Изложение сюжета рассказа О. Генри «Вождь краснокожих

Настоящее имя американского писателя О. Генри — Вильям Сидней Портер (1862-1910). Когда Вильяму исполнилось три года умерла его мать. Портер-старший был врачом, но со временем остался без работы, и семья начала нищенствовать. В юношеские годы Вильям работал помощником в аптеке, где бывали жители маленького городка. Он слышал много печальных и веселых историй, которые со временем превратились в сюжеты его новелл. Пришлось Вильяму побывать и в «стране» ковбоев, в жарком Техасе. Там он к своему «образованию» прибавил знание ковбойской жизни. Там же написал первую юмореску. После бракосочетания Вильям некоторое время работал кассиром в банке. Случилось так, что ему предъявили обвинение в растрате банковских денег, и будущий писатель вынужден был искать спасения от тюрьмы в разных американских штатах. Тем не менее, в тюрьму Вильям все же попал. Весть о болезни жены и дочери позвала его в один американский городок, где его арестовали и осудили. В тюрьме он нашел литературный псевдоним — О. Генри.

Чтобы увидели мир произведения, которые рождались за решеткой, он начал подписывать их псевдонимом и пересылать на свободу. Прошло время, и Вильям получил долгожданную свободу. И с того времени все свои силы, весь свой литературный талант посвятил творчеству. В историю литературы писатель О. Генри вошел как непревзойденный мастер коротких остросюжетных рассказов о обычных «маленьких» людях, которые часто попадают в трудное положение, часто плачут и сквозь слезы смеются, которым не везет в жизни, но они не теряют надежды на хотя бы один лучик счастья. «Жизнь не трагедия и не комедия, — писал в одном из рассказов О. Генри. — В ней смешалось и то, и другое. Высоко над нами всесильные руки дергают за веревку, и вот вдруг наш смех сменяется плачем, и странный гул веселья врывается в нашу глубочайшую скорбь. Мы — марионетки — танцуем и плачем…». Кажется, в этих словах есть ключ к пониманию большинства произведений американского писателя, в частности — и к рассказу «Вождь Краснокожих», который вы недавно прочитали.

Вопросы и ориентировочные ответы:

1. Почему оказались в штате Алабама два неудачника-грабителя Сэм и Билл? Они решили похитить сына эсквайра Эбенезера Дорсета и получить за него выкуп.

2. Кто был среди них первым? Кто считал себя вожаком? Вожаком был Сэм. От его имени рассказывается история похищения разбойника Джонни.

3. Чему обрадовались жили городка, когда услышали об исчезновении Джонни? Маленький Дорсет нарушал покой обывателей, вызывал негодование своими хулиганскими затеями.

4. Есть ли в тексте рассказа упоминание об этих его «затеях»? О поступках Джонни читатель должен догадаться сам. О. Генри помогает этому строками из письма старика Дорсета: «Приходите лучше ночью, так как соседи думают, что он пропал, и я не могу нести ответственность за то, что они сделают с каждым, кто приведет Джонни домой».

5. Была ли у «похитителей» возможность одуматься и не совершать преступление? Такая возможность была, если бы они поняли, кого «похищают». Еще в самом начале произведения, когда они едва лишь подъехали на шарабане к дому Дорсетов, Джонни «попал Биллу в глаз куском кирпичины».

6. Какую игру придумал Джонни? Почему после этой игры здоровяк Билл был обеспокоен? Джонни предложил Биллу стать участником игры в индейцев. Билл, не подозревая, какими могут быть для него последствия, согласился. Джонни мгновенно «превратился» в индейца, вонзил в свои рыжие волосы два ястребиных пера. А Билл должен был стать «бледнолицым» охотником Хенком — такое имя дал ему Джонни. В конце игры «охотник Хенк» попал в плен, кстати, сильно утомленный, с синяками на ногах, а утром Вождь Краснокожих — так окрестил себя маленький Дорсет — должен был снять с него скальп.

7. Какие жестокие затеи маленького Дорсета привели к тому, что верзила Билл едва не сошел с ума? Ночью Вождь Краснокожих, когда похитители погружались в глубокий сон, «подпрыгивал, хватался за свое ружье и кричал Биллу: «Тише, приятель!»

Утром Сэм проснулся от «ужасного, пронзительного крика» и увидел, что «Вождь Краснокожих сидел у Билла на груди, схватив одной рукой его волосы», а во второй руке он «держал острый нож» и «недвусмысленно старался снять с Билла скальп, выполняя приговор, который вынес ему вечером». «Он засунул горячую картофелину» за ворот Биллу, а потом «раздавил ее ногой».

Если бы не Сэм, маленький разбойник швырнул бы в Билла «каменюкой величиной почти с кокосовый орех». Сделал пращу, раскрутил ее над главой — и «камень величиной с яйцо попал Биллу позади левого уха», после чего Билл «упал прямо в костер, на кастрюлю с горячей водой для мытья посуды».

Снова втянул Билла в игру… На этот раз Джонни «превратился» в разведчика, который должен был предупредить поселенцев «о том, что идут индейцы». А Билла он «превратил» в… коня, прыгнул на Билла, когда тот встал на четвереньки, на спину и лупцевал его пятками в бока. Так он собирался проехать на «лошади» по меньшей мере девяносто миль!)

