Народная культура. Определение понятия средневековья и его хронологические рамки Раннее средневековье хронологические рамки

1) Раннее средневековье

2) Классическое ,

3) Позднее средневековье

Кризис позднеё Римской империи и попытки его преодоления.

Романисты настаивают на роли Римского начала. Германисты на том, что варварство стало решающим элементом в становлении Средних веков.

Рим достиг своего могущества к 2 веку до н.э. С конца 3 века начинается системный кризис.

Рабовладельческие виллы, Латифундии, мелкие хозяйства посессоров.

Использование труда рабов. Существование за счет притока дешёвой рабочей силы. Внешняя политика Рима ведёт к неудачам, происходит увеличение цен на рабов.

Латифундии – огромные хозяйства, основанные на труде рабов. Расход средств на надсмотрщиков.

Посессоры - мелкие собственники. Они были основой римской армии. Происходит их массовое разорение.

Кризис в сельском хозяйстве.

Кризис в городе. Аграризация экономики. Перемещение в деревню, переход к натуральному хозяйству. Утрата единства внутри Империи.

Кризис в финансовой сфере. Порча монеты и её обесценивание.

Кризис в социальной сфере. Постепенное повышение статуса раба и понижение статуса свободного человека. Раб получает право на создание семьи и пикулий(имущество). Статус раба приближается к статусу арендатора. Появляются штрафы и наказания за убийство раба. Меняется положение свободных(невозможность эксплуатации свободного человека)

Колоны – поселенцы на чужой земле, с некоторыми правами на неё, это могли быть рабы, вольноотпущенники и свободные, посажённые на землю с целью уплаты налогов. В конце 4 века колоны окончательно прикрепились к земле.

Нарастание обстановки нестабильности в обществе. Многочисленные восстания, бегства рабов.

Кризис в политической системе управления. Период принципата с 1вдо н.э -3 в. н.э. Правление домината с 3 в. -5в. Падение роли сената и возрастание роли императорского совета. Опора –союз всадников. Монархические основы государственности. На Западе негативное отношение к титулу «Rex», а на Востоке титул «Василевс» - возрастает роль Востока.

Упадок полисного управления. Декурион исполняет обязанности безвозмездно, их доходы снижаются. Развал полиса и полисного самоуправления. Гражданство мог получить каждый гражданин Римской империи. Рим выводит гарнизоны из далёких провинций. Центральная власть не может повлиять на децентрализацию. Христианство даёт людям надежду. Идёт варваризация империи.

Диоклетиан 284-305. конец периода солдатских императоров.

Денежная реформа – ввод новой денежной единицы «номисма/солид» из золота.

Налоговая реформа- взимание налога с самого прибыльного участка. Возможность неуплаты налогов в случае чрезвычайной ситуации(30 лет), после этого отрезка времени участок передавался общине.

Административная реформа. Признание частной власти магнатов. Установление жесткого контроля. Принцип выборности сменился принципом назначения.

Константин 313

Миланский эдикт –прекращение гонений на Христиан. 325 год – первый Никейский собор.

Военная проблема – активное привлечение варваров, для военных действий, это способствовало проникновению огромный масс варварского населения на территории имеприи.

Рабы не получили гарантированных прав на пикулий. Виллы оказались в 2 раза выгоднее латифундий.

Империя Карла Великого.

Правили с кон.VIIв.(майордомы),с 751г.-короли.Сложились осн.феод.строя.Ускор.рост круп.зем.собст-ти за счёт соц.расслоен-я внутри общины,разорения своб.крест.2 вражд.соц.слоя:круп.землев-цы и уже завис.крест-не(эксплуат.землевлад.)

Карл Мартелл (715-741). Усмирил внутр.смуты в кор-ве.732г-сраж.при Пуатье.Нанёс пораж-е арабам,вторгш.в Юж.Галлию(конное войско).Бенефициальная реформа: вместа дарения земли в полную собственность (аллод), пожалование земли в условную собственность на срок службы (земли отобрал у церкви в Нейстрии). Бенефиций – пожизненное держание при условии военной службы. Укрепл-е слоя мелк.и сред.феодалов,ставших осн.войска.Крест-во утратило знач-е глав.воен.силы.Укреп-е феод.зем.соб-ти и крест.завис-ти(земля давалась с людьми).Бенефициальные пожалования создавали поземельную связь между жалователем и получателем и устанавливали отношения личной верности => начало складывания вассально-сеньориальных отношений.Реформа усилила центр.власть.

Пипин Короткий .(741-768).Все розданные в бенефиции церк.земли признавались собст-ю церкви(платежи с владельцев церкви).Без разреш-я короля церк.не имела права отнять земли.Союз Каролингов и церкви(папы).Пипин принудил лангобардов отдать папе захвач.города Рим.обл.(с 756г.-Папское гос-во)=>получил титул короля от папы.

Карл Великий (768-814). Расцвет государства. 774 г. – покорение лангобардов. Борьба против арабов: 778 г. – неудачный поход (смерть маркгр. Роланда). 801 г. – захват Барселоны и создание погран.Испанской марки. Войны с саксами (772-802 гг.). 788 г. – присоединение Баварии.Саксы платят десятину церкви. 778-803 гг. – войны с аварами. 800 г. – поход в Рим для защиты папы от римской знати => коронация в храме Св. Петра (Византия признала его титул в 812 г.). Рубежи укреп-ся марками.Территория франкской державы была разделена примерно на 200 графств. Каждый из графов обладал высшей военной, судебной и фискальной властью. Для контроля за деятельностью графов была создана своеобразная инспекция: королевские «посланцы».Феодалам нужна была нужна была сильн.центр.власть,чтобы держать в повиновении крест-во. «Майские поля»-съезд бенефициариев.Воен.реформа:служат только зажит. Своб.землевл-цы,бедные объед-ся в группы и выставляют 1 вооруж.воина.Крест-во отстранялось от воен.службы.

