Гипотезы по содержанию. Виды гипотез

Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое. Неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с
преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Закон устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями: одно из таких высказываний истинно. Напр.: «Аристотель умер в 322 г. до н.э. или он не умер в этом году». «Завтра будет морское сражение или завтра не будет морского сражения» и т.п.
Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом высказывании, или так, как говорит его отрицание; третьего варианта нет («третьего не дано»).
З.и.т. был известен еще до Аристотеля. Однако он первым сформулировал этот закон, подчеркнув его важность для понимания мышления: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать».
От Аристотеля идет традиция давать З.и.т. разные интерпретации.
1. Закон истолковывается как принцип логики, говорящий о высказываниях и их истинности: или высказывание, или его отрицание должно быть истинным.
2. Закон понимается как утверждение об устройстве самого мира: всякий объект или реально существует, или не существует.
3. Закон звучит как принцип методологии научного познания: исследование каждого объекта должно вестись до тех пор и быть настолько полным, чтобы относительно каждого утверждения об этом объекте можно было решить, истинно оно или нет.
Нередко полагают, что эти три истолкования - логическое, онтологическое и методологическое - различаются между собой только словесно. На самом деле это не так. Устройство мира, занимающее онтологию, и своеобразие научного исследования, интересующее методологию, - темы эмпирического, опытного изучения. Получаемые с его помощью положения являются эмпирическими истинами. Принципы же логики не вытекают из онтологических соображений и представляют собой не эмпирические, а логически необходимые истины.
Аристотель сомневался в приложимости З.и.т. к высказываниям о будущих событиях: в настоящий момент наступление некоторых из них еще не предопределено. Нет причины ни для того, чтобы они произошли, ни для того, чтобы они не случились. «Через пять лет в этот же день будет идти дождь» - это высказывание в настоящий момент ни истинно, ни ложно. Таким же является его отрицание. Сейчас нет причины ни для того, чтобы через пять лет пошел дождь, ни для того, чтобы его не было. Но З.и.т. утверждает, что или само высказывание, или его отрицание истинно. Значит, заключал Аристотель, закон следует ограничить высказываниями о прошлом и настоящем и не прилагать его к высказываниям о будущем.
В 20 в. размышления Аристотеля над З.и.т. натолкнули на мысль о возможности принципиально нового направления в логике. Была создана многозначная логика.
Последовательная критика З.и.т. берет начало от гол. математика и логика Л. Брауэра. Критика Брауэра положила начало новому направлению в формальной логике - интуиционистской логике.
Одной из предпосылок особого внимания к З.и.т. является его широкая применимость в самых разных областях рассуждений. Человек говорит прозой или не говорит прозой, кто-то рыдает или не рыдает, дождь идет или не идет, и т.п. - др. вариантов не существует. Это известно каждому, что показывает, насколько укоренен З.и.т. в нашем мышлении и с каким автоматизмом осуществляется его применение в рассуждениях.



условные умозаключения

условное умозаключение

умозаключение, включающее посылки, представляющие собой условные суждения (см.: Условное высказывание). У. у. может состоять лишь из одной условной посыл-

ки, может включать кроме условной и другие посылки, не являющиеся условными, а также может состоять из многих посылок -условных суждений. Примером У.у., состоящего из одной условной посылки, может быть простое умозаключение, называемое простой контрапозицией условного суждения (см.: Контрапозиции законы). Структура его такова:

Если S есть Р, то S1 есть Р1._____

Если S1 не есть Р1, то S не есть Р. (1)

Это означает, что для получения заключения требуется взять отрицание основания и отрицание следствия в условной посылке и поменять их местами. Пример:

Если к.-л. животное является млекопитающим, то оно является и позвоночным.

__________________________

Если к.-л. животное не является позвоночным, то оно не является и млекопитающим.