8. Откуда мог узнать Джонни о жестоких белых завоевателях индейцев? Кто рассказал ему о благородных разведчиках, которые часто спасали «бледнолицых» поселенцев от индейской мести? Где услышал он такие имена, как «охотник Хенк», «Змеиный глаз»? (Наверное, он слышал от кого-то о произведениях Фенимора Купера, так как навряд ли он сам читал их, а возможно, слышал об индейцах, их легендах, Гайявате от самих индейцев, но об этом нет упоминания в произведении О. Генри).

9. Почему у нас такая уверенность, что Джонни не читал роман Фенимора Купера «Последний из могикан»? Джонни почти десять лет, но вопросы, которые он ставит «похитителям», слишком наивные для его возраста. Вот эти вопросы: «Ветер дует потому, что деревья качаются? А звезды горячие? А почему апельсины круглые? Дюжина — сколько это будет?» А также он спрашивал у Билла, «почему ничего нет в дырках, почему дорога идет в обе стороны и почему трава зеленая». И вдобавок Джонни дважды говорил «похитителям»: «Ненавижу ходить в школу». И наверное, не ходил на уроки или большинство из них пропускал.

10. Не старались ли «похитители» приструнить Джонни? («мы все же таки затолкали его на дно шарабана»; «Я отобрал у мальчишки нож и принудил его снова лечь»; «Я намял ему ухо»; «Я вышел из пещеры, поймал мальчика и тряс до тех пор, пока все его веснушки не затарахтели одна об другую»; «Слушай, перестань бить меня ногами, а то я сейчас встану и задам тебе перца!»; «Я схватил его за ворот и стащил с горы»; «Я показал ему дорогу к городу и дал такого пинка, что он оказался футов, наверное, на восемь ближе к городу»).

11. Как называет Билл мальчика? («ракета», «чертенок»…) Вот как звучит эта мысль без сокращений: «Все мы когда-то забавлялись с чертенком, который выпрыгивал из сундучка. На него нажмешь — оно подскакивает. Нажмешь сильнее — прыгнет выше. «Раздавишь» его крышкой — оно и ее временами откроет». «Чертенок на пружинке» — это условное название механизма смешного, который работает в рассказе О. Генри «Вождь Краснокожих». Любое физическое «влияние» на Джонни со стороны «похитителей» — и он «подпрыгивает» еще выше. Вспомним: Билл «намял ему ухо» — и Джонни смастерил пращу, после чего Билл «упал прямо в костер»; Билл «схватил его за ворот и стянул с горы» — и Джонни укусил его трижды «за большой палец» и так далее. Бывалый Сэм и верзила Билл не могут укротить маленького разбойника.

«Похитители» превратились в «беглецов». Они не только не получили от Дорсета выкуп за Джонни, а и заплатили ему за то, чтобы он согласился забрать сына домой. Сэм и Билл пустились наутек, а за ними вдогонку метнулся смех. И смех этот был сильнее Вождя Краснокожих: от него ни убежать, ни спрятаться.

Вопросы с ответами к рассказу О. Генри «Вождь краснокожих»

Другие сочинения по теме:

  1. Двое авантюристов — рассказчик Сэм и Билл Дрисколл — уже кое-что заработали, и теперь им нужно еще немного, чтобы пуститься...
  2. Американец Уильям Сидни Портер хорошо знаком во всем мире как писатель О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке...
  3. Вопросы с ответами к теме «Развитие европейской литературы на границе XIX-XX столетий» Какие важнейшие особенности излома XIX-XX столетий? Культурологи считают, что на рубеже XIX-XX столетий присущий три феномена: декаданс, социалистические (утопические) тенденции...
  4. Что означает термин «фольклор»? Буквальный перевод термина «фольклор» — народное творчество. Каковы главные признаки народного творчества? Главными признаками фольклора являются...

Posted on

Цатурян Алекс

  • Великие пираты
  • «нашло временное помрачение ума»
  • Цирк по сравнению с нами - просто виды Палестины в волшебном фонаре

Арутюнян Эдита

  • Ужасно слышать, как на утренней заре в пещере визжит без умолку толстый, сильный, отчаянной храбрости мужчина.

Aмирханян Оганес

  • Должно быть, как говаривал потом Билл, «нашло временное помрачение ума», - только мы-то об этом догадались много позже.
  • - Эй, мальчик! - говорил Билл. - Хочешь получить пакетик леденцов и прокатиться?

Мальчишка засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича.

Это обойдется старику в лишних пятьсот долларов, - сказал Билл, перелезая через колесо.

  • Потом мы сели ужинать, и мальчишка, набив рот хлебом с грудинкой, начал болтать. Он произнес застольную речь в таком роде:

Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо- невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет?

  • Каждые пять минут мальчишка вспоминал, что он краснокожий, и, схватив палку, которую он называл ружьем, крался на цыпочках ко входу в пещеру выслеживать лазутчиков ненавистных бледнолицых.