11.Военно-колонизационные движения эпохи средневековья (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого – кроме Крестовых походов).

Причины: рост численности населения; необходимость в новых землях для заселения и сельского хозяйства.

Общая характеристика и примеры: первые очаги колонизации появились в Северной Европе, т.е. в скандинавских странах. У скандинавов было мало плодородной или пригодной для земледелия и скотоводста земли, и это приводит к периоду нашествий викингов(кон. 8 - кон. 11 вв.) В поисках новой земли они открыли и заселили Исландию, в кон. 10 в. основывают первое поселение в Гренландии, так же ок. 1000 г. викинги достигают берегов Америки(Лейв Счастливый). Образование Герцогства Нормандия на севере Франиции(по договору между конунгом Рольфом и французским королем Карлом Простоватым, 912 г.). Нормандцы, в свою очередь, захватили Англию(Вильгельм Завоеватель), и смогли укрепится на юге Италии(сицилийские норманны). Следующие очаги возникают в Центральной Европе, например, в Германии, где при Фридрихе Барбароссе начинается экспансия на восток, в земли славян(захват правого берега Эльбы, уже в 1221 г. основывается Берлин. Проводились попытки завоевать север Италии. Для Франции военно-колонизационное движение обозначилось завоеванием Англии норманнами, Альбигойскими войнами на юге и основанием Анжуйской династии в Неаполе. Одним из важнейших направлений было завоевание Фландрии, и подчинение ее Франции. Значительным событием в этот период стала Реконкиста, т.е. отвоевание земель на Перинейском полуострове у мусульман, которое началось с королевства Астурия в 718(или 721) году, и закончилось только к концу 15 века. Короли Испании и Португалии щедро спонсировали Атлантические экспедиции в поисках более короткого пути в Индию, и здесь можно выделить Марко Полло, Колумба и Америго Веспуччи, главных лиц эпохи Великих Географических Открытий.

12.Крестовые походы (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого).

Причины: если рассматривать крестовые походы как часть военно-колонизационных движений, то это демографический подъем и нехватка свободной земли. С другой стороны, это Священный поход к Иерусалиму, направленный против неверных мусульман, подготовка к которому тщательно готовилась в Ватикане.

