Академия федеральной службы безопасности российской федерации. Законодательная база российской федерации III

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не ранее даты вынесения военно-врачебной комиссией заключения о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее даты принятия соответствующими должностными лицами решения о проведении организационно-штатных мероприятий.

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.

Именем Российской Федерации

при секретаре Ф.,

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22,

установил:

приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - Инструкция), которая разработана для реализации положений пункта 4 "О статусе военнослужащих", регламентирующих право отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и увольняемых с военной службы по указанным в данной норме основаниям, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (далее - профессиональную переподготовку).

Названный приказ ФСБ России зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2009 г., N 13411, и опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 23 марта 2009 г., N 12.

Соответствующим приказом ФСБ России от 3 ноября 2015 г. занимаемая С. должность сокращена, о чем ему было объявлено 9 декабря 2015 г., и одновременно доведен приказ начальника Пограничного Управления ФСБ России по Восточному арктическому району от 7 декабря 2015 г. о зачислении его в распоряжение должностного лица в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 25 января 2016 г. С. был извещен о предстоящем увольнении с военной службы по названному основанию и лишь 4 мая 2016 г. обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, в чем ему было отказано по причине пропуска срока, установленного оспариваемым пунктом Инструкции.

В заявлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, С. утверждает о том, что право на профессиональную переподготовку подлежит реализации именно с момента, когда в отношении военнослужащего принято решение о представлении к увольнению, что противоречит оспариваемой им норме.

Административный истец считает, что установленные в пункте 4 "О статусе военнослужащих" и Инструкции сроки возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки различаются, а Директор ФСБ России, утвердив названную инструкцию, фактически не установил порядок реализации указанного права, в связи с чем просит признать незаконным и недействующим подпункт 3 пункта 15 Инструкции, поскольку он лишает военнослужащих права пройти профессиональную переподготовку с момента принятия решения о представлении их к увольнению с военной службы.

С. также просит обязать Директора ФСБ России внести соответствующие изменения в оспариваемую им норму Инструкции, которыми определить сроки подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, но в отношении которых принято решение о представлении к увольнению.

Административный истец С., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации на основании части 5 полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца.

Представитель ФСБ России по доверенности Ч., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Директором ФСБ России в пределах полномочий и компетенции, в надлежащих форме и виде, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы С. не нарушает, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. также возражала против доводов административного истца, пояснив при этом, что оспариваемый приказ ФСБ России издан компетентным органом, в установленном порядке зарегистрирован Минюстом России, не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки.

Выслушав возражения представителей ФСБ России и Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Пунктами 1 и 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных , ФСБ России как федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности предоставлено право издания на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

На основании пункта 10 и подпункта 5 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного , ФСБ России возглавляет Директор ФСБ России, который издает правовые акты и организует проверку их исполнения.

Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена правомочным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, в надлежащих форме и виде - приказом, процедура принятия этого нормативного правового акта была соблюдена, а сам приказ в соответствии с частью 3 официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им подпункт 3 пункта 15 Инструкции противоречит пункту 4 статьи 19 Закона в части установления иного срока возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки, не имеется.

В частности, пункт 2 Инструкции определяет, что направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при соблюдении условий, приведенных в пункте 4 статьи 19 Закона.

Сроки подачи таких рапортов военнослужащими, изъявившими желание пройти профессиональную переподготовку, определены в пункте 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие подают рапорт по команде:

Увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы (в случае отказа в заключении с указанными военнослужащими нового контракта - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением);

Увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

Увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Анализ оспариваемой нормы свидетельствует о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы носит исключительно заявительный характер и зависит от волеизъявления самого военнослужащего, вследствие чего такое право подлежит реализации только после обращения военнослужащего к командованию с соответствующим рапортом в установленном порядке и в установленные сроки.

Определение в оспариваемой норме ограниченного срока на подачу военнослужащим рапорта о направлении на профессиональную переподготовку обусловлено необходимостью своевременного выполнения органом федеральной службы безопасности организационных мероприятий (в частности, по планированию и выделению денежных средств, заключению договора с образовательной организацией и т.д.), непосредственно направленных на реализацию лицами данной категории права на образование.

Более того, согласно пункту 4 статьи 19 Закона профессиональная переподготовка военнослужащих производится с сохранением их обеспечения всеми видами довольствия, а продолжительность ее срока составляет до четырех месяцев, в связи с чем ограниченный срок на подачу соответствующего рапорта является гарантией своевременного направления военнослужащего на обучение до дня исключения его из списков личного состава органа федеральной службы безопасности, что регламентировано пунктом 11 "О воинской обязанности и военной службе" и пунктом 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного .

Исходя из изложенного ошибочным является утверждение административного истца о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки возникает у военнослужащих только по истечении срока нахождения в распоряжении или в отношении которых принято решение о представлении к увольнению, а используемое в Инструкции словосочетание "увольняемые с военной службы" согласуется по смыслу и содержанию с формулировкой, приведенной в пункте 4 статьи 19 Закона - "в год увольнения с военной службы".