Вождь Краснокожих, - говорю я ему, - а домой тебе разве не хочется?

А ну их, чего я там не видал? - говорит он. - Дома ничего нет интересного. В школу ходить я не люблю. Мне нравится жить в лесу. Ты ведь не отведешь меня домой. Змеиный Глаз?

Пока не собираюсь, - говорю я. - Мы еще поживем тут в пещере.

Ну ладно, - говорит он. - Вот здорово! Мне никогда в жизни не было так весело.

  • Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами.
  • Хотя ночь была очень темная, Билл очень толст, а я умел очень быстро бегать, я нагнал его только в полутора милях от города.

Бабаян Мария

  • Еще не обнаружено, что волки унесли ягненочка из загона.
  • Пока мы не украли эту двуногую ракету.

Акопян Саркис

  • Лучше приходите ночью, а то соседи думают, что он пропал без вести, и я не отвечаю за то, что они сделают с человеком, который приведет Джонни домой.
  • Сэм, - говорит он, - что такое двести пятьдесят долларов в конце концов? Деньги у нас есть. Еще одна ночь с этим мальчишкой, и придется меня свезти в сумасшедший дом. Кроме того, что мистер Дорсет настоящий джентльмен, он, по-моему, еще и расточитель, если делает нам такое великодушное предложение. Ведь ты не собираешься упускать такой случай, а?

Хачатрян Сона

  • Еще одна ночь с этим мальчишкой, и придется меня свезти в сумасшедший дом,
  • Вождь Краснокожих обещался сжечь меня на костре, как только взойдет солнце

Зорян Диана

  • Вы приводите Джонни домой и платите мне двести пятьдесят долларов наличными, а я соглашаюсь взять его у вас с рук долой.

Мирзоян Рафаэл

Блестящая идея. ("Дельце как будто подвертывалось выгодное", - так начинает О. Генри рассказ о том, как двое друзей решили похитить единственного сына "самого видного из горожан" Эбензера Дорсета. Похитители собирались получить за мальчишку хороший выкуп. Деньги им требовались для проведения жульнической спекуляции земельными участками. Они прикинули, что городишко не может послать в погоню ничего страшнее констеблей, кроме того, очень рассчитывали на чадолюбие мистера Дорсета.) Единственный сын Эбензера Дорсета - Вождь Краснокожих. (Это был мальчишка лет десяти, веснушчатый и рыжий. Похитители поймали его, когда он швырялся камнями в сидящего на заборе котенка. Но они даже не подозревали, с кем придется иметь дело. Мальчишка отчаянно дрался, когда его запихивали в шарабан, но, узнав, что его похитили и он будет жить в пещере, страшно обрадовался и объявил себя Вождем Краснокожих, а своих похитителей Змеиным Глазом и Соглядатаем.) Первая ночь. (Похитители не сомкнули глаз. Всю ночь Вождь Краснокожих вскакивал и, схватив палку, которую называл ружьем, палил в воображаемых разбойников. В конце концов он вскочил Биллу на грудь и заявил, что решил снять с него скальп.) Письмо похитителей отцу мальчишки. (Похитители решили попросить за мальчишку полторы тысячи долларов. Больше, по их расчету, "за эту веснушчатую рыжую кошку" никто не даст. С письмом один из похитителей отправился в город на почту. По его наблюдениям, в городке никто особенно не тревожился о пропаже мальчишки.) Проделки Вождя Краснокожих. (Тем временем мальчишка начал играть в разведчика, который должен скакать на заставу: он оседлал бедного Билла и, колотя его пятками, погнал по лесу. Потом он решил покормить "коня" овсом, роль которого играл песок). Письмо мистера Эбензера Дорсета похитителям. (В назначенный час похититель отправился за ответом на свое требование выкупа. Суть ответа была такова: отец мальчишки делал контрпредложение - похитители приводили мальчишку домой (лучше ночью) и платили за то, чтобы его взяли назад, двести пятьдесят долларов.) Счастливая развязка. (Друзья согласны были расстаться с деньгами, лишь бы избавиться от Вождя Краснокожих. В двенадцать ночи они доставили его домой. Мистер Дорсет дал им десять минут, в течение которых он мог удерживать сопротивлявшегося сына, чтобы незадачливые похитители успели удрать "с места преступления".)

«Дельце как будто подвертывалось выгодное, или Похищение маленького мальчика»

(Урок литературы в 5 классе по рассказу

О.Генри «Вождь краснокожих»)

Цель урока : - познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества О.Генри;

Закрепить представление о заглавном образе литературного произведения и авторской позиции;

Найти и отметить средства художественной выразительности для создания смешного;

Познакомиться с жанром юмористического рассказа;

Развивать читательский интерес школьников.

Основные виды деятельности : создание презентации, беседа по вопросам учителя, работа с текстом художественного произведения, инсценировка эпизодов, поисковая работа, исследовательская работа.