Общая характеристика: на подготовленной почве(после Реконкисты), католическая церковь постепенно подводила народ к походу против мусульман, и папству нужен был лишь повод. Его предоставил император Алексей 1 Комнин, обратившийся за помощбю против турок-сильджуков. Папа Урбан 1 среагировал мгновенно, прочитав на Клермондском соборе 1095 года проповедь о первом крестовом походе, но речь шла не о походе в помощь Византии. Первыми откликнулись нижние слои общества, образовавшие Крестовый поход бедноты, но он быстро распался, т.к. участники в основном опустошали земли, через которые, по их мнению, шел путь в Священный город. Настоящий первый Крестовый поход собрался в 1096 году, и в итоге оказался самым успешным: ордена рыцарей пересекли Средиземное море, взяли Иерусалим и основали государство крестоносцев(в него входили Графство Эдесское(первое основанное), Княжество Антиохии, Графство Триполи и - самое крупное - Иерусалимское королевство, просуществовавшее вплоть до падения Акры в 1291 году). Этот поход был окончен в 1099 году. Инициатива начать второй поход была проявлена французским королем Людовиком 7, и вскоре поддержанная германским императором Конрадом 3. Изначально Людовик 7 планировал перебраться по морю, поскольку находился в дружеских отношениях с сицилийским королем Роджером 2, но Конрад 3 убедил его идти по пути первого Крестового похода:через Восточную Европу и Византию. Это привело к заключению двух христиано-мусульманских союзов: между Роджером 2 и египетскими мусульманами, и между императором Мануилом 1 Комнином и иконийским султаном. Германская и французская армия двигались медленно, опустошая земли, через которые они проходили, и это изрядно напугало византийского императора, быстро переправившего армию Конрада 3 через Босфор(и уже в первом сражении в Каппадокии, германская армия была разбита), и германцы принялись ждать французов. Мануил 1 заверил подошедшую к этому времени французскую армию, что их союзник одерживает блистательные победы, что разбудило дух соперничества, и вскоре эта армия так же перешла Босфор, и только там узнала о поражении германцев. В долгом и трудном походе до Дорилеи две армии быстро уменьшались под напором мусульман, жары и недостатка продовольствия, и в итоге Конрад 3 из Эфеса по морю в Константинополь, а Людовик 7 остановился в Антиохии. Из-за возникшего напряжения между византийским и германским императорами, армия Конрада 3, не дожидаясь французов, двинулась прямиком в Иерусалим, где был заключен союз с королем Балдуином 3, но провал в покорении Дамаска окончательно отворотил германского императора от Крестового похода. Французский король долгое время сомневался, стоит ли продолжать поход, но был убежден своими приближенными, что не стоит рисковать. Итогом этого похода стала только возросшая уверенность мусульман в собственных силах. Третий Крестовый поход был организован в 1189 году при поддержке Фридриха 1 Барбароссы, французского короля Филиппа 2 Августа, австрийского герцога Леопольда и Ричарда 1 Львиное Сердце, ему предшествовал захват Саладином(Салах ад-дин) Иерусалима. Этот поход можно разделить на три этапа: англо-французское движение, германское движение и осада Акры. Ричард 1 Львиное Сердце в ходе своего продвижения из Англии через Францию и Италию, остановился на Сицилии, где произошел конфликт не только между ним и французским, но и с германским правителями, в виду притязаний английского короля на норманнскую корону. Корона, через брак наследницы норманнского короля с сыном Фридриха 1 Барбароссы, принадлежала германскому императору; Ричарду 1 пришлось задержаться на Сицилии, а французский король двинулся дальше, в Сирию. Еще раз английской армии пришлось задержаться на Кипре, где Исаак Комнин захватил в заложники невесту короля, и тем самым спровоцировал войну, закончившуюся триумфом Ричарда 1. Кипр был подарен королю(титулярному) Иерусалима, а англичане начали осаду Акры. Перед тем как выступить в поход, Фридрих 1 Барбаросса заключил ряд союзов, в том числе с византийским императором и иконийским султаном, и начал движение по суше, к Константинополю. К германскому императору прибыли послы от болгарского и сербского правителя, предлагающих союз против Византии, но Фридрих 1, имея целью Крестовый поход, уклонился от ответа, пытаясь избежать нежелательных и сложных отношений. Однако, чем глубже в Византийскую империю продвигался Фридрих 1 Барбаросса, тем меньше становилась его армия из-за вражеских набегов в опасных местах, и в итоге это привело к открытому конфликту с Византией. Германский император способствовал образованию союза между сербами и болгарами, выступивших с большой армией против Константинополя, а Фридриху 1 удалось переправиться через Босфор, но, вскоре после крупной победы в Иконии, император утонул. Акра была взята только истощением, т.к. личные разногласия между английским и французским королями не давала возможности объединить силы и разгромить мусульман, но в 1191 году город был взят, а Филипп 2 Август, окончательно разругавшись с Ричардом 1, вернулся во Францию. После того, как оставшийся один английский король попытался выторговать или захватить Иерусалим, и потерпел неудачу, Ричард 1 Львиное Сердце начал свое долгое возвращение домой, тем самым обозначив конец Крестового похода в 1192 году. Последний, четвертый Крестовый поход был начат в 1202 году и был, по сути, направлен не столько против мусульман, сколько против Византийской империи. Изначально, однако, армия крестоносцев двинулась в Константинополь по просьбе Алексея Ангела, чей отец, законный император, был брошен в темницу. Ангел просил помочь вернуть ему престол в обмен на щедрое вознаграждение, и крестоносцы согласились, но обещанного вознаграждения не было, и город был захвачен. Таким образом, была основана Латинская империя, просуществовавшая до 1261 года. Французы, учавствовавшие в походе, получили феодальные уделы в Греции и Фракии, а византийцы контролировали Константинопольский порт. До Святой Земли крестоносцы не добрались.

Итог: в ходе Крестовых походов были окончательно обострены отношения между католической и православной Церковью, расцвели антисемистские движения, и нарастающая мощь Османской империи теперь была неоспорима. Но были и плюсы: этот период ослабил внутриполитические конфликты в Европе, было заимствовано множество достижений арабов и сохранившихся на востоке трудов античности, произошел синтез культур и стабилизировалась торговая система.

Развитие культуры Византии.

На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»). В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества).

В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX-XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов. В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI-XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй».

Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности. В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры

23. Германия 10-15вв. Особенности: отсутствие наследственности власти, выборность, династии есть,лишь если сильный правитель заставляет князей признать своего сына следующим правителем, влияние личности короля на внутр. процессы, отсутствие постоянного королевского домена → невозможность централизированного объединения после раздробленности, объединения осуществляются князьями, стремившимися не допустить усиления императорской власти. Номинально есть император, но нет реальной власти → раздрай, разбой на дорогах и прочая + двухуровневость полит жизни: местный с князьями и имперский – номинальный император и отождествление всех земель с наследием Рима (Германию и называли тогда Священной Римской Империей). Нидерланды – одно из самых развитых мест средневековья. Нет единой системы мер и весов, очень много таможень.

9-11вв: 9 в – образование восточно-франкского королевства. Архаичное, слабо дифференцированное общество (только на юге чуть лучше – римское наследство). Слабое, но более пестрое положение дел с подчинением вотчины ее владельцу. Оттон 1 – германский король в 10 веке – становится королем италии, затем и императором римской империи с 962 года. Любил церковь – это средство власти, наделял землей, привелегиями, но влиял сильно на нее и сам – высшие должности под его контролем – имперская церковь . Подъем культуры при Оттонах – оттоновское возрождение – контакты с италией и византией, женитьба оттона 2 на византийской принцессе, слабое возрождение но все же.