С учетом того, что пункт 4 статьи 19 Закона не регламентирует порядок и условия реализации соответствующими категориями военнослужащих права на прохождение профессиональной подготовки и подачу рапорта об этом, а определение порядка и условий реализации данного права находится в исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в данном случае ФСБ России, довод С. о различных сроках возникновения права на переподготовку перед увольнением, установленных нормами Закона и Инструкции, является несостоятельным.

Таким образом, Директором ФСБ России в целях реализации предоставленных ему пунктом 4 статьи 19 Закона полномочий в пункте 15 Инструкции определены сроки для подачи рапорта на прохождение профессиональной переподготовки увольняемыми военнослужащими, в связи с чем доводы административного истца о нарушении его права на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и о противоречии оспариваемой нормы Инструкции пункту 4 статьи 19 Закона являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 части 2 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена уполномоченным должностным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, официально опубликована для всеобщего сведения, ее пункт 15 в оспариваемой части не противоречит требованиям части 4 "О статусе военнослужащих", не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца и других военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением, требования С. о признании незаконной и недействующей оспариваемой нормы Инструкции удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным оснований для возложения обязанности на Директора ФСБ России по внесению изменений в оспариваемую норму относительно установления сроков подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, в отношении которых принято решение представлении их к увольнению, о чем ставит вопрос С., не имеется.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗАМАШНЮК

Спрашивает Станислав,

Калининград.

«С 2007 года я являюсь военнослужащим одной из воинских частей Балтийского флота. В текущем году срок моего контракта истекает, и по семейным обстоятельствам я не планирую заключать нового контракта. Слышал, что у меня есть время на профессиональную подготовку по гражданской специальности после увольнения.
Так ли это?».

На вопрос отвечает: помощник военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Богдан Косач

- Порядок организации профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы по одной из гражданских специальностей определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 г. № 95. Переподготовка по гражданской специальности осуществляется бесплатно с учетом уровня и профиля ранее полученного образования военным образовательным учреждением. Срок переподготовки - до 4 месяцев по очной или очно-заочной (вечерней) формам обучения.
Перечень образовательных учреждений и программ профессиональной переподготовки военнослужащих по гражданской специальности утвержден Приказом Минобороны Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 1595. Военнослужащие, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют их право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командиру воинской части не ранее чем за год до истечения срока контракта.
Также следует знать, что переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их службы пять лет и более.

Военнослужащим, в том числе запаса, имеющим среднее или высшее профильное образование, профессиональную переподготовку после увольнения. Дополнительное образование по любой специальности дается бесплатно. Срок службы должен составлять минимум 5 лет по контракту, а причины увольнения ограничены следующими:

  • Предельный возраст пребывания на службе;
  • Истечение срока службы;
  • Ухудшение здоровья;
  • Организационно-штатные мероприятия.

С 2015 года установлен новый порядок и актуален в текущем 2017 году. Полная информация о профессиональной переподготовке военнослужащих находится в приказе № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» от 21 октября 2015 года.

Формы и условия профессиональной переподготовки

В 2017 году военнослужащим разрешается выбрать очную, заочную и очно-заочную форму обучения. На данный момент Министерство Обороны РФ не поддерживает получение дистанционного образования.

Правила ограничивают в сроках переподготовки: до 4 месяцев, но не менее 250 часов занятий. Сдавать вступительные экзамены не нужно.

Военнослужащий не платит за дополнительное образование, стоимость полностью компенсируется государством. Однако, перечень ВУЗов ограничен военными учреждениями, публикуется на сайте Минобороны РФ и периодически изменяется.

Воспользоваться поддержкой государства можно только один раз и только в рамках одной специальности.

Как начать профессиональную переподготовку

В 2017 порядок разбивается на последовательные этапы.

Для начала нужно выбрать место и программу образования. Затем военнослужащий должен подать в отдел кадров воинской части, где проходит службу документы:

  • Копию диплома о первом среднем или высшем образовании;
  • Копию удостоверения личности офицера.

После подачи документов, отдел кадров отправляет их в Главное управление кадров Министерства обороны РФ. Там анализируют данные всех военнослужащих, и решают кто и в какие сроки получит переподготовку, а затем автоматически перенаправляют в образовательное учреждение и военнослужащий зачисляется на выбранный факультет.

Профессиональная переподготовка сохраняет статус военнослужащего и все формы довольствия.

Военная ипотека и профессиональная переподготовка

Что касается военной ипотеки: если на момент увольнения служащий участвует в НИС, произойдет выплата накоплений за 20 лет выслуги, так как указанные в начале статьи причины не сделают в/с должником за жилье.

Если же вы не попадаете под категории военнослужащих для профессиональной переподготовки, указанных выше, но собираетесь уволиться по собственному желанию и начать карьеру в другой области самостоятельно, обязательно знать: воспользоваться военной ипотекой будет невозможно, а уже оформленная полностью перейдет в виде долга на бывшего военнослужащего.

Более того, придется вернуть государству все потраченные накопления, из которых был сделан первоначальный взнос и производилось ежемесячное частичное погашение. Взвесьте факторы перед принятием решения.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.