Простейшим видом умозаключений, содержащим и другие посылки, не являющиеся условными, может быть условно-категорическое умозаключение: вторая посылка в нем является категорическим суждением. Пример:

Если данное вещество является натрием, то спектр его раскаленных паров дает желтую линию.

Данное вещество является натрием.

Спектр его раскаленных паров дает яркую желтую линию.Первая посылка в этих У. у. - условное суждение, вторая - категорическое. Если структуру условного суждения записать в виде выражения "A E В", где А, В - категорические суждения, E - связка, "если..., то", то можно представить четыре разновидности (модуса) условно-категорического умозаключения: Здесь знак "u" есть знак отрицания суждения и читается "неверно, что...". Среди перечисленных разновидностей (модусов) лишь модусы (1) и (2) являются правильными: они во всех случаях при истинности посылок дают истинные заключения. Модус (1) называется модусом поненс (утверждающим), модус (2) - модусом тол-ленc (отрицающим). Модусы (3) и (4) при истинности посылок могут давать и ложные заключения. Пример модуса (4):

Если число п делится на 10, то оно делится и на 5.

Данное число п не делится на 10.

Данное число п не делится на 5.

Понятно, что если некоторое фиксированное число не делится на 10, то оно в зависимости от значения п может оказаться делимым на 5: к таким числам относятся 15, 25, 35 и т. д. Суждения A и В в составе условного суждения "A E В" могут иметь более сложную структуру: они могут быть, напр., или конъюнктивными, или дизъюнктивными. Тогда об умозаключениях, имеющих структуру (1) и (2), говорят как о модусе поненс или о модусе толленс, но не называют их условно-категорическими умозаключениями (см.: Модус поненс, Модус толленс). У. у. может включать посылки, представляющие собой лишь условные суждения. Пример:

Если треугольник прямоугольный, то в нем против большего угла лежит и большая сторона.

Если треугольник не является прямоугольным, то в нем против большего угла лежит и большая сторона.

Против большего угла в треугольнике всегда лежит и большая сторона.

Распространенной структурой У.у. является следующая:

Если произведение художественной литературы лишено искренности и правдивости, то оно не волнует читателя, не пробуждает у него глубоких чувств.

Если произведение художественной литературы не волнует читателя, не пробуждает у него глубоких чувств, то оно не оказывает на него благотворного воспитательного воздействия.

___________________________________________________

Если произведение художественной литературы лишено искренности и правдивости, то оно не оказывает на читателя благотворного воспитательного воздействия.Такие У. у., у которых не только посылки, но и заключения представляют собой условные суждения, называются чисто условными (чисто гипотетическими). Они могут включать не только две посылки, но и гораздо больше.

Если принимать во внимание не только переменные А, В, С для суждений, но и их отрицания, то при соблюдении следующих структур мы будем получать при истинности посылок истинные заключения. Таковы, напр., логические структуры:Пример:

Если я буду свободен, то я буду дома.

Если я не буду свободен, то я буду в школе.

1) Если я не буду дома, то я буду в школе.

2) Если я не буду в школе, то я буду дома.

Это У. у. построено в соответствии со структурой (III).

отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, необходимо дать определение понятий сравнимых и несравнимых. Несравнимые понятия далеки друг от друга по своему содержанию и не имеют общих признаков. Так, «гвоздь» и «вакуум» будут несравнимыми понятиями. Все понятия, которые нельзя назвать несравнимыми, являются сравнимыми. Они имеют некоторые общие признаки, позволяющие определить степень приближенности одного понятия другому, степень их схожести и различия.

Сравнимые понятия имеют разделение на совместимые и несовместимые. Разделение это проводится исходя из объемов данных понятий. Объемы совместимых понятий совпадают полностью или в части, и содержание этих понятий не имеет признаков, исключающих совпадение их объемов. Объемы несовместимых понятий не имеют общих элементов.

В целях большей наглядности и лучшего усвоения отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем, называемых кругами Эйлера. Каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка - предмет, содержащийся в его объеме. Круговые схемы позволяют представить отношение между различными понятиями.