11 век. Начался процесс феодализации. Быстрый темп. Борьба за инвеституру между папой и королем (передача властных полномочий посредством символического вручения знамени (светские полномочия) и кольца и посоха (церковные). Из-за инвеституры епископов. Генрих 4 и папа григорий7. Окончание борьбы за инвеституру - 1122 – Вормский конкордат: император уступает инвеституру, но процедура в присутствии короля – условность полномочий короля в этом вопросе.Это «удар по имперской церкви». Далее усиливается роль местных князей из-за ослабления короля.

12 век. Династия Штауфенов – 1138-1254 Характерная черта их политики – стремление подчинить всю Италию, сделать ее своей опорой – столкновения с папами и Сицилийским королевством (1176 – поражение при Леньяно, отказывается от ряда претензий в северной Италии, после еще при др.императорах борьба, но с тем же успехом). Крестовые походы. Сер 12 века - развитая городская община на западе. Становление цехов. На рубеже 13 века – появление городского совета – члены совета – это консулы. Советы образовывались с согласия синьоров , чтобы облегчить тем обязанности по управлению (в отличие от Франции, но с 13 века тоже выступления против синьоров). Церковь и знать основывают новые города, т.к. свой город – это выгодно (мюнхен, лейпциг). Купцы северных городов назывались гАнза – братство, гильдия. 3 торговые области – северная, южная и средняя, как связь между первыми двумя → только посредническая функция + внутренняя торговля.

13 век. 1254 – умирает последний штауфен. Междуцарствие – ок.30 лет. раздробленность. южная германия – развивается горный промысел – серебро для торговли. Глубокие шахты уже умели делать с 12 века. Железная руда . Использование энергии падающей водя для раздувания мехов. Колонизация на восток в это время – ливония, пруссия.

14 век. Расцвет ремесел, торговли. Нет четких и устойчивых границ ни внутри империи, ни внешних (до 2/2 15 века так). 1291 - образование швейцарского союза на территории империи. (3 свободные общины объединились против попыток габсбургов захватить торговый путь в италию, начало века – победили габсбургскую конницу. Признание полит независимости швейцарии лишь в 1648 году.). ГАнза становится союзом, подобным государству, ведет войны – победа над данией – городской патрициат представлял в ней власть, а каждый город – автономия. Возникают и другие союзы городов – Швабский, Рейнский. 1356 – золотая булла – закрепление правовое политической раздробленности – подтверждала выборный порядок избрания императоров коллегией из 7 князей-курфюрстов. Габсбурги с 1438г. после люксембургской династии.

15 век. «замыкание цеха» - появление вечных подмастерьев. Середина века – книгопечатание . К концу века – около 50 центров книгопечатания. Потери территорий (Шлезвиг и гольштайн – дании, прованс –франции, верхняя и нижняя австрия – венгрии. Формировавшееся с 14 века сословно-представительная власть получает название Рейхстага в конце 15 в – совещательный орган. Также сформированы ландтаги (органы территориального управления в отд.княжествах, нерегулярный характер.).

Особенности: Номинальная власть династии га

Хронологические рамки и периодизация истории средних веков.

1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое , или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.

2. Происхождение и содержание терминов «Средние века» и «Феодализм».

Термин средние века был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в 1483 году. До Бьондо доминирующим термином для обозначения СВ было понятие «тёмные века», введенное Петраркой. В современной историографии «Тёмные века» означает 6-8 века в современной историографии.

В 15-17 веках этот период media tempestas c 1469, media antiquas c 1494, medium tempus c 1531…

В 17 веке термин “Средние века» был введён Кристофером Келлером – деление истории на античность, средние века и новое время. Он считает, что средние века длились с 395г(раздел Империи) и до 1453г.(падение Византии). Термин «Средние века» применяется по отношению к Западному средневековью. Особенности: феодальная система землепользования, система вассалитета, доминирование церкви, идеалы монашества и рыцарства

Феодализм –тип общества, характеризующий наличие социальных классов – феодалов и простолюдинов.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал - верховным собственником. Верховный собственник земли - всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба - собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI

– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности , основанная на личной и по-

земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз-

витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества , прони-

занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-

дов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция , действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний ;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-

избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 4045 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

Источники формирования культуры европейского Средневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства.

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-

ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-

но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура , порожденные ею.

В основу средневековой системы образования легла школьная рим-

ская традиция, система "семи свободных искусств".

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и

народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос , заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира , чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей,

сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

7.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей:

наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;

провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и полити-

ко-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформи-

лась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинопольском (381) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (час-

тей), христиане верят:

в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;

в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

в таинство крещения;

в будущее воскресение мертвых;

в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos –

бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба

и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема , напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые

постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала : "тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека - человек глубоко религиозный, а потому нравственный, - реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

7.3. СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство , сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества

(«дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно "Правилам" Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась "богопротивной". В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордена (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военноаристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать

стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература - придворнорыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также

рыцарским романом.

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров-германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов.

Варварские государства, возникшие на развалинах Римской империи, характеризовались христианской религией, сменившей древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.

Характер всего Средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с другой -- отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного состояния, красоты труда. И именно эта вторая сторона Средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения.

"Средние века" - это время, которое находится посередине между Античностью и Новым Временем и, по какой-то невероятной причине, не имеет своего собственного названия. Оно охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

  • 1. Раннее Средневековье, V-X вв.;
  • 2. Высокое (Классическое) Средневековье, X-XIV вв.;
  • 3. Позднее Средневековье, XIV-XV вв. [с. 116, 10]

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VIII вв. - эта эпоха называется "темными веками" или "Периодом Великого переселения народов".

