С а есенин стих черемуха душистая. Работа над стихотворением С

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
.
Сергей Есенин

Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Стоит только в мае или июне войти в лес и поглядеть вокруг, и вам обязательно встретится кустарник, осыпанный белыми-белыми цветами на густых поникающих кистях.

Это черемуха!
Ранней весной почки у нее похожи на острые пики. «Это к тому,— говорил писатель Михаил Пришвин,— чтобы черемуха зимой вспомнила, как ее ломали, и твердила про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!»
Весной даже птичка, сидя на черемухе, напоминает ей: «Не забыть, не простить!» Вот почему, просыпаясь от спячки, черемуха вострит миллионы острых пик. После первого дождя пики зеленеют... «Пики-пики!» — предупреждает людей птичка. Но белые пики, зеленея, мало-помалу становятся тупыми. Затем из них выходят бутончики, а из бутончиков белые ароматные цветы.

Прилетит соловей и так запоет, будто золотые обручи по земле раскатит, что из-за этого молодчика черемуха забудет свое обещание: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!» — станет доброй и мягкой, а потому люди снова начнут ломать ее белоснежные, удивительно вкусно пахнущие пятилепестковые цветы.

При цветении черемухи по лесу разносятся волны сильного, сладковато-терпкого аромата, от которого кружится голова. Деревца словно порхают по ветру в белых платьицах, высоко вздымая свои кроны среди березовых стволов. А по народным приметам, коли зацвела черемуха — пора сажать картофель.

Но недолог праздник цветения. Вот уже летят, падают на землю нетающие снежинки — первые лепестки. Скоро закружится в лесу настоящая черемуховая метель, и тогда деревца скромно скроются среди подруг в таких же, как они, темно-зеленых платьицах.
С давних времен черемуха является символом средне-русского пейзажа, за что народ воспевает в стихах и песнях.

Запах ее цветов особенно ощутим после весенней грозы, он как бы объединяет тогда все запахи лугов и лесов.

Черемуха обладает исключительными свойствами. Сильный, опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов, выделяя наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту. Большой букет черемухи в дому смертелен для мух и комаров, опасен и для человека.

Но из ягод ее пекутся пироги, варятся кисели, соком их подкрашивают напитки. В лечебных же целях используют ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.
.


Белая черёмуха

Белая черёмуха белою фатой
Расцвела под окнами, словно образ твой.

Белая черёмуха-первая любовь.

Отцвела черёмуха, зацвела сирень,
У меня душа поёт - у тебя ж мигрень.
Распустилась по весне и увяла вновь.

Под твоими окнами я брожу, как тень,
Вновь цветёт черёмуха - отцвела сирень.
Расцвело бы сразу всё и увяло вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.

Белая черёмуха, белая сирень,
Расцвела под окнами на один лишь день.
Распустилась по весне и увяла вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.
.
Владимир Маркин

Анна Герман "Белая черемуха, душистая"

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею». Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает». Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах. Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема. Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
  • формирование знаний о выразительном чтении стихов,
  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
  • развитие внимания, творческого воображения,
  • воспитание интереса к предмету и культуры общения.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

– Для чего вам это нужно?

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.

2. Чтение учителем стихотворения.

– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.

– Какие чувства возникли в сердце?

– Какие картины возникли в воображении?

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Чтение стихотворения учащимися.

3. Анализ стихотворения.

Анализ это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.

– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.

Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись , стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?

(2). Почему такое сравнение?

(3). Почему у поэта роса цвета мёда?

(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?

(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?

(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?

(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?

(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

4. Работа над словом.

– Объясните значение выражений:

  • роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
  • зелень пряная (с острым ароматным запахом),
  • проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
  • обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
  • вкрадчиво – осторожно, доверительно.
  • под кручею – под обрывом..

Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:

  • чтобы передать радость общения с природой;
  • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
  • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
  • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты )

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.

– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?

– Чем привлекла она внимание поэта?

– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.

– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)

– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

7. Коллективное чтение стихотворения.

8. Закрепление.

Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.

1 уровень.

– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

– Прочитайте понравившиеся строки.

2 уровень.

– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?

3 уровень.

– Какие краски можно использовать при создании картины?

– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?

9. Итог урока. Рефлексия.

Сергей Есенин
Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.