Отношения совместимости могут быть трех видов. Сюда входят равнозначность, перекрещивание и подчинение.

Равнозначность. Отношение равнозначности иначе называется тождеством понятий. Оно возникает между понятиями, содержащими один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают полностью при разном содержании. В этих понятиях мыслится либо один предмет, либо класс предметов, содержащий более чем один элемент. Говоря более просто, в отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет.

В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат». В этих понятиях содержится отражение одного и того же предмета - квадрата, значит, объемы этих понятий полностью совпадают. Однако содержание их различно, потому что каждое из них содержит разные признаки, характеризующие квадрат. Отношение между двумя подобными понятиями на круговой схеме отражается в виде двух полностью совпадающих кругов (рис. 1).

Пересечение (перекрещивание). Понятиями, находящимися в отношении пересечения, признаются те, объемы которых совпадают частично. Объем одного, таким образом, частично входит в объем другого и наоборот. Содержание таких понятий будет разным. Схематичное отражение отношение пересечения находит в виде двух частично совмещенных кругов (рис. 2). Место пересечения на схеме для удобства штрихуется. Примером могут служить понятия «селянин» и «тракторист»; «математик» и «репетитор». Та часть круга А, которая не пересечена с кругом В, содержит отражение всех селян - не трактористов. Та часть круга В, которая не пересечена с кругом А, содержит отражение всех трактористов, которые не являются селянами. В месте пересечения кругов А и В мыслятся селяне-трактористы. Таким образом, получается, что не все селяне есть трактористы и не все трактористы являются селянами.

Подчинение (субординация). Отношение субординации характерно тем, что объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Когда в отношение подчинения входит два понятия, каждое из которых является общим (но не единичным), понятие А (подчиняющее) становится родом, а В (подчиненное) - видом. То есть понятие «планета» будет родом для понятия «Земля», а последнее есть вид. Бывают случаи, когда отдельное понятие может быть одновременно и родом, и видом. Это происходит, если понятиерод, содержащее в себе понятие-вид, относится к третьему понятию, которое шире последнего по объему. Получается тройное подчинение, когда более общее понятие подчиняет менее общее, но одновременно находится в отношении подчинения с другим, имеющим больший объем. В качестве примера можно привести следующие понятия: «биолог», «микробиолог» и «ученый». Понятие «биолог» является подчиняющим по отношению к понятию «микробиолог», но подчинено понятию «ученый».

Это отношения род - > вид - > индивид.

В таком отношении находятся, к примеру, понятия «планета» и «Земля»; «спортсмен» и «боксер»; «ученый» и «физик». Как несложно заметить, здесь объем одних понятий шире, чем других. Ведь Земля суть планета, но не каждая планета является Землей. Кроме Земли есть еще Марс, Венера, Меркурий и еще множество планет, в том числе неизвестных человеку. Та же ситуация возникает и в других приведенных примерах. Не каждый спортсмен - боксер, но боксер - это всегда спортсмен; любой физик есть ученый, но, говоря об ученом, мы не всегда подразумеваем физика и т. д. Здесь одно из понятий является подчиненным, другое - подчиняющим. Очевидно, что подчиняет понятие, имеющее больший объем. Подчиняющее понятие обозначается буквой А, подчиненное - буквой В.

На схеме отношение подчинения отображается в виде двух кругов, один из которых вписан в другой (рис 3).

Возможна ситуация, когда в отношение подчинения вступают общее и единичное понятия. В этом случае общее и по совместительству подчиняющее понятие является видом. Единичное понятие становится по отношению к общему индивидом. Такой вид отношения иллюстрирует подчинение понятия «Земля» понятием «планета». Также можно привести следующий пример: «русский писатель» - «Н. Г. Чернышевский». Забегая вперед, можно отметить, что отношение «род - > вид - > индивид» используется в таких логических операциях с понятиями, как обобщение, ограничение, определение и деление.