Ход урока :

Учитель: В американской тюрьме сидит человек. Нет, он никого не убил, не ограбил, ничего не украл. Так сложилась судьба. Никогда он не помышлял о преступлении, работал честно. Был учеником аптекаря, два года провел в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Кому докажешь свою невинность? Бухгалтер ударился в бега. Чего только не довелось пережить за время странствий по Центральной и Южной Америке! А места-то неспокойные, народ горячий. Ссоры и споры легко перерастали в перестрелку. Кто раньше выстрелит, тот и прав!

Но там, дома, тяжело болела жена. Там осталась дочурка. И человек по имени Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

В тюрьме всегда невесело, а перед Рождественскими праздниками и подавно. Скоро на улицах засверкают ёлки, люди будут спешить из магазина в магазин, чтобы купить рождественские подарки детям. Потом, вечером, они положат их в приготовленный чулок, а утром будут удивляться и ахать вместе с ребятишками: «Это Санта-Клаус принес!»

Тяжело думать об этом, зная, что дома дочка так и не дождется подарка. Встанет утром, заглянет под кроватку… У жены не хватит денег даже на скромную покупку.

А в тюрьме разве заработаешь? Стоп!!! Денег не пошлешь, но можно послать другое. Ведь пробовал же он писать рассказы!.. И неплохо получалось!.. А уж рассказать у него есть о чем. «Так и сделаю , - решил Портер, - напишу рассказ, пошлю в журнал, а там будь что будет! »

Уильям Портер написал рассказ, подписался псевдонимом «О.Генри». Рассказ был напечатан, а на полученные деньги был куплен рождественский подарок для дочери.

Ученик : Марина Николаевна! Это настоящий рождественский рассказ со счастливым концом!

Учитель : Как раз и нет! Я рассказала все, как было. Где литература, там жди чудес. А вот счастливый конец был только началом, был рождением замечательного писателя-юмориста О.Генри.

Дома, ребята, вы познакомились с его рассказом «Вождь краснокожих». Сегодня мы с вами будем работать по этому произведению.

(Учитель сообщает цели урока)

Имя О. Ге́нри (англ. O . Henry , псевдоним, настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер - англ. William Sydney Porter ; 1862-1910) - американского писателя, прозаика, автора популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками,- известно во всем мире.

Ученица: ( презентация об отдельных фактах биографии и творчества писателя )

Уильям Сидни Портер, американский писатель, родился 11 сентября 1862 года в штате Северная Каролина. Он автор более 280 рассказов, новелл, юморесок. В 20-летнем возрасте переехал в Техас, сменил множество профессий, работал в национальном банке, одновременно занимаясь журналистикой.

Судьба сложилась трудно: болел туберкулёзом, был осужден за растрату в банке на 5 лет. Потерял любимую жену.

В историю литературы Портер вошел под псевдонимом О.Генри, как создатель трагикомических новелл, пронизанных сочувствием к обиженным и отверженным.

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry . По другим данным, это имя известного французского фармацевта. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary . Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure s Magazine ), - он написал в тюрьме.

Его рассказы пронизаны добротой, юмором, оптимизмом и неизменно хорошим концом, чего нельзя было сказать о тех жизненных историях, которые становились прототипами его рассказов и новелл.

О.Генри называют «запоздалым романтиком», «американским сказочником» ХХ века. В мире рассказов О.Генри автор никогда не избавляет своих героев от законов этики, человечности и морали, подчеркивая, прежде всего, внутреннюю ценность человека, доброе сердце, способность к любви и сочувствию.

Учитель: Увлекательны и остроумны короткие рассказы О.Генри. Он написал их великое множество. Рисуя реальные картинки американской жизни, он поражает читателя необычайным поворотом событий: развязки этих рассказов настолько неожиданны, что, как мы ни стараемся предугадать их, обычно попадаем впросак.

??? Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа «Вождь краснокожих»? (Учащиеся делятся впечатлениями)

??? На какие моменты рассказа вы обратили внимание? (Учащиеся делятся

впечатлениями)

Учитель: Ребята, рассказы О.Генри привлекают нас не только изощренной выдумкой. В его произведениях – большая любовь к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам. К тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес».

Назовите главных героев рассказа?

(Билл Дрискол – «Старый охотник Хенк»;

Сэм – Змеиный Глаз;

Эбенезер Дорсет – папаша мальчишки;

Джонни Дорсет – Вождь Краснокожих)

??? О чем рассказал нам О.Генри?

(В рассказе «Вождь краснокожих» два завзятых мошенника похитили и спрятали 10-летнего сынишку богатого горожанина в надежде получить за него солидный выкуп. Мальчик ничуть не напуган и с увлечением затевает многодневную игру в индейцев. Озорной «вождь краснокожих» так замучил своими проделками похитителей, что они согласились сами заплатить большие деньги отцу мальчика, чтобы как-нибудь избавиться от своего мучителя).

??? Где происходят события? Покажите это место на карте.

( В США, штате Алабама, в городе Вершина).

??? Каков замысел похитителей?

( Для проведения жульнической спекуляции земельных участков в Западном Иллинойсе Биллу Дрисколлу и Сэму требовались деньги – 2000 долларов. Поэтому они, «сидя на крыльце гостиницы», задумали план похищения сына «самого видного из горожан по имени Эбензер Дорсет»).

