сколотить богатство, пользовались даже благосклонностью британской короны. На этих джентльменов смотрели как на способных предпринимателей, которые вместо добычи сырья или ведения фабричного производства занимались добычей рабочих рук.

В 1713 г, на основании Утрехтского мирного договора Англия получила исключительное право на торговлю рабами с испанскими владениями в Южной Америке и Вест-Индии. Колоссальные состояния семей, и по сей день составляющих правящую верхушку Англии и Франции, были сколочены в те времена на торговле людьми. Монопольное право на поставку рабов в собственные колонии и заокеанские владения Испании привело к тому, что в английских гаванях образовались целые невольничьи флоты В течение первой половины XV1II! в. один только Бристоль снарядил для перевозки невольников от 80 до 90 судов. С середины века главным центром бизнеса на «черном дереве» стал Ливерпуль. К концу столетия невольничий флот Ливерпуля вырос дб 150 судов. Первый миллионер этого города, банкир и мэр Томас Лейленд, заработал на каждом невольнике в среднем по 43 английских фунта.

Однако к этому времени традиционный рабский труд начал уже себя изживать. Под давлением революционного и национально-освободительного движения буржуазные колониальные державы отменили к началу XIX в. рабство в Европе. Вскоре они оказались вынужденными распространить формально этот запрет и на свои колонии. В США некоторые штаты также запретили всякое рабство, а в соответствии с одним из федеральных законов 1808 г. работорговля с Африкой каралась даже тяжелым наказанием.

Однако в 1793 г. была изобретена хлопкоочистительная машина. За короткий срок в Южных штатах в бешеном темпе выросли огромные хлопковые плантации. Рабский труд снова стал выгодным. Спрос на рабов сразу сильно возрос и работорговцы опять начали получать колоссальные барыши. Свой «товар» они доставляли через Атлантику, сначала в Вест-Индию, а уже оттуда-в штаты, где еще сохранялось рабство.

Если в Соединенных Штатах общественность, казалось, смирилась с подобным положением, то такие великие морские державы, как Англия и Франция, под давлением общественного мнения, а также и из конкурентных соображений, попытались с помощью своих флотов воспрепятствовать торговле «черным деревом». В 1830 г. Англия объявила работорговлю вне закона, а в 1845 г. Джон Буль постановил считать продажу рабов за море пиратством.

Это, конечно, осложнило торговлю невольниками, но уничтожить ее не смогло, ибо потребность в «живом шоколаде» (циничное жаргонное название рабов-негров) была высокой, а цены на него, из-за большого риска - еще выше. В эти времена была сложена «невольничья шанти»:

О, был ли ты, парень, на Конго-реке,

Блоу, бойз, блоу! Где жмет лихорадка людей в кулаке?

Блоу, бойз, блоу! Там янки распарывал штевнем волную

Блоу, бойз, блоу, И мачты его упирались в луну,

Блоу, бойз, блоу! Был Джозеф святой капитаном на нем,

Блоу, бойз, блоу, Все негры его почитали отцом,

Блоу, бойз, блоу! Сто «черных овечек» попались ему,

Блоу, бойз, блоу. Портов сторонился он, словно в чуму,

Блоу, бойз, блоу!

После того, как англичане расставили на «мидл пасидж» свои сторожевые корабли и без долгих слов начали расправляться с капитанами невольничьих судов, янки пустили в игру последний козырь - балтиморские клиперы с гоночными лиселями, которые специально для этой цели, собственно, и были сконструированы.

Однако воспользоваться лучшими мореходными качествами этих клиперов удавалось не всегда, особенно если внезапно наступал штиль. Тогда начинали говорить пушки. Невольничьи суда были великолепно вооружены. Казалось, что снова возродились времена карибского пиратства. С той, однако, разницей, что на сей раз атакующий выступал в роли охранителя порядка.

Обе стороны несли большие потери в людях. Но истинными жертвами оказывались невольники, ибо их жизнь находилась теперь под еще большей угрозой. Спасти их могло только одно - если белые перебьют друг друга в абордажных схватках или в драках, возникавших порой среди трофейных команд после захвата судна. Нередко погоня приводила к преждевременной смерти всего судового «груза»: застигнутые с поличным работорговцы предпочитали лучше выбросить рабов вместе с цепями с непросматриваемой стороны судна за борт, чем угодить самим на пожизненную каторгу.

В такой обстановке перевозка невольников оправдывала себя лишь в том случае, если можно было увеличить численность перевозимых рабов. А это означало, что в стройные корпуса клиперов заталкивали еще большее число несчастных, чем раньше. С купаньем и прогулками по палубе было покончено, равно как и с танцами и песнями. В твиндек невольничьего судна длиной 28 м и шириной 7,6 м втискивали до 650 рабов. И это на рейс в 6000 км при скорости 5-6 узлов и температуре 30°С в тени! Страдания загнанных в эту душегубку людей трудно себе представить. Более половины их не доживали до конца рейса.

Торговля невольниками стала на «мидл пасидж» нерентабельной лишь после того, как в распоряжении сторожевой службы оказалось несколько самых быстроходных клиперов, захваченных в качестве приза. Многих капитанов невольничьих судов сослали на каторгу, а кое-кого даже повесили. Оставшиеся суда превратили в «кули-транспорты», на которых доставляли дешевую индийскую и китайскую рабочую силу на тропические сахарные и хлопковые плантации, То, что многие из этих кули попадали туда далеко не по своей воле, следует хотя бы из того, что именно в те времена возникло слово вашанхаить, что означало - принудительно доставить человека на борт.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.