Средние века (Средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Началом Средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки предлагали считать началом Средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи - Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).

Термин "Средние Века" (лат. medium ?vum ) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе "Декады истории, начиная от упадка Римской империи" (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие "Тёмные века", которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

В узком смысле слова термин "Средневековье" применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет Средневековой архитектуры -- романики и готики.

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Россия, Франция и др.

Глава 6

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Каковы хронологические рамки Средневековья
и в чем значение этой эпохи?
Сам термин «Средние века» обязан своим появлением на свет

Деятельности итальянских гуманистов XV- XVI вв. Вводя этот

Термин, деятели Возрождения хотели отграничить свою эпоху от

Мира предшествующей культуры.
Еще недавно Средневековье нередко понималось как исключительно

Темная, варварская эпоха. Такие оценки связаны в основном

С работами историков и философов эпохи Просвещения.

Однако такое отношение к Средневековью не вполне оправданно.

Средние века были самобытным и интересным этапом в истории

Развития европейской цивилизации. Более того, именно

В этот период возникли предпосылки и даже некоторые элементы

Современной цивилизации. В Средние века начали зарождаться

Европейские нации. Тогда же формируются и первые современные

Христианской и варварской традиции.
Как происходило оформление и развитие
христианской церкви?
Христианство было стержнем средневековой культуры. К наступлению

Периода Средневековья история христианства насчитывала

Уже почти пять столетий. К этому времени христианство

Успело значительно видоизмениться. К примеру, появилась несвойственная

Ранним христианским общинам церковная иерархия,

Были введены некоторые учения, среди которых догмат

О Троице, о посмертном воздаянии и т. д. Важную роль в этих
96

Процессах сыграли церковные соборы - т. е. съезды высшего духовенства

Для решения вопросов вероучения, церковного управления

И пр.
Еще во время существование Римской империи начинается

Деятельность так называемых Отцов Церкви - авторов апологетических,

Полемических, комментаторских и исторических сочинений,

Внесших решающий вклад в создание церковной догматики

И организации. В развитии патристики, т. е. учения Отцов

Церкви (от латинского pater- «отец»), различают несколько этапов.

Для II-III вв. характерно фрагментарное философствование

Апологетов (от греческого apologeticos - защищающий) -

От критики нехристианских писателей. Наиболее видными апологетами

Были Тертуллиан (около 160-220 гг.) и Ориген (около

Восточной церкви Василия Великого, Григория Нисского и

Др. - церковные доктрины были систематизированы. Благодаря

Деятельности представителей поздней патристики - Боэция,

Иоанна Дамаскина и др. - теоретико-догматические вопросы

Приобретают форму непреложного канона.
Центральной проблемой патристики стало отношение к языческой

Культурной традиции. Первоначально вопрос ставился

Жестко: «либо - либо». Однако постепенно позиция смягчилась.

Древнегреческая культура начала истолковываться как культура

«богоискательства», в ней допускалось существование элементов,

Которые могут и должны войти в состав христианской культуры.

Одним из таких элементов стал платоновский идеализм,

Позже были восприняты и философские концепции Аристотеля.
С самого начала патристика опиралась на принципы и понятия

Греческой философии. Однако патристика отказалась от свободного

Философского поиска, присущего античной философии,

Признавая единую истину божественного откровения.
Отцы Церкви традиционно разделяются на западных (Италия,

Романизированная Европа, Северная Африка) и восточных

(Греция, Ближний Восток, Египет). Различия между ними не

Только в использовании для своих сочинений различных языков:

Западные Отцы Церкви писали на латинском, а восточные - на

Греческом. Отличались стиль мышления и подход к разрешению

Теологических проблем. Западные Отцы Церкви, впитавшие дух

Римской юридической культуры, мыслили в юридических терминах

И проявляли особый интерес к проблеме предопределения,

Согласования человеческой воли с божественной. Внимание

Восточной патристики было привлечено прежде всего к вопросам

Проявления божественного бытия в бытии человеческом.
Параллельно с этим происходило организационное оформление

Христианской церкви. Как целостное образование она возникает

Из отдельных общий первых христиан. Для ранних хрис

97
7-6332

Тиан было характерно стремление к равенству всех перед Богом,

Что выражалось в постоянной материальной взаимопомощи,

Совместных трапезах и т. п. Первые христианские общины не

Имели клира (от греч. kleros - «избранные по жребию»), т. е. постоянных,

Профессиональных служителей культа1. Однако постепенно

Ситуация меняется. Среди христиан появляется расслоение,

В христианских общинах выделяются руководители.