Вождь краснокожих ( неожиданно появляется ): Это кто вспоминает обо мне? А? Как вы смели произнести мое имя? Я – вождь краснокожих! Любитель подраться и пошвырять камнями в уличных котят! Однажды меня похитители двое бледнолицых, но им это просто так не прошло! Хотели за мой выкуп у папаши денег спросить, не получилось: сами за меня заплатили! (Достает из кармана штанов рогатку и целится)

Учитель: Джонни, это ты? Ты все такой же сорванец и хулиган? Знаешь, мы с ребятами прочитали историю про тебя. И вот сегодня хотим, чтобы ты нам помог разобраться в некоторых вопросах. Согласен с нами сотрудничать?

Вождь краснокожих ( удивленно оглядывая аудиторию ): Я? Помочь? Надо подумать? (Почесывает затылок, хитро щуря правый глаз ). Правда, я в школу ходить не люблю, но помочь могу. Но не за просто так…

Учитель: Хорошо, дружок!.. Садись поудобнее и слушай то, о чем мы будем говорить. Итак, разработав план похищения мальчика, Билл и Сэм « однажды вечером, после захода солнца, отправились к дому старика Дорсета». Они увидели Джонни, который был на улице и швырял камнями в котенка, сидевшего на заборе.

Вождь краснокожих: (сам с собою разговаривает ) Ну да, сидел, ну да, швырял. И что?

Учитель: Мужчины не думали, что Джонни – сорванец и хулиган, поэтому решили «приманить» его пакетиком леденцов и поездкой на шарабане. Да не тут-то было!!! «Мальчишка этот дрался, как бурый медведь среднего веса» (Стр.68) Да еще «засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича ». Но все-таки похитители «запихали его на дно шарабана и привезли в пещеру». И вот с этого момента начинается такое, что, читая страницы о наказаниях, которые Джонни придумал похитителям, мы умираем со смеху!

? ?? А что это были за наказания? ( Снятие скальпа Билла, сжигание на костре Сэма, горячая картошка за шиворот Билла, метание пращи )

? ?? Похитив мальчишку, мужчины хотели получить выкуп. Сначала их ставка равнялась 2 000 долларов, но постепенно сумма уменьшилась и …? (После ответа Эбензера Досерта, отца Джонни, они решили отдать мальчика обратно, потому что «вождь краснокожих» так замучил своих похитителей своими проделками, что они согласились сами заплатить большие деньги отцу мальчика, чтобы как-нибудь избавиться от своего мучителя).

Учитель: Джонни Досерт предстает перед нами ребенком, способным на разного вида шалости. Он спокойно может «приравнять» себя к взрослым, сделать из Билла коня разведчика, напугать страшным криком, «визгом, каким визжат женщины, увидев приведение или гусеницу» . Но мы не осуждаем его за это, а только «вслед за автором» смеемся над выдумками героя.

Вождь краснокожих: Да я все это без умысла делал. Просто Биллу надо было слушаться вождя краснокожих и не нарушать законы индейцев! Вот скажите мне, почему эти здоровенные мужчины не могли дать ответа на мои вопросы? Сколько раз я пытался задать их бледнолицым! А они…

Учитель: Джонни, а о чем ты хотел спросить взрослых?

Вождь краснокожих: О многом… (Задумывается, но тотчас быстро начинает «тараторить» вопросы ) Ветер отчего дует? Почему у Хенка нос такой красный? А звезды горячие? Быки ревут или нет? А кровати в пещере есть? Дюжина это сколько? Почему в дырках ничего нету? Отчего трава зеленая?

Учитель: Да, мальчик! Интересные вопросы ты задаешь! И ответы должен ты получить, потому что знания - очень нужная вещь в жизни. К нам в гости пришли и похитители Джонни. Давайте послушаем, о чем они говорят!

(Входят Билл Дрискол и Сэм, они о чем- то шепчутся, переходят на громкое общение)

Билл: Сэм, как здорово, что мы избавились от этого « дьяволенка ». Эта « двуногая ракета» чуть не довела меня до смерти. Посмотри, до сих пор ссадины на коленях не зажили! И спина болит от ожога!

Сэм: Ничего, дружище! Хоть нам и не достались большие деньги, зато мы получили хороший урок! Этот мальчишка – сущее наказание!!!

Билл: А помнишь, Сэм, как мы стали «жертвами» этого Джонни? Ведь не думали, не гадали, что какой-то мальчишка сможет нас, бывалых в этих делах, обвести вокруг пальца!!!

Сэм: Да, дружище! Врагу не пожелаю того, что сам натерпелся от этой «веснушчатой дикой кошки» !!!

Учитель: Ребята, давайте на время оставим наших героев и вспомним, как прошла первая ночь после похищения мальчишки.

Ученик (пересказывает эпизод «Первая ночь в пещере») : После того, как похитители отвели Джонни в пещеру, которая находилась в двух милях от города, они потеряли покой. Мальчишка был неуправляем: он заставил бедного Билла играть в индейцев, целился в него палкой, все время посматривал на кипящий кофейник, лягался, «каждые пять минут вспоминал, что он краснокожий », выслеживал лазутчиков, «испускал военный клич» (Стр.69). Но нужно было спать. Билл Дрискол и Сэм «расстелили на земле шерстяные и стеганые одеяла, посредине уложили вождя краснокожих, а сами легли с краю» (Стр.69). Но спать им не пришлось…

Учитель: Почему? Откроем 69 страницу произведения и зачитаем причину.