Таким образом, отношение подчинения упрощенно можно отразить в линейных схемах: «род - > вид - > вид».

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляе­мого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная дея­тельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследо­вание вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и проти­воречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, являетсягипотеза.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

(1) Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания разви­тие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в ка­честве необходимой и всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда


имеет ослабленную эпистемическую модальность: является пробле­матичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либопод" тверждению и дальнейшему ее доказательству.



Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результатеанализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалырационально обоснованное, а не интуитивно и подсозна­тельно принятое предположение.

Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового дви­жения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипо­теза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или от­даленный социальный эффект принятого нового пакета законопо­ложений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вна­чале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт су­ществования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя сту­пень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих меха­низм и причины возникновения исследуемых объектов. Последова­тельное усложнение гипотез в процессе познания - о существова­нии, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу по­знания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему, от явления - к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.


Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и предположения, которые вы­двигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым времен­ном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно системати­зировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследо­вания, рационально обработать их и наметить пути дальнейших по­исков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследова­ния функциюпервого систематизатора фактов.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

В историческом, социологическом или политологическом иссле­довании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы

называютверсиями (от латинского versio - «оборот», versare - «видоизменять»).

Версия в судопроизводстве - одна из возможных гипотез, объ­ясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различаютобщие и частные версии.

(1)Общая версия - это предположение, объясняющее все пре­ступления в целом как единую систему конкретных обстоя­тельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоя­тельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие:

какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономер­ность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подле­жащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

(2)Частная версия - это предположение, объясняющее от­дельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Буду­чи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и проис­хождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть следующие предположе­ния: о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения пре­ступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения пре­ступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации и уточне­ния общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные на­правления для выдвижения частных версий по поводу еще не выяв­ленных обстоятельств дела.

Гипотеза это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто,

В методологии науки различают:

Теоретические гипотезы и

Гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей.

Суть : Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодо-ления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

*фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и

*верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается).

Напом ню, что:

- принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно.

- Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.

Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению .

1. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для
проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих
теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: "все подходит » . Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?"

3. Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является
афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом". После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

Вместе с тем основная особенность любых экспе риментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы .

Суть: Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

А)явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?" Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен "сдвига к рискуй при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например:

Гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.

Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обы чно считают лишь гипотезы типа В о причинно-следственных связях.

В экспериментальную гипотезу включаются:

*независимая переменная,

*зависимая переменная,

*отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

1. -— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

2. третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

5. — точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и "очищения" ее условий;

4. экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине
— предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом
эксперименте;

5. — экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изме-нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

6. — экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

7. — комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об
отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави-симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется
только в факторном эксперименте.

Исследователи различают:

*научные и

*статистические гипотезы.

Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует
перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений.

В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух:

Основной и

альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации

данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия. H1 (гипотеза о различии) и Но (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия,

закономерности.

Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утвержденияН1,

А второй— о принятии утверждения Но— об отсутствии различий [Гласе Дж., Стенли Дж., 1976].

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента,

А статистическая для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной
гипотезы.

Экспериментальная гипотеза — первична,

Статистическая — вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты тео-ретического знания о реальности.

Закономерности,

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей" 1 .

Подведем промежуточный итог.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами.

Они должны быть:

*операциональными (потенциально опровергаемыми) и *формулироваться в виде двух альтернатив.

*Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны : гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки .

Исследование гипотез, виды гипотез - область, характерная для любой современной науки, прикладной, гуманитарной, фундаментальной, словом, исключений нет. Под гипотезой принято понимать такое предположение, для которого можно сформулировать обоснование, прибегнув к применяемым в рамках конкретной науки методикам. Формулируется постулат с целью объяснения особенностей взаимодействия, причин. Основные виды гипотез затрагивают природные явления, события, общественные процессы и мыслительные особенности.