Усиливается централизация церкви. Возникают объединения

Епископов (надзирателей) отдельных городов. Главой такого

Объединения - митрополии (от греч. metropolia - «главный город

») - становится митрополит. Затем путем объединения нескольких

Митрополий были образованы более крупные структурные

Единицы - патриархии во главе с патриархом. Звание

Патриарха первоначально принадлежало всем епископам и лишь

Затем стало титулом только главенствующих среди них. Так появились

Пять патриархов: римский, константинопольский, александрийский,

Антиохийский и иерусалимский. Все патриархи

Считались обладающими равной властью, однако в действительности

Верховной властью обладал епископ Рима. Постепенно

А также запретил духовенству получать какие-либо церковные

Должности из рук светских правителей. Такая позиция

Папы, объявившего себя фактически верховным сеньором всех

Государей, стала причиной затяжного конфликта между Церковью

И светскими правителями. Конфликт завершился лишь

В 1122 г. Вормсским конкордатом между императором Генрихом

V и папой Каликстом II. Император Священной Римской

Империи отказывался от духовной инвеституры в пользу папы,

Однако в некоторых областях (в Германии) он получал право

Участвовать в избрании епископов и аббатов. Таким образом ,

Спор об инвеституре привел в итоге к компромиссу между духовными

И светскими властями.
Какой тип философии был господствующим
в эпоху зрелого Средневековья?
Господствующим типом философии в эпоху классического,

Зрелого Средневековья стала схоластика. Схоластика получила

Свое название от монастырских школ (от лат. scholastikos -

«школьный, ученый»), где преподавали философию и теологию.

В центре схоластических рассуждений оказались проблемы взаимосвязи

Бога, мира и человека, что предполагало определенное

Решение вопроса о соотношении разума и веры, разума и откровения.

Для схоластического метода философствования было характерно

Соединение теолого-догматических предпосылок с рационалистической

Методикой и интересом к формально-логическим

Проблемам.
В развитии схоластики выделяют несколько этапов. IX в. считается

Временем зарождения схоластики в качестве широкого

Интеллектуального движения. В XII в. деятельность Пьера Абеляра

Знаменует собой появление сопротивления авторитету

Церкви. Зрелости схоластика достигает в XIII в. В это время

Фома Аквинский пытается создать целостную философскую систему,

Примиряющую веру и разум. С XIV столетия начинается

Закат схоластического мышления.
Крупнейшими представителями ранней схоластики были Ансельм

Кентерберийский и Иоанн Скот Эриугена. Ансельм был первым

Значительным средневековым философом и по праву считается

«отцом схоластики». Ансельм считал, что познание христианина

Начинается с акта веры: факты, которые он стремится

Познать, даны в божественном Откровении. То есть христианину

Требуется не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать.

Огромное влияние на Ансельма оказали работы Августина. Однако

Ансельм уделяет больше внимания форме, в которую он об

Лекает мысль, т. е. логико-грамматической структуре высказывания.

Стремясь во всем следовать правилам логики, философ

В своих работах «Монологиум», «Прослогиум», «Диалог об истине

» сформулировал доказательства бытия Бога.
Противоположную позицию занимал Пьер Абеляр. Он считал,

Что только сомнения могут помочь человеку прийти к истине.

Помимо проблемы соотношения веры и разума, внимание философа

Привлекала широко обсуждавшаяся в то время проблема

Универсалий. Абеляр понимал универсалии как умственные концепции,

Которые не существуют отдельно от предметов, но которые

В то же время не просто произвольные имена. К примеру,

Начав творение, Создатель имел в уме идею лошади, и эта универсалия

Присутствует в каждой конкретной лошади.
Одним из наиболее значительных представителей средневековой

Схоластики был Альберт Великий. Он начал перестройку и

Энциклопедическую систематизацию христианского богословия

С опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не

Просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были

Доказывать единство мира как создания Творца. Закончил реформировать

Богословие Фома Аквинский. Его центральное сочинение

«Сумма теологии» обобщало основы средневекового

Мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати,

А разум - в вере, он различил истины разума и недоступные

Рациональному познанию истины откровения. Философом

Были сформулированы пять доказательств бытия Бога.
Поздняя схоластика в лице Иоанна Дунса Скота и Уильяма

Оккама видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись

От рационального объяснения христианских догматов,

Схоластика фактически вернулась к формуле веры , приписываемой

Раннехристианскому писателю Тертуллиану, - «верую,

Ибо это абсурдно».
Какие жанры были распространены
в литературе зрелого Средневековья?
Важнейшим элементом средневековой культуры было литературное

Творчество. Первоначально это творчество было устным.

К примеру, скандинавские прозаические повествования

О событиях прошлого - саги - исполнялись публично на пирах

И других собраниях и были записаны лишь в XII-XV вв.
Приблизительно к XII столетию складываются и остальные

(все основные) жанры средневековой словесности: рыцарский

Роман, лирика, а также основные театральные жанры (миракль и

Моралите).
В период зрелого Средневековья продолжается развитие традиций

Народно-эпической литературы. На этом этапе важнейшим

Становится героический эпос. Одно из наиболее значитель

Ных произведений французского героического эпоса - «Песнь

О Роланде», основу сюжета которой составляют легенды о походах

Карла Великого1. Крупнейшим произведением англосаксонского

Эпоса является «Беовулъф» - поэма, повествующая о ратных подвигах

мужественного и справедливого воина Беовульфа. Поэма,

Как считают, была сложена еще в VII-VIII вв., однако до нас дошла

В рукописи, датируемой приблизительно началом XI столетия.
В середине XII в. во Франции расцветает рыцарский роман,

Пришедший на смену героическому эпосу. Среди наиболее прославленных

Кретьена де Труа. Его романы посвящены кельтскому королю

Артуру и его вассалам - рыцарям Круглого стола.
Рыцарская культура складывалась в основном при дворах государей

И вельмож. Немаловажным элементом рыцарской культуры

Была придворная литература. Ее основой был культ воинской

Доблести в сочетании с христианской нравственностью и

Соответствующими времени эстетическими нормами. Неотъемлемой

Составляющей рыцарской культуры была куртуазность -

Средневековая концепция любви, согласно которой отношения

Между рыцарем и его прекрасной дамой подобны отношениям

Сеньора и вассала.
Куртуазная система ценностей воспевалась «певцами любви

» - трубадурами. Трубадурами эти поэты-певцы, прославлявшие

В своих песнях рыцарскую любовь, назывались на Юге

Франции. На севере страны их именовали труверами, а в Германии

Миннезингерами. Помимо песен и баллад, они сочиняли

Сатирические поэмы и лирические пьесы светского характера.
Своеобразным явлением культуры зрелого Средневековья

Было появление поэзии вагантов (от лат. vagantes - «бродячие»).