Ученица: «Часа три он, не давая нам спать, все вскакивал, хватал своё ружьё; при каждом треске сучка и шорохе листьев его юному воображению чудилось, будто к пещере подкрадывается шайка разбойников, и он верещал на ухо то мне, то Биллу: «Тише, приятель!» Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами».

Учитель: Но делать было нечего: похитители должны были осуществить свой план. Помните, первоначальная сумма, которую они хотели заполучить, равнялась 2 000 долларов. Потом она уменьшилась до 1 500. И окончательная сумма, которую надеялись получить Сэм и Билл, - никак не могла лежать в их карманах… После отправки письма отцу Джонни, наши герои получили весьма странный ответ. Давайте его зачитаем. (Стр.77-78)

Ученик: « Двум злодеям. Джентльмены, с сегодняшнего дня почтой я получил ваше письмо насчет выкупа, который вы просите за то, чтобы вернуть мне сына. Думаю, вы запрашиваете лишнее, а потому делаю вам со своей стороны контрпредложение и полагаю, что вы его примете. Вы приводите Джонни домой и платите мне 250 долларов наличными, а я соглашаюсь взять его у вас с рук долой. Лучше приходите ночью, а то соседи думают, что он пропал без вести, и я не отвечаю за то, что они сделают с человеком, который приведет Джонни домой. С совершенным почтением Эбенезер Дорсет»

Учитель : Весьма странный ответ, не правда ли, ребята? А как вы думаете, почему отца мальчишки нисколько не озадачило письмо двух похитителей? Почему он не «отвалил» денег? А наоборот, потребовал их с авторов письма?

Ученица: Я думаю, что такой сорванец, как Джонни Дорсет, надоел своими проказами всем домашним, и даже соседям.

Учитель: Но он же еще ребенок! Маленький, подвижный, неугомонный…

Ученик: Скорее всего, невоспитанный!!!

Учитель: Конечно, и такая точка зрения имеет место быть!.. А как вели себя те, кто знал Джонни, после его похищения?

Сэм: О, на этот вопрос я с удовольствием отвечу! Итак, «мне было интересно, как люди отреагировали на похищение сына столь богатого человека. Я отправился в Поплар-Ков, заглянул на почту и в лавку, посидел там, поговорил с фермерами. Один бородач сказал, что слышал, будто бы весь город переполошился из-за того, что у Эбензера Досерта пропал мальчишка». А, вообщем, все было тихо!!!

Учитель: Рассказ О. Генри "Вождь краснокожих" в художественной форме демонстрирует силу сдержанности. Родители, как известно, решили не реагировать на требования похитителей их сына. По прошествии некоторого времени мальчишка стал такой обузой для бандитов, что они предложили заплатить выкуп, лишь бы родители забрали его домой. Рассказ иллюстрирует психологическую игру, обусловленную характером ваших реакций. Принципиально воздержавшись от реакции, родители сорвали планы похитителей. Казалось бы, страшное дело - похищение ребенка, а это не выглядит страшным. Почему?

Ученик: Да потому, что автор рассказа «Вождь краснокожих» О.Генри мастерски изображает это происшествие. Он не только рассказывает историю похищения мальчика, но и использует приемы смешного для создания юмористических ситуаций.

Учитель: Ребята, если я вас попрошу определить тип рассказа, то вы, наверняка, с этим справитесь!

Ученица: Это юмористический рассказ, потому что многие эпизоды вызывают улыбку.

Учитель: Правильно. А какие речевые средства использует О. Генри, чтобы вызвать улыбку? (Выступает группа исследователей)

Группа исследователей: Мы исследовали текст рассказа «Вождь краснокожих» и пришли к следующим выводам. Для создания смешного автор использует такие речевые средства, как:

- неожиданные сравнения ( «У мальчишки волосы были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который покупаешь обычно в киоске, спеша на поезд») ,

- смешные обороты речи ( «Ухмылялся во всю ширь своей физиономии») ,

- несоответствия Папаша был человек почтенный и прижимистый, любитель просроченных закладных, честный и неподкупный церковный сборщик»).

И еще мы выписали «весёлые изречения» из рассказа О.Генри «Вождь краснокожих», которые наглядно демонстрируют эти речевые средства:

    Нашло временное помрачнение ума

    Городишко, плоский, как блин

    Деревенщина, какой впору только плясать вокруг майского шеста

    Действия газет, которые рассылают во все стороны переодетых корреспондентов

    Мальчишка засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича

    Проклятый бледнолицый, как ты смеешь являться в лагерь Вождя Краснокожих?

    Цирк по сравнению с нами – просто виды Палестины

    Святые мученики!

    Жабу не очень-то поймаешь, разве только на верёвочку!

    «Тише, приятель!»