Базовое определение

Прежде чем рассматривать виды научных гипотез, нужно разобраться с тем, что термин в себя включает. В настоящее время принято говорить о следующем объяснении: такая форма познавательного процесса, которую невозможно обойти. Она позволяет связать новое знание и полученное ранее.

Виды норм гипотез предполагают процесс построения, в рамках которого сперва выдвигается предположение, и уже на его основе ведется дальнейшее исследование вопроса. Предположение можно сформулировать, если сперва изучить известный материал. Все известные в настоящее время виды гипотез требуют исследования данных, полученных в процессе многократного наблюдения за повторяющейся ситуацией.

Гипотезы: две категории

Принято выделять два ключевых вида гипотез. Введено подразделение на классы с учетом объекта познания и функций, которые при этом применимы. Из познавательных функций можно сформулировать объяснительные, описательные виды гипотез.

Описательные

Описательные представляют собой такое предположение, в рамках которого исследователь обоснованно заключает о наличии свойств у наблюдаемого объекта, явления. Выдвижение этого вида гипотезы позволяет начать работу над познанием структуры исследуемого предмета, а также особенностей активности. При разборе этого вида гипотез диспозиций, санкций принято особенное внимание уделять экзистенциальным вопросам. Они помогают выявить факт существования исследуемого объекта, явления.

Объяснительные

Эти виды гипотез диспозиции предполагают формулирование идей, объясняющих стимулы, спровоцировавшие появление исследуемого объекта. То есть это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

Объект исследования как категория разделения гипотез на виды

Рассматривая практикуемые в современной науке виды гипотез диспозиций, санкций, необходимо особенное внимание уделить важности объекта, который таким подходом изучается. При этом принято говорить о частных, общих вариантах осознания ситуации и построения идеи, объясняющей работу процесса.

Общие

Такие виды гипотез права (а также применимые в любых других науках) представляют собой идею, получившую научное обоснование. При этом необходимо проанализировать, какие причины вызвали явление, каким законам оно подчиняется, какие при этом формируются взаимосвязи. Особенно актуально это при исследовании зависимых друг от друга процессов в обществе и природе. Виды правовых гипотез, научных, медицинских, социальных помогают объяснить закономерности процесса. Это актуально в том числе для психологов и психиатров, получающих эффективный метод познания и объяснения человеческого поведения.

Виды гипотез правовых норм, законов психологии, природных и социальных явлений позволяют объяснить весь исследуемый класс. Основная идея такой работы - сформулировать характерные для этой сферы закономерности, взаимные связи, которые будут корректны и применимы для разных мест, временных промежутков.

Частные

К таким принято относить такие обоснованные с точки зрения науки предположения, которые раскрывают причины некоторого объекта или его части, особенности его происхождения и специфику взаимодействия с иными явлениями, предметами. При этом объекты, находящиеся в центе внимания исследователя, отделяют от прочего класса сходных с ними. Также необходимо произвести разделение между изучаемым явлением и психическими, общественными, природными факторами, исключив их влияние.

Формулируются такие гипотезы, чтобы определиться в вопросах причин, провоцирующих наблюдаемые взаимные связи. При этом рассматривается некоторое множество, для внутренних элементов которого характерно наличие взаимозависимости. Классический пример - это вирусология, в которой гипотезы преимущественно создаются именно частные, а вот общие не дают достаточно эффективного результата. Идея заключается в необходимости выявления закономерностей, присущих конкретным организмам - разновидностям вирусов.

Единичные

Такой тип гипотезы применим в случае, когда причины явления могут быть обоснованы с применением научных подходов. При этом рассматриваются особенности происхождения исследуемого объекта и взаимосвязи, которые для него типичны. В центре внимания ученых - единичные факты, явления, конкретизированные события, применительно к которым необходимо сформулировать гипотезу.