В числе вагантов были бродячие нищие, школяры и студенты,

Низшие клирики, странствующие из города в город. Ваганты появляются

В то время, когда в средневековых городах умножается

Число школ, появляются университеты, и впервые в истории Европы

Появляется избыток образованных людей. Темы поэзии вагантов

Не только восхваление беззаботной распутной жизни и

Веселого времяпрепровождения. Ваганты обличали жадность

И распутное поведение представителей высшего духовенства. За

Вольнодумство и антиаскетический образ жизни ваганты преследовались

Официальной церковью.
С развитием городской культуры связано также творчество

Жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия). В XI--XII вв.

Они выступали на городских площадях как актеры, акробаты,

Дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры и шпильманы -

Явление, родственное русским скоморохам.
Песнь о Роланде. М.; Л., 1964. С. 140.
106

Литература эпохи Средневековья - одна из прекраснейших

Страниц в истории мировой литературы. В то время появились

Сюжеты, которые позже неоднократно использовались и перерабатывались

Жанры также обогатили мировую литературу.
Каковы основные особенности готического стиля?
В конце XII-начале XIII в. в Западной Европе романский

Стиль сменяется готическим (от итал. gotico - «готский», по названию

Германского племени готов). Это наименование возникло

В эпоху Возрождения, когда все готическое означало «варварское

» и противопоставлялось «римскому», т. е. искусству в духе

Античных традиций.
Лишь спустя века, в XIX столетии, интерес к готике возродился.

За легкость и ажурность ее называли застывшей, или безмолвной,

Музыкой, «симфонией в камне». Ее расцвет приходится на

XII-XIV в. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую

(высокую) и позднюю (пламенеющую) готику.
Готические соборы значительно отличались от церквей романского

Периода: романская церковь тяжеловесна , приземиста,

Готический собор - легок и устремлен ввысь. Основой романского

Здания служила сама его масса, поддерживаемая арками,

Столбами и другими прочными деталями. Готические же мастера

Стали использовать новую конструкцию сводов: свод опирается

На арки, а те - на столбы. Боковое давление свода передается

Аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (столбам,

Поддерживающим аркбутаны). Стена перестает быть основой

Здания, следовательно, уменьшается ее толщина. Это позволило

Архитекторам увеличить внутренний объем здания, проделать

Множество окон, арок и галерей.
Благодаря готическому своду (его еще называют нервюрным)

Увеличилась высота здания (Амьенский собор - 42 м, тогда как

Предельная высота романской постройки - 20 м).
В готической архитектуре стирается граница между отдельными

Частями здания, поверхность стены представляет единое

Пространство, украшенное витражами, непременной «розой»

Над порталом, статуями и рельефами.
В это время как появляется новая, круглая, скульптура, так и

Сохраняется старая, представляющая собой часть здания. Но и

Последняя изменяется: подобно самому собору, она вытягивается,

Фигуры удлиняются, части тела становятся непропорциональными.

Ведущей темой в изображении Христа является его

Мученичество, а непропорциональность придает фигуре лишь

Большую выразительность. В скульптуре складывается культ Богоматери,

Нередко переплетающийся с поклонением прекрасной

Даме, характерным для Средневековья. Сохраняется и вера в чу

Деса, фантастических чудовищ, которые тоже изображались

В виде скульптур.

В готическом стиле возводились и светские здания: ратуши,

Торговые ряды и даже частные дома.
Наиболее известными и значительными образцами стиля в архитектуре

Являются знаменитый Нотр-Дам де Пари (ранняя готика),

Шартрский (XII-XIV вв.), Реймский (1211-1330 гг.) соборы

Во Франции, Кельский (XIII-XIX вв.) - в Германии.
В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика. Для

Нее было характерно украшение зданий пламенным кружевом,

Т. е. тончайшей резьбой по камню. Широко использовались

Сложные рисунки и орнаменты. В это время почти не строятся

Новые знания, а завершаются старые. К шедеврам пламенеющей

Готики относятся соборы в Амбере, Амьене, Конше, Корби.
Особенным является готический стиль Англии. Ее искусство

Связано в основном с монастырями. Английский готический собор

Отличается обилием украшений как снаружи, так и внутри

Здания.
Яркими примерами английской готики являются Кентерберийский

Собор (XII-XV вв.) и собор Вестминстерского аббатства

(XIII-XV вв.).
Готическое искусство - одно из величайших достижений Средневековья.