    Рев, какого можно было бы ожидать от голосовых связок мужчины

    Толстый, сильный, отчаянной храбрости мужчина

    Поиски подлых похитителей

    Помоги, Боже, волкам!

    Услышали что-то вроде военного клича, какой, должно быть, испустил Давид, когда нокаутировал чемпиона Голиафа

    Я поймал мальчишку и начал так его трясти, что веснушки застучали друг о друга

    Какой же человек нашел бы в себе силы заплатить 2 000 долларов за эту веснушчатую дикую кошку

    Разницу можешь отнести на мой счет!

    Мистер Билл поможет тебе отразить нападение свирепых дикарей

    Порезвись немножко!

    В глазах появилось такое выражение, как у кролика, попавшего в западню

    Перестань меня лягать, а не то я встану и огрею тебя как следует!

    Ухмыляться во всю ширь своей физиономии

    Бывали мученики в старое время, которые скорее были готовы принять смерть, чем расстаться с любимой профессией

    Сверхъестественные пытки

    Верный нашему грабительскому уставу

    Либо мне отправляться в сумасшедший дом

    Ярко-красная физиономия выражает неизъяснимый мир и полное довольство

    Пообещал ему изображать русских в войне с японцами

    Профессиональный похититель

    Я уже сидел на дереве, спрятавшись не хуже древесной лягушки

    У него в глазах я заметил такое умоляющее выражение, какого прежде не видел ни у бессловесных, ни у говорящих животных

    Мальчишка поднял вой не хуже пароходной сирены и вцепился в ногу Билла, словно пиявка

    В десять минут я пересеку Центральные, Южные и Среднезападные штаты и свободно успею добежать до канадской границы

Учитель: Правильно, ребята! Юмор в этом рассказе несет национальный характер, отражающий опыт народа; он используется как средство эмоционально-экспрессивного воздействия на читателя; наиболее выразительным средством является гипербола, а стилистическим приемом – сравнение. Смех О.Генри благороден, ибо в основе юмора писателя лежит глубокая вера в человека, любовь к нему, ненависть ко всему, что уродует жизнь и людей. С помощью стилистических средств О.Генри стремится усилить впечатление от происходящего, подчеркнуть положительное или отрицательное качество описываемого лица или предмета для создания юмористического эффекта.

Послушаем группу литературоведов, которые подготовили для вас следующую информацию.

Группа литературоведов: В России О.Генри «открыли» в 1915 году. Бум «О.Генрианы» начался с издания в 1923 году сборника «Американские рассказы». В этом же году вышло пять книг, в следующем – 15, а в 1925 году – 20. В 1954 году Гослитиздат выпускает двухтомник его избранных произведений в очень хороших переводах. В 1963 году на «Мосфильме» выходит художественный фильм «Деловые люди» (реж. Леонид Гайдай), созданный по трем новеллам О.Генри; а в 1952 году в Голливуде по рассказу «Вождь краснокожих» - фильм «Фулл-Хаус».

Учитель: Спасибо! А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили то, о чем шла речь на нашем уроке. Перед вами таблица, в которую вы будете заносить правильные ответы на мои вопросы, результатом будет балл, который определится в конце.

А) Уильям Сидни Портер б) О.Генри в) Уильям

2. В каком штате родился будущий писатель?

А) Северная Каролина б) Колорадо в) Техас

3. Сколько рассказов написал он за свою жизнь?

А) более 280 в) 310 в) 260

4. Назовите имена похитителей мальчишки?

А) Билл Дрискол и Сэм б) Охотник Хенк и Змеиный Глаз в) Билл и Сэм

5. Название города, где происходят события рассказа?

А) Утес б) Гора в) Вершина

6. Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?

А) Эбенезер Дорсет б) Билл в) Сэм

7. Для создания смешного О.Генри использует следующие речевые средства:

А) неожиданные сравнения б) Смешные обороты речи в) несоответствия

Учитель: А теперь обратимся к вашим рисункам и рассмотрим то, что вы нарисовали. (Комментирование авторами своих рисунков).

Учитель: Составим синквейн («белый стих», «пятистишие» с англ. ), где будет и самоанализ, и проживание и осмысление своих чувств, знаний, ощущений вновь.

Технология создания синквейна.

1 строка-1 слово - существительное, ключевое в теме, либо сама тема

2 строка-2 слова – определения, эпитета к существительному в первой строке

3 строка-3 слова, обозначающие действие

4 строка-предложение, отражающее суть темы, явления, указанного в первой строке

5 строка-1 слово, может быть «эмоциональным» синонимом к существительному из первой строки или любой частью речи.

В этом английском пятистишие, созданным каждым участником мастерской,

Рассказ О.Генри

Смешной, добрый

Учит, радует, веселит

Подходит для всех возрастов

Великолепно!!!

Летят годы, меняется мир, вместе с ним изменяются и люди, но неизменным остается интерес к истории, культуре, жизни предшественников, создателям великих художественных произведений, среди которых незатухающей звездой светится имя О.Генри – большого писателя и гуманиста, верившего в светлое будущее человечества.