Рабочие

Если научная деятельность предполагает наличие некоторой гипотезы, которую предстоит доказать, в процессе этой работы можно сформулировать дополнительные установки, предположения, которые помогают быстрее и корректнее определить причины и следствия наблюдаемых закономерностей. Прибегая к формулированию рабочих гипотез, ученый тем самым может сгруппировать, структурировать информацию, полученную из наблюдений. Можно также создать предварительное описание, отражающее уже известные факты. Несмотря на научность такого подхода, рабочей гипотезой принято обозначать утверждение, которое (вполне возможно) покажет свою несостоятельность, некорректность описания происходящего.

Существую?

Еще один метод классификации гипотез предполагает разделение их на две группы. Первые рассматривают факт существования некоторого явления или объекта, а второй посвящен взаимосвязям между наблюдаемыми элементами. Доказательство первой группы довольно простое, достаточно иметь вещественные подтверждения наличия исследуемого явления. Например, гипотеза о наличии у шумеров письменности подтверждается обнаружением в древних могилах табличек, содержащих информацию в письменном виде.

Вторая группа гипотез доказывается значительно сложнее. Принято выделение подгрупп, для каждой из которых характерны свои особенности решения вопроса. Некоторые гипотезы посвящены самому факту наличия взаимной связи, другие - особенностям ее характера. Принято говорить о корреляции, причине и следствии, прямой взаимосвязи, опосредованной, распространяющейся на обе стороны взаимодействия или только на одну. Также выделяют гипотезы о параметрах и форме связи. Для каждого параметра можно построить предположение о его количественном значении, а для объекта в целом - о числе таких параметров, которые описывают взаимосвязь объектов.

Никакой самостоятельности!

Сам факт наличия связи между рассматриваемыми объектами, явлениями в большинстве случаев установить достаточно просто. Необходимо проанализировать несколько комбинаций и выявить, где и когда проявляются предполагаемые явления. Оценка вероятности появления конкретного результата позволяет понять, насколько значим фактор случайности, насколько достоверны сделанные из экспериментов выводы. Для корректного анализа по этому аспекту принято применять дисперсионный анализ или иные статистические подходы. Если результат варьируется в пределах пяти процентов, можно с уверенностью говорить, что связь существует и для этого подведена доказательная база.

Если в фокусе внимания ученых - величины, тогда связь между ними изучается с применением специфических методик. В общем случае составляется список изучаемых объектов, по которому передвигаются последовательно. Сперва формулируются теории, гипотезы относительно того, каким образом показатели между собой связаны, а затем все они проходят последовательную проверку на созданном заранее листе. Сперва таким образом выявляют сам факт наличия связи, затем формулируют гипотезы относительно ее характера. Следующий этап - рассмотрение формы, последний - параметров.

Теория и практика

Если обратить внимание на реальную практику формирования и доказывания гипотез, то станет ясно, что фактический подход довольно часто существенно отличается от теоретического. Зачастую первое, что получают исследователи, - это параметры взаимосвязи наблюдаемых явлений, и уже на основе этого предпринимаются попытки установить характер. Сам факт наличия связи зачастую вообще не становится объектом формулирования гипотезы. Чаще внимание этому вопросу уделяют оппоненты ученого либо специалисты, которым доверено составление рецензии на работу, посвящённую некоторой гипотезе.

Наиболее значим вопрос установки факта существования связи между объектами (то есть того явления, которому посвящена гипотеза) в рамках наук, не взаимодействующих с реальными объектами. Хороший пример - математика. Ученые, занимающиеся этой дисциплиной, проводят годы в доказательстве наличия несчетных множеств, иррациональных чисел, правильных семигранников. В этом есть определенная логика: при взаимодействии с реальными объектами нет необходимости подведения доказательной базы существования наблюдаемого явления, так как исследователь видит, ощущает его.