Какую роль играли средневековые города
в становлении нового образа жизни?
К концу XII в. роль религиозных, политических, экономических

И культурных центров в Европе перешла от монастырей

К городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным

Управлением. Росло число ремесленных цехов и других

Светских корпораций. Города привлекали множество людей -

Ремесленников, паломников и студентов. «Городской воздух делает

Свободным», - гласила поговорка того времени.
Центрами общественной жизни средневекового города стали

Ратуша и собор. Ратуша представляла собой каменное здание

С залом для собраний и подсобными помещениями. Неотъемлемой

Ее частью была башня - символ свободы города.
Соборы должны были вмещать все городское население. Собор

Строился по заказу и на средства городской общины. Постройка

И укрепление храма, на которые уходили десятилетия,

Являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной

Жизни. Перед ним выступали проповедники , спорили

Профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные

Представления.
Бурный рост городов вел к расширению строительства, а это,

В свою очередь, - к созданию профессиональных артелей, не
108

Связанных с определенным городом, а выезжавших туда, где намечалась

Большая стройка. Именно из артелей, а конкретно - из

Артелей каменщиков, впоследствии образовалось философскополитическое

Общество «Вольных каменщиков» (франкмасоны).

Активное становление городов вело и к изменению мировоззрения.

Человек стал противопоставляться массе, коллективу, но

Его роль определялась не личностными характеристиками,

А профессией (купец, рыцарь, ремесленник).

Термин «Средние века» - перевод с лат medium aevum (средний век)- был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бондо, написавший «Историю от падения Рима», назвал «Ср веком» период, который отделял его эпоху от античности. В XVII в. профессор Келлер ввел термин «Средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Средневековье и Новое время. Хронологические рамки периода разделения Римской имп Западную и Восточную (395г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г. В XVII В понятии «Средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные акценты, Начало Нового времени соответственно связывалось с изобретением книгопечатания, открытием Америки, Впоследствии ИстСрВ стала пониматься как время господства феодальной, или ленной, системы общественных связей в среде феодалов. С точки зрения культуры Средневековье — это период между исчезновением античных школ и введением всеобщего школьного образования в XIX столетии Средневековье может и должно быть разделено на промежуточные периоды. Например, можно выделить раннее Средневековье (с IV по IX в.), включающее в себя позднюю Античность и становление феодальной системы; классическое Средневековье (с Х по XIV в.), время великого подъема, к которому следует свести собственно Средневековье, если мы хотим сохранить его узкое определение; позднее Средневековье, или время кризисов, потрясших Европу в XIV-XVI вв.; эпоху абсолютной монархии, приведшей к угасанию феодального строя, завершившего свое существование в период между Английской и Французской революциями.

Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов’. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно.

Средневековье

Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец V - середина XI в. - раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в. - конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Другие материалы по теме:
Документальные, нарративные источники по истории средевековья, классификация
Король Людовик 9
Эпидемия чумы в Европе в 14 веке
Восстание Уота Тайлера
Развитие Европы в 14 веке
Англо-Французская война 15 века, набеги датчан
Образование Швейцарии
Понятие, становление, феодального строя, его роль в истории Европы
Франция в 9-11 веках
История средневековой Италии
Феодализации Германии
Политика Саксонской династии
Феодализация Англии
Завоевание Испании мусульманами
Производство в Европе в 5-9 веках
Возникновение городов, борьба с феодалами
Купцы, ремесленные цехи в средневековье

Историки марксистской школы, в частности - советские, отводили Средневековью время с V в. н.э. по середину XVII в. н.э. Это было связано с тем, что ранее XVII в. термин «Средние Века» не был в употреблении учёных, а также с укреплением европейского капитализма на этом рубеже.

Первым писателем употребившим термин «средневековье» в названии своего труда («Historia medii aevi», 1685) был немецкий иезуитХристофор Целларий (Christoph Cellarius, Keller) (22 ноября 1638 – 4 июня 1707), разделивший универсальную историю на древнюю, среднюю и новую. Это нововведение встретило сопротивление современных ему историков, в особенности - историов–богословов, традиционно деливших всемирную историю по монархиям, следуя и развивая указания пророческой книги Даниила. Позднее некоторые историки переносили конец Средневековья на 1453 (падение Константинополя), 1517 (начало Реформации) и даже 1648(конец 30–летней войны).

Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе

Это деление является условным, и скорее имеет качественное историческое значение, чем точноехронологическое.

В настояшее время в традиционной истории наиболее принято деление Средневековья, указанное историком Лешером (сведения о котором пока не обнаружены), который уделял Средневековью тысячелетие с V в. по XV в. н.э., разделяя его на подпериоды:

Раннее Средневековье с 476 г. н.э. - даты фантомного свержения Одоакром последнего римского императора Ромула Августула, по IX в. н.э.

Высокое Средневековье с X в. н.э. по XIII в. н.э.

Позднее Средневековье с XIV в. н.э. по XV в. н.э.

С какими событиями связаны границы подпериодов сегодня уже забыто, как и работы первых периодизаторов - Целлариуса иЛешера. Возможно, что окончание Средневековья связывалось историками XVII в. с открытием Америки, или с концом 7–го тысячелетия по византийской эре.

В самое последнее время, среди российских историков, в связи с их частичной осведомлённостью с хронологическими идеями Н.А. Морозова и с Новой Хронологией, возникла гипотеза об отсутствии Тёмных Веков в Средневековье. Они предполагают, что в Средневековье проходил научно-технический прогресс общества, только от него не сохранилось никаких документов и не осталось материальных следов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

2024 litera-globus.ru. literaglobus - Образовательный портал.