Домашнее задание: Написать отзыв на рассказ О.Генри «Вождь краснокожих»;

Афиша фильма «Деловые люди», режиссер Иллюстрация В Бритвина к рассказу

Леонид Гайдай (1963 год) «Вождь краснокожих»

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА. ТЕМА: О. ГЕНРИ, «ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ» (2 УРОК).

ЦЕЛЬ: ПРОДОЛЖИТЬ ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА О. ГЕНРИ «Вождь краснокожих»

ЗАДАЧИ:

1. ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО СЮЖЕТУ РАССКАЗА.

2. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ, В ГРУППАХ, НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

3. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТЕКСТ 2 ЧАСТИ РАССКАЗА О. ГЕНРИ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ЧАСТИ, РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, ЛИСТЫ ФОРМАТА А4, МАРКЕРЫ, ФЛОМАСТЕРЫ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Вели, чтобы ребята сегодня поработали на уроке

Только на «5»!

2. ПОБУЖДЕНИЕ.

- Ребята, вчера мы с вами начали изучение рассказа американского писателя О. Генри «Вождь краснокожих». Вспомните, пожалуйста, описание главного героя этого рассказа и напишите синквейн к слову «Мальчишка». Задание групповое, выполняете вы его на листах формата А4, время выполнения - 5 минут.

НАПРИМЕР:

1. Мальчишка.

2. Агрессивный, баловный.

3. Швыряется, упирается, не слушается.

4. Дерется, как бурый медведь.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ.

- Продолжая изучать рассказ «Вождь Краснокожих», мы сегодня, используя метод направленного чтения, познакомимся со 2 частью рассказа.

Уч-ся получают 1 кусочек, читают его и отвечают на вопрос: Как назвал мальчик одного из своих похитителей? Почему?

Жить в пещере мальчику понравилось, он и думать забыл, что сам пленник. Меня он тут же окрестил Змеиным Глазом и Соглядатаем и объяснил, что, когда его храбрые воины вернутся из похода, я буду изжарен на костре, как только взойдет солнце.

Поработав в парах и группах, уч-ся записывают в тетрадь прозвища Змеиный Глаз и Соглядатай.

Далее уч-ся получают 2 кусочек текста, читают его и отвечают на вопрос: Предположите, почему мальчик задавал так много вопросов своим похитителям? Выпишите в тетрадь наиболее интересные, на ваш взгляд, вопросы.

Потом мы сели ужинать, и мальчишка, набив рот хлебом с грудинкой, начал болтать. Он произнес застольную речь в таком роде: - Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали 16 штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие?

Поработав в парах, группах, уч-ся записывают в тетрадь общее мнение группы.

Мы считаем, что мальчик был очень любознательный. Нам понравились его вопросы: А настоящие индейцы тут в лесу есть? Ветер отчего дует? А звезды горячие?

Работа продолжается по следующему отрывку. Уч-ся читают его и отвечают на вопрос: Почему мальчик не хотел возвращаться домой? (Выписать тезисами в тетрадь).

Каждые пять минут мальчишка вспоминал, что он краснокожий, и, схватив палку, которую он называл ружьем, крался на цыпочках к входу в пещеру выслеживать лазутчиков - ненавистных бледнолицых. - Вождь Краснокожих, -говорю я ему,- а домой разве тебе не хочется? - А ну их, чего я там не видал? -говорит он. -Дома ничего нет интересного. В школу ходить я не люблю. Мне нравится жить в лесу. Ты ведь не отведешь меня домой, Змеиный Глаз? - Пока я не собираюсь, - говорю я.- Мы еще поживем тут в пещере. - Ну ладно, - говорит он. -Вот здорово! Мне никогда в жизни не было так весело.

Поработав в парах, группе, дети записывают в тетрадь общее мнение своей группы и представляют его классу:

1. Дома ничего нет интересного.

2. В школу ходить я не люблю.

3. Мне нравится жить в лесу.

4. Мне никогда в жизни не было так весело.

Читая последнюю часть текста, дети отвечают на вопрос: Как вел себя Вождь Краснокожих, когда похитители уложили его спать?

Мы легли спать часов в 11. Расстелили на землю шерстяные и стеганые одеяла, посередине уложили Вождя Краснокожих, а сами легли с краю. Что он сбежит, мы не боялись. Часа три он, не давая нам спать, все вскакивал, хватал свое ружье; при каждом треске сучка и шорохе листьев его юному воображению чудилось, будто к пещере подкрадывается шайка разбойников, и он верещал на ухо то мне, то Биллу: «Тише, приятель!» Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами.

После работы с этой частью текста и обсуждения в паре и группе в тетрадях появляется запись: не давал спать, вскакивал, хватал свое ружье, верещал на ухо «Тише, приятель!»

4.РЕФЛЕКСИЯ .

Сейчас я попрошу вас написать мини-эссе из 5-6 предложений за 5 минут на тему «Хотел бы я иметь другом Вождя Краснокожих?» Уч-ся выполняют задание, выбирают лучшее эссе и зачитывают его от группы. Желающие дети прочитывают свои эссе. Домашнее задание: нарисовать диафильм ко 2 части рассказа, которую мы прочитали.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.