Сложность и достоверность

Еще одна методика разделения гипотез на категории предполагает анализ сложности явления, оказавшегося в центре внимания исследователей, и уровня достоверности. Оценивая, насколько общая научная гипотеза оказалась в фокусе внимания, можно выделить гипотезы, рассматривающие явление или даже группу таких как единое целое. Некоторые гипотезы посвящены конкретном сторонам, свойствам разбираемого факта. Подразделение гипотез на два этих класса полезно лишь в случае выявления соотношений между теориями. Нельзя создать абсолютную шкалу деления. Одна и та же гипотеза относительно одного предположения будет частной, а вот касаемо другого - общей.

Классический пример из правовой системы: некоторая гипотеза может в целом формулировать объяснение совершенного противоправного поступка. Но и она станет частной относительно теории, рассматривающей причины появления таких поступков в пределах державы.

Научные гипотезы

К таковым принято относить теории, которые посвящены закономерностям природных явлений и процессов. Они могут также рассматривать особенности мышления человека и устройства социума. Для принадлежности к группе научных предположение должно быть единственным аналогом рассматриваемого явления и в обязательном порядке объяснять максимальное количество обстоятельств, имеющих связь с исследуемым объектом, фактом.

Не менее важная особенность научной гипотезы - способность предсказать новое явление, отличное от использованных при формулировании научного предположения.

Версия

Этот термин применяется к формулировке толкования некоторого объекта или явления. К нему прибегают, если рассматриваемый процесс имеет несколько различных объяснений, отличающихся своей сутью и содержанием. Довольно часто термин «версия» применяется в судебной системе, в частности на этапе исследования конфликтного вопроса. В то же время такой термин нельзя считать исключительно юридическим. Нередко к нему прибегают научные работники из самых разных областей познания.

По своей логике версия точно так же структурирована, как и гипотеза, - нет никаких отличий. А вот по сути гипотеза в науке и версия различаются. Так, версия обычно рассматривает некие факты, явления единичного характера, зачастую имеющие очень малый уровень значимости. А вот гипотезы посвящают длительным, масштабным событиям, и для формулирования такого предложения необходимо располагать внушительным объемом наблюдений. Формулируя версию, исследователь не ставит перед собой задачу открытия закономерности, для него важно лишь найти объяснение конкретному факту, событию, произошедшему в строго заданный временной промежуток. Для обоснования версии достаточно иметь довольно небольшой объем данных, полученных из наблюдения за ситуацией.

Гипотеза и версия

Нередко для разработки научной гипотезы требуется потратить внушительный объем времени - годы, десятки лет. Чтобы сформулировать версию, достаточно нескольких дней или недель. Проверка также занимается ограниченный временной промежуток, а вот для некоторых научных гипотез этот процесс растягивается едва ли не на век.

Если в фокусе внимания ученых - некоторое явление, объяснение которого требует научной гипотезы, выдвигается одно предположение или несколько отличных с целью определения наиболее корректного. Версии, формулируемые в ходе судебного разбирательства, не могут существовать поодиночке. Уголовное дело всегда предполагает наличие нескольких вариантов, причем строго запрещено выбирать и доказывать только одну версию, даже если она кажется перспективной и точной.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Так, например, в судебном исследовании предположение о преступле­нии в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее от­дельную сторону преступления, например о путях проникновения преступ­ника в помещение, является частной гипотезой.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это де­ление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в кон­кретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипо­тезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единствен­ным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, кото­рым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ста­вит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а слу­жит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и система­тизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - пере­вод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от дру­гих, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «вер­сия» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества. Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и яв­лений, обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий явля­ются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономер­ность. Версия имеет более скромную познавательную задачу - объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосно­вывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть вы­двинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

4. Версия в судебно-следственном исследовании отличается от научной гипотезы также тем, что при выдвижении и доказательстве версии руководствуются не только логическими законами, но и законами юридическими. Факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов.

По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углуб­лением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной по­литики в области торговли спиртными напитками.

Таким образом, использование гипотез в теории и практике имеет боль­шое значение для юристов. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаклю­чению, а включает в свой состав все эти формы.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.